Научная статья на тему 'Применение интерактивного метода обучения дисциплине "информационные технологии в экономике" с использованием программы MS Access'

Применение интерактивного метода обучения дисциплине "информационные технологии в экономике" с использованием программы MS Access Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / СТУДЕНТ / STUDENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапкина Ирина Анатольевна, Полушкина Татьяна Васильевна

Одним из путей совершенствования подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности является внедрение интерактивных форм обучения. В статье рассматривается применение одного из интерактивных методов обучения, метода проектов, при организации лабораторно-практических занятий по дисциплине «Информационные технологии в экономике» с использованием программы MS Access. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапкина Ирина Анатольевна, Полушкина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE INTERACTIVE METHOD OF TRAINING IN DISCIPLINE "INFORMATION TECHNOLOGIES IN ECONOMY" WITH MS ACCESS PROGRAM

One of ways of improvement of students’ preparation to their future professional activity is introduction of interactive forms of education. Application of one of interactive methods of training, a method of projects is considered in the article. MS Access program was used when laboratory classes in discipline «Information technologies in economy» were organized. Advantages of innovative approach in comparison with traditional forms of preparation of students are proved.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивного метода обучения дисциплине "информационные технологии в экономике" с использованием программы MS Access»

УДК 14.35.09

И. А. Шапкина, Т. В. Полушкина

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MS ACCESS

ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»

I. A. Shapkina, T. V. Polushkina USE OF THE INTERACTIVE METHOD OF TRAINING IN DISCIPLINE "INFORMATION TECHNOLOGIES IN ECONOMY" WITH MS ACCESS PROGRAM FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»

Аннотация. Одним из путей совершенствования подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности является внедрение интерактивных форм обучения. В статье рассматривается применение одного из интерактивных методов обучения, метода проектов, при организации лабораторно-прак-тических занятий по дисциплине «Информационные технологии в экономике» с использованием программы MS Access. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, вуз, студент, информационные технологии, базы данных.

Summary. One of ways of improvement of students' preparation to their future professional activity is introduction of interactive forms of education. Application of one of interactive methods of training, a method of projects is considered in the article. MS Access program was used when laboratory classes in discipline «Information technologies in economy» were organized. Advantages of innovative approach in comparison with traditional forms of preparation of students are proved.

Keywords: interactive forms of education, higher education institution, student, information technologies, databases.

Ирина Анатольевна Шапкина

Irina Anatolyevna Shapkina старший преподаватель кафедры ВТИ 641300, Курганская область, КГСХА, д. 7, кв. 140 E-mail: shapkinai@mail.ru

H

il

Татьяна Васильевна Полушкина

Tatyana Vasilyevna Polushkina 641300, Курганская область, КГСХА, д. 7, кв. 151 E-mail: t.poluschkina@yandex.ru

Введение. Особенностью современного периода является изменение условий хозяйственной деятельности, быстрая смена экономических условий, непрерывное поступление на рынок новых товаров, повышение качества товаров и услуг.

Эти изменения оказывают влияние на финансово-экономическое положение российских предприятий и фирм, важнейшей проблемой в управлении которых является своевременное принятие правильных решений в связи с изменениями экономической ситуации. От своевременности и обоснованности принятия решений по регулированию деятельности предприятия будет зависеть успешность его функционирования и даже его дальнейшая судьба (прибыльность, убыточность, банкротство, ликвидация).

Современный уровень вычислительной техники и средств передачи информации позволяет автоматизировать многие этапы сбора и обработки информации по изменению экономической ситуации, про-

гнозировать ее дальнейшее развитие, определять ее влияние на технико-экономическую эффективность функционирования предприятия, рассчитывать различные варианты решений по преодолению возникших трудностей, определять наиболее целесообразные мероприятия, обеспечивающие применение обоснованных предложений по выбору наиболее рациональных решений. Но эффективное применение постоянно развивающихся технических и программных средств, новых технологий невозможно без наличия на предприятии грамотных специалистов.

Поэтому основной задачей любого высшего учебного заведения в настоящее время является подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих современными средствами и технологиями обработки информации, способных нестандартно мыслить, гибко и своевременно реагировать на происходящие изменения в экономике и принимать правильные решения.

- ^ _ _ 1 ^ Гуманитарные

Вестник Курганской ГСХА_№ 3 _и общественные науки

Одним из путей совершенствования подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности является внедрение интерактивных форм обучения, которые позволяют решать следующие задачи:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- установление взаимодействия между студентами - умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

- формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента [1].

К интерактивным методам обучения можно отнести следующие методы:

- дискуссия;

- эвристическая беседа;

- «мозговой штурм»;

- ролевые, «деловые» игры;

- тренинги;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и другие.

Методика. Рассмотрим применение одного из интерактивных методов обучения, метода проектов, при организации лабораторно-практических занятий по дисциплине «Информационные технологии в экономике» с использованием программы MS Access.

Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей [2].

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей [3].

Лабораторно-практические занятия по работе с базами данных (БД) строятся следующим образом. В начале данного цикла лабораторных работ перед студентами ставится цель - создать проект базы данных по выбранной предметной области (сферы человече-

ской деятельности). Ставятся задачи: освоить основные приемы создания модели базы данных, научиться проектировать таблицы и формы, создавать запросы и отчеты.

Студентам предлагается список тем на выбор. Они имеют право по своему усмотрению выбрать другую предметную область, не входящую в данный перечень. Очень часто студенты выбирают те сферы человеческой деятельности, где работают их родители. Например, студенты создают базы, позволяющие собирать, обрабатывать, хранить и выводить информацию по грузоперевозкам, по оформлению подписки на журналы и газеты, по регистрации пациентов в поликлинике, по автоматизации частной библиотеки, по автоматизации курсов, клубов и пр.

Перед выполнением лабораторных работ студенты знакомятся с материалами лекций и другими источниками литературы, указанными преподавателем. Эти материалы выдаются студентам в электронном виде и хранятся на студенческом сервере. На лекциях по данной тематике помимо теории рассматривается весь процесс создания проекта базы данных на одном из примеров.

Студенты разбиваются на две группы: группа разработчиков и группа экспертов. Группа экспертов, куда входят наиболее сильные студенты, проводит консультации с разработчиками, осуществляет контроль хода проектирования, дает оценку проектам.

В начале каждой лабораторной работы под руководством преподавателя проводится опрос по теоретическому материалу в форме диалога-дискуссии. Студенты вместе обсуждают те моменты, на которые надо обратить внимание при проектировании БД, таблиц, форм, запросов и отчетов.

Затем студенты закрепляют теоретический материал, выполняя лабораторные работы с общими для всех заданиями. После чего переходят к разработке и выполнению своего проекта.

Часть работы студентами выполняется в домашних условиях с использованием телекоммуникационных технологий и интернета. В частности, студентами осуществляется подбор теоретического, информационного материала о деятельности того или иного предприятия (отчеты и статьи, опубликованные в интернете), поиск фотографий и другой необходимой информации.

После прохождения курса лабораторных работ по данной тематике, студенты оформляют свой проект на компьютере и описывают весь процесс проектирования базы данных.

На заключительном занятии студенты защищают свой проект БД с помощью средств мультимедиа (проектора) перед студентами группы. Защита проводится в виде доклада с одновременной презентацией проекта базы и ответами на задаваемые преподавателем и экспертами вопросы.

Результаты. Использование данной методики проведения лабораторно-практических работ с применением интерактивных методов обучения дает положительные результаты в освоении материала. У студентов четко формируется понятие базы данных. Они не только получают представление о них, понимают, как организуются базы и знают принципы их работы, но и способны самостоятельно создать базы данных для автоматизации любой предметной области. Это формирует навыки работы с базами данных, расширяет кругозор студентов, способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности, организованности, ответственности.

Применение современных методов и технологий обработки экономической информации с использованием различных технических и программных средств способствует:

- формированию у студентов способности работать с различными источниками информации;

- освоению методов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

- закреплению теоретических знаний и практических навыков применения информационных систем в своей профессиональной деятельности.

Повышается качество усвоения материала студентами. Улучшается их успеваемость. Результаты контроля знаний, проводимых в виде тестов и контрольной работы по данной тематике, показывают значительное увеличение количества хороших и отличных оценок.

Выводы. Таким образом, применение интерактивного метода обучения, метода проектов, и технологии проведения лабораторно-практических занятий по дисциплине «Информационные технологии» с использованием программы MS Access позволяет:

- активизировать и повысить качество процесса обучения;

- сформировать высокий уровень знаний, умений и практических навыков использования информационных технологий обучаемыми;

- создать и обеспечить доступ для студентов и преподавателей к информационным образовательным ресурсам;

- применять индивидуальный подход к обучаемым;

- расширить возможности самостоятельной работы студентов;

- использовать современные способы контроля знаний.

Список литературы

1 Чурсин М. А., Афанасьевский Л. Б. Инновационные методы обучения в современном вузе // Материалы XI Всероссийскай конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» - 2013, Воронеж, ВГУ [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://2013.ит-образование.рф^есйои /117 /8745 / (дата обращения: 30.06.2013).

2 Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.khstu.ru/vestnik/ articles/717.pdf

(дата обращения: 30.06.2013).

3 Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // Материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2012 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://sibac. info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40 (дата обращения: 30.06.2013).

4 Магазинник Л. Т. Новые формы, технологии и методы обучения в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 5 - С. 17-18 [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/ snt/?section=content&op=show_article& article_id = 4744 (дата обращения: 30.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.