DOI: 10.24412/cl-37095-2023-1-195-203
Трантин А.В.
Применение инструментов ТРИЗ и использование программного комплекса Compinno-TRIZ для постановки и решения организационных задач и задач государственного управления
Аннотация. ТРИЗ как методология сильного и системного мышления развивается во многих новых отраслях современной жизни. В настоящей статье будет изложен опыт автора по им-плементации подходов АРИЗ-2010-У для решения организационных задач различных компаний и субъектов местного самоуправления. Применение ТРИЗ при работе с проблемами и противоречиями, существующими в муниципальном управлении, на взгляд автора, является малоразработанной темой в современном сообществе ТРИЗ-практиков. В работе будут продемонстрированы реальные примеры, доказывающие эффективность использования программного комплекса Compinno-TRIZ для решения задач муниципального управления, будут показаны примеры использования метода диссонанса характеристик для выявления потенциальных противоречий, будет предложен способ по адаптации Ландшафта проблем к тематике проблем местного самооуправления, а также будут кратко описаны дальнейшие шаги по развитию тематики ТРИЗ в муниципальном управлении. Новизна работы определяется в формировании комплексного подхода для решения задач специалистами, занятыми в соответствующих сферах местного самоуправления.
Ключевые слова: ландшафт проблем, Compinno-TRIZ, противоречия в области муниципального управления.
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное управление, как отдельный институт, по существу (в том виде, в котором оно знакомо большинству из нас) развивается в нашей стране с начала 90-ых годов. Основы, заложенные в Конституции Российской Федерации [1], нашли свое последующее развитие в федеральном законодательстве, например, в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако даже наличие документа, раскрывающего суть местного самоуправления, большого количества подзаконных актов и разъяснений судебной практики не сильно облегчили правоприменение, наоборот, породив определенные проблемы, не решенные и сейчас. Данный тезис легко подтверждается с помощью простого эксперимента: при запросе к поисковой системе «муниципальное управление» выдается 5 млн. результатов (Рис. 1), при запросе «проблемы развития муниципального управления» - 18 млн. результатов (Рис. 2). Разница между двумя группами результатов составляет 3,6 раза, что не может не свидетельствовать об актуальности данной тематики для дальнейшего исследования, в том числе и с применением инструментария ТРИЗ.
В рамках настоящей статьи автором будет предложен комплексный пошаговый подход по использованию наработок ТРИЗ к вопросам местного самоуправления (здесь и далее местное самоуправление, МСУ и муниципальное управление будут использоваться в качестве слов-синонимов), а также будут рассмотрены отдельные кейсы по вопросам МСУ такого субъекта Российской Федерации, как Краснодарский край, которые были проработаны автором совместно с заместителями глав местных администраций вышеупомянутого субъекта в рамках курса MPA, совместно реализуемого КубГУ и ВШГАдм МГУ им. Ломоносова.
Муниципальное управление — это управление социальны-ми общностями на основе территориального принципа.
Рис. 1
ф проблемы развития муниципального управления рф Найти
Поиск Картинки Видео Карты Товары Новости Переводчик Все
* е *
©
^ Проблемы муниципального управления©
spravochnick.ru > ...иргау1егпе/ргоЫету...иргау1етуа/ •••
Решение проблем муниципального управления требует эффективного планирования развития муниципального образования, так в тактическом смысле, так и в стратегическом. Потребность в осуществлении планирования развития муниципального образования... Читать ещё
Нашлось 18 млн результате
Разместить рекламу
Рис. 2
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В рамках подготовки к работе по использованию ТРИЗ для решения проблем, существующих в муниципальном управлении, автором были проанализированы материалы различных конференций, сборников и других источников, в которых затрагивалась данная проблематика.
В целом, если рассматривать проблемы муниципального управления как проблемы организационного характера, то для их решения могут быть применены уже существующие общие подходы, которые сложились за время применения ТРИЗ к такому роду задач. Однако специфика рассматриваемого предмета - муниципальное управление - накладывает серьезные ограничения на общие подходы, так как само по себе муниципальное управление существует в очень жёстких рамках, которые очерчены (или пытаются быть очерчены) императивно в законодательных нормах.
Таким образом, на сегодняшний день автору не удалось найти единый методологический учебник или справочник, подобный, например, таковым для сфер 1Т, программирования или бизнеса в целом, по направлению ТРИЗ в задачах муниципального управления. Отдельные кейсы находят свое отражение в статьях различных авторов и посвящены поиску решений конкретных задач, которые в некоторых случаях лишь косвенно связаны с тематикой муниципального управления, хотя, безусловно, могут быть применимы и для решения схожих задач в муниципальном управлении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Исходные данные, существующие и явные проблемы и противоречия, поиск диссонанса характеристик
По мнению автора, для того чтобы выявлять задачи муниципального управления, которые могут быть решены с помощью ТРИЗ, возможно использовать три основных способа:
• Анализ общих проблем, которые характерны абсолютно для всех субъектов МСУ, с последующей декомпозицией задач до соответствующего уровня и переходом к возможным противоречиям;
• Анализ явных противоречий, которые существуют в системе МСУ, с последующей декомпозицией противоречий до соответствующего уровня;
• Анализ диссонанса характеристик.
Если в целом (и без поиска диссонансов) рассматривать проблемы, которые существуют в муниципальном управлении и сдерживает его развитие, можно выделить несколько таких категорий. Первая крупная группа проблем, связана с тем, что до сих пор не существует корректного описания объектов муниципального самоуправления, критериев оценки, которые бы понимались однозначно всеми участниками процесса реализации местного самоуправления. До сих пор есть вопросы к критериям эффективности, которые должны отражать эффективность муниципального образования, но на самом деле скорее путают, нежели помогают разобраться.
Другой крупный блок проблем связан с нехваткой квалифицированных кадров. И, в первую очередь, это происходит потому, что люди, не получая достаточного уровня денежных компенсаций за выполнение своей работы вынуждены уезжать из-за регионов в более крупные города.
Третья крупная проблема может быть сформулирована, как несоответствие тех финансовых ресурсов, которые есть у властей, тому кругу задач, которые за счёт этих средств должны быть решены.
Все вышеназванные проблемы могут быть декомпозированы до конкретных задач конкретного субъекта МСУ.
Следующим источником возможных задач, которые могут быть решены соответствующими субъектами муниципального управления, являются очевидные и явные противоречия всей системы МСУ.
• Противоречия в юридической сфере. Принцип народовластия не эффективно работает в сфере управления муниципальных образований. Складывается ситуация, когда в законодательстве местное самоуправление есть, а в реальной практике ряда поселений его фактически нет. ФЗ № 131 не до конца разрешил проблемы в сфере местного самоуправления, а в ряде случаев даже обострил противоречия.
• Противоречие между процессами централизации государственной власти и децентрализацией, заложенной в системе местного самоуправления.
С одной стороны, нет того субъекта в виде конкретного гражданского общества, которое должно было стать фундаментом местного самоуправления, а с другой стороны, есть совершенно очевидное стремление власти сделать местное самоуправление низшей ступенью вертикали власти. В данном случае местное самоуправление стало не фундаментом, а подвеской, которая болтается на субсидиях, которые спускаются сверху. Это концептуальное противоречие.
• Противоречие импортозамещения: должно ли оно происходить за счет государственных ресурсов и государственного регулирования или на основе рыночных механизмов?
Безусловно, понятно, что выше озвученные проблемы и противоречия - это системные противоречия, которые касается абсолютно всех субъектов, которые это местное самоуправление реализуют, и, естественно, понятно, что отдельно взятый районе или другое муниципальное образование не смогут справиться с их решением в одиночку или на своем системном уровне. Однако декомпозиция верхнеуровневых задач, позволяет формулировать более понятные и вполне решаемые задачи, которые впоследствии могут быть отранжированы с помощью Ландшафта проблем.
Для визуализации поиска задач с помощью анализа диссонанса характеристик, в качестве исходных данных автором была использована информация сводного доклада Красно-
дарского края «О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Краснодарского края за 2020 год» (https://admkrai.krasnodar.ru/content/1137/show/602748/). Кратко информация по всем субъектам МСУ может быть сведена к таблице диссонансов между уровнями развития по разным направлениям (Рис. 3).
Муниципальные образования Экономическое развитие Социально-культурная сфера Жилищная политика и ЖКХ Муниципальное управление Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ИТОГ оценки по направлениям (сумма рангов по направлениям/5) Разброс
1 1 2 1 1 1 1,2 1
2 11 1 4 3 11 6 10
3 6 8 10 6 2 6,4 8
4 11 16 5 19 3 10,8 16
5 8 9 5 10 25 11,4 20
6 13 7 18 16 18 14,4 11
7 26 <- => 5 12 15 16 14,8 21
14 15 16 7 <= -> 34 17,2 27
9 25 10 17 33 <= —> ь 18 28
10 18 22 9 25 22 19,2 16
11 22 16 7<- -> 29 19,4 22
12 19 20 21 11 <= => 35 21,2 24
13 31 <= -> 9 21 31 23 22
14 29 24 22 29 20 24,8 9
Рис. 3
В данном фрагменте таблицы отражены наиболее важные маркеры или критерии, по которым оценивается эффективность деятельности тех или иных органов муниципального самоуправления. Можно спорить с достаточностью данный информация, но в целом она закреплена в различных законах и подзаконных актах, поэтому в любом случае местное самоуправление сталкивается с тем, что их оценивают именно по этим параметрам. Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что у нас существует некий муниципалитет лидер, 2-3 середняка, и огромное количество отстающих и догоняющих.
При этом, стоит обратить внимание на диссонансы между различными характеристиками в рамках одного муниципального образования. Например, у муниципального образования номер 7 очень низкий уровень развития по такому показателю, как экономическое развитие, и при этом достаточно высокий уровень по такой метрике, как социокультурная сфера; разброс между ними составляет больше 20 единиц. Муниципальное образование номер 13 находится в ещё худшем положении по показателю экономическое развитие, но при этом достаточно неплохо смотрится по направлению жилищная политика и ЖКХ. Выявленные диссонансы характеристик позволяют направить свой фокус в конкретные слабые места того или субъекта МСУ, что помогает выйти на существующие административные противоречия, а затем, уже углубляя свои познания в конкретной проблеме приходить к противоречиям требований и свойств.
Адаптация Ландшафта проблем
Для работ по определению приоритета в решаемых задачах, автор в своей практике использует Ландшафт проблем, который адаптирован к требованиям производственной компании и отражает специфику конкретного бизнеса (Рис. 4).
Потенциал Scale of эффективности problem -—£ffciency potential Масштаб проблемы ^^^^^ Менее 1 млн руб. / Less than 1 mil. 1-5 млн руб. / 1-5 mil. 5-20 млн руб. / 5-20 mil. Более 20 млн руб. / more than 20 mil.
Мир / World
Страна / Country
Общетехническая / Technical
Отрасль / Industry
Компания / Company
Дивизион / Division
Предприятие / Plant
Цех / Workshop
Участок / Sector
Рис. 4
Учитывая, что данные критерии масштаба не подходят для задач муниципального управления, авторам была разработана версия ландшафта проблем с уточненными критериями (Рис 5.)
Потенциал Scale эффективности problem —____Efficiency potential Масштаб проблемы Менее X млн руб. / Less than X mil. X-Y млн руб. / X-Y mil. Y-N млн руб. / Y-N mil. Более N млн руб. / More than N mil.
Мир / World
Страна / Country
Федеральный округ / Federal district
Субъект федерации / Subject
Район / Area
Город / City
Администрация / Local Administration
Департамент I Department
Отдел I Group
Рис. 5
Логика работы с ландшафтом проблем стоится таким образом: в первую очередь для проработки и решения берутся задачи, которые находятся в первом квадранте (Рис 6.). Это задачи, которые в принципе могут быть решены на соответствующем системном уровне решателя, например, заместителя главы администрации конкретного района. И это задачи, которые принесут наибольший экономический эффект. Безусловно, понятно, что многие задачи, которые существуют в муниципальном управлении достаточно сложно оцифровать, но автор является сторонником того, что оцифровать можно все, что угодно. И даже, например, условная очередь в детский сад может тоже найти свое отражение в денежном эквиваленте.
Потенциал Scale of the ^^^ эффективности problem -—-^Efficiency potential Масштаб ^^^^ проблемы ^^^^ Менее X млн руб. / Less than X mil. X-Y млн руб. / Х-Y mil. Y-N млн руб. / Y-N mil. Более N млн руб. / More than N mil.
Мир / World
Страна / Country 1\/
Федеральный округ / Federal district 1 V
Субъект федерации / Subject
Район / Area
Город / City I I
Администрация / Local Administration 1 1 /ЯчЧ
Департамент / Department
Отдел / Group
Рис. 6
Примеры декомпозированных задач муниципального управления и подходы к их решению
В качестве платформы для решения декомпозированных задач муниципального управления, которые были выявлены в ходе работы с системными противоречиям и диссонансами и отражированы с помощью ландшафта проблем, автором был предложен программный комплекс Compinno-TRIZ. Для унификации демонстрируемых примеров использование программного комплекса ограничилось модулями «Описание», «Противоречия», «Приемы» и «Идеи», но и этого урезанного функционала оказалось достаточно для получения рабочих решений. Примеры приводятся так и в том виде, в котором они были решены заместителями глав администраций ранее названного субъекта.
Пример 1. Свалка ТКО.
Исходная проблема: Регулярно на территории государственного лесного фонда возникают несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (ТКО), скопление которых ухудшает благоприятную экологическую обстановку и туристическую привлекательность района. При этом, полномочия у органов местного самоуправления на ликвидацию свалок не территории государственного лесного фонда отсутствуют. Автоматически получившиеся формулировки далее на Рис.7.
Формулировки
* ПТ-1 (претворит требований) ЕСЛИ Выделить бюджетные средства на расчистку ТО выполняется требование Ликвидировать несанкционированную свалку ТКО, НО НЕ выполняется требование Не нарушать
бюджетное законодательство.
■k | ПТ-2 (противоречие требований) ЕСЛИ Не выделять бюджетные средства на расчистку ТО выполняется требование Не нарушать бюджетное законодательство, НО НЕ выполняется требование Ликвидировать
несанкционированную свалку ТКО.
ПС (противоречие свойства) ЭЛЕМЕНТ бюджетные средства должен быть выделенные, чюбы Ликвидировать несанкционированную свалку ТКО и должен быть невыделенные, чтобы Не нарушать бюджетное
законодательство.
Функциональный ИКР Х-элемент САМ выполняет требование Не нарушать бюджетное законодательство.
ИКР бюджетные средства со свойством невыделенные САМ(А) позволяет Ликвидировать несанкционированную свалку ТКО.
Ресурсный ИКР Х-ресурс (из ресурсов системы) на месте элемента бюджетные средства, сохраняя его характеристику невыделенные . должен САМ в течение оперативною времени в пределах оперативной зоны
обеспечивать возможность выполнять требование Ликвидировать несанкционированную свалку ТКО.
Рис. 7
В ходе решения задачи удалось выйти на решение, которое позволит и минимизировать риски загрязнения лесных территорий, и исключит нарушение бюджетного законодательства.
Идея решения. Указанные площадки включаются в схему размещения (дислокации) ТКО на территории муниципального района, что наделяет обязательством регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Использовались приемы: 10. Принцип предварительного действия, 24. Принцип «посредника», а также работа с ИКР.
Пример 2. Организация горячего питания
Исходная проблема: При формировании ежедневной утренней закладки продуктов для организации горячего питания у сотрудников КШП уходит более 1,5 часов времени для сбора информации об отсутствующих учениках. Информацию подают классные руководители на бумажных рапортичках. Присутствуют ошибки и недостоверные данные, это приводит к перерасходу сырья и необоснованной оплате питания. Необходимо сократить время сбора информации об отсутствующих учениках и исключить недостоверные сведения. Автоматически получившиеся формулировки далее на Рис. 8.
Формулировки
* ПТ-1 (противоречие требованш!} ЕСЛИ Быстро собирать данные о присутствующих ученика! ТО выполняется требование Вовреин накормить все! учеников, НО НЕ выполняется требование Не расходовать лишнее сырье.
* ПТ-1 (противоречие требовании) ЕСЛИ Качественно собирать данные о присутствующих учениках ТО выполняется требование Не расходовать лишнее сырье, НО НЕ выполняется требование Вовремя накормить всех
учеников.
ПС (противоречие свойства) СВОЙСТВО Бремя сбора ЭЛЕМЕНТА Данные доткно быть минимальное. чтобы Вовремя накормить всех учеников н должно бьпь длительное, чтобы Не расходовать лишнее сырье.
Функциональный ИКР Х-шиенг САМ выполняет требование Не расходовать лишнее сырье.
ИКР Данные со свойством длительное Времн сбора САМ(А) позволяет Вовреми накормить всех учеников.
Ресурсный ИКР Х-ресурс (нз ресурсов системы) на месте элемента Данные. сохраняя его характеристику длительное Времся сбора. должен САМ в течение оперативного времени в пределах оперативной зоны
обеспечивать возможность выполнив требование Вовре^ш накормить всех учеников.
Рис. 8
Идея решения. Создаются электронные гугл-таблицы по всем классам всех школ муниципалитета. Доступ к внесению данных в таблице по отсутствию учеников имеют только классные руководители, доступ осуществляется через личный гугл-аккаунт классного руководителя посредством любого доступного гаджета. Время доступа ограничено, время внесения данных стандартизировано. Данные таблиц увязаны с ежедневным меню-требованием, и формирование объемов сырья в ассортименте для приготовления пищи происходит автоматически. Также автоматически формируется ежемесячная отчетность по школам, классам и категориям питающихся учеников.
Пример 3. Детский сад.
Исходная проблема: Существующие очереди в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение - ДОУ) могут достигать нескольких лет, при этом у местной администрации сильно ограничен бюджет на строительство новых ДОУ. Пример заполнения ячеек в программном комплексе далее на Рис. 9. Автоматически получившиеся формулировки далее на Рис. 10. Пример работы с Матрицей Альтшуллера далее на Рис. 11,12.
Противоречия В В
Показать Скрыть описание
Требование 1 (функция) Требование 2 (другая функция или ограничение)
/ | Ликвидировать очередь в ДОУ Снизить муниципальные расходы
Что можно предпринять для выполнения Требования 1 Элемент системы Противоположное действие или альтернативная реализация
Построить новый детский сад Детский сад Не строить новый детский сад
Для выполнения Т1 свойство должно быть: Свойство элемента (параметр) Для выполнения Т2 свойство должно быть:
есть наличие нет
Рис. 9.
Приемы разрешения технических противоречий °
15. ДИНАМИЧНОСТИ 09. Скорость -19 Затраты □
а Характеристики объекта или внешней среды должны меняться так. чтобы энергии подвижным объектом быть оптимальными на каждом этапе работы
б. Разделить объект на части, способные перемешаться друг относительно яруга
в. Если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемешающимся
26. КОПИРОВАНИЯ
а Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии
б. Заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии)
в. Если используются видимые оптические кошш, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым
Рис. 10
Формулировки
* 1 ПТ 1 (противоречие требований) ЕСЛИ Построить новый детский сад ТО выполняется требование Ликвидировать очередь в ДОУ, НО НЕ выполняйся требование Снизить муниципальные расходы.
■к ПТ 2 (противоречие требовании) ЕСЛИ Не строить новый детский сад ТО выполняется требование Снизить муниципальные расходы, НО НЕ выполнялся требование Ликвидировать очередь в ДОУ.
ПС {противоречие свойства) СВОЙСТВО наличие ЭЛЕМЕНТА Детский сад должно быть есть, чтобы Ликвидировать очередь в ДОУ и должно быть нет, чтобы Снизить муниципальные расходы.
Функциональный ИКР Х-элемент САМ выполняет требование Ликвидировать очередь в ДОУ.
ИКР Детский сад со свойством есть наличие САМ(А) позволяет Снизить муниципальные расходы,
Ресурсный ИКР Х-ресурс (из ресурсов системы) на месте элемента Детский сад, сохраняя его характеристику есть наличие должен САМ в течение оперативного времени в пределах оперативной зоны обеспечивать возможность выполнять требование Снизить муниципальные расходы.
Рис. 11
Матрица Альтшуллера °
Выбранное противоречие требований
ЕСЛИ Построить новый детский сад ТО выполняется требование Ликвидировать очередь в ДОУ. НО НЕ выполняется требование Снизить муниципальные расходы.
Полная таблица Альтшуллера
Что необходимо улучшить: 33. Удобство эксплуатации V
Что при этом ухудшается: 36. Сложность устройства V +
Выбранные пары параметров
30. Вредные факторы, действующие на объект 23. Потери вешества ■
09. Скорость 19. Затраты энергии подвижным объектом ■
33 Удобство эксатуатацнн 36 Сложность устройства ■
Рис. 12
Идея решения. Строительство пристроек к существующим садам; Использование типового проекта ДОУ; Строительство модульного детского сада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системный подход, который предлагает ТРИЗ, может успешно применяться и при работе с проблемами муниципального управления. Использование ТРИЗ для фокусного поиска и рассмотрения задач, использование инструментов для поиска их решения, показали свою эффективность.
33 Удобство эксплуатации - р 36 Сложность устройства
Наибольшую результативность, по мнению автора, можно достичь, если применять ТРИЗ на всех этапах работы с комплексом проблем и задач, а не исключительно в решении одной задачи, которая ставится перед решателем.
Формирование отдельного направления ТРИЗ в муниципальном управлении требует значительной проработки, но уже сейчас очевидно, что данное направление может стать востребованным в ближайшей перспективе, учитывая глобальные процессы, которые происходят в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) \ КонсультантПлюс (consultant.ru).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-Ф3 (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru).
3. https://anspa.ru/wp-con-
tent/uploads/2022/06/%D0%94%D0%9F%D0%9E%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD% D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80.pdf
4. М.С. Рубин. Основы ТРИЗ. Применение ТРИЗ в программных и информационных системах: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2011. - 226 стр.
5. Методы ТРИЗ в решении организационных проблем на примере Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru)
6. Соколов Н.Н. Применение технологии ТРИЗ при принятии управленческих решений в стратегическом управлении
7. Бубенцов В.Ю., Тимохов В.И. Информационные материалы Центра креативных технологий «Креативный мир» (Проект «Trizland.ru») [Электр. ресурс]: http://www.trizland.ru.
8. https://cyberleninka.ru/article/n/triz-v-intellektualnyh-sistemah-vyrabotki-rekomendatsiy-dlya-upravlencheskih-resheniy
9. Разработка рекомендаций на основе анализа диссонанса характеристик системы (Рубин М.С, Трантин А.В., Кулаков А.В.) Прагматическая аналитика. Серия «Аналитические технологии прагматической аналитики» - М.: Ассоциация развития аналитического потенциала личности, общества и государства «Аналитика», 2023.
10. https://admkrai.krasnodar.ru/content/1137/show/602748/
11. http://ariz-2010.appspot.com/