И.А. Деев,
д.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: ivandeyev@yandex.ru В.А. Бойков,
к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: boykov85@mail.ru Л.М. Канонеркер,
ОГАУЗ «Детская городская больница № 2», г. Томск, Россия, e-mail: kanonerker@mail.ru О.С. Кобякова,
д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: rector@ssmu.ru Е.С. Куликов,
д.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: prorector.nr@ssmu.ru И.Ю. Новикова,
ОГАУЗ «Детская городская больница № 2», г. Томск, Россия, e-mail: dgb2@dgb2.tom.ru И.А. Осихов,
к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: kaf.biologia@ssmu.ru Т.В. Сиволобова,
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: tatiana.sivolobova@mail.ru
А.А. Таранов,
Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия, e-mail: taranovaa@dzato.tomsk.ru М.А. Титова,
к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: titovam82@list.ru И.П. Шибалков,
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: shibalkov.ivan@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 614.2
Деев И.А., Бойков В.А., Канонеркер Л.М., Кобякова О.С., Куликов Е.С., Новикова И.Ю., Осихов И.А., Сиволобова Т.В., Таранов А.А., Титова М.А, Шибалков И.П. Применение инструментов бережливого производства при организации профилактических осмотров детского населения Томской области (ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; ОГАУЗ «Детская городская больница № 2», г. Томск, Россия; Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия)
Аннотация. Объектом исследования выступает процесс проведения профилактического медицинского осмотра детей первого года жизни, который может быть усовершенствован на основе принципов бережливого производства. В рамках совместного проекта Минздрава России и Госкорпорации «Росатом» «Бережливая поликлиника», который призван повысить эффективность работы медицинских организаций и доступность оказываемой ими помощи путем внедрения элементов бережливого производства в государственных учреждениях здравоохранения на системной основе, в Томской области на базе
© И.А. Деев, В.А. Бойков, Л.М. Канонеркер, О.С. Кобякова, Е.С. Куликов, И.Ю. Новикова, И.А. Осихов, Т.В. Сиволобова, А.А. Таранов, М.А. Титова, И.П. Шибалков, 2019 г.
Менеджер № 9
здравоохранения 2019
30 Ш
пилотной медицинской организации - детской поликлиники - был реализован проект по внедрению бережливых технологий в процесс прохождения профилактического осмотра детьми первого года жизни, с целью максимального сокращения потерь времени при получении пациентом медицинской услуги. Основные направления оптимизации: повышение производительности процесса с использованием метода картирования; повышение производительности отдельного рабочего места с использованием методики 5С; повышение продуктивности передвижений медицинского персонала с использованием диаграммы Спагетти. В ходе проекта была значительно усовершенствована схема логистики пациентов и персонала при прохождении профилактического осмотра детей первого года жизни, а также была разработана маршрутная карта, которая выдавалась родителям пациентов в регистратуре медицинской организации. Кроме того, с целью оценки эффективности разработанных мероприятий перед началом проекта и после его реализации был проведен социологический опрос среди родителей детей, проходивших профилактический медицинский осмотр, который позволил оценить уровень их удовлетворенности оказанной помощью. В результате реализации проекта по внедрению бережливых технологий удалось достичь поставленных целей, в частности, снизить практически в 3,5 раза время, затрачиваемое пациентами на прохождение полного цикла профилактического осмотра, сократить до двух количество посещений поликлиники, а также повысить комфортность пребывания в учреждении пациентов и их родителей.
Ключевые слова: профилактические осмотры, детская поликлиника, бережливое производство, картирование, методика «5С».
Введение
адачи вхождения России в число лидеров , мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые стандарты качества жизни населения нашей страны. Стратегическими задачами системы здравоохранения являются обеспечение доступной медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки [1, 2]. Данные направления государственной политики определили основные принципы системы здравоохранения, среди которых можно выделить доступность и качество медицинской помощи, а также приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, в том числе путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения [1].
Особенности демографической ситуации в Российской Федерации последние десятилетия определяют необходимость перехода на более современные, экономичные и эффективные профилактические технологии сохранения здоровья детского населения, в частности детей от рождения до 1 года. Чрезвычайно важен акцент на управляемые организационные факторы, одним из которых является систематическое наблюдение детей на первом году жизни [3].
Одним из основных методологических принципов организации профилактических мероприятий среди детского населения является сплошной охват определенных возрастных групп своевременными и качественными медицинскими осмотрами. Однако, существующие организационные проблемы, в первую очередь - длительность прохождения полного цикла мероприятий профилактических
медицинских осмотров и недостаточная инфраструктура поликлиник не всегда позволяют в полной мере обеспечить выполнение данного принципа, поскольку родители нередко отказываются или не полностью проходят все необходимые детям профилактические мероприятия, что может привести к пропуску благоприятных сроков для коррекции как серьезной патологии (перинатальные поражения мозга, ретинопатия, бронхолегочная дисплазия, врожденная дисплазия тазобедренных суставов и т.п.), так и пограничных (функциональных) расстройств, что будет способствовать отрицательной динамике состояния здоровья ребенка к концу первого года жизни [3].
Решением вышеобозначенных проблем может послужить применение в организации профилактических осмотров детского населения принципов бережливого производства (БП), которые успешно зарекомендовали себя в других отраслях [4, 5, 6, 7]. Традиционно внедрение принципов БП рассматривалось в отношении промышленных предприятий, но на сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что принципы и инструменты БП могут работать в здравоохранении не менее эффективно, чем в других отраслях [8, 9, 10].
До недавнего времени в российской медицине бережливые технологии применялись лишь в отдельно взятых медицинских организациях, однако, начиная с 2016 года стартовал совместный проект Минздрава России и Госкорпорации «Росатом» «Бережливая поликлиника», который призван повысить эффективность работы медицинских организаций и доступность медицинской помощи путем внедрения элементов БП в государственных учреждениях здравоохранения на системной основе. В качестве пилотной организации на территории Томской области была выбрана одна из детских поликлиник,
С
«КС
№9
2019
Менедже,
а процессом для картирования - профилактический медицинский осмотр детей первого года жизни (ПО).
Материалы и методы
В рамках данного проекта были использованы следующие инструменты БП:
• повышение производительности процесса (основной инструмент - карта процесса, используется для повышения производительности больших и средних процессов, состоящих из нескольких этапов и уровней) [5];
• повышение производительности отдельного рабочего места (основной инструмент - методика 5С);
• повышение продуктивности логистики персонала и пациентов (основной инструмент - диаграмма Спагетти).
Данный проект был реализован в 4 этапа (рис. 1).
Кроме того, с целью оценки эффективности разработанных мероприятий перед началом проекта и после его реализации был проведен социологический опрос среди родителей детей, проходивших профилактический медицинский осмотр, который позволил оценить уровень их удовлетворенности оказанной помощью (п=215, 115 респондентов до и 100 - после внедрения новой модели). В качестве инструмента использовали анкету, которая включала в себя вопросы по нескольким крупным блокам: культура обслуживания, условия пребывания в учреждении здравоохранения, организация его работы, доступность медицинской помощи и ее эффективность.
Цель, которую перед собой поставила команда проекта, была сформулирована следующим образом: обеспечить оптимизацию процесса проведения ПО для максимального сокращения потерь времени при получении пациентом медицинской услуги (срок реализации проекта - 3 месяца).
Результаты
Результаты картирования и хронометража исходного состояния показали, что среднее время прохождения ребенком всех этапов ПО, за исключением врача-педиатра, составляло 165,3±14,8 минут (п=115 случаев прохождения полного цикла ПО). Время, которое тратилось пациентом на посещение врачей-специалистов и диагностические мероприятия составляло около 45,6±4,1 минут, при этом потери, связанные с ожиданием в очереди, занимали 53,1% всего времени нахождения пациента в поликлинике, а потери, связанные с перемещением между кабинетами - 7,2%. Кроме того, в одно время мог осуществляться прием здоровых и больных детей, что создавало риск распространения инфекционных заболеваний и, безусловно, вызывало недовольство родителей. Так, опрос, проведенный на первой неделе реализации проекта, показал, что лишь 28,7% респондентов (п=115) удовлетворены процессом прохождения ПО их детьми.
Данная ситуация складывалась из-за отсутствия четкой организации прохождения пациентами ПО и посещения кабинетов, что кроме всего прочего, приводило к возникновению простоя в работе специалистов и появлению очередей.
В ходе применения инструмента картирования и описания текущей карты потока создания ценности были выявлены следующие проблемы:
• несовершенная навигационная маркировка в поликлинике, что приводило к неудобству для пациентов и их опозданию на прием;
• длительный поиск амбулаторных карт при обращении пациентов в регистратуру непосредственно перед приемом врача, что также приводило к опозданиям и формированию очереди в регистратуре;
• смешение потоков здоровых и больных пациентов при посещении кабинетов специалистов и при обращении в биохимическую лабораторию;
Рис. 1. Этапы реализации проекта оптимизации прохождения ПО в ОГАУЗ ДГБ № 2 г. Томска
енеджер № 9
здравоохранения 2019
• опоздание на начало ПО специалистов и пациентов;
• не оптимально составленное расписание приема врачей-специалистов, приводящее к разрыву процесса медицинского осмотра и необходимости визита в другие дни;
• самостоятельное определение родителями схемы движения между врачами-специалистами, основанное прежде всего на количестве человек, стоящих в очереди перед кабинетом (рис. 2).
Офтальмолог
Лаборатория
Невролог
Отоларинголог
л \
Хирург
V У
А ' ь < к
ч х ЭКГ
у
1 у
Г 1 г
г Психиатр с Стоматолог
Рис. 2. Схема перемещения пациентов при прохождении ПО в ОГАУЗ ДГБ № 2 г. Томска (исходное состояние)
Рис. 3. Схема перемещения пациентов при прохождении ПО в ОГАУЗ ДГБ № 2 г. Томска (целевое состояние)
Обсуждение
Для решения выявленных проблем и при построении целевой карты потока создания ценности был разработан и реализован комплекс мероприятий.
Так, была усовершенствована и изготовлена навигационная маркировка поликлинического отделения, которая позволяла пациентам без труда ориентироваться во внутреннем пространстве здания и минимизировать потери времени, связанные с опозданием пациентов на прием.
Ключевым мероприятием проекта стало то, что на один цикл ПО к определенному времени регистраторы медицинского учреждения стали приглашать семь пациентов (по количеству кабинетов). На начало осмотра в кабинете каждого специалиста находился один пациент, а последующее перемещение происходило строго в соответствии с маршрутной картой, что позволило исключить формирование очередей. Именно такая схема позволила уменьшить время прохождения всех этапов ПО, за исключением врача-педиатра (до 45-60 минут), и получила название «карусели» (рис. 3).
Потоки здоровых и больных пациентов были разделены путем изменения режима приема по дням. Кроме того, было пересмотрено расписание приема врачей-специалистов, таким образом, чтобы стало возможным прохождение профилактического осмотра (за исключением врача-педиатра) в один день.
Была разработана маршрутная карта для прохождения ПО, которую выдавали родителям пациентов в регистратуре медицинской организации. В маршрутной карте в доступной форме указывалось, с какого специалиста необходимо начать обследование, и какой кабинет должен стать следующим (рис. 4).
Введение практики напоминания родителям о дате и времени записи в медицинскую организацию для проведения ПО посредством телефонных звонков специалистами медицинской организации и sms-рассылки страховых медицинских организаций позволило сократить количество неприбывших и опоздавших к назначенному времени пациентов, и, как следствие, временные потери врачей.
Кроме того, в рамках проекта в деятельность специалистов медицинской организации была внедрена
№ 9
2019
Менеджщ
Рис. 4. Маршрутная карта-схема прохождения ПО в ОГАУЗ ДГБ № 2 г. Томска
система 5С, которая позволила максимально сократить такие типы потерь, как лишние перемещения и лишние движения медицинского персонала и пациентов.
При организации рабочего места и пространства кабинетов были проработаны вопросы хранения документации на рабочих местах, размещения предметов и медицинского оборудования. Спланирована оптимальная расстановки мебели и офисной техники. Также для каждого рабочего места была разработана так называемая «цепочка помощи», в которой были описаны основные виды возможных проблем, с которыми может столкнуться сотрудник, и четко определены должностные лица и временные рамки для эскалации вопроса на каждый последующий уровень, с помощью телефонного звонка (таблица 1).
Следует отметить, что в результате реализации проекта доля родителей, удовлетворенных процессом прохождения ПО, выросла с 28,7% до 72,0% (п=100) - рис:. 5.
Заключение
Таким образом, в результате реализации проекта по внедрению БП в процесс прохождения профилактических осмотров детьми первого года жизни удалось достичь поставленных целей, в частности, снизить практически в 3,5 раза время, затрачиваемое пациентами на прохождение цикла
Таблица 1
«Цепочка помощи»
Проблема Ремонт ГГ оборудования Проблемы с канцелярией Медицинские р исходники Проблема АХЧ Проблема с выявленным состоянием пациента Административные вопросы
Уровень 1 10 минут Фамилия И.О. программист Тея. Фамилия И.О. сестра-хозяйка Т ел. Фамилия И.О. сестра-хозяйка Тея. Фамилия И.О. заведующий хозяйством Тел. Фамилия И.О. заведующий отделением Тел. Фамилия И.О. заведующий поликлиникой Тел.
Уровень 2 15 минут Фамилия И.О. начальник отдела информационных технологий Тел. Фамилия И.О. главная медицинская сестра Т ел. Фамилия И.О. главная медицинская сестра Тея. Фамилия И.О Заместитель главного врача Тел. Старший дежурный СМП т. озаоз Фамилия И.О. Заместитель гювного врача Тея.
Уровень 3 Фамилия И.О. гюеный врач Тел.
енеджер № 9
здравоохранения 2019
Рис. 5. Удовлетворенность процессом прохождения профилактического осмотра родителей детей первого года жизни до и после реализации проекта (п=215) - %
профилактического осмотра, сократить до двух количество посещений поликлиники, а также повысить комфортность пребывания в учреждении пациентов и их родителей. Представленный в публикации опыт описывает в основном прямые, организационные и экономические эффекты от реализации методов бережливого производства (в основном, экономия трудовых ресурсов). Однако подобные преобразования, благодаря росту приверженности пациентов к профилактическим мероприятиям, могут привести к повышению медицинской эффективности
и укреплению здоровья детей, что станет предметом дальнейших исследований.
В перспективе предстоит работа по улучшению как этого, так и других процессов в медицинской организации. Однако уже сегодня результаты пилотного проекта, реализованного в детской поликлинике, использованы как основа для регионального стандарта организации амбулаторной помощи на территории Томской области и тиражируются на все медицинские организации, осуществляющие профилактические медицинские осмотры детей.
#мс
1. Кобякова О.С., Деев И.А., Бойков В.А., Милькевич М.Н, Куликов Е.С., Наумов А.О. и др. Возможности применения индекса DALY для оценки состояния здоровья населения Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения, 2015; 42 (2): 3.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640. [Интернет]. URL: http://base.garant. ru/71848440/bdddaaaf09602d9ef73204626acd3a02/#block_42 (Дата обращения: 16.12.2018).
3. Яцык Г.В., Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Зайниддинова Р.С., Давыдова И.В., Турти Т.В. и др. Диспансеризация новорожденных и детей грудного возраста. Российский педиатрический журнал, 2012; (2): 22.
4. Furterer S, Elshennawy A.K. Implementation of TQM and Lean Six Sigma Tools in Local Government: A Framework and a Case Study // Total Quality Management & Business Excellence, 2005; 16 (10): 11791191.
5. Radnor Z, Boaden R. Lean in Public Services - Panacea or Paradox. Public Money and Management, 2008; 28(1): 3-7.
№ 3 Менеджер
2013 здравоохранения
6. Ерохин Е.А. Появление и сущность концепции бережливого производства [Интернет]. EKportal.ru - Информационный сайт по экономике; 2008. URL: http://www.ekportal.ru/page-id-104.html (Дата обращения: 16.12.2018).
7. Официальная страница газеты «Вестник Лин. Газета о развитии производственных систем» [Интернет]. URL: http://www.leanforum.ru/library/pub177.html (Дата обращения: 16.12.2018).
8. Bahensky J.A., Roe J, Bolton R. Lean Sigma - Will It Work for Healthcare? Journal of Healthcare Information Management, 2005; 19(1): 39-44.
9. Kim C, Spahlinger D, Kin J, Billi J. Lean health care: What can hospitals learn from a world-class automaker? Journal of Hospital Medicine, 2006; 1(3): 191-199.
10.Miller D. Going Lean in Health Care. Cambridge: Institute for Healthcare Improvement, 2005. UDC 614.2
'Deev I.A, 'Boykov V.A., 2Kanonerker L.M, 'Kobyakova O.S., 'Kulikov E.S., 2Novikova I.Y., 'Osihov I.A., 'Sivolobova T.V., 3Taranov A.A., 'Titova M.A., 'Shibalkov ¡.P. Application of lean management in medical examination of children in Tomsk region (Siberian State Medical University, Tomsk, Russian Federation; 2Regional State Autonomous Healthcare Institution «Children's City Hospital № 2», Tomsk, Russian Federation; 3Healthcare Department of Tomsk region, Tomsk, Russian Federation)
Annotation. The object of the study is the process of preventive medical examination of children of the first year of life, which can be improved on the basis of the principles of lean production. As part of a joint project of the Ministry of health of Russia and Rosatom state Corporation "Lean clinic", which is designed to improve the efficiency of medical organizations and the availability of their assistance by introducing elements of lean production in public health institutions on a systematic basis, in the Tomsk region on the basis of a pilot medical organization - children's clinic - a project was implemented to introduce lean technologies in the process of preventive examination of children of the first year of life, in order to minimize the loss of time when receiving medical services by the patient. The main directions of optimization: improving the productivity of the process using the mapping method; increasing the productivity of a single workplace using the 5C technique; increasing the productivity of the movement of medical staff using the Spaghetti diagram. During the project, the logistics scheme of patients and staff movement was significantly improved, and a route map was developed, which was issued to the parents of patients in the registry of the medical organization. In addition, in order to assess the effectiveness of the developed measures before the project and after its implementation, a sociological survey was conducted among the parents of children undergoing preventive medical examination, which allowed to assess the level of their satisfaction with the assistance provided. As a result of the implementation of the project on the introduction of lean technologies, it was possible to achieve the goals, in particular, to reduce by almost 3.5 times the time spent by patients on the passage of a full cycle of preventive examination, to reduce to 2 number of visits to the clinic, as well as to increase comfort of staying in the institution of patients and their parents. Keywords: prophylactic medical examination; children's hospital; lean production; mapping method; 5S methodology.
Здравоохранение-2019
ПРЕЗИДЕНТ ПОСТАВИЛ ЗАДАЧИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения, состоявшегося 2 октября 2019 года. Правительству поручено, в частности:
а) обеспечить внесение в Трудовой кодекс РФ изменений, направленных на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;
б) принять необходимые нормативные правовые акты, направленные на:
- утверждение требований к структуре заработной платы медицинских работников, включая установление доли гарантированных выплат по должностным окладам в структуре заработной платы, предусмотрев при этом неснижение компенсационных и иных выплат;
- установление единого перечня выплат стимулирующего характера и единого перечня компенсационных выплат, а также условий назначения указанных выплат медицинским работникам;
- внедрение системы подготовки и формирования кадрового резерва управленческих кадров для системы здравоохранения;
- представить предложения о сроках внедрения в субъектах РФ новой отраслевой системы оплаты труда в сфере здравоохранения.
Менеджер №9
здравоохранения 2019
36 ш