Научная статья на тему 'Применение интернет-технологий в предвыборной кампании родп «Яблоко»'

Применение интернет-технологий в предвыборной кампании родп «Яблоко» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
821
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТИКЕ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / РОДП "ЯБЛОКО" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ / “YABLOKO” PARTY / INTERNET-TECHNOLOGIES IN POLITICS / ELECTION CAMPAIGN / STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Марина Викторовна

В статье рассмотрены возможности применения интернет-технологий в политике на примере предвыборной кампании российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» в Государственную Думу ФС РФ VI созыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET-TECHNOLOGIES IN ELECTION CAMPAIGN OF THE “YABLOKO” PARTY

The paper considers the possibility of using Internet technology in politics on the example of the campaign of the “Yabloko” party to the State Duma of the sixth convocation.

Текст научной работы на тему «Применение интернет-технологий в предвыборной кампании родп «Яблоко»»

М.В. Смирнова

применение интернет-технологий в предвыборной кампании родп «яблоко»

в статье рассмотрены возможности применения интернет-технологий в политике на примере предвыборной кампании российской объединенной демократической партии «яблоко» в Государственную Думу Фс рФ VI созыва.

Ключевые слова: интернет-технологии в политике, предвыборная кампания, роДп «яблоко», Государственная Дума рФ.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

Использование информационных технологий в предвыборных кампаниях является наиболее эффективным средством и имеет большие перспективы. Сеть Интернет представляет собой не только самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату, но и позволяет применять новые формы агитации, выгодно отличающиеся от привычных средств. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям монолог кандидата на выборную должность все чаще преобразуется в интерактивное общение с избирателями.

Но, главное, Интернет дает возможность в десятки раз повысить активность первичных организаций, позволяет организовать постоянный приток в партию пользователей сети, более активных в политическом смысле, чем большинство населения, при проведении кампании Интернет позволяет объединить возможности всех видов СМИ при минимальных затратах.

Представительство партии в Интернете является уже неотъемлемой частью общения политических элит с электоратом. Каждая уважающая себя партия обзавелась собственным ресурсом, политические деятели имеют персональные интернет-страницы, активно ведут блоги, выкладывают видеообращения на YouTube. Интернет является совершенной средой для построения взаимоотношений, поскольку он поощряет к интерактивным действиям.

Современные информационные технологии позволяют партиям и их лидерам позиционировать себя в качестве политических акторов. Тем временем рост использования Интернета позволяет гражданам и группам граждан более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.

В этой связи наблюдается рост интереса к интернет-технологиям, которые используют политические партии в качестве инструмента политической коммуникации. Благодаря распространению сети Интернет, возникают новые центры притяжения власти, новая элита. Появляются новые практики, в основе которых - прямая (непосредственная) коммуникация между гражданами с использованием возможностей новых медиа. Победить в борьбе за власть, не имея доступа к электронным СМИ, невозможно.

Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике сегодня имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.

Увеличение информационных ресурсов населения способствует более массовому участию граждан в принятии решений. Однако развитие интерактивных интернет-форм политического дискурса не сводится только к повышению политических возможностей граждан. Власти также получают больше информации о социальных интересах, запросах и мнениях населения.

Если, для примера, проанализировать предвыборную агитационную кампанию РОДП «ЯБЛОКО» в сети Интернет за период с 05.11.2011 по 02.12.2011, то можно отметить следующие моменты.

1. Партия имеет официальный, постоянно обновляемый сайт, где отражаются все имеющиеся документы, имеются ссылки на другие интернет-ресурсы партии, ведется новостная лента, отражаются все запланированные и проведенные мероприятия, имеется региональный информационный блог, ведется форум (http://www.yabloko.ru/).

2. РОДП «ЯБЛОКО» представлена на интернет-ресурсе «Вконтакте» (http://vkontakte.ru/yabloko_ru).

3. Лидер партии имеет официальные страницы в YouTube, Face-book, Livejoumal, Twitter, Вконтакте (http://www.youtube.com/user/ YavlinskyYabloko, http://www.facebook.com/yavlinsky.yabloko, http:// gr-yavlinsky.livejournal.com/, http://twitter.com/#!/gr_yavlinsky, http:// vkontakte.ru/yabloko_ru).

Все перечисленные ресурсы ставят своей задачей привлечение внимания потенциального избирателя, повышение рейтинга партии и ее лидеров, поддержку на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Интернет-сервер стал политическим представительством партии, ее лидера в информационном пространстве, средством общения и взаимосвязи с электоратом.

Однако хотелось бы отметить, что партия обновляет лишь новостную сторону сайта. Политический сайт в первую очередь является инструментом коммуникации с разными категориями людей: принимающими решения; готовящими решения; транслирующими мнения; меняющими собственное мнение в процессе получения информации (или дезинформации). На каждую из этих категорий должна быть разработана и действовать отдельная коммуникативная стратегия, позволяющая партии реализовывать свои задачи, т.е., как и любая политическая технология, интернет-технология должна работать на конкретную целевую аудиторию.

Такого, в принципе, партия частично добилась, используя Вконтакте (6 473 участника), где, кроме информации, предоставленной партией, имеется материал, выложенный на сайт активными пользователями, в свободной форме каждый желающий может получить ответы на поставленные вопросы в режиме online, обсудить проведенное мероприятие или выступление членов партии (294 темы для дискуссии и 6 932 записи), также на данном сайте есть возможность агитировать электорат и активистов на поддержку в проведении митинга или флешмоба (в отличие от YouTube, Facebook, Twitter), т.е. предоставлена некоторая свобода

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

в обсуждениях и действиях, которая дает возможность понять настрой избирателей как по отношению к отдельным вопросам, так и в целом к действиям партии.

Livejournal Г. Явлинского имеет 2 566 друзей; за время предвыборной компании на странице появилось 6 492 комментария к выложенным видеовыступлениям, материалам по проведенным акциям, обращениям и заявлениям (http://gr-yavlinsky.livejournal.com/).

В отличие от Вконтакте и Livejournal, на других ресурсах подобной активности не наблюдалось, что является серьезным минусом предвыборной кампании: у каждого Интернет-ресурса своя, отличная от других, целевая аудитория, поэтому нельзя было делать ставку только на определенные ресурсы, нужно было использовать все имеющиеся в Интернете возможности.

Для примера, страница Г. Явлинского в Twitter обновлялась практически на всем протяжении агитационной кампании с опозданием на сутки. На данном ресурсе 30 993 читателей, но мы не встретили ни одного комментария (http://twitter.com/#!/gr_yavlinsky).

Страница РОДП «ЯБЛОКО» в YouTube имеет 1 307 подписчиков, 975 868 просмотров видео (http://www.youtube.com/user/Yavlinsky Yabloko). Огромное количество просмотров обусловлено, прежде всего, количеством выложенных агитационных видеороликов, которые отличались зрелищностью, хорошим качеством и непродолжительностью, а также видеоинтервью лидера партии, теледебатов, а также ссылкой на YouTube других партийных Интернет-страниц. Хотелось бы отметить, что лидирующую позицию среди выложенного видео занимают предвыборные ролики РОДП «ЯБЛОКО», которых на протяжении 30-дневного агитационного периода было 20. При выходе первых роликов количество просмотров за несколько дней составило около 7 000 - 8 000. Можно предположить, что интерес электората к такому виду агитации нужно было сохранять, что обусловило регулярное появление агитационных роликов на всем промежутке предвыборной кампании.

Итак, можно сделать вывод о том, что в современном мире интернет-технологии предоставляют обществу грандиозные возможности, которые, однако, требуют от политической сферы не менее грандиозной перестройки. Эти возможности связаны главным образом с изменением характера самой политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.