Научная статья на тему 'Применение инструментов критериального оценивания'

Применение инструментов критериального оценивания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / СТАРТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ТЕКУЩИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ИТОГОВЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ASSESSMENT CRITERIA / CRITERION ASSESSMENT TECHNOLOGY / START-UP WORK / DIAGNOSTIC WORK / CURRENT TEST WORK / FINAL TEST WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкибаева Эльмира Курметовна, Ермаганбетова Мадина Аскаровна, Кинтонова Алия Жексембаевна, Глазырина Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены основные определения, принципы и задачи критериальной технологии обучения, особенности применения критериального подхода к оценке учебной деятельности обучающихся в высшем учебном заведении в соответствии с кредитной технологией обучения. Описаны основные проблемы оценки знаний обучающихся в лекционных потоках. Представлены способы и средства решения проблемы оценивания качества образовательного процесса, разработанные в рамках практического опыта реализации на лекционных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майкибаева Эльмира Курметовна, Ермаганбетова Мадина Аскаровна, Кинтонова Алия Жексембаевна, Глазырина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов критериального оценивания»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КРИТЕРИАЛЬНОГО

ОЦЕНИВАНИЯ Майкибаева Э.К.1, Ермаганбетова М.А.2, Кинтонова А.Ж.3, Глазырина Н.С.4 Email: Maykibaeva651@scientifictext.ru

1Майкибаева Эльмира Курметовна - магистр;

2Ермаганбетова Мадина Аскаровна - кандидат педагогических наук;

3Кинтонова Алия Жексембаевна - кандидат технических наук;

4Глазырина Наталья Сергеевна - доктор PhD, факультет информационных технологий, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены основные определения, принципы и задачи критериальной технологии обучения, особенности применения критериального подхода к оценке учебной деятельности обучающихся в высшем учебном заведении в соответствии с кредитной технологией обучения. Описаны основные проблемы оценки знаний обучающихся в лекционных потоках. Представлены способы и средства решения проблемы оценивания качества образовательного процесса, разработанные в рамках практического опыта реализации на лекционных занятиях. Ключевые слова: критерии оценивания, технология критериального оценивания, стартовые работы, диагностические работы, текущие проверочные работы, итоговые проверочные работы.

APPLICATION OF CRITERIAL ASSESSMENT TOOLS

1 2 3

Maykibaeva E.K.1, Yermaganbetova M.A.2, Kintonova A.Zh.3,

Glazyrina N.S.4

1Maykibayeva Elmira Kurmetovna - Master;

2Yermaganbetova Madina Askarovna - Candidate of Pedagogical Sciences;

3Kintonova Aliya Zheksembayevna - Candidate of Technical Sciences; 4Glazyrina Natalia Sergeevna - PhD,

FACULTY OF INFORMATION TECHNOLOGY, L.N. GUMILYOV EURASIAN NATIONAL UNIVERSITY, ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article describes the main definitions, principles and objectives of the criteria-based learning technology, the features of the application of the criteria-based approach to the evaluation of the educational activities of students in higher education in accordance with the credit technology of education. The main problems of assessing students' knowledge in lecture flows are described. Presented ways and means of addressing the problem of evaluating the quality of the educational process, developed within the framework ofpractical experience in the implementation of the lectures. Keywords: assessment criteria, criterion assessment technology, start-up work, diagnostic work, current test work, final test work.

УДК 371.01

В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности обучающихся, в частности, если занятия проводятся одновременно у нескольких групп обучающихся. Во всех университетах Казахстана внедрена кредитная технология обучения, где оценивание производится по 100 бальной шкале и имеются общие требования для получения оценок в том или ином диапазоне. Объяснить каждому обучающемуся почему у него именно такое количество баллов, а у его соседа другое, невозможно. В таком случае педагогам

необходимо использовать инструменты критериального оценивания. Критериальное оценивание складывается из ряда составляющих (критериев), в которых отражены достижения преподавателя по разным направлениям развития обучающихся и их учебно-познавательной компетентности [1, 2]. Критериальное оценивание, выполняя функцию обратной связи, позволяет обучающемуся получать информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются им лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов [3].

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу как определение степени приближения обучающегося к данной цели.

Именно поэтому критериальное оценивание является эффективной мерой в определении качества образовательного процесса, как в отношении студентов, так и преподавателей [4].

Главными задачами критериального оценивания учебной деятельности студентов являются:

- определение уровня подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития обучающегося;

- мотивирование обучающихся на развитие умений и навыков широкого;

- дифференцирование значимости оценок;

- обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом в целях выявления качества усвоения учебного материала [5].

Рассмотрим примеры применения различных типов заданий с элементами критериального оценивания, которые применяются на лекционных занятиях по дисциплине «Information and communication technology» среди обучающихся 1 курсов всех специальностей бакалавриата.

Для отслеживания уровня знаний и умений используются различные виды работ:

- Стартовые - на первой лекции обучающиеся пишут обзорный тест - Review test, который содержит 20 вопросов из школьного курса информатики. При написании данного теста разрешается совместное обсуждение некоторых вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. На данный тест выделяется 30 мин. В конце совместно с обучающимися обсуждаются правильные ответы и обучающиеся сами оценивают свои работы;

- Диагностические - по теме 5 лекции «Database system», разработаны 3 варианта заданий по работе с базой данных в Excel. Каждое задание в данной работе оценивается от 1 до 4 баллов, в итоге максимально получается 10 баллов. Итоговый балл умножается на 10 и выставляется (Рисунок 1). Время выполнения 20 мин.

По теме 6 лекции «Data Management. Data Analysis» также разработана диагностическая работа, которая состоит из 4 заданий и итогового теста. Первое задание на соответствие: В данном задании надо расставить связи между изображениями и названиями инструментов в Excel - каждое правильное соответствие 1 балл. Максимально 7 баллов.

Второе задание содержит 5 вопросов, каждый вопрос оценивается в 1 балл (Рисунок 2). Максимально 5 баллов.

Третье задание: Построить дерево принятия решений - каждое правильно принятое решение дает 1 балл (Рисунок 3). Максимально 7 баллов.

1 Spradihifb

ii'be ±мрш belsw. a ¡praiiKw fan t«ai crened 1« ¡how вм ;rack oi ви Dimer Norbly ibop.

A В С D Ё

1 Disney Novehy Shop

1 Item Number in StocH Price Total Value

Mickey Mouse Ears 17 MM

* Donald Duct Hal 40 2SB0

5 Goofy Panel 5 Q.2M

5 Cuddy Cheshire C3I в 3.75(1

Т Tool

в

4

j U'jute dvum flu (eE refereoti ef a «¡1 'bar roaftuci пишете ilia

__14

b. SugEEil a fbnnuh flat would be wnrtet fa (ell D3 -[l|

c. ZTesurte Котг у w would ieplxiti ttu^ fomnila m1o reJs W to H

__PI

d. SugjeH a fbnnuh flat would be wnrtet fa (ill D7

__III

t. A uh ]CecL 1be PCuIq Colja it ft Laboc-oced. Dtimbe bow yoj would al№ As

a&=heet 1» jLklc fc йеш bets' вен the Gwfy Pet-ziL an j 1Ье С udsly Cbesbin Cit.

W

Рис. 1. Диагностическая работа к лекции «Database system»

Рис. 2. Анализ данных диаграммы

Рис. 3. Построение дерева принятия решений

Четвертое задание: Построение алгоритма анализа данных - каждый правильный шаг дает 1 балл. Максимально 6 баллов. Итого 4 задания максимально дают 25 баллов.

Общее количество баллов умножается на 3. Итоговый тест содержит 10 вопросов с 5 вариантами ответов, каждый правильный ответ дает 2,5 балла. Итого 25*3=75, 10*2,5=25, 75+25=100 баллов. Время проведения 50 мин.;

- текущие проверочные - для проведения текущего рейтинга используется онлайн тест с помощью бесплатного веб ресурса Socrative.com, содержащий 40 вопросов. Время проведения 60 мин.;

- итоговые проверочные - экзамен принимается в форме матричного теста. Время проведения 60 мин.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- «+» Каждый обучающийся знает критерии и обоснованность своего итогового балла.

- «-» Обучающийся должен четко контролировать выделенное время.

- «+» Преподаватель оценивает работы согласно четким дескрипторам.

- «-» Разработка каждой работы занимает длительное время. Могут возникнуть сложности при обеспечении обучающихся раздаточным материалом в большом учебном потоке, а также проверка работ займет длительное время. Поэтому можно организовать работу в парах.

Критериальный подход оценивания знаний является инструментом объективного оценивания качества учебно-образовательной деятельности обучающихся.

Список литературы /References

1. Ильина Е.А. Критериальное оценивание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/588262/ (дата обращения: 02.11.2018).

2. Ким Е.О. Критериальное оценивание как педагогическая технология. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ (дата обращения: 02.11.2018).

3. Колесникова Т.Е. Критериальное оценивание как педагогическая технология // Коллеги: Педагогический журнал Казахстана. [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-8088 (дата обращения: 02.11.2018).

4. Гришаева О.В. Критериальное оценивание профессиональной деятельности педагога как средство повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2017. № 9 (43). С. 34-39.

5. Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. Педагогические науки, 2016. №2. С. 215-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.