Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в развитии логистики в кризисный период'

Применение инновационных технологий в развитии логистики в кризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS / SANCTIONS / PRICING / CROSS-DOCKING / THE WMS-SYSTEM / ЛОГИСТИКА / САНКЦИИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КРОСС-ДОКИНГ / WMS-СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширина М. Л., Загуменная Ю. С.

Современная Россия сейчас проходит через сложную полосу кризиса и обмена санкциями, которые наложили определённый отпечаток на российских игроков логистического рынка. Логистика, являясь так называемым сателлитом, двигателем торговли имеет в своих системах колоссальный потенциал. Она является своеобразными «кровеносными артериями страны» – водными, автомобильными, железнодорожными, воздушными. Любые изменения в международных экономических отношениях автоматически проецируются на рынок логистических услуг. В статье рассматривается положение логистики в современной экономической ситуации, а также методы и средства адаптации и оптимизации в этих условиях. Статья раскрывает неоспоримые преимущества WMS – системы, а также описывает такой эффективный способ решений по оптимизации затрат в логистике как кросс – докинг. Также статья описывает саму идею и подробно раскрывает суть этого способа решений по оптимизации затрат. В процессе изучения становится ясно, что эта система имеет неоспоримое преимущество в связи с отсутствием необходимости вложения денежных средств, единственной необходимостью системы является эффективное управление персоналом и контроль процессов работы. Происходит подтверждение того факта, что в непростой период кризиса, логистика имеет колоссальный потенциал и широкие возможности для роста и оптимизации. Приводятся доказательства того, что инновационная технология WMS укрепляет свои позиции и все глубже внедряется в систему логистики, а кросс-докинг, в свою очередь, является одним из эффективных способов решений оптимизации затрат в логистике на текущий период в сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of innovative technologies in the development of logistics in the crisis period

Modern Russia goes through a difficult period of crisis and exchange of sanctions that have left a definite imprint on the Russian players in the logistics market. Logistics, as a so-called satellite, the motor trade is in their systems a huge potential. It is a sort of “blood arteries of the country” – water, road, rail, air. Any changes in international economic relations are automatically projected onto the market of logistics services. This article discusses the position of logistics in today''s economic situation, as well as methods and means of adaptation and optimization under these conditions. The article reveals the undeniable advantages of the WMS – system, and describes a method for effective solutions for cost optimization in logistics as a cross – docking. This article also describes the idea and in fractional reveals the essence of this method of cost optimization solutions. In the process of studying the article becomes abundantly clear that this system has a distinct advantage in the absence of the need for investment funds, the only necessity of the system is an effective HR management and monitoring processes. There is confirmation of the fact that in difficult times of crisis, logistics has a huge potential and opportunities for growth and optimization. We give evidence that the innovative WMS technology strengthens its position and deeper embedded in the system of logistics and cross-docking, in turn, is one of the effective ways of making cost optimization in logistics at this time in this situation.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в развитии логистики в кризисный период»

Оригинальная статья/Original article УДК 334.65

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-2-346-349

Применение инновационных технологий в развитии логистики в _кризисный период_

Маргарита Л. Каширина, 1 ags@admlr.lipetsk.ru Юлия С. Загуменная 1 Sova4821@yandex.ru

1 кафедра экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Интернациональная, 3, г. Липецк, 398050, Россия Реферат. Современная Россия сейчас проходит через сложную полосу кризиса и обмена санкциями, которые наложили определённый отпечаток на российских игроков логистического рынка. Логистика, являясь так называемым сателлитом, двигателем торговли имеет в своих системах колоссальный потенциал. Она является своеобразными «кровеносными артериями страны» - водными, автомобильными, железнодорожными, воздушными. Любые изменения в международных экономических отношениях автоматически проецируются на рынок логистических услуг. В статье рассматривается положение логистики в современной экономической ситуации, а также методы и средства адаптации и оптимизации в этих условиях. Статья раскрывает неоспоримые преимущества WMS - системы, а также описывает такой эффективный способ решений по оптимизации затрат в логистике как кросс - докинг. Также статья описывает саму идею и подробно раскрывает суть этого способа решений по оптимизации затрат. В процессе изучения становится ясно, что эта система имеет неоспоримое преимущество в связи с отсутствием необходимости вложения денежных средств, единственной необходимостью системы является эффективное управление персоналом и контроль процессов работы. Происходит подтверждение того факта, что в непростой период кризиса, логистика имеет колоссальный потенциал и широкие возможности для роста и оптимизации. Приводятся доказательства того, что инновационная технология WMS укрепляет свои позиции и все глубже внедряется в систему логистики, а кросс-докинг, в свою очередь, является одним из эффективных способов решений оптимизации затрат в логистике на текущий период в сложившейся ситуации. Ключевые слова: логистика, санкции, ценообразование, кросс-докинг, WMS-система

Application of innovative technologies in the development of logistics _in the crisis period_

Margarita L. Kashirina 1 ags@admlr.lipetsk.ru Julia S. Zagumennaya 1 Sova4821@yandex.ru

1 economics and finance department, Lipetsk branch of Russian academy of national Economy and public service under the President of the Russian Federation, Internatsionalnaya str., 3, Lipetsk, 398050, Russia Summary. Modern Russia goes through a difficult period of crisis and exchange of sanctions that have left a definite imprint on the Russian players in the logistics market. Logistics, as a so-called satellite, the motor trade is in their systems a huge potential. It is a sort of "blood arteries of the country" - water, road, rail, air. Any changes in international economic relations are automatically projected onto the market of logistics services. This article discusses the position of logistics in today's economic situation, as well as methods and means of adaptation and optimization under these conditions. The article reveals the undeniable advantages of the WMS - system, and describes a method for effective solutions for cost optimization in logistics as a cross - docking. This article also describes the idea and in fractional reveals the essence of this method of cost optimization solutions. In the process of studying the article becomes abundantly clear that this system has a distinct advantage in the absence of the need for investment funds, the only necessity of the system is an effective HR management and monitoring processes. There is confirmation of the fact that in difficult times of crisis, logistics has a huge potential and opportunities for growth and optimization. We give evidence that the innovative WMS technology strengthens its position and deeper embedded in the system of logistics and cross-docking, in turn, is one of the effective ways of making cost optimization in logistics at this time in this situation. Keywords: logistics, sanctions, pricing, cross-docking, the WMS-system

Введение

Санкции значительно уменьшили поток продовольствия, а также товаров и технологий двойного назначения из ЕС. Тем временем география товарообмена постепенно перемещается из Европы в Азию, Латинскую Америку

Для цитирования Каширина М. Л., Загуменная Ю. С. Применение инновационных технологий в развитии логистики в кризисный период // Вестник ВГУИТ. 2016. № 2. С. 346-349. (1ог10.20914/2310-1202-2016-2-346-349

и Китай. В свою очередь, количество госзакупок выросло вдвое, несмотря на то, что компании работают практически «в ноль».

На рынке складской логистики происходит существенное перераспределение ответственности между операторскими и корпоративными секторами. В связи с этим повышение

For citation

Kashirina M. L., Zagumennaya Ju. S. Application of innovative technologies in the development of logistics in the crisis period. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 2 pp. 346-349. (in Russ.). doi:10.20914/2310-1202-2016-2-346-349

BeemHUKjBTy^T/Proeeedings of VSUET, № 2, 2016L

доли вакантных площадей сообщает нам не только об уменьшении грузов, но и о потенциальном снижении издержек и оптимизации затрат на логистику. Ранее, основной логистической услугой являлась аренда помещений, в настоящее же время операторы переключаются на складскую обработку, на предоставление более качественного и полного сервиса.

Логистика высокого уровня, являясь связующим звеном между производителем и клиентом, в настоящее время становится инструментом высокой эффективности на рынке более профессиональных и исполнительных операторов. Для того чтобы оставаться на плаву, в условиях существующей экономической неопределённости логистическим компаниям необходимо наращивать эффективность и конкурентоспособность, а также рационально расставлять приоритеты в обслуживании клиентов и внедрять технологии с учётом колебаний покупательской активности.

Анализ рынка логистических услуг сообщает о том, что на меньших площадях компании стали зарабатывать больше денег. Этот тренд вселяет надежду, несмотря на то, что кризисные явления понизили среднюю ставку стоимости аренды.

Далее, логично рассмотреть ситуацию в России с аутсорсингом, когда компании передают курирование части своих логистических бизнес-процессов третьей стороне - логистическому оператору. В России на аутсорсинг отдано порядка 20% логистических услуг, этот факт показывает, что далеко не все российские компании доверяют профессионалам вне штата своих сотрудников, в отличие от США и Европы, где 80% логистических услуг отдано под аутсорсинг. Отечественные аналитики прогнозируют рост в этом сегменте ввиду безвыходности российских компаний, так как забота о конкурентоспособности подразумевает делегирование логистики специалистам.

Рассматривая ценообразование в условиях кризиса, мы видим, что оно складывается по следующей схеме: рост валютного курса провоцирует подъем цен, но, тем не менее при падении курса - цены остаются без изменений. Для транспортной логистики не характерны резкие скачки цен. Компании всегда стараются покрывать свои издержки, но разумнее это делать за счёт дополнительных сервисов и продвинутого обслуживания. Только так возможно прийти к цивилизованному рынку и адекватному ценообразованию.

Для современных операторов и тех, кто намерен уверенно пройти через сложную полосу кризиса наилучшей стратегией является оптимизация расходов, сокращение сроков доставки грузов, разработка новых актуальных услуг.

Одним из эффективных способов решений по оптимизации затрат в логистике является кросс-докинг. На словах идея выглядит достаточно просто: чтобы сэкономить, надо исключить из цепочки одно звено. При кросс-докинге приёмка товара на склад и его последующая доставка получателю ведётся без хранения товара, что позволяет максимально сократить сроки доставки. Но как правило, простая идея требует сложной реализации. Для выигрыша во времени необходимо просчитать каждое действие, а также согласовать и настроить все процессы движения товара. Между получением и отправкой товара находится стадия обработки, - на которой и возможно получить максимальную выгоду.

Как правило, для качественной и оперативной обработки данных в кросс-докинговом потоке создаются специально выделенные зоны экспедиции. Для обеспечения информационной базы кросс-докинга компании интегрируют собственные WMS и ERP системы клиентов и осуществляют переход на процедуру электронного документооборота.

Современные WMS-системы становятся более функциональными и интегрируются с модулями по управлению транспортом и системой управления заказами. Информационные технологии позволяют связать воедино все разрозненные бизнес-процессы и повысить экономическую эффективность бизнеса.

До кризиса 2008 года рынок WMS решений демонстрировал стремительный рост, что отразилось на структуре предложения: появилось большое количество западных и отечественных решений. Этому способствовали общий экономический рост, а также насыщение рынка торговли и логистики. Первыми компаниями, созревшими и осознавшими экономический потенциал в оптимизации логистики стали ретей-леры и логистические операторы, для которых внедрение систем управления складом стало требованием времени, необходимым условием выживания в обостряющейся конкурентной борьбе.

После кризиса рынок систем управления складом возродился практически в прежнем объёме, но изменилась структура предложения, увеличилось количество критериев выбора, потребитель стал более избирательным

и грамотным. Сложившаяся экономическая ситуация заставляет компании уделять больше внимания тщательному мониторингу и анализу структуры издержек, а главное, - искать пути их сокращения.

Российские разработчики WMS предложили бизнесу дополнительные функциональные возможности, уже популярные на Западе. Применение технологий обработки товара позволяет существенно оптимизировать площадь склада, увеличить объем товаропотока, повысить точность и скорость обработки заданного объёма товаропотока.

Стремительное развитие мобильных технологий, планшетов и смартфонов, прочно вошедших в жизнь каждого, нашло отражение и в области WMS решений. Скорости обработки информации и принятия решений играют всё большую роль в управлении как бизнесом в целом так и отдельными бизнес-процессами. Сегодня топ-менеджеры хотят принимать решения в любой точке мира. Тенденция не обошла стороной и логистику. Теперь даже в базовых комплектациях WMS включены всевозможные мобильные приложения/модули, обеспечивающие работу с WMS через мобильные интерфейсы с планшетов, смартфонов.

Это создаёт возможности для анализа и проактивного управления складскими процессами, товаропотоками, эффективного взаимодействия с партнёрами и клиентами.

В свою очередь, для улучшения управления качеством необходимо направить курс развития на улучшение операционной деятельности компании. Она позволяет улучшить коммуникации между логистическим провайдером и клиентом, лучше понять взаимосвязь различных операций и посмотреть на процессы с различных сторон,

ЛИТЕРАТУРА

1 Ван ден Берг Й.П. Склад как конкурентное преимущество. Что делать, чтобы стать лучшим. М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 200-216.

2 Григорьев М., Долгов А., Уваров С. Логистика. Продвинутый курс. М.: Юрайт, 2015. С.530-536.

Сергеев В. Управление цепями поставок. М.: Юрайт. 2015. С. 107-118.

I Слоун Р.Е., Ридман Дж.П., Менцер Дж.Т. Новые идеи в управлении цепями поставок. 5 шагов, которые ведут к реальному результату. М.: Альпина Паблишер, 2015. С. 170-179.

Аникин Б., Тяпухин С. Коммерческая логистика. М.: Проспект, 2015. С. 306-312.

увидеть их глазами контрагента, что в итоге приводит к укреплению работы в единой команде.

В результате происходит создание команд как со стороны компании, так и со стороны клиента, для анализа различных операций по любому виду сервиса, оказываемого компанией, с целью устранения недостатков и выявления возможностей для оптимизации. Решение каждой задачи проходит через этап определения целей, он затем переходит в этап сбора данных, на основе которого происходит анализ и выяснение причинно-следственных связей, выявление дефектов и рисков.

Далее происходит разработка решений и их дальнейшее внедрение, и в итоге - отслеживание достигнутого эффекта и своевременное вмешательство в процесс, если находят проявление какие-либо несанкционированные отклонения. Весь комплекс мероприятий может занимать от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от сложности анализируемых процессов.

Эта система имеет неоспоримое преимущество в связи с отсутствием необходимости вложения денежных средств, единственной необходимостью является эффективное управление персоналом и контроль процессов работы.

Заключение

Таким образом, в кризисный период логистика имеет колоссальный потенциал и широкие возможности для роста и оптимизации. Инновационная технология WMS укрепляет свои позиции и все глубже внедряется в систему логистики. В свою очередь, кросс-докинг является одним из эффективных способов решений оптимизации затрат в логистике на текущий период в сложившейся ситуации.

REFERENCES

1 Van den Berg J.P. Sklad kak konkurentnoe preimushchestvo. Chto delat', chtoby stat' luchshim [Warehouse as a competitive advantage. What to do to become the best] Moscow, Alpina Publisher, 2016, pp. 200-216. (in Russian).

2 Grigoriev M., Dolgov A., Uvarov S. Logistika. Prodvinutyi kurs [Logistics. Advanced course] Moscow, Yurayt, 2015, pp. 530-536. (in Russian).

3 Sergeev V. Upravlenie tsepyami postavok [Supply Chain Management] Moscow, Yurayt, 2015, pp 107-118. (in Russian).

4 Sloan R.E., Ridman J.P., Mentser J.T. No-vye idei v upravlenii tsepyami postavok. 5 shagov, kotorye vedut k real'nomu rezul'tatu [New ideas in supply chain management. 5 steps which lead to the actual results] Moscow, Alpina Publisher, 2015, pp. 170-179. (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Маргарита Л. Каширина к. э. н., доцент, кафедра экономики и финансов. РАНХиГС ЛФ, ул. Интернациональная, 3. г. Липецк, 398050, Россия ags@admlr.lipetsk.ru Юлия С. Загумённая магистрант, кафедра экономики и финансов. РАНХиГС ЛФ, ул. Кондарева, 4, г. Липецк, 398006, Россия Sova4821@yandex.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Маргарита Л. Каширина консультация в ходе исследования Юлия С. Загумённая написал рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. ПОСТУПИЛА 14.03.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 11.04.2016

5 Anikin В., Tyapukhin S. Kommerch-eskaya logistika [Commercial Logistics] Moscow, Prospekt, 2015, pp. 306-312. (in Russian).

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Margarita L. Kashirina Ph. D. in Economics, associate professor, RANEPA Lipetsk branch, Lipetsk, Internatsional-naya str., 3, Lipetsk, 398050, Russia, ags@admlr.lipetsk.ru Julia S. Zagumennaya master student, Department of Economy and Finance, RANEPA Lipetsk branch, Kondareva str., 4, Lipetsk, 398006, Russia, Sova4821@yandex.ru

CONTRIBUTION

Margarita L. Kashirina consultation during the study Julia S. Zagumennaya wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 3.14.2016

ACCEPTED 4.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.