Научная статья на тему 'Применение инструментов коучинга при обучении студентов специальности «Реклама»'

Применение инструментов коучинга при обучении студентов специальности «Реклама» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / РЕКЛАМА / ФГОС / ФОРМАТ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / COACHING / ADVERTISING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE FORMAT OF THE FINAL RESULT / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Марина Владимировна

В статье рассмотрены различные инструменты коучинга, которые применялись при осуществлении образовательного процесса в КГА ПОУ «Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна» по специальности «Реклама». Также дано описание этих инструментов и условия их применения. Статья может быть полезна преподавателям, кураторам групп и руководителям учебных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE TOOLS OF COACHING IN THE TRAINING OF STUDENTS OF SPECIALITY «ADVERTISING»

The article describes the various tools coaching, applied in the implementation of the educational process in the Krai State Autonomous Professional Educational Institution «Perm College of Professional Technology and Design». The paper contains a description of these tools and their application. The article can be useful to teachers, curators and managers of educational projects.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов коучинга при обучении студентов специальности «Реклама»»

УДК 378.147.311.1

Старкова Марина Владимировна

студентка магистратуры «Тьюторство в образовании и культуре»

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72

сертифицированный коуч ICF ACTP,

преподаватель профессионального цикла специальности «Реклама»

Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна, Пермь, Россия

614002, Пермь, Чернышевского, 11, +7 (342) 216-5-116, e-mail: ptptd@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КОУЧИНГА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»

Marina V. Starkova

Student of Master's Program «Tutoring in education and culture»

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

Certified Coach ICF ACTP

Lecturer of Professional cycle specialty «Advertising» at Perm College of Professional Technology and Design

11, Chernyshevskogo, 614002, Perm, Russia, e-mail: ptptd@mail.ru

THE APPLICATION OF THE TOOLS OF COACHING IN THE TRAINING OF STUDENTS OF SPECIALITY «ADVERTISING»

Аннотация. В статье рассмотрены различные инструменты коучинга, которые применялись при осуществлении образовательного процесса в КГА ПОУ «Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна» по специальности «Реклама». Также дано описание этих инструментов и условия их применения. Статья может быть полезна преподавателям, кураторам групп и руководителям учебных проектов.

Ключевые слова: коучинг; реклама; ФГОС; формат конечного результата; индивидуализация.

Abstract. The article describes the various tools coaching, applied in the implementation of the educational process in the Krai State Autonomous Professional Educational Institution «Perm College of Professional Technology and Design». The

© Старкова М.В., 2015

paper contains a description of these tools and their application. The article can be useful to teachers, curators and managers of educational projects.

Key words: coaching; advertising; Federal state educational standard; the format of the final result; individualization.

Согласно требованиям новых ФГОС задача современного образования сводится не к передаче определенной суммы знаний студенту, а к формированию личности, готовой самостоятельно и осознанно заниматься саморазвитием. Однако в техникум приходят учащиеся, уверенные в том, что кто-то постоянно несет за них ответственность - родители, учителя. Например, на вопрос «от кого зависит, получите ли вы красный диплом?», часто звучат ответы типа: «Ну, это как учителя научат». Выбор учебного заведения также бывает обусловлен не интересом к специальности, а какими-то другими причинами, например: «мама сказала, что здесь так красиво, давай сюда поступать», «не поступила в вуз, чтобы время не терять» или вовсе - «маме назло». Возможно, подобное несамостоятельное мышление проявляется именно в учебном процессе в связи с многолетней привычкой воспроизводить готовые ответы и алгоритмы. Студенты ждут инструкций даже там, де их в принципе быть не может, например, при создании творческих работ. Простой вопрос «а чего хочешь ты?» ставит многих в тупик, раньше ведь никто не спрашивал - «что скажете, то и будем делать».

Процесс формирования самостоятельности в саморазвитии, в частности в учебной деятельности, не простой и требует гораздо больше времени, чем «выдача готового ответа», однако он стоит того. Коучинг и его инструменты как раз могут помочь этот процесс ускорить.

Условием реализации ФГОС на всех ступенях образования является соблюдение принципа индивидуализации. В том числе в системе профессионального образования студент имеет право на индивидуальную образовательную программу (ИОП). Поэтому популярной становится профессия тьютора. Однако механизмы внедрения данной профессии пока не отработаны, очень мало действующих тьюторских практик, а индивидуализировать обучение необходимо.

С другой стороны, например, во ФГОС по специальности «Реклама» компетенции, набор знаний, умений и навыков сформулированы так широко, что вполне допускают индивидуализацию и ИОП. То есть это не жесткий стандарт специалиста, которого мы должны готовить по определенному шаблону. Однако как это организовать на практике, если до сих пор у нас преобладает классно -урочная система с жестким количеством часов, закрепленная одна на всех программа, посещаемость студентов - один из важных вопросов.

На самом деле не секрет, что учитель в наше время - это далеко не единственный, не самый полный и не самый достоверный источник информации. К тому же в техникум приходят люди достаточно взрослые, чтобы учиться делать свой осознанный выбор и нести за него ответственность. Однако зачастую этого выбора нет. Чтобы создать такой выбор, необходима особая образовательная среда - открытое образовательное пространство, которое

выходит за пределы образовательного учреждения. Тогда учитель является не транслятором знаний, а, скорее, проводником, который помогает ориентироваться, выявлять познавательный интерес, создавать индивидуальную образовательную траекторию и поддерживает учащегося на пути к его образовательной цели.

Еще в начале прошлого века Александр Нилл [3] писал, что учитель не может конкурировать с индустрией развлечений - телевидением, комиксами, эротическими журналами: «Кто из школьных педагогов способен вызвать такую же бурю аплодисментов как "Битлз"?».

В наше время эта конкуренция обострилась еще сильнее, добавились компьютерные игры, гаджеты, социальные сети и другие интернет-ресурсы... Откуда тут взяться познавательному интересу, если со всех сторон на человека валится поток информации, которая привлекает и удерживает внимание, несмотря на всю ее бесполезность? И плюс ещё школа! А потом мы удивляемся, что современная молодежь ничего не хочет, ни к чему не стремится, все подростки стали «трудными».

По Т.М. Ковалевой [4], индивидуализация, в отличие от индивидуального подхода, это не только разные способы донесения одного и того же содержания, но ещё и разное содержание для разных обучающихся. Ковалева, Зицер, Тубельский так или иначе говорят о том, что индивидуализация должна начинаться прежде всего с отношения учителя к ученику [2; 4; 5]. В традиционной школе учитель - это достаточно авторитарная фигура. Человек, который наделен знаниями, опытом и властью, он главный. В школе Димы Зицера дети называют учителя на «ты» и по имени. Да, учитель больше знает и у него есть опыт, но он общается с детьми на равных. В школе Тубельского дети вообще сами выбирают себе учителя. А еще дети имеют право не ходить на уроки, если не хотят (в школе у Зицера и у А. Нилла) [2; 3]. Вы спросите: «А как они будут работать? Тоже не захотел - не пошел?». Во-первых, в школе у Зицера этим правом мало кто пользуется. Во-вторых, что заставляет нас идти на занятия (на работу): страх или интерес (или что-то еще)? Конечно, современная ситуация в школе оставляет желать лучшего. Как говорит Е.А. Ямбург, «дети мешают учителям заниматься бумажной работой».

Может ли запуганный показателями ОГЭ, ЕГЭ и прочими ИГА учитель воспитать свободного и счастливого человека?

Психотерапевт Милтон Эриксон [1], работая с пациентами, сформулировал базовые принципы отношения к клиенту:

1. С человеком всё ОК (никто не является неудачником, никто не является «трудным», нет безнадёжных ситуаций).

2. У человека есть все необходимые ресурсы для решения стоящих перед ним задач и достижения своих целей.

3. Мотивация человека всегда самая лучшая.

4. Человек всегда выбирает лучший вариант из всех имеющихся альтернатив.

5. Трансформация неизбежна и происходит с любым человеком непрерывно.

Эти принципы он применял к больным с точки зрения медицины людям, так почему мы в своей работе к ученикам (людям с точки зрения медицины здоровым) должны относиться хуже, как к маленьким и глупеньким?

Принципы Эриксона универсальны в общении с коллегами, начальством, подчиненными, детьми, близкими и друзьями. Причем для начала попробуйте их применить к себе. На этих принципах базируется эриксоновский коучинг, инструменты которого можно применять в работе тьютора, куратора, (классного руководителя), учителя и не только. Далее рассмотрим некоторые инструменты.

После того как мы научились относиться к ученику (студенту) как к равному, увидели в нем личность, а не «пустой жесткий диск» для заполнения контентом, необходимо «раскрутить» познавательный интерес, который может быть очень далеко «задвинут» ко второму курсу техникума благодаря «героическим» усилиям родителей и школьного педагогического коллектива. Кроме того, на специальности «Реклама» мы сталкиваемся с проблемой, что студенты сами не знают, чего хотят и зачастую плохо представляют себе свою будущую профессию, и когда начинается профессиональный цикл, возникает непонимание, несоответствие ожиданий реальности.

Для развития познавательного интереса необходимо создать некий образ будущего - кем или каким хочет стать студент по завершении учебы, чего он хочет в жизни достичь, какая у него мечта. Необходимо объяснить важность планирования результата. Так как если сразу начать с вопросов планирования (табл. 1), многие не могут ответить, или дают ответы типа: «сейчас я учусь, вот закончу тогда и буду думать о будущем», или описывают какие-то нереальные фантазии, лишь бы от них отстали. Однако если удаётся преодолеть это сопротивление, тогда есть шанс, что студент будет работать не «из-под палки». Сопротивление бывает очень серьезным, и не только у «трудных», но и у «хороших» учеников, которые привыкли получать и воспроизводить готовые единственно правильные ответы. Ведь их никто никогда не спрашивал о том, чего они хотят, а даже если и спрашивал, то не прислушивался к ответу.

Таблица 1

Четыре вопроса планирования_

Со стороны Сам себе Примечание

Чего ты хочешь? Чего я хочу? Цель в формате конечного результата

Как ты можешь этого достичь? Как могу достичь? План - шаги, действия, ресурсы

Зачем тебе это надо? Зачем это мне? Ценности (ради чего большего, чем сама цель, от чего придется отказаться?)

Как ты поймешь, что достиг этого? Как пойму? Конечный результат, подтверждение

Эти вопросы можно задавать в разном порядке и столько раз, сколько нужно, чтобы выйти на тот результат, который устроит в данном случае обоих: и преподавателя и студента. Но главное, что учащийся должен сам найти то, что он действительно хочет САМ - не потому, что так принято или этого хотят от него окружающие. Это не всегда получается с первого раза. У некоторых не получается вообще, тогда им просто выдается задание по выбору.

На специальности «Реклама» достаточно легко направить запрос студента в профессиональное русло, так как большинство «проблем», озвучиваемых студентами, лежат в сфере коммуникации, творчества или бизнеса. Например, студентка заявила, что ее интересуют манипуляции, на вопрос, зачем тебе это надо, она ответила, чтобы управлять людьми, чтобы они меня слушались. В общем, после серии вопросов выяснилось, что она «не хочет быть тряпкой». Далее мы вышли на приемы эффективного общения, которые необходимы в деятельности рекламного агента. Наверное, преподаватель-профессионал, зная мечту студента (учащегося), также сможет найти способы мотивировать его на изучение своего предмета.

Чтобы мечта превратилась в цель, ее нужно сформулировать в формате конечного результата (табл. 2).

Таблица 2

Формат конечного результата_

Цель должна быть: Правильно Неправильно

S конкретна ежемесячный доход денег

M измерима 100000 рублей много

A амбициозна (цель должна вдохновлять) 100000 - вдохновляет 5000 - не вдохновляет

R достижима 100000 рублей достижимо 100000 марсианских крон -не очень

T определена во времени с 10 ноября 2015 года когда-нибудь потом, в будущем

+ позитивная формулировка Хочу быть богатым и здоровым Не хочу быть бедным и больным

+ экологичность(соотнесена с другими целями) Не мешает другим важным сферам - семье, образованию и пр. Придется отказаться от чего-то более ценного

+ в сфере контроля (зависит от меня) Заработать Получить в наследство

Запрос не всегда можно измерить. Например, в чем измерить уверенность в себе или креативность? Тут поможет шкала состояния от 1 до 10. Вопрос звучит так: «По шкале от 1 до 10 - насколько ты сейчас уверен в себе?» - «На 5.» - «А что нужно сделать, чтобы стало на 6?» «Что для тебя уверенность в себе на 10?»

Кроме того, когда человек не верит в свои силы и боится даже мечтать, говорит, что то, чего он хочет, невозможно, то можно отодвинуть мечту во

183

времени: сейчас невозможно, а когда? Через пять лет (через 10 и т.д.) возможно? А какие знания, умения тебе понадобились, чтобы это осуществить?

Далее движемся по шкале в обратном направлении из будущего в настоящее: за 5 лет (три, год) до этого, что ты уже знаешь, умеешь, на каком ты этапе? А что ты можешь сделать прямо сейчас?

Таким образом, главным инструментом учителя становится вопрос, а не выдача готовых ответов. Конечно, это занимает довольно много времени и в идеале необходимо индивидуальное общение. Однако можно посвятить этому несколько уроков в самом начале профессионального цикла, научить студентов этим инструментам, дать в качестве домашнего задания. Принципы Эриксона пригодятся для представителей профессий, работающих с клиентами, -фотографов, парикмахеров, закройщиков, страховых агентов, специалистов по гостиничному сервису и туризму и пр. На учебной практике, в курсовом и дипломном проектировании данные инструменты незаменимы при определении темы проекта. Ведь если тему выбирает сам студент, по принципу личного интереса, то тогда он сам с энтузиазмом работает над проектом, так как ему это надо и он знает, для чего он делает это.

Структура коучинговой сессии удачно накладывается на структуру учебного занятия. Состоит она из следующих этапов: раппорт, контракт, четыре вопроса планирования, формат конечного результата, создание опыта, шаги (действия), объявленная ценность, признание.

Раппорт - это создание и поддержание комфортного состояния для участников. Это может быть, как у Зицера, - создание атмосферы

Контракт - это договоренность о наилучшем результате сессии. Можно в начале урока спросить: «А что будет для вас наилучшим результатом этого урока?». Возможно, в первый раз учащиеся не смогут ответить ничего внятного. Может быть, это будут ответы «узнать что-нибудь новое», «уйти пораньше», а может быть, «получить хорошую оценку». В любом случае это повод задуматься, и со временем ответы станут более осознанными.

Хорошо, если учащиеся представляют себе не только краткосрочный результат конкретного занятия, но и конечный (долгосрочный) результат обучения или проекта. Эту задачу можно решить с помощью инструмента «колесо баланса» (см. рисунок). Например, такое колесо студенты «составляли» для создания образа будущего специалиста по рекламе.

Умение генерировать идеи Специальные / знания Креативность у' \ Коммуни-\ кабельность

Уверенность в себе Целеустремленность / Знание / психологии ^^^ Владение графическими редакторами

Рисунок. «Колесо баланса»

При этом каждый студент сам для себя определял направление и степень развития того или иного качества на данный момент по десятибалльной шкале. Таким образом, каждый наметил себе индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций, что также способствует повышению осознанности и ответственности за результат обучения в учреждении СПО. Особенно интересно вернуться к этому «колесу» в конце учебного года и сравнить, что изменилось: по каким направлениям есть рост, по каким нет и почему. Может быть, представление вообще изменилось, тогда его необходимо откорректировать и построить новые планы на следующий учебный год.

Формат конечного результата включает в себя SMART (цель S -конкретна, M - измерима, A - достижима, R - реалистична, T - определена во времени), позитивную формулировку (без отрицаний), экологичность (т.е. цель соотносится с другими целями человека) (см. табл. 2). Также цель должна быть под контролем того, кто к ней стремится.

Цель урока можно формулировать вместе с учениками, например, при объяснении новой темы в таком виде (табл. 3).

Таблица 3

Формулирование цели урока_

Тема: Модели рекламного воздействия

Что я знаю по теме? Что я хочу узнать? Результат

ничего Что это такое и зачем нужно?

Какие модели бывают?

Как и где применять?

В начале необходимо заполнить первые две колонки. Как правило, этот этап не вызывает трудностей - учащиеся сами предлагают подходящие

вопросы и, таким образом, берут часть ответственности за исход занятия на себя. Колонка «Результат» заполняется по итогам урока, здесь логично будет разместить самооценку ученика, например, ответ на вопрос: «Как я понял тему и что я сделал для этого?»

В зависимости от объема темы этап формулирования конечного результата может занимать часть урока, либо весь урок и даже несколько занятий в начале освоения нового модуля.

Поиск ответов на вопросы, поставленные в начале изучения материала, может стать частью этапа Создание опыта. Ведь преподаватель - это лишь один из источников информации, тем более что в любом учебном заведении есть библиотека, доступ в интернет - для этого даже не обязательно идти в компьютерный класс (если, конечно есть Wi-Fi) и не запрещать ученикам пользоваться мобильными устройствами. В настоящее время в нашем техникуме разрабатывается проект тьюторского сопровождения ИОТ обучающихся по специальности «Реклама», где будет выявляться возможность включения в учебный процесс альтернативных образовательных источников с целью выхода в открытое образовательное пространство за пределами техникума.

Для решения творческих задач подойдет технология У. Диснея, которая проходит в три этапа. Первый этап - «Мечтатель», второй - «Реалист» и третий

- «Конструктивный критик». Задача «мечтателя» мечтать так, как будто возможно всё и нет никаких препятствий на пути к цели (которая сформулирована в ФКР, чтобы не уйти в фантазирование), главное в этом этапе

- полностью убрать критику. Задача «реалиста» - составить план реализации проекта по шагам и определить необходимые ресурсы. Задача «критика» - это не задавить идеи мечтателя на корню, а конструктивно критиковать, т.е. определить слабые пункты плана и предложить способы их усиления. Если проект небольшой и не требует много ресурсов (например, разработать концепцию рекламного плаката), то достаточно будет одного-двух академических часов, а разработка большого проекта, такого как проведение конкурса плакатов социальной рекламы, потребует и больше времени.

Что касается организации, то работа по технологии происходит следующим образом: на первом этапе все члены творческой группы становятся «мечтателями». Если есть возможность, то можно помещение, в котором проходит мероприятие, оформить соответствующим образом - добавить ярких красочных «пятен» (картин и фотографий на стенах, воздушных шаров, цветов и т.п.), убрать парты, сесть в круг (по возможности на мягкую мебель), т.е. создать творческую атмосферу. «Мечтатели» по очереди озвучивают свои идеи, кто-то все идеи записывает, если время ограничено, то ещё один из участников следит за временем.

Далее все записанные идеи передаются в руки «реалиста». На самом деле «реалистами» становится та же творческая группа. При этом необходимо, как минимум, сменить положение в пространстве - перейти в другую часть помещения как максимум создать рабочую атмосферу, изменить оформление -

вместо картин - графики и диаграммы, вместо мягких кресел - офисная мебель или имитация. Теперь идет работа с идеями «мечтателей» - составляется план реализации, определяются необходимые ресурсы и их источники, при чем «реалисты» «мечтателей» не критикуют, а просто планируют.

На третьем этапе группа играет критиков, опять необходимо сменить место и/или его оформление - тут должна царить атмосфера строгости. Результатом работы «критиков» должен стать окончательный план, который реально можно осуществить в заданных условиях.

Так же как и на первом этапе, на втором и третьем необходимо записывать результаты и, при необходимости, следить за временем.

С помощью этой технологии учащиеся разрабатывали концепцию студенческого рекламного агентства, проект мастерской для студентов специальности «Реклама», план создания рекламного видеоролика, промоакции и т.д.

Шаги (действия). В коучинговой сессии здесь прописываются действия (обычно три), которые клиент готов совершить на пути своего развития или достижения цели в ближайшие 72 часа. На учебном занятии это повод для формулировки домашнего задания, и оно также может быть индивидуальным, например, кто-то захочет найти и изучить дополнительный материал по теме, другой - подготовить презентацию, третий - посмотреть фильм, четвертый -посетить мероприятие или выставку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объявленная ценность. На данном этапе подводятся итоги. Можно заполнить колонку «Результат» в таблице, но главное - каждый участник должен для себя ответить на вопрос: «Что ценного я получил на этом занятии?» (в том числе и преподаватель). Это очень важно, так как способствует мотивации к учебе. Очень часто реальная польза бывает гораздо выше, чем та, которая была заявлена при формулировании цели, но остается недооцененной, так как мы склонны обращать внимание на недостатки, ошибки и прочие негативные моменты. Привычка находить ценность на уроках затем может перейти в реальную жизнь, что заметно улучшит ее качество.

Признание - это благодарность за тот опыт, который коуч (в данном случае учитель) получил от занятия, и ценность, которую он извлек для себя. Признание помогает учащимся повысить уверенность в себе, а также вдохновляет на дальнейшие успехи.

Еще один, очень полезный, инструмент, которым должен овладеть учитель и научить своих учеников, - это позитивная обратная связь. Это мощное средство мотивации. Как уже упоминалось, увидеть ошибки гораздо легче, и для учителя это не составляет никакого труда. Но, как говорится, хочешь поругать, сначала похвали. При определенной практике можно научиться находить позитивные моменты и поводы для похвалы. Даже за неправильно сделанную работу можно поблагодарить - ведь теперь у вас на руках есть образец того, как делать не надо.

Конечно, здесь рассмотрены далеко не все инструменты коучинга и ситуации их применения. И, наверное, не на каждом уроке можно и нужно их

применять. Однако включение подобных занятий не только в профессиональные и общеобразовательные модули, но особенно в работу куратора (классного руководителя) может способствовать повышению осознанности в учебе, развитию навыков самооценки, умения ставить и достигать целей и в целом самостоятельности и даже предприимчивости учащихся. Ведь по большому счету не так важно, будет ли выпускник работать по той специальности, которую он получил в учреждении среднего специального образования, как то, сможет ли он самостоятельно решать свои задачи во «взрослой» жизни.

Список литературы

1. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Наука и Искусство коучинга: Пошаговая система коучинга. - Киев: Companion Group, 2009. - 256 с.

2. ЗицерД. Дети как игрушки? [Электронный ресурс]. - URL: http://letidor.ru/article/deti kak igrushki 73319/.

3. Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой [Электронный ресурс]. -URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1017578/Nill - Sammerhill -

vospitanie svobodoy.html.

4. Профессия тьютор / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

5. Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / под ред. А.Н. Тубельского. - М.: Изд-во Моско. центра вальдорфской педагогики, 1996. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.