ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Общие положения финансового права
ПРИМЕНЕНИЕ ^-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. В выступлении раскрывается процесс внедрения современных цифровых технологий в практику работы российских таможенных органов. Анализируется роль и значение электронных инструментов в реализации концепции «одного окна», уровень и динамика развития «электронного декларирования», перевод в цифровой формат процедуры уплаты таможенных платежей. Подчеркивается необходимость координации и взаимодействия таможенных органов с другими органами исполнительной власти в указанных целях. Ключевые слова: таможенное оформление, таможенные платежи, технология «одного окна», электронное декларирование, электронные платежи.
S. O. SHOKHIN, PhD in Law, Professor of Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Merited lawyer of the Russian Federation, academician of Russian Academy of Natural Science doctorsos07@rambler.ru 119454, Russia, Moscow, prosp. Vernadskоgо, d. 76 APPLICATION OF IT TECHNOLOGY TO REALIZE THE FISCAL FUNCTIONS OF THE CUSTOMS BODIES Abstract. The article deals with the process of introduction of modern digital technologies in the practice of the Russian Customs authorities. Analyses the role and value of electronic tools in the implementation of the «one window» concept, the level and dynamics of development of the «electronic declaration», digitization of procedure of payment of customs payments. Stresses the need for coordination and interaction of customs bodies with other executive bodies for these purposes. Keywords: Customs clearance, customs payments, single-window technology, electronic declaration, electronic payments.
Сергей Олегович ШОХИН,
доктор юридических
наук, профессор кафедры
административного
и финансового
права Московского
государственного
института
международных отношений (Университета) МИД России, заслуженный юрист РФ, академик РАЕН doctorsos07@rambler.ru 119454, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, д. 76
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.017-020
© С. О. Шохин, 2018
18
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Произошедшие за последние годы изменения в политической и социально-экономической жизни страны, динамичное развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве оказали существенное влияние на организацию таможенного дела в Российской Федерации.
Одно окно
Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 622-р одобрена Концепция создания Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС), которая создается с 2008 г. для информационного взаимодействия контрольных органов, участников внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. По своему содержанию МИАИС является автоматизированной системой управления перемещением через Государственную границу Российской Федерации товаров, транспортных средств международной перевозки и физических лиц. С созданием Таможенного союза, а ныне и в связи с вхождением России в состав стран Евразийского экономического союза, в МИАИС внесены существенные корректировки. Важным шагом в совершенствовании государственного контроля на государственной границе Российской Федерации является внедрение технологии проведения госконтроля по принципу «одного окна».
29 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-ФЗ № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»1. Указанным законом таможенным органам были переданы полномочия по осуществлению в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортного контроля в полном объеме, а также полномочий по проверке документов в отношении подконтрольных товаров для осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. Фактически таможенным органом были переданы часть функций соответствующих министерств и федеральных служб. Суть изменений в технологии государственного контроля заключается в том, чтобы избежать повторных проверок разными контролирующими органами и тем самым сократить время прохождения границы. То есть законодательно введенный принцип «одного окна» позволяет ускорить прохождение товаропотоков через внешние границы торгующих стран.
Развитие информационных технологий в Таможенном союзе также предполагает создание системы «Единое окно». В настоящее время принята концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ). Система будет состоять из центрального узла и узлов, разворачиваемых в каждом государстве Таможенного союза. Подсистема «Единое окно» является частью ИИСВВТ.
В рамках решения задачи Подпрограммы по развитию информационно-коммуникационных технологий и обеспечению функционирования информа-
1 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 6.
73
L-—^ Ii
'МШН1Ш Ш°™" О. а.
УНИВЕРСИТЕТА Применение IT-технологий для реализации имени o.e. кугафина(мгюа) фискальной функции таможенных органов
ционно-технических и программных средств ФТС России проведена большая работа.
Продолжаются разработка, рассмотрение и согласование технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), предусматривающих передачу данных в электронном виде. В 2017 г разработано и согласовано 16 ТКМВ, в том числе 12 ТКМВ — с федеральными органами исполнительной власти, 3 — с Центральным банком РФ и 1 ТКМВ — с ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Продолжается работа по совершенствованию информационного обмена с ФНС России в рамках Временного порядка информационного взаимодействия ФНС России и ФТС России в соответствии с пп. 1.1 ст. 151 Налогового кодекса РФ; разработаны изменения и дополнения к Соглашению о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21 января 2010 г., а также проект протокола информационного взаимодействия между ФНС России и ФТС России.
Электронное декларирование
За последние 10 лет далеко шагнула технология электронного декларирования2.
В 2017 г. таможенными органами оформлено в электронной форме 614,9 тыс. транзитных деклараций, что составляет 60,8 % от общего объема транзитных деклараций, оформленных таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых по территории Российской Федерации (в декабре 2017 г. показатель оформления процедуры транзита в электронной форме достиг уровня 96,5 %). Кроме того, таможенными органами было оформлено свыше 7,7 тыс. предварительных транзитных деклараций.
Применение электронного декларирования процедуры таможенного транзита способствовало сокращению времени оформления товаров и упрощению совершения таможенных операций.
Согласно Плану деятельности ФТС России на период 2013— 2018 годов и результатам его реализации в 2017 г.:
— доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представ- Б ления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных И деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не гп идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной про- О верки документов на бумажных носителях, — 98 %; Л
— доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представ- ^ ления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных т
И гп
В
И I
В частности, издан приказ Минфина России от 30 августа 2016 г. № 144н «Об утверж- Н
дении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы П
таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске щ
деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях, — 2 часа (2013 г. — 60 часов);
□ и
(отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.12.2016). ПРАВА
>
20
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, — 2 часа (2013 г. — 72 часа).
В 2017 г. в рамках реализации Плана деятельности ФТС России был подготовлен проект федерального закона «О таможенном регулировании», предусматривающий полномасштабное внедрение технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о регистрации и выпуске товаров при представлении декларации на товары в виде электронного документа.
Таможенные платежи
Среди приоритетных целей деятельности ФТС России — внедрение элементов единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Основными задачами ФТС России являются:
— обеспечение процессов интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России;
— совершенствование межведомственного информационного взаимодействия. Разработаны и совершенствуются такие направления, как:
— единый лицевой счет ФТС России, переход на электронный (безбумажный) документооборот на базе информационного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;
— практика применения электронной банковской гарантии.
В части администрирования таможенных платежей основные мероприятия в 2017 г. были направлены на:
— осуществление перехода на электронный документооборот таможенных органов и участников ВЭД путем совершенствования системы уплаты таможенных платежей при электронной форме декларирования;
— упрощение процедуры возврата таможенных платежей и сроков ее проведения;
— применение электронных технологий при администрировании обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов и организации взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, пени, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
— применение диверсификации технологий удаленного выпуска товаров и удаленной уплаты таможенных платежей, упрощения расчетов по таможенным платежам.
Внедрение цифровых технологий кардинально улучшает качество и эффективность деятельности таможенных органов и является реальным рычагом противодействия коррупционным проявлениям в таможенной сфере.