УДК 373.1
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Васильева Виктория Руслановна
студент
институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Vasilyeva Victoria Ruslanovna
student
institute of technology, economics and service Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Коробейникова Елена Ивановна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г.Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department of the physical culture Volgograd State socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В работе рассматриваются различные инновационные технологии, которые используются на уроках физической культуры. Определено их значение для формирования у обучающихся устойчивого интереса к физической культуре; их влияние на качество знаний, эффективность обучения, развитие.
Abstract. The paper discusses various innovative technologies that are used in physical education classes. Their significance for the formation of students ' sustainable interest in physical culture is determined; their influence on the quality of knowledge, the effectiveness of training and development.
Ключевые слова: учащиеся, учителя, уроки, физическая культура, технологии, обучение.
Keywords: students; teachers; lessons; physical education; technology; training.
XXI век - это век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня образование ставит перед учителями задачу совершенствования традиционных технологий и поиска новых подходов к организации учебного процесса.
Благодаря внедрению инновационных технологий учителя смогут разрабатывать специальные индивидуальные программы для учеников с учетом их интересов и творческих способностей. Также они смогут учитывать физические и психофизио-
логические особенности. Эти программы помогут улучшить здоровье учащихся и предотвратить многие их болезни.
Актуальность работы заключается в исследовании новых технологий, которые помогут улучшить работу учителей и могут заинтересовать учеников. Нововведения не возникают сами по себе, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Инновационная деятельность в обучении физической культуре предполагает такой процесс и результат образовательной деятельности, которые способствуют изменению существующей культурной и социальной среды [1, с. 1015].
Сегодняшние занятия по физическому воспитанию должны быть неразрывно связаны с использованием таких инновационных технологий, как:
Технологии, сберегающие здоровье. Они позволяют учащимся сформировать необходимые знания, умения и навыки для здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания и обеспечить возможность сохранения здоровья.
Эти технологии основаны на возрастных характеристиках познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании визуализации и сочетании различных форм информационного обеспечения.
Типы оздоровительных технологий, используемых учителями на уроках физкультуры:
- изменение видов деятельности - один из способов повышения эффективности урока (изменение теории и практики: умственные и физические нагрузки учащихся);
- приятная обстановка - позволяет узнавать физическое и психологическое состояние детей на момент лекции, создавая дружескую атмосферу и стремление обучающихся быть активными участниками;
- индивидуальный подход - создает для каждого ребенка ситуацию успеха;
- активный отдых, закаливание тела;
- эффективные средства повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям.
Дозированные физические нагрузки с учетом развития учеников, их групп здоровья, строгий контроль температуры, вентиляция помещений, контроль состояния спортивного инвентаря и инвентаря, их своевременный ремонт, поддержание чистоты, контроль наличия спортивной формы, использование специальных упражнений для профилактики и коррекции осанки, глаз, дыхательная гимнастика - все это позволяет сохранить здоровье обучающихся и предотвратить травмы.
Личностно - ориентированная технология обучения. Ориентируясь на данную технологию, педагог создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей, способствует созданию творческой атмосферы на занятиях, развивает практические навыки, необходимые любому человеку в различных жизненных ситуациях, осознанное, активное отношение к урокам физического воспитания, создание ситуации успеха, направленной на творческий поиск и самоопределение ученика.
Суть технологии заключается в методе обучения, ориентированном на лич-
ность, индивидуальном подходе к каждому ребенку, в формировании осознанной потребности в занятиях физической культурой, здоровьем и спортивно-творческой деятельностью. Это означает, что для каждого ученика создана индивидуальная образовательная траектория, учитывающая индивидуальный тип телосложения, физическую подготовку, состояние здоровья, а также особенности умственного развития.
Зная особенности физического развития детей, физическое воспитание должно основываться на индивидуализации и дифференциации тренировок и учебных занятий, постепенном овладении необходимыми навыками и умениями с помощью упражнений разной степени сложности.
Разные типы уроков, формы их выполнения, комплексное использование фронтальной, групповой, индивидуальной формы работы, использование различных методов и приемов обучения, в том числе нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования - все это позволяет стимулировать интерес к физическому воспитанию не только на уроках, но и в свободное от занятий время.
Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне. Эти технологии помогают решить еще одну задачу - заинтересовать школьников в получении информации о формировании здорового образа жизни, истории развития физического воспитания и спорта.
Уроки физкультуры включают большой объем теоретического материала, на который отводится минимальное количество часов, а использование ИКТ позволяет эффективно решить эту задачу: объяснения техники выполнения обучающих движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещающие теоретические вопросы.
Использование междисциплинарных связей не только помогает создать целостную картину мира, но и способствует развитию эстетического отношения к спорту как искусству, воспитывая чувство патриотизма [3].
Сегодняшнее развитие общества диктует необходимость использования новых информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни. Следует ли использовать ИКТ на уроках физкультуры? Это совместимо? Ведь физкультура -это, прежде всего, движение.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют решать задачи поиска и хранения данных, планирования, контроля и управления занятиями физкультурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся.
Задача учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свои творческие способности, активизировать двигательную и познавательную активность ученика. Использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов, позволяет достичь максимальных результатов при решении многих задач и на уроках физкультуры.
1) Онлайн-обучение. Педагоги могут использовать эту технологию, чтобы побудить своих учеников улучшить свои навыки, просматривая онлайн-видео и демонстрируя презентации. Благодаря огромному количеству информации, доступной
в Интернете, учителям физкультуры будет легко найти обучающие видео-уроки, которые могут удовлетворить потребности каждого ученика.
2) Мониторинг и отслеживание. Поскольку не все учащиеся обладают одинаковыми физическими способностями, важно, чтобы учителя адаптировали программу к конкретному телосложению ученика, поэтому отслеживание сердеч-ного ритма критически важно при оценке физической выносливости учащихся и наз-начении им упражнений.
Помимо пульсометров, шагомеры также должны стать незаменимым помощником во время тренировки. Они очень удобны для отслеживания шагов. Кроме того, шагомеры подсчитывают все движения, когда учащиеся выполняют домашние дела. Шагомер может напоминать, что вы сегодня слишком мало ходили и вам нужно быть более активными. Это помогает учащимся быть в курсе своего прогресса в течение дня и напоминает им, что нужно приложить больше усилий.
3) Умные часы. «Смарт»-часы - отличная альтернатива шагомеру. В разных моделях есть приложения, которые могут напоминать учащимся о необходимости принимать лекарства, отслеживать время сна или записывать настроение. Некоторые модели могут записывать и сохранять пройденное расстояние, а также скорость. Одна из самых больших проблем умных часов - это их цена. Чем больше у них функций, тем дороже они стоят, поэтому не все могут себе их позволить.
4) Компьютерные программы. Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно излагать теоретический материал, что делает учебный процесс максимально эффективным. С помощью презентации можно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, наглядно представить исторические события, биографии спортсменов. Наличие наглядного набора информации позволяет закрепить их в памяти.
5) Также возможно проведение тестирования в классе для проверки и закрепления знаний учащихся. Во внеклассной работе вы также можете использовать ИКТ: командная презентация, дизайн соревнований, описание соревнований и так далее [4].
Инновационная физическая культура помогает учащимся на их уровне, дает рекомендации по укреплению навыков и прививает им на всю жизнь любовь к дви-
у—. и и
жению. С помощью приложений, онлайн-уроков, программ отслеживания показателей организма, учителя физкультуры могут устанавливать индивидуальные цели и упражнения для учащихся. В процессе обучения учащиеся могут чувствовать больший интерес и приверженность к физической активности, необходимой для развития здоровых привычек.
Одна из основных задач учителей физкультуры является рациональное использование наглядных средств обучения в учебном процессе. Самые богатые возможности для этого предоставляют современные компьютерные информационные технологии. Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить прямого общения ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения является необходимостью в ближайшее время и в будущем. Использование ИКТ позволяет учителю повышать уровень знаний
о предметной информации, развивать существующие и приобретать новые навыки работы с информацией в контексте постоянного совершенствования компьютерного оборудования. Благодаря такому стилю обучения учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности [2, с. 213].
Таким образом, использование новых информационных технологий позволяет сформировать у обучающихся устойчивый интерес к физической культуре, влияет на качество знаний, эффективность обучения, развитие. При этом сами новые информационные технологии становятся инструментом познания, обучения, выполнения обобщающих, исследовательских, опытно-конструкторских, воспитательных и контрольно-корректирующих функций.
Сегодня физическая культура - это не погоня за результатом, а упорный труд педагогов по укреплению здоровья учеников. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ученика. Новое время ставит перед учителями задачу найти лучшие способы подготовить учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. В настоящее время разработано значительное количество образовательных концепций и технологий, пришедших на смену технологиям «традиционных школ». Проектирование учебного процесса учителями физической культуры с учетом новых требований предполагает иные подходы не только к планированию результатов обучения, но и к выбору содержания, методов, форм и технологий обучения.
Литература
1. Абдукаримов Н. А. Использование инновационных технологий на занятиях физической культурой // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1015-1017.
2. Гусева Н. Л. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. Москва : Московский Государственный Университет им. М. В Ломоносова. 2008. С. 213-215.
3. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин [и др.] // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 143-147.
4. Покровская Т. Ю., Ларионов И. С. Влияние двигательной активности и самостоятельных занятий на здоровье студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №2 (9). С. 75-83.
References
1. Abdukarimov N. A. Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologiy na zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy [The use of innovative technologies in physical culture classes]. Molodoy uchenyy - Young scientist. 2016. No. 3 (107). pp. 1015-1017.
2. Guseva N. L. Motivatsiya studentov k zdorovomu obrazu zhizni cherez fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' [Motivation of students to a healthy lifestyle through physical culture and sports activities]. Organizatsiya i metodika uchebnogo protsessa, fizkul'turno-ozdorovitel'noy i uchebnoy raboty [Organization and methodology of the educational process, physical culture and recreation and educational work]. Moscow, Lomonosov Moscow State
University Publ., 2008, pp. 213-215.
3. Ilyin A. A. [et al.]. Formy i sposoby motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Forms and methods of motivating students to engage in physical culture]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Tomsk State University, 2012, no. 360, pp. 143-147.
4. Pokrovskaya T. Yu., Larionov I. S. Vliyanie dvigatel'noy aktivnosti i sa-mostoyatel'nykh zanyatiy na zdorov'e studentov [The influence of motor activity and active classes on the health of students]. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta - Human health, theory and methodology of physical culture and sports, 2018, no. 2 (9), pp. 75-83.