М.В. Смирнова
применение интернет-технологий в предвыборной кампании родп «яблоко»
в статье рассмотрены возможности применения интернет-технологий в политике на примере предвыборной кампании российской объединенной демократической партии «яблоко» в Государственную Думу Фс рФ VI созыва.
Ключевые слова: интернет-технологии в политике, предвыборная кампания, роДп «яблоко», Государственная Дума рФ.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
политология
Использование информационных технологий в предвыборных кампаниях является наиболее эффективным средством и имеет большие перспективы. Сеть Интернет представляет собой не только самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату, но и позволяет применять новые формы агитации, выгодно отличающиеся от привычных средств. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям монолог кандидата на выборную должность все чаще преобразуется в интерактивное общение с избирателями.
Но, главное, Интернет дает возможность в десятки раз повысить активность первичных организаций, позволяет организовать постоянный приток в партию пользователей сети, более активных в политическом смысле, чем большинство населения, при проведении кампании Интернет позволяет объединить возможности всех видов СМИ при минимальных затратах.
Представительство партии в Интернете является уже неотъемлемой частью общения политических элит с электоратом. Каждая уважающая себя партия обзавелась собственным ресурсом, политические деятели имеют персональные интернет-страницы, активно ведут блоги, выкладывают видеообращения на YouTube. Интернет является совершенной средой для построения взаимоотношений, поскольку он поощряет к интерактивным действиям.
Современные информационные технологии позволяют партиям и их лидерам позиционировать себя в качестве политических акторов. Тем временем рост использования Интернета позволяет гражданам и группам граждан более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.
В этой связи наблюдается рост интереса к интернет-технологиям, которые используют политические партии в качестве инструмента политической коммуникации. Благодаря распространению сети Интернет, возникают новые центры притяжения власти, новая элита. Появляются новые практики, в основе которых - прямая (непосредственная) коммуникация между гражданами с использованием возможностей новых медиа. Победить в борьбе за власть, не имея доступа к электронным СМИ, невозможно.
Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.
Увеличение информационных ресурсов населения способствует более массовому участию граждан в принятии решений. Однако развитие интерактивных интернет-форм политического дискурса не сводится только к повышению политических возможностей граждан. Власти также получают больше информации о социальных интересах, запросах и мнениях населения.
Если, для примера, проанализировать предвыборную агитационную кампанию РОДП «ЯБЛОКО» в сети Интернет за период с 05.11.2011 по 02.12.2011, то можно отметить следующие моменты.
1. Партия имеет официальный, постоянно обновляемый сайт, где отражаются все имеющиеся документы, имеются ссылки на другие интернет-ресурсы партии, ведется новостная лента, отражаются все запланированные и проведенные мероприятия, имеется региональный информационный блог, ведется форум (http://www.yabloko.ru/).
2. РОДП «ЯБЛОКО» представлена на интернет-ресурсе «Вконтакте» (http://vkontakte.ru/yabloko_ru).
3. Лидер партии имеет официальные страницы в YouTube, Face-book, Livejoumal, Twitter, Вконтакте (http://www.youtube.com/user/ YavlinskyYabloko, http://www.facebook.com/yavlinsky.yabloko, http:// gr-yavlinsky.livejournal.com/, http://twitter.com/#!/gr_yavlinsky, http:// vkontakte.ru/yabloko_ru).
Все перечисленные ресурсы ставят своей задачей привлечение внимания потенциального избирателя, повышение рейтинга партии и ее лидеров, поддержку на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Интернет-сервер стал политическим представительством партии, ее лидера в информационном пространстве, средством общения и взаимосвязи с электоратом.
Однако хотелось бы отметить, что партия обновляет лишь новостную сторону сайта. Политический сайт в первую очередь является инструментом коммуникации с разными категориями людей: принимающими решения; готовящими решения; транслирующими мнения; меняющими собственное мнение в процессе получения информации (или дезинформации). На каждую из этих категорий должна быть разработана и действовать отдельная коммуникативная стратегия, позволяющая партии реализовывать свои задачи, т.е., как и любая политическая технология, интернет-технология должна работать на конкретную целевую аудиторию.
Такого, в принципе, партия частично добилась, используя Вконтакте (6 473 участника), где, кроме информации, предоставленной партией, имеется материал, выложенный на сайт активными пользователями, в свободной форме каждый желающий может получить ответы на поставленные вопросы в режиме online, обсудить проведенное мероприятие или выступление членов партии (294 темы для дискуссии и 6 932 записи), также на данном сайте есть возможность агитировать электорат и активистов на поддержку в проведении митинга или флешмоба (в отличие от YouTube, Facebook, Twitter), т.е. предоставлена некоторая свобода
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
политология
в обсуждениях и действиях, которая дает возможность понять настрой избирателей как по отношению к отдельным вопросам, так и в целом к действиям партии.
Livejournal Г. Явлинского имеет 2 566 друзей; за время предвыборной компании на странице появилось 6 492 комментария к выложенным видеовыступлениям, материалам по проведенным акциям, обращениям и заявлениям (http://gr-yavlinsky.livejournal.com/).
В отличие от Вконтакте и Livejournal, на других ресурсах подобной активности не наблюдалось, что является серьезным минусом предвыборной кампании: у каждого Интернет-ресурса своя, отличная от других, целевая аудитория, поэтому нельзя было делать ставку только на определенные ресурсы, нужно было использовать все имеющиеся в Интернете возможности.
Для примера, страница Г. Явлинского в Twitter обновлялась практически на всем протяжении агитационной кампании с опозданием на сутки. На данном ресурсе 30 993 читателей, но мы не встретили ни одного комментария (http://twitter.com/#!/gr_yavlinsky).
Страница РОДП «ЯБЛОКО» в YouTube имеет 1 307 подписчиков, 975 868 просмотров видео (http://www.youtube.com/user/Yavlinsky Yabloko). Огромное количество просмотров обусловлено, прежде всего, количеством выложенных агитационных видеороликов, которые отличались зрелищностью, хорошим качеством и непродолжительностью, а также видеоинтервью лидера партии, теледебатов, а также ссылкой на YouTube других партийных Интернет-страниц. Хотелось бы отметить, что лидирующую позицию среди выложенного видео занимают предвыборные ролики РОДП «ЯБЛОКО», которых на протяжении 30-дневного агитационного периода было 20. При выходе первых роликов количество просмотров за несколько дней составило около 7 000 - 8 000. Можно предположить, что интерес электората к такому виду агитации нужно было сохранять, что обусловило регулярное появление агитационных роликов на всем промежутке предвыборной кампании.
Итак, можно сделать вывод о том, что в современном мире интернет-технологии предоставляют обществу грандиозные возможности, которые, однако, требуют от политической сферы не менее грандиозной перестройки. Эти возможности связаны главным образом с изменением характера самой политической коммуникации.