Научная статья на тему 'Применение интерактивных обучающих заданий при формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов'

Применение интерактивных обучающих заданий при формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОСНОВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / НАЧИНАЮЩИЕ ГАНДБОЛИСТЫ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарягдыев Гуванг Гурбансехедович, Германов Геннадий Николаевич

В статье излагаются аспекты информационного подхода в формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов, предусматривающие использование интерактивных обучающих заданий через погружение в моделируемую проблемную ситуацию, в которой вырабатываются правильные решения, необходимые для реализации игровой стратегии в процессе соревнований. В результате внедрения в учебный процесс гандболистов-студентов интерактивных заданий, предусматривающих решение ситуаций-задач по начальному обучению индивидуальным, групповым и командным технико-тактическим действиям, произошли существенные положительные изменения в практических результатах принятия эффективных решений в игровой соревновательной деятельности у начинающих гандболистов-студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарягдыев Гуванг Гурбансехедович, Германов Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the interactive training tasks when forming the technical and tactical readiness of the beginning handballers students

The article presents the aspects of the information approach to the training of the technical and tactical readiness of the beginning handballers students providing the application of the interactive training tasks through the immersion in the modelled problem situation in which the correct decisions necessary for realization of the game strategy in the course of the competitions are developed. As a result of the introduction in the educational process of the handballers students of the interactive tasks providing the solution of the tasks-situations at the elementary education to individual, group and team technical and tactical actions the essential positive changes in the practical results of taking the effective decisions in the game competitive activity among the beginning handballers students took place.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных обучающих заданий при формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов»

REFERENCES

1. Kortava, Zh.G. (2000), The technology of using strength training and conditioning to the cold in health improving of first mature aged women, dissertation, Moscow.

2. Kortava Zh.G. and Fedyakina, L.K. (20120, "Methodology of Weight Machines Use in the Course of Health-promoting Activities of Mature Aged Men", European Researcher, No. 11-2 (34), pp. 1952-1957.

3. Seluianov, V.N. and Fediakin, A.A. (2000), Biological bases of health tourism, SportA-kademPress, Moscow.

4. Fedjakin, A.A., Laktionova, E.G. and Nefedova, N.M. (2007), "Scheme of health-improvement physical education classes with elderly women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 24, No. 2, pp. 94-98.

5. Fedjakin, A.A., Kortava, Zh.G. and Fedjakina, L.K. (2010), "The efficiency of complex use of physical training in sanatorium conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 96-99.

6. Fedjakin, A.A. and Kortava, Zh.G. (2013), "On the selection of means of physical training for health-improvement and recreation activities", News Sochi state university, No. 2 (25), p.p. 133-136.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2014.

УДК 796.322

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ГАНДБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ

Гуванг Гурбансехедович Гарягдыев, преподаватель, Туркменский государственный финансовый институт, г. Ашгабат, Туркменистан; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ)

Аннотация

В статье излагаются аспекты информационного подхода в формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов, предусматривающие использование интерактивных обучающих заданий через погружение в моделируемую проблемную ситуацию, в которой вырабатываются правильные решения, необходимые для реализации игровой стратегии в процессе соревнований. В результате внедрения в учебный процесс гандболистов-студентов интерактивных заданий, предусматривающих решение ситуаций-задач по начальному обучению индивидуальным, групповым и командным технико-тактическим действиям, произошли существенные положительные изменения в практических результатах принятия эффективных решений в игровой соревновательной деятельности у начинающих гандболистов-студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, основное отделение, начинающие гандболисты, технико-тактическое мастерство, интерактивные задания, информационный подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p46-50

APPLICATION OF THE INTERACTIVE TRAINING TASKS WHEN FORMING THE TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF THE BEGINNING HANDBALLERS

STUDENTS

Guvang Gurbansehedovich Garyagdyev, the teacher, Turkmen state financial institution, Ash-gabat, Turkmenistan; Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher training institute of physical culture and sport, Moscow City Teacher Training University, Moscow

Annotation

The article presents the aspects of the information approach to the training of the technical and tactical readiness of the beginning handballers students providing the application of the interactive training

tasks through the immersion in the modelled problem situation in which the correct decisions necessary for realization of the game strategy in the course of the competitions are developed. As a result of the introduction in the educational process of the handballers students of the interactive tasks providing the solution of the tasks-situations at the elementary education to individual, group and team technical and tactical actions the essential positive changes in the practical results of taking the effective decisions in the game competitive activity among the beginning handballers students took place.

Keywords: physical training, students, main department, beginning handballers, technical and tactical skill, interactive tasks, information approach.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективному формированию практических технико-тактических действий гандболистов-студентов должны предшествовать занятия по усвоению знаний на основе интерактивных обучающих заданий через погружение в моделируемую проблемную ситуацию, в которой вырабатываются правильные решения, необходимые для реализации игровой стратегии в процессе соревнований [3,4]. Интерактивность - один из подходов к организации действий, при котором цель и решаемая задача достигаются в результате информационного обмена между элементами задействованной системы, характеризуется творческой проработкой проблемной ситуации. Различают линейное взаимодействие (1 :), характеризующееся отсутствием интерактивности, когда возникшее информационное поле не опирается на предыдущие интеллектуальные решения; реактивное взаимодействие (1 : 1), когда принимаемое решение опирается на стандартное выработанное мнение и однонаправленно осмысливается и типично представляется; множественное коммуникативное взаимодействие (1 : n), когда интерактивность становится интеллектуальной основой в поиске вариантов действий, а принимаемое решение связано с предыдущим информационным потоком знаний, с еще более ранними сообщениями, ситуациями, задачами. Такой подход в обучении предшествует двигательной подготовке и получил название информационного подхода.

Достоинством данного подхода является проработка, пусть в абстрактной форме, формализованном виде, таких элементов исследовательских игровых моделей как проблемная ситуация, постановка задачи, процесс принятия интерактивных решений [1, 5], процесс выбора действий в условиях неопределенности и вероятности деятельности и многообразия способов достижения цели, подбор двигательных заданий как исполнительного функционального блока при решении спортивной игровой задачи [3], последующая смысловая оценка принятых решений, реализуемая в методах отставленного дискурса, обсуждения, сопроводительного объяснения, текущей реактивной мозговой атаки, методах индивидуальных и групповых коррекций, широко используются самооценка, самообъяснение, творческое доказательство, оценка партнеров, групповые суждения.

Решающую роль в данном исследовательском подходе играют когнитивные схемы - упрощенные гипотезы, опирающиеся на имеющийся двигательный опыт, приобретенные в игровой деятельности тактические знания, позволяющие, предвидеть и прогнозировать реальные действия в игровой обстановке, а в целом корректировать поведенческий акт. Процесс постановки двигательных задач в нашем исследовании строился на уточнении представлений о спортивной проблемной ситуации, был направлен на осмысление участником эксперимента многообразия альтернативных вариантов, логический поиск в полиморфии решений эффективного действия и выработку логической схемы его реализации. Процесс устанавливал критерии информационного контроля осуществляемой деятельности и определял интеллектуальную оценку действий, а также предусматривал типизацию заданий в практической деятельности педагога-тренера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В проведенном исследовании первоначальное решение игровой задачи связывалось с наглядным представлением игровых действий каждым гандболистом на интерак-

тивной доске. На предварительном этапе исследования: а) произведен отбор игровых заданий, отличающихся по системам защиты и нападения, по расположению и действиям игрока с мячом, линейного игрока, другие задания с решением иных технико-тактических задач; б) проведена экспертиза заданий, достигнута согласованность экспертов во мнении о неопределенности и инвариантности действий при решении технико-тактических задач; в) осуществлена предварительная апробация отобранных интерактивных заданий в игровых ситуациях со студентами-гандболистами, входящими в состав сборных команд института и факультетов, имеющих спортивные разряды.

Организация исследования была осуществлена на базе Туркменского государственного финансового института в г. Ашхабаде [2]. В исследовании приняли участие 36 гандболистов-студентов I курса различных факультетов и групп обучения основного отделения. Среди них 20 гандболистов экспериментальной (ЭГ) группы, и 16 гандболистов контрольной (КГ) группы. В рамках теоретической подготовки было организовано 12 аудиторных занятий, направленных на решение проблемных технико-тактических ситуаций. Сущность педагогического эксперимента заключалась в том, что гандболистам-студентам экспериментальной группы интерактивно в творческом режиме предлагалось решить 24 игровые ситуации-задачи, направленные на нахождение оптимального и рационального способа завершения индивидуальных технико-тактических действий в нападении и защите, на каждом занятии 2 задачи каждым студентом. Оценивалась, быстрота принятия решений, точность принятия решений, способность прогнозировать действия партнеров (количество совпавших решений). Показателями решения игровых задач для начинающих гандболистов-студентов 1 курса явились: 1) время обдумывания; 2) время решения задачи; 3) количество правильно принятых решений. На решение одного задания отводилась не более 1 минуты, превышение времени трактовалось как невыполнение задачи.

Анализ результатов исследования свидетельствует, что в начале эксперимента у обеих групп достоверных различий в решении игровых заданий не наблюдалось, что свидетельствует об одинаковой подготовленности контингента опытных групп к проявлению технико-тактического мастерства. При этом наибольшая часть отведенного времени из 1 минуты уходила на обдумывание вариантов действия при решении логических задач. Так, при решении заданий, направленных на формирование индивидуальных игровых действий, 35% студентов-гандболистов ЭГ (п=7) и 38% КГ (п=6) дали правильные ответы (Р>0,05). При решении заданий групповых игровых взаимодействий 30% гандболистов-студентов ЭГ (п=6) и 31% КГ (п=5) ответили правильно, а при решении командных заданий 20% гандболистов-студентов ЭГ (п=4) и 25% КГ (п=4) дали правильное решение поставленных двигательных задач текущей игровой ситуации (Р>0,05). Среднее время обдумывания составило 38 сек, время принятия решений - 7 сек, наибольшая продолжительность времени решения задач - 55 сек.

В результате проведения специализированных занятий, включающих интерактивные задания по решению индивидуальных, групповых и командных задач в действиях и взаимодействиях, в ЭГ произошло существенное увеличение студентов-гандболистов, давших правильные ответы на предлагаемые игровые задания. Так, при решении игровых заданий, направленных на оценку индивидуальных тактических действий, 75% гандболистов-студентов ЭГ (п=15) дали правильные ответы, а в КГ - всего 44% (п=7), Р<0,05. При решении игровых заданий, направленных на реализацию групповых взаимодействий, 70% баскетболистов ЭГ (п=14) дали правильные ответы на предлагаемые игровые ситуации-задачи, а в КГ - только 38% (п=6), Р<0,05. Необходимо отметить, что по окончании эксперимента при решении игровых заданий по командной тактике 65% студентов-гандболистов ЭГ (п=13) дали правильные ответы, а в КГ - 31% (п=5), Р<0,05. При этом в экспериментальной группе среднее время обдумывания игровых задач составило 21 сек, время принятия решений - 3 сек, наибольшая продолжительность времени реше-

ния задач - 35 сек. В контрольной группе данные по продолжительности принятия решений достоверно не изменились и соответствовали выше приведенным цифрам. Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения метода игровых интерактивных заданий при формировании знаний по технико-тактической подготовке гандболистов-студентов к соревновательной деятельности.

Вслед за первой информационной стадией обучения неизбежно должна следовать вторая - стадия исполнения, реализации, двигательных действий в соревновательных ситуациях. Игровые модели-ситуации, которые несли теоретический характер и были предназначены для отработки жестких алгоритмов принятия решении в информационной среде, и не рассчитанные для нетипичных ситуаций, в реальной живой игровой практике дополнялись новыми вариантами принятия решений, которые могли быть стандартными или инвариантными. В результате практической реализации поставленных спортивных двигательных задач расширились границы применимости индивидуальных решений участников эксперимента, проработаны с точки зрения оптимальности позиционные ситуации, требующие принятия группового решения связки игроков, командного решения участников игры. Гандболисты-студенты ЭГ меньше затратили времени на обдумывание - 23 сек., в целом быстрее решили игровые задачи. В ЭГ только 30% гандболистов-студентов (п=6) свели решение игровых задач к типичному действию, наигранным приемам, комбинациям, в КГ, по-прежнему, 75% гандболистов-студентов (п=12) в решении игровых задач опирались на стандартное игровое взаимодействие. Гандболисты-студенты КГ в 88% случаев (п=14) применяли «параллельное взаимодействие на стягивание», что неадекватно для использования данного технико-тактического действия, поскольку более эффективным приемом в этой игровой ситуации следует считать «открытый уход для увода противника», что и было продемонстрировано гандболистами-студентами ЭГ, которые выбрали данное тактическое действие в 70% случаев (п=14). У гандболистов-студентов КГ при решении игровых задач более длительным был период ориентировки в ситуации, затруднено восприятие и узнавание игровой комбинации, а время обдумывания составило почти 50% времени решения задач. Возникшие затруднения связаны с ограниченным арсеналом творческих решений в проблемных соревновательных ситуациях, узнаванием и дифференциацией только наигранных комбинаций и принятием наработанных решений, выборе действий только в рамках своего амплуа. Так, использование тактического приема «параллельное взаимодействие на стягивание», сводящего «нетипичную ситуацию» к типичной, с соответствующим (стандартным) типом решения было характерно для спортсменов КГ, т.е. стадия ориентировки у гандболистов-студентов КГ заканчивается в выборе варианта действия из памяти наигранных ситуаций на основе прошлого опыта. Технико-тактическое действие «ведение мяча» применялось в ЭГ гандболистов-студентов в 10% случаев (п=2), а у гандболистов-студентов КГ - в 50% случаев (п=8), что характеризует низкую техническую подготовленность игроков в гандбол. Гандболисты-студенты КГ не использовали финты перемещением, параллельное взаимодействие без стягивания, а также заслоны внутренние и внешние с уходом и сопровождением. Гандболисты-студенты ЭГ при решении игровых задач имели более широкий выбор тактических действий в своем арсенале (финты, скрестное внешнее взаимодействие, все виды заслонов), чем гандболисты-студенты КГ, были более точными, быстрыми, рациональными, находчивыми в выборе тактического действия. Меньшее время ориентировки в игровой ситуации и затрат времени на целостное решение двигательной задачи свидетельствуют об успешной, более эффективной обучаемости гандболистов-студентов ЭГ, которые предлагали несколько вариантов решения задач. В сравнении с ними гандболисты-студенты КГ повторялись и больше применяли групповые действия, чем индивидуальные, что свидетельствует об ограниченности выбора и недостаточной индивидуальной технико-тактической подготовленности.

ВЫВОДЫ

В результате внедрения в учебный процесс гандболистов-студентов интерактивных заданий, предусматривающих решение ситуаций-задач по начальному обучению индивидуальным, групповым и командным технико-тактическим действиям, произошли существенные изменения в практических результатах принятия эффективных решений в игровой соревновательной деятельности у начинающих гандболистов-студентов, что служит основанием рекомендовать педагогам по физическому воспитанию ВУЗов, работающим со студентами основного отделения со специализацией игровые виды спорта (гандбол, баскетбол, волейбол и другие), использовать экспериментальную технологию в качестве эффективной и инновационной методики, повышающей продуктивность педагогического процесса на начальном этапе его организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалян, А. Г. Психолого-педагогические аспекты процесса принятия решения гандболистом : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04, 19.00.01 / Абалян Авак Геньевич. - М., 2000. - 26 с.

2. Гарягдыев, Г.Г. Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 18-24.

3. Германов, Г.Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Геннадий Николаевич ; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры]. - Волгоград, 2011. - 56 с.

4. Родин, А. В. Применение метода игровых задач в процессе индивидуальной технико-тактической подготовки юных баскетболистов / А.В. Родин, Г.Н. Германов, Е.А. Павлов // Культура физическая и здоровье. - 2014. - Т. 50. - № 3. - С. 46-47.

5. Родионов, А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04, 13.00.01 / Родионов Альберт Вячеславович ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1990. - 46 с.

REFERENCES

1. Abalyan, A.G. (2000), Psychology and pedagogical aspects ofprocess of decision-making by the handballer, dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Factorial structure of readiness at handballers students younger and older years of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (115), pp. 18-24.

3. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

4. Rodin, A.V., Germanov, G.N. and Pavlov, E.A. (2014), "Application of a method of game tasks in the course of individual technical and tactical training of young basketball players", Physical culture and health, Vol. 50, No. 3, pp. 46-47.

5. Rodionov, A.V. (1990), Psychology and pedagogical methods of increase of efficiency of the solution of operational tasks in sport, dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.