Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий на уроках черчения'

Применение инновационных технологий на уроках черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ИНТЕРАКТИВНЫ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / STUDENT PORTFOLIO / PROJECT WORK / INTERACTIVE METHODS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Жасур Арифович, Юрданидзе Мехрали Холисович

В статье рассматривается задача внедрения в учебный процесс инновационных технологий, как интерактивные технологии, дистанционное обучение, а также проектная работа, применение которых дают возможность получать эффективный результат для достижения цели на уроках черчения. Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, самонаблюдению, размышлению учащихся. Более подробно рассмотрено использование проектной технологии на уроках черчения. Применение этой инновации на уроках черчения формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF DRAWING

The article considers the problems of introduction of innovative technologies into the educational process, such as interactive technologies, distance learning, as well as project work, the use of which makes it possible to obtain an effective result to achieve the goal in the drawing lessons. Technologies that are combined under the name "student Portfolio", contributing to the formation of the necessary skills of reflection, self-observation, reflection of students. The use of design technology in drawing lessons is discussed in more detail. Application of this innovation at drawing lessons forms and develops complex thinking, ability to analyze, establish connections and create new ideas, to see a complete picture of the world.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий на уроках черчения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ 1 2 Исаков Ж.А. , Юрданидзе М.Х. Email: Isakov677@scientifictext.ru

1Исаков Жасур Арифович - преподаватель;

2Юрданидзе Мехрали Холисович - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается задача внедрения в учебный процесс инновационных технологий, как интерактивные технологии, дистанционное обучение, а также проектная работа, применение которых дают возможность получать эффективный результат для достижения цели на уроках черчения. Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, самонаблюдению, размышлению учащихся. Более подробно рассмотрено использование проектной технологии на уроках черчения. Применение этой инновации на уроках черчения формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Ключевые слова: инновационные технологии, портфель ученика, проектная работа, интерактивны методы, информационно-коммуникационные технологии.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE LESSONS

OF DRAWING Isakov J.A.1, Yurdanidze M.R2

1Isakov Jasur Arifjonovich - Teacher; 2Yurdanidze Mehrali Holisovich - Teacher, DEPARTMENT FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, ANDIJANSTATE UNIVERSITY ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the problems of introduction of innovative technologies into the educational process, such as interactive technologies, distance learning, as well as project work, the use of which makes it possible to obtain an effective result to achieve the goal in the drawing lessons. Technologies that are combined under the name "student Portfolio", contributing to the formation of the necessary skills of reflection, self-observation, reflection of students. The use of design technology in drawing lessons is discussed in more detail. Application of this innovation at drawing lessons forms and develops complex thinking, ability to analyze, establish connections and create new ideas, to see a complete picture of the world.

Keywords: innovative technologies, student portfolio, project work, interactive methods, information and communication technologies.

УДК: 1174

В настоящее время инновационные технологии задействованы везде: в строительстве, в медицине, в промышленности, в сфере обслуживания, в том числе и в сфере образования. Становится невозможным получить эффективный результат обучения в образовании без инновационных технологий. Современное образование требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий, с помощью

которых школьники легче запоминают и понимают новый материал, формируется умение применять на практике, полученные знания.

Черчение - это учебный предмет, обучает навыкам чертёжной работы. Изучение черчения способствует формированию у учащихся технического и образного мышления, пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности и технической творчестве. При выполнении чертежей учащиеся учатся анализировать форму и конструкцию предметов, и воссоздать образ предмета по чертежу. Раскрывается роль графических изображений в различных видах человеческой деятельности в условиях научно-технической революции и информатизации общества. Выполнение заданий по черчению полезно для воспитания культуры труда, освоения организации рабочего места [1].

В XXI веке информационно-коммуникационных технологий мы становимся свидетелями того, как посредством различных инновационных технологий закладывается основа великого будущего нашей страны.

Народ Узбекистана, и в частности молодое поколение, своим усердным творческим трудом стремится внести свой вклад в эту созидательную работу.

Любая работа требует творческого подхода. При проектировании изделий необходимо умение чертить различные виды чертежей и пользоваться ими [2, с. 3].

А применение инновационных технологий на уроках черчения повышает эффективность учебного процесса, усовершенствуется система обучения. Современная педагогика предлагает следующие инновационные педагогические технологии:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение - инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных - «Coursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений [3].

Не только очное, но и дистанционное обучение предмета черчения дает возможность получать образование с любой точки мира: слушать лекции, вебинары и веб-семинары ученых сидя дома.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии - это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение [3].

«Портфель ученика»

Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. В чем заключаются эти технологии? Подходы, как и при обучении в сотрудничестве, например, могут быть разные. Важны принципы и понятия. Начнем с понятия. «Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ ученика. Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое

«досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.п.). Отбор ведется либо по одному предмету (например, по математике, биологии, истории), либо по разным в течение одного года (четверти) или на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты). «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким я комментарием ученика: что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Учитель может предложить отдельным ученикам или всей группе составить такой «Портфель» по своему предмету по отдельному разделу, представив в этом случае серию вопросов, заданий, структуру «Портфеля». Главное в такой работе — самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Время от времени — по истечении срока, предусмотренного на «досье», либо по завершении определенного объема работ по данному разделу программы или проекта — ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе или в группе, на ученической конференции или на родительском собрании [4, с. 125].

Проектная работа

Проектная работа - это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов - актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии [3].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-годы нынешнего столетия в США. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятие «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходов к обучению [4, с. 66].

Теперь более подробно рассмотрим использование проектную технологию на уроках черчения. При обучении черчения проектной технологией учащимся даёт возможность использовать проекты черчения в реальной повседневной жизни. В проектной работе с учащимся 9-х классов, например при изучении темы: «Строительные чертежи. План задания. Разрез и Фасад». Выполнение машиностроительных и строительных чертежей мало чем отличается друг от друга. Однако строительные чертежи имеют свои специфические стороны. Строительные чертежи выполняются в условных графических обозначениях (чертеж 1.1) (O'zDSt. 2.305:2003). В строительстве в основном работа организовывается в соответствии с проектными чертежами. На основании проектного задания разрабатываются технические проектные чертежи:

1) генеральный (главный) план строительного участка;

2) план здания;

3) разряды;

4) фасады [2 с. 79].

Можно разделить класс на группы и дать задание каждой группе в соответствии с темой. В определенный отрезок времени учащиеся составляют проект и готовятся к защите. Учитель в этом играет важную роль, он является координатором проекта, направляет учащихся к поиску новых знаний, анализирует и оценивает выполненного проекта.

Применение этой инновации на уроках черчения формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Список литературы /References

1. Национальная педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://didacts.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).

2. .Рахмонов И. Черчение 9: Учебник для учащихся 9 кл. шк. общ. сред. образ. с рус. яз. обучен. (издание 2-е, дополнение) / И. Рахмонов. Т.: ИПТД «Узбекистан», 2014. 104 с.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii#innov/ (дата обращения: 13.12.2019).

4. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Москва. Издательский центр «Академия», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.