Применение интерактивных технологий обучения в образовательном процессе
Чумарина Гульнара Раисовна,
кандидат экономических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, доцент кафедры Общего менеджмента, nara712@mail.ru
Андреева Елена Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения, доцент кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления, elenaandreeva7788@mail.ru
Михайлова Маргарита Андреевна,
ассистент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Казанский федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, gerry-93@inbox.ru
Данная статья посвящена вопросам применения интерактивных методов преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В работе представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий, а также возможности и практическое значение использования данных методов в вузе. В статье проводится сравнительный анализ различных типов деловых игр, описание практики применения метода кейс-стади (case-study). Работа отражает теоретические и практические аспекты инновационного средства обучения иностранному языку - комплексного электронного учебника по английскому языку.
Ключевые слова: образование, высшая школа, студент, интерактивное обучение, деловая игра, кейс-стади, электронный учебник, инновационное средство, обучение иностранному языку, самостоятельная работа.
о с
00
(О
01
Совершенствование системы обучения в условиях глобализации свидетельствует о важности подготовки квалифицированных специалистов в сфере образования на основе применения современных образовательных технологий и инноваций. Внедрение интерактивных форм проведения занятий позволяет приблизиться к решению вопроса о подготовке высококвалифицированных кадров.
Многие исследователи указывают на необходимость использования современных образовательных технологий, развитие содержания и методов обучения [Сагитова, Назмиева, Андреева, 2017, 54-59; Назмиева, Андреева, Сагитова, 2018, 61-67].
Интерактивные формы обучения предназначены для организации деятельности обучающихся по совместному поиску знаний. Взаимодействие студентов в процессе поиска информации является более интересным способом овладения знаниями и умениями, способствуют лучшему усвоению материала и осмыслению каждым обучающимся индивидуальной системы знаний.
Как известно, обучающиеся усваивают теоретический материал наиболее эффективно в процессе участия в деловых играх (business games), проектах, дискуссиях, решении кейсов (case study), мозговом штурме (brain storm), имитирующих играх (simulation games).
Кроме того, среди интерактивных форм обучения в российской системе образования все большее распространение получают видео-кейсы, выступления в стиле «TED talks», настольные и электронные бизнес-симуляции, проведение тренингов, портфолио, работа в исследовательских группах, вузовские и межвузовские видеотелеконференции, компьютерное моделирование и практический анализ результатов, бинарная (с участием более одного лектора, например, представителя бизнес-сообщества) лекция и другие формы [Arsentjeva, Kosogova, Metseler, Tomilin, 2016, 81-85].
Учебные игры «обеспечивают условия для комплексного применения существующих знаний» [Polyakova, Nigmatullina, Mihailova 2017, 181], что говорит о практической направленности игр. Они мотивируют познавательную деятельность, связывают теоретические знания с реальными проблемами и способствуют развитию навыка принятия решения. «Игра необходима, она служит культуре,
лучше сказать сама становится культурой» [Saraeva, 2011, 152-158].
В ходе ролевой игры участники могут принять активную или пассивную роль. К активным ролям относятся роли руководителя отдела, главного менеджера, управляющего, директора филиала, консультанта, сотрудника отдела и т.д. Участник с пассивной ролью выступает наблюдателем процесса реализации ролевой игры, выполняя контрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры [ЗДитаппа, Ко1Ыпа, 2016, 1943-1945].
Целью деловой игры «Управление через коммуникации» является практическая иллюстрация обратной связи в коммуникациях при управлении персоналом. Преподаватель и / или учебная группа выбирают 4 студентов, которые покидают аудиторию. Затем они по очереди приглашаются, и перед каждым ставится одна и та же задача: найти как можно быстрее предмет, находящийся в аудитории, о котором договорилась оставшаяся группа. Учебная группа должна помогать основному игроку, эмоционально реагируя на его действия в процессе поиска предмета.
Обратная коммуникационная связь строится как реакция учебной группы на действия основного игрока.
1. Положительная постоянная обратная связь -поощрение правильных действий (аплодисменты группы при правильных действиях игрока и молчание при неправильных перемещениях).
2. Отрицательная постоянная обратная связь -реакция на неверные действия. Для второго игрока группа недовольно гудит, если игрок движется в неправильном направлении. При правильных действиях игрока хранится молчание. Группа аплодирует, когда предмет найден.
3. Выборочная обратная связь - реагирование на выборочные действия. Для третьего игрока группа иллюстрирует реакцию в определенные моменты по просьбе игрока. Игрок, перемещаясь по аудитории, дотрагивается до отдельных предметов и ждет реакции группы. Если нужный предмет не был затронут, то группа недовольно гудит. Если был затронут нужный предмет, то группа аплодирует.
4. Обратная связь отсутствует. Группа хранит молчание, пока игрок не дотронется до нужного предмета. Четвертый игрок не знает оценки своих действий, поэтому он находится в наиболее неопределенном положении.
В качестве направлений развития деловой игры предлагается:
- Расширение вариантов рассматриваемой обратной связи, например, введение реакции через фиксированные интервалы времени (раз в 10-15 с).
- Введение двух уровней обратной связи. В группе выделяется «начальник», который высказывает свое мнение о действиях игрока, поощряя его правильные действия уменьшением нескольких секунд или наказывая за неправильные действия штрафными секундами.
- Проведение анализа эффективности вариантов обратных коммуникационных связей со стороны участников игры, подбор практических примеров форм проявления обратных коммуникационных связей на предприятии.
Подведение итогов деловой игры заключается в подсчете количества времени на различные типы обратной связи. Деловая игра направлена на развитие коммуникативной активности студентов и командообразование, формируются навыки работы в группе.
Интерактивные технологии обучения применяются также и при чтении лекций. Например, бинарные лекции, когда наряду с преподавателем вуза приглашается специалист профильной организации, способный увлекательно конкретизировать материал примерами из производственной деятельности. Кроме того, удачно дополняют друг друга работа в малых группах с учебной дискуссией и метод проектов [ЗДитаппа, 2014, 66-74].
Обучая действию (управлению), необходимо насыщать управленческую ситуацию событиями, персонажами, чувствами, эмоциями, динамикой и многим другим, что делает ее частью реальной жизни, принесенной в аудиторию [Gubaidullina, Ilyasova, Khakimzyanova, 2015, 1732-1735].
Другая интерактивная форма проведения занятий связана с развитием телекоммуникационных технологий. Электронные учебники входят в число учебных ресурсов, которые могут быть использованы в телекоммуникационных сетях учебного заведения.
Электронный учебник - компьютерная система, которая включает структурированную учебную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарий учебной работы и реализующие ее программы, предназначенные для самостоятельного изучения учебного материала с помощью компьютера [Денисова, 2005, 328].
При обучении иностранным языкам электронные учебники применяются наиболее активно. Они включают не только учебные и аутентичные электронные материалы, но и элементы, представляющие реальную коммуникацию на изучаемом языке. С помощью электронного учебника на занятиях по иностранному языку происходит тренировка различных видов речевой деятельности, формирование лингвистических способностей, реализация индивидуального подхода и активизация самостоятельной работы студента.
Овладение иноязычной коммуникативной компетенцией считается важнейшим условием успешной деятельности любого специалиста, особенно работников сферы гостеприимства. Индустрия гостеприимства, сервиса и туризма стремительно развивается в России, в том числе в Республике Татарстан, имеющей уже большой опыт приема зарубежных гостей. На сегодняшний день в данной отрасли экономики не хватает специалистов со знанием иностранных языков и существует большая потребность в комплексной разработке более эффективных методик и технологий обучения иностранным языкам.
00 ^
0
сч
со
01
В этих условиях важной задачей является создание инновационного средства обучения иностранному языку, а именно уникального комплексного электронного учебника по английскому языку для подготовки специалистов сферы обслуживания Республики Татарстан. Разрабатываемый электронный учебник уникален, поскольку объединяет три отрасли сферы обслуживания Республики Татарстан: туризм, сервис и гостеприимство, общественное питание.
Электронный учебник «Английский язык в сфере обслуживания» включает следующие блоки: базовая лексико-грамматическая часть «Английский язык» с электронным тестированием и гиперссылками, «Английский язык для специалистов сферы гостеприимства», «Английский язык для специалистов сферы общественного питания», «Путеводитель по городу Казани».
Блок «Английский язык для специалистов сферы гостеприимства» представляет собой тематический англо-русский и русско-английский словарь-разговорник с большим количеством диалогов с переводом и справочной информацией по отдельным аспектам деятельности работников отелей и ресторанов. В составе пособия словарь-минимум отличается тематическим отбором лексических единиц.
Блок «Английский язык для специалистов сферы общественного питания» является авторской разработкой для профессионально-
ориентированного обучения студентов иностранному языку. В пособие включены материалы, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.
Блок «Путеводитель по городу Казани» содержит текстовый материал по тематике «История родного края», нацеленный на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и на комплексное формирование словарного запаса на английском языке. Пособие построено таким образом, что в нем хорошо прослеживается попытка связать академическое изучение языка с использованием его в реальной коммуникации.
Итак, электронный учебник «Английский язык в сфере обслуживания» характеризуется высоким уровнем исполнения и художественного оформления, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Особые требования, предъявляемые к структуре электронного учебника, позволяют ему «предоставлять широчайшие возможности эффективного обучения иностранному языку, в том числе недоступные бумажным изданиям» [Широбокова, 2013, 25]. Все это помогает студентам овладеть знаниями, умениями и навыками.
Анализ результатов работы показал, что применение интерактивных технологий обучения позволяет повысить эффективность проводимых занятий, усилить мотивацию обучающихся, придать занятиям определенную динамику, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов.
Таким образом, инновационная образовательная среда на основе современных технологий способствует повышению эффективности процесса обучения в вузе.
Работа выполнена при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».
Литература
1. Денисова, А.Л. Концептуальные основы проектирования систем непрерывной профессиональной подготовки в условиях многоуровневого комплекса : монография / А.Л. Денисова, Н.В. Мо-лоткова, Е.Э. Захаржевская. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2005. - 328 с.
2. Назмиева, Э.И., Андреева, Е.А., Сагитова, Р.Р. Развитие содержания и методов иноязычной подготовки, способствовавших формированию системы коммуникативного обучения / Э.И. Назмиева, Е.А. Андреева, Р.Р. Сагитова // Вестник НЦ БЖД. - № 1 (35). - 2018. - С. 61-67.
3. Сагитова, Р.Р., Назмиева, Э.И., Андреева Е.А. Моделирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам с использованием современных образовательных технологий / Р.Р. Сагитова, Э.И. Назмиева, Е.А. Андреева // Вестник НЦ БЖД.
- № 4 (34). - 2017. - С.54-59.
4. Широбокова, М.В. Возможности электронных учебников в эффективном обучении иностранному языку / М.В. Широбокова // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 2 (4). - С. 25.
5. Arsentjeva, E.S., Kosogova, J.P., Metseler, A.A., Tomilina, M.E. Experience with interactive forms of learning in teaching technical subjects / E.S. Arsentjeva, J.P. Kosogova, A.A. Metseler, M.E. Tomilina // Koncept.
- No 2 (February), 2016. -pp. 81-85.
6. Chumarina, G.R., Kolbina, A.D. Features of Consulting Development of Tatarstan Republic / G.R. Chumarina, A.D. Kolbina // International Business Management. - Vol.10, Issue 10, 2016. - pp. 19431945.
7. Chumarina, G.R. On Structural Peculiarities of Advertising Activities at the Stage of Reproduction Process / G.R. Chumarina // RSUTE Herald, No. 1 (81), 2014. - рр. 66-74.
8. Gubaidullina, R.N., Ilyasova, A.M., Khakimzyanova, A.S. Developing of speaking skills according to the "case study" method / R.N. Gubaidullina, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // Social Sciences (Pakistan), Vol.10, Issue 7, 2015. -pp. 1732-1735.
9. Polyakova, O., Nigmatullina, A., Mihailova, M. Methodical approaches of the intercultural competence formation of future economists / O. Polyakova, A. Nigmatullina, M. Mihailova // National academy of managerial staff of culture and arts herald. - 2017. - pp.179-182.
10. Saraeva, O.V. Case studies and management business games / O.V. Saraeva. - Kazan: Printing service 21st Century, 2011. - pp.152-158.
11. Петропавловская А.В. Профессиональная деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Человеческий капитал и профессио-
Application of interactive teaching technologies in the
educational process
Chumarina G.R., Andreeva E.A., Mikhailova M.A.
Kazan Federal University,
This article focuses on the application of interactive methods of teaching of humanitarian and socio-economic disciplines. The study presents an overview of interactive teaching methods and educational technologies, and the opportunities and practical significance of the use of these methods at the university. The article contains a comparative analysis of different types of games, description of the practical use of the case study method. The study reflects theoretical and practical aspects of the development of an innovative tool for foreign language education - the complex electronic English language textbook.
Keywords: education, higher school, student, interactive learning, business game, case study, electronic textbook, innovative tool, foreign language education, independent work.
Referencess
1.
2.
Arsentjeva, E.S., Kosogova, J.P., Metseler, A.A., Tomilina, M.E. Experience with interactive forms of learning in teaching technical subjects / E.S. Arsentjeva, J.P. Kosogova, A.A. Metseler, M.E. Tomilina // Koncept. - No 2 (February), 2016. -pp. 81-85.
Chumarina, G.R., Kolbina, A.D. Features of Consulting Development of Tatarstan Republic / G.R. Chumarina, A.D. Kolbina // International Business Management. - Vol.10, Issue 10, 2016. - pp. 1943-1945.
Chumarina, G.R. On Structural Peculiarities of Advertising Activities at the Stage of Reproduction Process / G.R. Chumarina // RSUTE Herald, No. 1 (81), 2014. - pp. 66-74.
7
нальное образование. 2016. № 2 (18). С. 68-71. 4
12. Салынская Т.В. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе в современной образовательной парадигме сборник научных трудов заочной научно-практической конференции. 2016. С. 39-42.
13. Салынская Т.В. Об опыте преподавания курса "публичное выступление на английском языке" в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1 (38). С. 169-171.
14. Салынская Т.В. Роль межкультурной коммуникации в преподавании иностранного языка // В книге: Актуальные проблемы управления - 2016. 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 130-131.
15. Голубева Т.И. Особенности функционирования англо-немецких гибридов в аббревиации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8. С. 53.
16. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие / Москва, 2014.
Denisova, A.L. Conceptual foundations of designing continuous training systems in a multilevel complex: monograph / A.L. Denisova, N.V. Molotkova, E.E. Zakharzhevskaya. - Oryol: Publishing house of the ORAGS, 2005. - 328 p. Gubaidullina, R.N., Ilyasova, A.M., Khakimzyanova, A.S. Developing of speaking skills according to the "case study" method / R.N. Gubaidullina, A.M. Ilyasova, A.S. Khakimzyanova // Social Sciences (Pakistan), Vol.10, Issue 7, 2015. -pp. 1732-1735.
Nazmieva, E.I., Andreeva, E.A., Sagitova, R.R. Development of the content and methods of foreign language training contributing to the formation of a system of communicative learning / E.I. Nazmieva, E.A. Andreeva, R.R. Sagitova // Vestnik NTS BZHD. - No. 1 (35). - 2018. - P. 61-67. Polyakova, O., Nigmatullina, A., Mihailova, M. Methodical approaches of the intercultural competence formation of future economists / O. Polyakova, A. Nigmatullina, M. Mihailova // National academy of managerial staff of culture and arts herald. - 2017. - pp.179-182.
Sagitova, R.R., Nazmieva, E.I., Andreeva E.A. Modeling of self-educational activity of university students in the process of teaching foreign languages using modern educational technologies / R.R. Sagitova, E.I. Nazmieva, E.A. Andreeva // Vestnik NTS BZHD. - No. 4 (34). - 2017. - pp.54-59. Saraeva, O.V. Case studies and management business games / O.V. Saraeva. - Kazan: Printing service 21st Century, 2011. -pp.152-158.
Shirobokova, M.V. Possibilities of electronic textbooks in effective teaching of a foreign language / M.V. Shirobokova // Text. Book. Book publishing. 2013. No. 2 (4). - p. 25. Petropavlovskaya A.V. Professional activity of a university teacher in modern conditions // Human capital and professional education. 2016. No. 2 (18). S. 68-71.
12. Salynskaya T.V. The use of information technology in teaching a foreign language // In the collection: Actual problems of teaching foreign languages in a non-linguistic university in the modern educational paradigm is a collection of scientific papers of an extramural scientific and practical conference. 2016.S. 3942.
13. Salynskaya T.V. About the experience of teaching the course "public speaking in English" in a non-linguistic university // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2014. No. 8-1 (38). S. 169-171.
14. Salynskaya T.V. The role of intercultural communication in teaching a foreign language // In the book: Actual Problems of Management - 2016. 21st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 130-131.
15. Golubeva T.I. Features of the functioning of Anglo-German hybrids in abbreviation // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2014. No. 8. P. 53. Kukushkina V.V. Organization of research work of students (masters): a training manual / Moscow, 2014.
10
11
16