ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
УДК 004(571.620)
В. В. Стригунов, А. В. Лушников
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА
Стригунов В. В. - канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Информатика», e-mail: 005733@pnu.edu.ru; Лушников А. В. - магистрант кафедры «Программное обеспечение ВТ и АС» (ТОГУ), e-mail: 2017101032@pnu.edu.ru.
В статье рассмотрено применение инструментов оценки текущего состояния города в целях реализации проекта «Умный город». На примере г. Хабаровска проведен SWOT-анализ развития проекта «Умный город», обработаны и проанализированы данные двух индексов Минстроя РФ: индекс хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства, индекс качества городской среды.
Ключевые слова: умный город, инструмент оценки, индекс хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства (IQ города), индекс качества городской среды, SWOT-анализ.
Введение
Модель умного города реализуется в мире уже более двадцати лет, однако общепринятого стандартизованного определения так и не выработано [1, 2]. Исследователи и эксперты сходятся во мнении, что концепция умного города в значительной степени задумывалась как новый подход с использованием информационно-коммуникационных технологий для устойчивого городского развития. Согласно определению Оперативной группы по умным устойчивым городам Организации Объединенных Наций 2015 г.: «Умный устойчивый город - это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» [3].
С утверждением в 2018 году паспортов национальной программы «Цифровая экономика», национального проекта «Жилье и городская среда», а в 2019
© Стригунов В. В., Лушников А. В., 2022
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
году входящего в его состав паспорта ведомственного проекта «Цифровизация городского хозяйства «Умный город»», в Российской Федерации была задана стратегия целенаправленного развития умных городов и создана соответствующая нормативная база [4]. Важными задачами при планировании и реализации решений для умного города является оценка текущего состояния города и измерение показателей эффективности для отслеживания прогресса в достижении поставленных городом целей. Многочисленными организациями, научными и экспертными сообществами разрабатываются различные наборы показателей и индикаторов для оценки эффективности и прогресса в развитии умных городов.
В ходе данного исследования рассмотрено применение инструментов оценки текущего состояния города в целях реализации проекта «Умный город» на примере г. Хабаровска.
Методика исследования
Для проведения исследования выбраны следующие инструменты:
- анализ по методу SWOT (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы);
- обработка и анализ статистических данных индекса хода и эффективности цифровой трансформации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2018 - 2020 гг.
- обработка и анализ статистических данных индекса качества городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2018 - 2021 гг.
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития умного города
Для выявления преимуществ, проблем и ограничений в перспективе развития умного города предлагается использовать SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития). Этот инструмент был разработан Альбертом Хамфри из Стэнфордского научно-исследовательского института в 1960-х годах как метод стратегического планирования [5] и представляет собой подход к принятию решений, основанный на оценке сил-слабостей внутренних факторов и возможностей-угроз внешних факторов.
Метод SWOT-анализа широко распространен и используется учеными и практиками для принятия стратегических решений в различных областях [6, 7], рекомендован Министерством экономического развития Российской Федерации в качестве инструмента при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ [8]. В работах [9 - 11] потенциал развития умных и устойчивых городов оценивался с помощью данного метода. В табл. 1 представлен результат проведенного SWOT-анализа г. Хабаровска в рамках развития проекта «Умный город».
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 2 (65)
Сильные и слабые стороны, возможности и _на примере г.
Таблица 1
угрозы развития проекта «Умный город» Хабаровска_
Сильные стороны
- Имеющиеся проекты, реализованные администрацией города по различным программам развития (создание единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций, АПК «Безопасный город», развитие информационно -коммуникационной структуры и построение единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска, программа «Информационный город на 2014-2020 годы» и др.).
- Имеющиеся проекты и решения, реализованные частными компаниями (сеть Narrow Band IoT компании МТС для сервисов и устройств Интернета вещей, мобильное приложение и сайт карты города с отслеживанием общественного транспорта компании Яндекс и др.).
- Опыт межструктурного взаимодействия при реализации проектов (ЕГА-СИК, АПК «Безопасный город» и др.).
- Эффективное местное самоуправление и заинтересованность руководства в развитии инициатив умного города (создана рабочая группа по реализации ведомственного регионального проекта «Умный город» в Хабаровске).
- Участие в крупных федеральных и международных объединениях городских сообществ, апробирующих инициативы умного города: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Программа ООН-Хабитат в РФ, Международная Ассамблее столиц и крупных городов.
Возможности
- Улучшение экологической обстановки и привлекательности города, брендинг территории.
- Экономическая эффективность и привлечение инвестиций (финансирования).
- Участие заинтересованных стейкхол-деров (частных компаний) в реализации отдельных мероприятий на основе критериев собственной финансовой выгоды, без специальных мер финансовой господдержки (например, развитие сетей сотовой связи компаниями-операторами, развитие сети пунктов выдачи и постаматов компаниями по доставке, развитие мобильных приложений сегмента HoReCa, такси, развитие системы мобильных платежей через банковские приложения и др.).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
Слабые стороны
- Отсутствие комплексной стратегии и/или программы развития умного города.
- Преимущественная локальность имеющихся решений по умному городу.
- Не введена в эксплуатацию Единая муниципальная ГИС.
- Отсутствие портала открытых данных.
- Слабая муниципальная статистика по показателям умного города (проблема характерна для страны в целом).
- Отсутствие цельности имеющейся инфраструктуры, что не позволяет аккумулировать данные из различных систем; ограниченность интеграции данных из различных информационных систем в единое пространство.
- Дефицит компетенций по реализации инициатив и стратегии умного города.
Угрозы
- Появление новых статей расходов муниципального бюджета.
- Построение умного города без учета мнения граждан, экспертного сообщества.
- Риски, связанные с информационной безопасностью, безопасностью персональных данных, надежностью и устойчивостью цифровой инфраструктуры.
- Риски, связанные с необходимостью приобретения новых компетенций и профессиональных навыков горожанами и административно-управленческим аппаратом.
- Риски, связанные с имеющимися нормативно-правовыми барьерами.
Таким образом, в г. Хабаровске имеется базовая инфраструктура и созданы основные условия, предоставляющие возможность для реализации проекта «Умный город». Существующая ИТ-инфраструктура достаточна для обеспечения надежного уровня функционирования как внедренных, так и планируемых к внедрению информационных систем. Имеется заинтересованность основных стейкхолдеров проекта «Умный город»: руководства города, частных компаний, а также готовность компаний и граждан к внедрению цифровых решений. Основное внимание необходимо уделить вопросам объединения имеющихся и планируемых к внедрению решений в единый подход всего города.
Анализ индекса хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства
Индекс хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства (^ городов) разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в 2019 году совместно с Московским государственным университетом им. Ломоносова в рамках ведомственного проекта
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
«Умный город» (национальные проекты «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика») [12]. По утвержденной методике оценивается 10 направлений цифровой трансформации городского хозяйства по 47 поддающимся измерению индикаторам:
- городское управление (5 индикаторов);
- умное ЖКХ (5 индикаторов);
- инновации для городской среды (6 индикаторов);
- умный городской транспорт (11 индикаторов);
- общественная безопасность (5 индикаторов);
- экологическая безопасность (4 индикатора);
- туризм и сервис (4 индикатора);
- социальные услуги (4 индикатора);
- экономика (2 индикатора);
- сетевая связь (1 индикатор).
Сам индекс определяется на основании суммы оценок этих 10 направлений и представляет собой цифровое значение в баллах. Максимально возможное количество баллов равно 120.
Согласно представленным Минстроем России рассчитанным данным [13 - 15] значение интегрального индекса Щ города Хабаровска составило 38,99 баллов за 2018 г., 36,79 балла за 2019 г. и 50,91 балла за 2020 г. (табл. 2). Динамика данного индекса у г. Хабаровска в 2019 г. была отрицательной (-5,6%), а в 2020 г. стала положительной (+30,57% от базового значения 2018 г.).
Таблица 2
Анализ результатов проведенной Минстроем РФ оценки индекса ^ городов
2018 год 2019 год 2020 год
Значение индекса 10 г. Хабаровска 38,99 балла 36,79 балла 50,91 балла
Среднее значение индекса 10 по РФ 34,3 балла 40,67 балла 44,17 балла
Среднее значение индекса 10 в группе «Крупные города» 34,1 балла 40,98 балла 44,53 балла
Среднее значение индекса 10в группе «Административные центры ДФО» 29,49 балла 36,76 балла 41,57 балла
Согласно целевому показателю Паспорта ведомственного проекта «Умный город» (табл. 3) [16] должен осуществляться прирост среднего значения индекса ^ городов в субъектах РФ от базового значения N посчитанного за 2019 год (в данных Минстроя РФ расходятся значение даты первой оценки индекса 2018 г. с датой базового значения 2019 г.).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
Таблица 3
Динамика целевого показателя «Среднее значение индекса эффективности цифровой _трансформации городского хозяйства в субъектах РФ»_
Целевой показатель 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Среднее значение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах РФ (10 городов), % N N+5% N+10% N+15% N+22% N+30%
Всего в оценку в 2018 г. вошел 191 город, в 2019 и 2020 гг. 203 города. По проведенному анализу средних значений индекса ^ по России в целом, в группе крупных городов (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. человек) и в группе административных центров ДФО получены следующие результаты (табл. 2). По России в целом среднее значение индекса 10 городов составило 34,3 балла в 2018 г., 40,67 балла в 2019 г. и 44,17 балла в 2020 г. Среди крупных городов среднее значение индекса составило 34,10 балла в 2018 г., 40,98 балла в 2019 г. и 44,53 балла в 2020 г.; среди административных центров ДФО среднее значение индекса составило 29,49 балла в 2018 г., 36,76 балла в 2019 г. и 41,57 балла в 2020 г. По результатам 2020 г. индекс 10 г. Хабаровска превосходит средние значения по всем рассмотренным группам.
Анализ индекса качества городской среды
Индекс качества городской среды - инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования, предложенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» [17]. Индекс формируется на основе оценки шести типов городских пространств (жилье и прилегающие пространства, озелененные пространства, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, общегородское пространство) в соответствии с шестью критериям качества городской среды (безопасность, комфортность, эколо-гичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления). Всего в индексе 36 индикаторов, которые в сумме дают оценку города по шкале от 0 до 360 баллов. Результаты оценки применяются для подготовки рекомендаций по улучшению городской среды и условий ее формирования, используются в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе для определения размера субсидии субъектам РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды. Российскими исследователями индекс качества городской среды рассматривается в контексте концепции устойчивого развития городов [18, 19], ставшей за последние десятилетия основой
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
в стратегическом планировании городов. В работе [20] показано, что индекс качества городской среды может использоваться в дополнение к индексу ^ городов для оценки умных городов России. Кроме этого, Минстроем РФ анонсировано, что после апробации и доработки оба этих индекса будут синхронизированы.
Представленные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ результаты оценки значения индекса г. Хабаровска за 2018 - 2021 гг. показаны в табл. 4 [17].
Таблица 4
Результат проведенной Минстроем РФ оценки г. Хабаровска за 2018 - 2021 гг.
2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Значение индекса г. Хабаровска 179 баллов 187 баллов 191 балл 202 балла
Среднее значение индекса по РФ 163 балла 169 баллов 177 баллов 184 балла
Качество городской среды города изменилось с неблагоприятной (диапазон баллов от 0 до 180) в 2018 г. на благоприятную (диапазон баллов от 181 до 360) в 2019 г. и после. Всего по России в 2018 г. оценено 1114 городов, в 2019 г. - 1115 городов, в 2020 г. - 1116 городов и в 2021 г. - 1117 городов.
Согласно целевому показателю Паспорта национального проекта «Жилье и городская среда» [21] должен осуществляться прирост среднего значения индекса качества городской среды по РФ от базового значения N посчитанного за 2018 год (табл. 5). Прирост значения индекса г. Хабаровска за 2019 г. составил 4,47%, за 2020 г. - 6,7%, за 2021 г. - 12,85%, что опережает установленное по стране значение в целом.
Таблица 5
Динамика целевого показателя «Среднее значение индекса качества городской среды по РФ»
Целевой показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Среднее значение индекса качества городской среды по РФ, % N N+2% N+5% N+10% N+15% N+20%
По сведениям за 2021 год среди всех городов РФ, участвовавших в оценке, среднее значение индекса составило 184 балла, среди крупных городов (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. человек) - 200 баллов, среди административных центров ДФО - 187 баллов. Во всех указанных группах городов значение индекса г. Хабаровска за 2021 г. превышает среднее по группе.
Ежегодно рассчитываемый индекс отслеживает не только динамику общей оценки, но и учитывает значения оценок каждого из шести пространств
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
(рис. 1). Оцениваемое пространство, получившее менее 30 баллов, признается неблагоприятным.
Общественно-деловая инфраструктура Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства и прилегающие пространства
Рис. 1. Оценка шести типов пространств г. Хабаровска за 2021 г.
Несмотря на общую положительную динамику г. Хабаровска по результатам 2021 г. озелененные пространства и общественно-деловая инфраструктура с прилегающими пространствами требуют внимания со стороны органов местного самоуправления при разработке и корректировке планов и программ развития города.
Заключение
Решения умных городов должны основываться на точно определенных и измеренных показателях. Для оценки текущего состояния города, выбора проекта развития умного города, принятия конкретных управленческих решений и мер руководством города могут использоваться различные инструменты. В данном исследовании на примере г. Хабаровска показано применение SWOT-анализа, анализа индексов ^ города и качества городской среды для оценки его потенциала как умного города. Полученные результаты исследования могут быть полезны администрациям городов РФ при разработке планов развития проекта «Умный город», а также при отслеживании и измерении хода реализации этого проекта.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
Библиографические ссылки
1. Angelidou M. Smart city policies: a spatial approach // Cities. 2014. Vol. 41, № 1. P. S3-
S11.
2. Kondepudi S., Kondepudi R. What Constitutes a Smart City? // Smart Cities and Smart Spaces: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. Hershey : IGI Global, 2019. Vol. 1. P. 1-29.
3. Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН-МСЭ. Записка секретариата // Семьдесят шестая сессия (Женева, 14-15 дек. 2015 г.). Женева: Комитет по жилищному хоз-ву и землепользованию ЕЭК ООН, 2015. URL: https://www.unece.org/iileadmin/DAM/hlm/documents/2015/ECE_HBP_2015
_4.ru.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
4. Логиновская В. О. Подходы к формированию индекса IQ городов // Вестник ЮУрГУ. Сер. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-formirovaniyu-indeksa-iq-gorodov (дата обращения: 11.03.2022).
5. Amirshenava S., Osanloo M. Strategic planning of post-mining land uses: A semi-quantitative approach based on the SWOT analysis and IE matrix // Resources Policy. 2022. Vol. 76. 102585.
6. Ghazinoory S., Abdi M., Azadegan-Mehr M. Swot Methodology: A State-of-the-Art Review for the Past, A Framework for the Future // Journal of Business Economics and Management. 2011. Vol. 12, Issue 1. P. 24-48.
7. Büyükozkan G., Alpay Havle C., Feyzioglu O. An integrated SWOT based fuzzy AHP and fuzzy MARCOS methodology for digital transformation strategy analysis in airline industry // Journal of Air Transport Management. 2021. Vol. 97. 102142.
8. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации : приказ Министерства экономического развития Рос. Федерации № 132 от 23 марта 2017 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/456054578 (дата обращения: 20.03.2022).
9. Smart city and tourism: an analysis of development of Caceres (Spain) as a smart city / J. Álvarez-García, M. de la Cruz del Río-Rama, G. Vázquez-Huerta, C. Rueda-Armengot // Sustainable Smart Cities: Creating Spaces for Technological, Social and Business Development. Springer, Cham. 2017. P. 199-218.
10. Ilic D., Milosevic I., Ilic-Kosanovic T. Application of Unmanned Aircraft Systems for smart city transformation: Case study Belgrade // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Vol. 176. 121487.
11. World cities in terms of the sustainable development concept / K. Niemets, K. Kravchenko, Y. Kandyba, P. Kobylin, C. Morar // Geography and Sustainability. 2021. Vol. 2, Issue 4. P. 304311.
12. Минстрой России представил результаты третьего Индекса «IQ городов» // Официальный сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ. URL: https://min-stroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/ (дата обращения: 11.03.2022).
13. Минстрой России представил первый индекс IQ городов // Официальный сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov-/ (дата обращения: 11.03.2022).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 2 (65)
14. Минстрой России представил результаты нового Индекса «IQ городов» // Официальный сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavü-rezultaty-novogo-indeksa-iq-gorodov/ (дата обращения: 11.03.2022).
15. Результаты оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Российской Федерации (IQ ГОРОДОВ) по итогам года // Официальный сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ. URL: https://min-stroyrfgov.m/docs/133627/?clear_cache=Y?clear_cache=Y (дата обращения: 11.03.2022).
16. Паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Официальный сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ. URL: https://min-stroyrf.gov.ru/upload/iblock/df7/prikaz-518pr.pdf (дата обращения: 11.03.2022).
17. Индекс качества городской среды : офиц. сайт. URL: https://индекс-городов.рф (дата обращения: 15.03.2022).
18. Антонова И. С., Белалов Т. А., Жданова А. Б. Устойчивое развитие как концепция повышения качества городской среды моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5, № 4. С. 505-515.
19. Суворов Д. М., Суворова Л. А., Байбакова Т. В. Проблемы урбоэкологии при построении индекса качества городской среды и его использовании для оценки устойчивого развития городов // Экология и промышленность России. 2019. Т. 23, № 5. С. 67-71.
20. Стригунов В. В. , Бочарова Т. А., Колодин Д. В. О возможности применения индекса качества городской среды для оценки умных городов // Вестник ТОГУ. 2021. № 2. С. 143-152.
21. Паспорт Национального проекта «Жилье и городская среда» : [утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол_от_24.12.2018_г_№_161_URL:
http://static. government.ru/media/files/i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf (дата обращения: 11.03.2022).
Title: Application of Tools to Assess the Current State of the City as a Part of the "Smart City" Project by the Example of Khabarovsk
Authors' affiliation:
Strigunov V. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Lushnikov A. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Abstract: The article considers the use of tools to assess the current state of the city in order to implement the project "Smart City". By the example of Khabarovsk, the authors have made SWOT-analysis of the development of the project "Smart City", processed and analyzed the data of two indices of the RF Ministry of Construction: the index of progress and efficiency of digital transformation of urban economy, the index of quality of urban environment.
Keywords: smart city, assessment tool, index of progress and efficiency of digital transformation of urban economy (IQ of the city), index of quality of urban environment, SWOT-analysis.