Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ВЕЛИЧИНА «ВРЕМЯ» / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ / PRIMARY SCHOOL / JUNIOR SCHOOLCHILDREN "TIME" VALUE / HISTORICAL DATA / SEQUENCE AND DURATION OF EVENTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гребенникова Н.Л., Вазирова Л.У., Назарова В.Р., Тихонова О.С.

Для наиболее эффективного процесса изучения величины «время» требуются соответствующие средства - модели временных промежутков и приемы, позволяющие повысить интерес обучающихся к изучению темы, сделать занятия более продуктивными. Одним из таких приемов может быть применение исторических данных, что позволит младшим школьникам проследить их временную последовательность, сопоставлять исторические факты и события, сравнивать по их длительности во времени. В представленной статье рассматривается специфика применения исторических данных при изучении величины «время» в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гребенникова Н.Л., Вазирова Л.У., Назарова В.Р., Тихонова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ»

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Гребенникова Н.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент ВазироваЛ.У., НазароваВ.Р., Тихонова О.С.

Студентки факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»

г. Стерлитамак

Аннотация. Для наиболее эффективного процесса изучения величины «время» требуются соответствующие средства - модели временных промежутков и приемы, позволяющие повысить интерес обучающихся к изучению темы, сделать занятия более продуктивными. Одним из таких приемов может быть применение исторических данных, что позволит младшим школьникам проследить их временную последовательность, сопоставлять исторические факты и события, сравнивать по их длительности во времени. В представленной статье рассматривается специфика применения исторических данных при изучении величины «время» в начальных классах.

Abstract. For the most effective process of studying the value of "time", appropriate means are required -models of time intervals and techniques that increase students' interest in studying the topic, make classes more productive. One of these techniques can be the use of historical data, which will allow younger students to trace their time sequence, compare historical facts and events, and compare them in terms of their duration in time. This article examines the specifics of the use of historical data in the study of the value of "time" in primary school.

Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники величина «время», исторические данные, последовательность и длительность событий.

Key words: primary school, junior schoolchildren "time" value, historical data, sequence and duration of events.

Восприятие времени - отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий. Основа восприятия времени - чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).

Младший школьный возраст можно характеризовать как начальный этап становления «теоретического» знания обучающимся временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отражения времени. Свободное оперирование временными категориями является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств. Залог успеха образовательного процесса при изучении величины «Время» в начальных классах во многом зависит от умелого использования элементов истории математики в процессе обучения младших школьников, поскольку осуществление принципа исторического подхода дает возможность уяснить, что процесс познания - это исторический процесс, понять взаимосвязь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика. Если работу начать уже с первого класса и осуществлять ее непрерывно, то постепенное включение элементов истории в урок станет для обучающихся необходимой составной частью урока.

В.Ф. Ефимов особенно подчеркивает, что «использование исторических данных в процессе обучения способствует решению следующих ключевых задач:

- установление диалектической взаимосвязи между историей государства, родного края и историей развития математики;

- способствует раскрытию причинно-следственных взаимосвязей и закономерностей исторического процесса;

- способствует углублению знаний, существенному их расширению и конкретизации по предмету; активизации познавательной деятельности учащихся» [3, с. 74].

Система образовательного процесса при использовании исторических данных, согласно мнению В.Ф. Ефимова, должна основываться «на следующих особенностях:

- в первую очередь необходимо определить место использования исторического материала при изучении темы;

- целесообразно установление связей исторического материала с элементами данной темы;

- определение места использования исторического материала на уроке;

- подбор наиболее эффективных средств использования исторического материала;

- продумывание возможностей последующего использования отобранного исторического материала на уроках математики или внеклассной работе» [3, с. 74].

Развитие временных представлений является непрерывным и сложным процессом. Особый интерес представляют уроки, основанные на тематике истории появления первых часов и особенностей исчисления времени, что наилучшим образом позволит изучить величину «Время».

Так, уже с первого класса можно познакомить учеников с историей появления часов. В данном случае важно выстраивать урок с учетом принципа историзма. Здесь учитель может применять следующий рассказ на уроке математики: история первых часов берет свое начало с истории возникновения человека. Так как у первобытных людей не было каких-либо специальных приспособлений, а тем более часов, то для исчисления времени применялись подручные материалы и явления: вода, огонь, солнце, песок и так далее. В качестве первых в истории своеобразных ориентиров для отчета суток были небесные светила, а смена времени года подсказывала об изменениях в природе. Из этого следует, что первое проявление интереса ко времени и является началом истории часов [1, с. 56].

Первыми часами были солнечные. Первобытным людям было достаточно ориентироваться в частях суток, в чем помогали данные часы [3, с. 77]. В течение становления человеческой цивилизации солнечные часы постепенно совершенствовались. Вариант таких часов показан на рисунке 1.

Рис. 1. Солнечные часы

Данное приспособление можно использовать и в настоящее время, которое показывает время с точностью до часа, однако в пасмурное время данные часы было трудно применять и по этой причине вместо солнца начали использовать огонь, благодаря чему появились первые огненные часы. Для этих целей в часах использовались свечи, эталоном - единицей времени была длительность сгорания свечи. Однако каждая свеча могла сгорать за разный промежуток времени, что существенно искажало время и достоверность показаний таких часов, точность измерения времени.

Около 2 500 лет назад были придуманы первые в истории часы, в которых использовалась вода. Это приспособление также было примитивным и имело вид сосуда с отверстием, через которое вытекала вода. Благодаря делениям на сосуде можно было измерять время, проходящее при истечении воды из сосуда. Вот почему говорят о прошедшем времени: «Время истекло».

Одними из наиболее известных в истории первыми часами стали песочные - о таком хронометре, слышали, наверное, все. Такое устройство имело сходство с водными часами, но песочные состояли из двух соединенных сосудов, для измерения промежутков времени использовался песок, за часами надо следить и по истечении песка, их нужно переворачивать. Песочные часы используются и в наше время для измерения коротких промежутков в 1, 2, 3, 5 минут, к примеру, в физиотерапевтических кабинетах при определении длительности лечебной процедуры [3, с. 50].

Таким образом, данный материал позволяет осознать, что история часов насчитывает множество веков, а также как люди на различных исторических этапах развития ориентировались во времени. Из этого следует, что уже в первом классе ученики начинают знакомиться с основными измерительными приборами - часами и их шкалой. Также в первом классе расширяются знания о временах года, месяцах, которые были получены еще на дошкольном этапе образования.

Библиографический список

1. Гребенникова Н.Л., Назарова В.Р., Тихонова О.С. Особенности изучения величины «время» в начальной школе // Chronos. - 2020. - № 41. - С. 56-58.

2. Ефимов В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа. -2004. - № 6. - С. 74-80.

3. Медникова Н.А. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.