УДК 338.1:004.9
Погосян Рузанна Робертовна, канд. экон. наук, доцент, (e-mail: RuzannaRP@mail.ru) Севостьянова Татьяна Юрьевна, студент (e-mail: sevta372_l-ona@mail.ru)
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 13 СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ
Аннотация. В статье рассмотрены возможности и преимущества внедрения технологий дополненной реальности в бизнес-процессы различных секторов экономики России. Также приведены примеры инструментов, их возможности и проанализирован их функционал. Применение инструментов дополненной реальности в экономике и их внедрения в бизнес-процессы повышают эффективность и результативность многих процессов и операций.
Ключевые слова: цифровая экономика, технологическое предпринимательство, дополненная реальность, AR-технологии, инновационные бизнес-процессы, геймификация.
Стремительное развитие цифровых технологий в современном мире оказывает видимое воздействие на общество. Новые технологии меняют привычные устои социума, создают новые условия для жизни людей. Не обходит цифровизация и современные бизнес-процессы. Привлечение инновационных технологий в бизнес-среду позволяет автоматизировать бизнес-процессы, что повышает эффективность производства, а соответственно, и увеличивает получаемую прибыль. Последнее время наиболее актуальными являются вопросы внедрения и применения инструментов виртуальной и дополненной реальности.
Рынок мобильных устройств на протяжении последних десяти лет претерпел значительные изменения и оказал огромное влияние на развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Современные смартфоны теперь оснащены полноценными с мощными фото- и видеокамерами, датчиками положения и гироскопами. Технологии дополненной и виртуальной реальности являются принципиально новыми в виду того, что они охватывают обширную область человеческой деятельности, которая выходит за рамки развлекательной сферы бизнеса, теперь данные технологии применяются в образовании, туризме, строительстве и т.д. В настоящее время эти инструменты стали источником технологических возможностей, которые способствуют не только созданию новых рынков, но и их расширению. [1]
Дополненная реальность (AR) — это технология, позволяющая совмещать объекты физического мира с объектами виртуального мира, которые
возможно наблюдать через различные устройства: шлемы, гарнитуры или смартфоны. Виртуальная же реальность (УЯ) - это технология, которая полностью погружает человека в искусственный виртуальный мир. Для перемещения в такую реальность, как правило, используется более массивное оборудование, например, УЯ шлем.
Главное отличие виртуальной реальности от дополненной в том, что в дополненной реальности человек видит окружающий мир, и цифровые объекты - ЭБ-модели, интерактивное видео или клавиша, появляются в физическом мире. В виртуальной же реальности это невозможно, поскольку зрение человека полностью перекрываются мониторами внутри шлемов, где уже транслируются другая реальность.
Сегодня дополненная реальность тесно связана с цифровыми технологиями. Пользователи привыкли к тому, что камера на телефоне отображает картину реального мира, тогда как ЭБ-макет в документации или на интернет-ресурсе остается макетом, даже если он интерактивен. ЭБ-макет в АЯ же воспринимается на шаг ближе к реальности, так как он пространственно привязан к тем реальным предметам, которые пользователь видит своими глазами. Дополненная реальность сохраняет перспективу на экране телефона, поэтому модель можно осмотреть с разных сторон, делая это так же, как мы рассматриваем реальные объекты, то есть перемещаясь вокруг них, что добавляет модели реалистичность.
Еще одно преимущество виртуальной реальности - это возможность показать модель в масштабе один к одному. Пользователь может сравнить модель с теми предметами, которые его окружают, и оценить масштаб наглядно, а не умозрительно.
Такие инновационные технологии для пользователей могут показаться непривычными, а их функционал запутанным, однако дополненная реальность уже активно применяется в современных бизнес-процессах. Для понимания цели их внедрения следует более подробно описать сферы применения, какие преимущества и возможности они могут предоставить.
Одним из сфер применения дополненной реальности является промышленность [2]. На сегодняшний день информационные технологии являются неотъемлемой частью современного мира. Они помогают выполнять большую часть работы, эффективно управляя основными и вспомогательными процессами производства. Именно на высокотехнологичных предприятиях особенно актуально применение таких инновационных техноло-гий[3].
На производстве применение АЯ технологий возможно через большое количество технических устройств, таких как: портативные устройства (карманные компьютеры, смартфоны и планшеты), стационарные и проекционные системы, а также очки и линзы дополненной реальности. Самым простым способом применения дополненной реальности на производстве считается применение мобильных устройств. Например, сборщик, имея при себе определенный комплект деталей и не имея инструкции, с помо-
щью AR может увидеть точный процесс сборки. При наведении камеры мобильного устройства на экране отображаются данные дополненной реальности - виртуальные 3Б-модели деталей и сборочных единиц, а также изделие целиком [3].
Очки дополненной реальности наиболее часто находят применение на производстве, поскольку во время своей работы специалист зачастую задействует обе руки, так что держать мобильное устройство представляется затруднительным действием. Более того, изначально мобильные устройства и планшеты не подразумевали использование их в производственных целях, поэтому их аккумуляторы, в основном, очень быстро разряжаются, что также тормозит производственный процесс. Работа AR устройств же поддерживается при помощи специально разработанного программного обеспечения.
Дополненная реальность, как вспомогательный инструмент существенно помогает при демонстрации последовательности сборки изделия или отдельных узлов. В реальном времени в процессе производства отображает необходимые данные оборудования, а также визуально показывает состояние станка, процент выполненной работы, процент загрузки станка на текущий момент. Так, следует заметить, что использование дополненной реальности повышает качество и эффективность работников, выполняющих операции по сборке сложных изделий, существенно дополняет и расширяет возможности по мониторингу сложного оборудования.
Следующей сферой, в которой применяется технологии дополненной реальности, является недвижимость и строительстве. Так, на сегодняшний день использование технологий дополненной реальности в сфере продажи недвижимости набирает свои обороты. Теперь, используя специализированные приложения и платформы, является возможным на относительно пустой местности через свой мобильный телефон или планшетный компьютер наглядно увидеть объект, или даже зайти внутрь объекта недвижимости, который еще не был построен в реальности. Пользователь приложения (платформы) может увидеть дом так, как если бы он стоял перед реальным зданием, зайти внутрь и пройтись по всем комнатам, чтобы получить полное представление. С помощью использования таких технологий достигается максимально естественный и интуитивный опыт взаимодействия с виртуальным объектом в реальном мире, что открывает совершенно новые перспективы в презентации недвижимости и планировании застройки.
Более того, уже существуют и другие сценарии использования AR технологий в сфере недвижимости: визуализация квартир на сайте застройщика с помощью 3D туров, проведение презентации недвижимости потенциальному клиенту при помощи виртуальной 3D модели объекта, а также презентация своего проекта недвижимости на выставках и отраслевых мероприятиях, также используя технологии дополненной реальности.
В комплексе с технологией дополненной реальности для внедрения элементов геймификации могут быть использованы RTF (Rich Text Format)
метки для добавления дополнительной информации к объектам и местам в реальном мире. Например, метки могут содержать текстовое описание, изображения, видео, аудиофайлы или гиперссылки на дополнительные ресурсы. Когда пользователь смотрит на объект или место через устройство дополненной реальности, метка может появиться, предоставляя пользователю дополнительную информацию или развлекательный контент. Таким образом RTF метки в AR могут выступать в качестве части стратегии маркетинга - создавать положительные эмоции у клиента и размещать рекламу.
По примерным подсчетам в настоящий момент на российском рынке насчитывается не более 50 компаний, которые предлагают подобные решения для застройщиков. Но по словам руководителя российской Ассоциации виртуальной и дополненной реальности среди всех игроков рынка недвижимости, которые предлагают эффективные способы продажи недвижимости, только пять из них способны показать действительно эффективные подходы к продаже недвижимости с применением подобных техноло-гий[4].
Технологии дополненной реальности также эффективно могут быть применены в розничной торговле. Актуальность проникновения технологий дополненной реальности в торговлю обуславливается возрастающей тенденцией использования онлайн-магазинов для совершения покупок. Выбирая товар на сайте, у покупателя зачастую появляются вопросы и сомнения по поводу реального обличия приобретаемого товара[5].
В настоящее время AR технологии применимы в магазинах одежды, обуви, косметики, аксессуаров. Процесс работы с технологией дополненной реальности аналогичен - оцифрованные товары представляют себе ту самую 3D модель, которая переносится в реальный мир для демонстрации ее характеристик. Таким образом можно в реальном мире посмотреть на размер товара, на его цвет, фасон, совместимость с другими, уже приобретенными товарами, и так далее.
Тем не менее, офлайн-магазины также стремятся внедрить новые технологии в процесс покупок. К примеру, магазины мебели используют дополненную реальность для предоставления потенциальному покупателю возможности посмотреть, как в реальности будет выглядеть тот или иной предмет мебели. Более того, в приложении можно сразу выбирать мебель из каталога, куда заранее была загружена вся мебельная продукция компании, менять ее размер, цвет и другие характеристики. Это намного упрощает процесс выбора и приобретения мебели покупателями, а магазинам с небольшой площадью, показывая больше позиций из ассортимента, увеличивать конверсию офлайн посещений в покупку. Также технологии дополненной реальности упрощают процесс работы магазина с габаритными товарами. Клиент на своем мобильном телефоне через приложение может посмотреть какого размера этот товар в реальном мире без необходимости сборки его в магазине.
Разработка такого программного обеспечения для работы с технологиями дополненной реальности магазинами является довольно трудоемким делом, требующим больших материальных затрат и квалификации специалистов. Тем не менее, покупатели признаются, что более чем в 50% случаях использование дополненной реальности в онлайн-шопинге, мотивирует их совершить покупку и быстрее принять решение[6].
В ближайшие годы количество предприятий, интегрирующих технологии дополненной реальности в бизнес-процессы и производство в различных отраслях будет неуклонно расти. Внедрение цифровых инноваций повысит эффективность текущих процессов, производительность труда и конкурентоспособность фирмы. Для успешной реализации в компании необходимо создать адаптивную цифровую культуру, позволяющую быстрое освоение высоких технологий и систему обучения персонала.
Список литературы
1. Скориков, В. С. Технологии виртуальной и дополненной реальностей: инновационные возможности и перспективы для цифровизации бизнеса / В. С. Скориков, О. В. Абрамов // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курск, 2022. - С. 148-155.
2. Погосян, Р.Р. Инновационное управление в промышленности в условиях цифровизации / Р.Р. Погосян, А.Р. Мирзалиев // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики. Сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. В 3-х томах. Курск, 2023. С. 229-231.
3. Старостина, В. А. Внедрение AR-технологии на машиностроительных предприятиях / В. А. Старостина, В. В. Воробьев, Г. И. Юрковская // В сборнике: Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Красноярск, 2019. С. 773-775.
4. Лебедев, Н. М. Модернизация рынка недвижимости за счет применения технологий виртуальной реальности / Н. М. Лебедев // E-Scio. - 2021. -№ 12(63). - С. 56-61.
5. Погосян, Р.Р. Применение цифровых платформ и их влияние на деятельность предприятий / Р.Р. Погосян, Ю.А. Седых, П.П. Сердюченко // Epomen. Global. - 2023. - № 36. - С. 15-19.
6. Курочкина, А. А. Развитие AR-технологий в розничной торговле / А. А. Курочкина, Ю. Е. Семенова, А. Ю. Тимошенко // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 3(120). - С. 239-242.
Pogosyan Ruzanna Robertovna, Ph.D., Associate Professor
(e-mail: RuzannaRP@mail.ru)
Sevostyanova Tatyana Yuryevna, student
(e-mail: Sevta372_l-ona@mail.ru)
Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don
THE USE OF AUGMENTED REALITY TOOLS IN MODERN
BUSINESS PROCESSES
Abstract: The article discusses the possibilities and advantages of introducing augmented reality technologies into the business processes of various sectors of the Russian economy. Examples of tools, their capabilities and their functionality are also given. The use of augmented reality tools in the economy and their implementation in business processes increase the efficiency and effectiveness of many processes and operations.
Key words: digital economy, technological entrepreneurship, augmented reality, AR technologies, innovative business processes, gamification.
УДК 339.13
DOI 10.47581/2023.IE-08.Ponkratova-ludmila-01
Понкратова Людмила Алексеевна, кандидат географических наук, доцент
ponkratova.liudm@yandex.ru, Молодчикова Елена Валерьевна, , студент Литтебрант Алёна Игоревна, студент
Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Россия
РЫНОК SMM-УСЛУГ В РОССИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ
Аннотация. Статья посвящена SMM-продвижению, как современному и эффективному инструменту в социальных сетях. Значительное место в работе уделено анализу рынка SMM-услуг и его трансформации в новых экономических условиях. Проведенный авторами анализ базируется на тенденциях рынка SMM услуг в целом и использовании платформ для их продвижения (Телеграм, Twitch, ВКонтакте, Одноклассники, YouTube.). В работе также проведен сравнительный анализ крупных SMM агентств с указанием их профиля деятельности, спектра предоставляемых услуг, ценовой и коммуникационной политики. Особое внимание уделено целевой аудитории, а также анализу проведенного опроса по определению осведомленности студенческой молодежи о данном методе продвижения товаров и услуг на современном этапе.
Ключевые слова: SMM-продвижение, SMM-услуги, трансформация, реклама, социальные сети, фрилансеры, агентства, целевая аудитория