Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТУРИСТСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТУРИСТСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / профессиональное образование / компетентностный подход / инновационные технологии в образовании / образовательная платформа / электронный учебно-методический комплекс / педагогика удивления / кубик Блума туризм и гостеприимство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Л.В.

В данной статье раскрываются понятия «педагогическая технология», «инновации в образовании», «компетентностный подход», демонстрируется связь компетентностно-ориентированного профессионального образования и инновационных технологий, анализируется значение применения инновационных технологий при подготовке кадров туристского и гостиничного бизнеса, указывается на связь целей и задач национального проекта «Туризм и гостеприимство» и практико-ориентированных образовательных программ в туризме. В статье приводятся применяемые инновационные технологии при работе со студентами по специальностям «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТУРИСТСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 338.48

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТУРИСТСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Лазарева Л.В.

Преподавател ь

ГБПОУАО «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева» lazarevaliudmila2015@yandex.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются понятия «педагогическая технология», «инновации в образовании», «компетентностный подход», демонстрируется связь компетентностно-ориентированного профессионального образования и инновационных технологий, анализируется значение применения инновационных технологий при подготовке кадров туристского и гостиничного бизнеса, указывается на связь целей и задач национального проекта «Туризм и гостеприимство» и практико-ориентированных образовательных программ в туризме. В статье приводятся применяемые инновационные технологии при работе со студентами по специальностям «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство».

Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональное образование, компетентностный подход, инновационные технологии в образовании, образовательная платформа, электронный учебно-методический комплекс, педагогика удивления, кубик Блума туризм и гостеприимство

Каждый педагог при решении образовательных целей и задач продумывает, стремится освоить, реализует ту или иную педагогическую технологию или их совокупность.

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х г.г. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств обучения. В настоящее время насчитывается более ста современных педагогических технологий.

Любая педагогическая технология имеет под собой теоретико-методологическую базу, философское, психологическое объяснение возможностей ее использования в педагогическом процессе [4, с. 8].

Анализируя подходы к понятию «педагогическая технология» С.С. Кашлев определяет его как совокупность способов педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и предполагает определенный целенаправленный результат.

Использование педагогом различных педагогических технологий требует от педагога соблюдения следующих требований при их выборе:

- соответствие возрастным особенностями участников педагогического процесса;

- деятельностный, а не знаниевый подход;

- эффективность технологий;

- соответствие технологий поставленным задачам педагога;

- систематичность их использования;

- доступность.

Под инновацией (от латинского «mnovatio» - нововведение, изменение, обновление) в образовании понимается нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала.

Это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [6, с. 18].

Основными признаками инновационной образовательной технологии педагогической деятельности являются:

- детальное описание образовательных целей;

- поэтапное описание способов достижения заданных результатов;

- использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов;

- воспроизводимость образовательного процесса [6, с. 198-199].

Цели применения инновационных технологий - приобретение студентом компетенций, благодаря которым он становится субъектом решения профессиональных задач, собственного профессионального развития.

Следовательно, знаковым событием в российском образовании в последние годы является компетентностный подход, цели которого - повышение качества образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями общества, государства, а также ориентация на мировые стандарты образования.

Согласно Федеральному закону об образовании «профессиональное образование -вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности». Данное определение указывает на требования, предъявляемые к выпускникам образовательных учреждений высшего образования по результатам освоения ими основных образовательных программ.

Основной задачей профессионального образования является подготовка грамотного специалиста определенного уровня по профилю выбранной профессии и специальности, обладающего соответствующими знаниями и умениями, приобретенными за период обучения, способного ориентироваться исходя из поставленных задач, принимать решения в сложившихся обстоятельствах, при этом подстраиваясь под изменения современных условий труда. Решение указанной задачи возможно с введением компетентностного подхода в систему профессионального образования.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование вызвано социально-экономическими и педагогическими предпосылками в качестве нового вектора обучения. Оно является требованием к целям, результатам и педагогическим технологиям обучения.

В большинстве исследовательских работ, особенно связанных с бизнесом, компетенция трактуется как интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для решения проблем [9, с. 16].

Основной целью компетентностного подхода в высшем образовании является тесная взаимосвязь образования и требованиями жизни.

Инновационные процессы в образовании - это изменения и новации, внедряемые в систему образования с целью улучшения качества обучения и образовательного процесса. Они направлены на создание и применение новых методов, подходов, технологий и практик, которые способствуют более эффективному и результативному обучению студентов.

Инновации в образовании могут включать в себя различные аспекты, такие как использование новых информационных и коммуникационных технологий, разработку новых учебных программ и методик, внедрение активных и интерактивных форм обучения, создание новых образовательных ресурсов и т.д.

Основная цель инновационных процессов в образовании - обеспечить более качественное и современное образование, которое соответствует требованиям современного общества и рынка труда. Инновации помогают улучшить уровень знаний и навыков студентов, развить их творческий потенциал, а также подготовить их к успешной адаптации в быстро меняющемся мире.

Профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, ими могут быть следующие категории: управление, проектная деятельность, технологии, научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, образовательная программа при подготовке будущих специалистов в сфере туристского и гостиничного бизнеса должна ориентироваться на требования профессиональных сообществ, выпускник должен быть конкурентоспособным, востребованным на рынке труда, обладающий соответствующими компетенциями и легко подстраивающийся под современные политико-экономические факторы.

Новые задачи реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагают обязательное внедрение инновационных методов и технологий обучения, организации и управления учебным процессом. Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход. Реализация компетентностного подхода в обучении невозможна без повышения роли самостоятельной работы студентов и усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, необходимо включать его в активную учебную деятельность, стимулировать профессиональный рост студентов.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Для того, чтобы у обучающихся сформировались профессиональные компетенции, необходимо использование компетентностного подхода в обучении, использование инновационных форм обучения, практическая составляющая должна превалировать над теоретической, должно быть смещение акцента на самостоятельную работу студента, увеличение прикладного компонента подготовки специалистов.

Применение современных инновационных технологий при подготовке кадров туристского и гостиничного бизнеса позволяет приблизиться к реальным практическим условиям, что позволяет формировать и развивать профессиональные компетенции будущего специалиста:

1) повышение мотивации у студентов к познавательной деятельности;

2) использование инновационных технологий создает более комфортный психологический климат для студента;

3) для студента открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ;

4) информатизация стимулирует не только студентов, но и привлекает самих педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

Отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе. Знания студент получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством педагога.

На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования компетенций студентов.

Также данные технологии меняют суть взаимоотношений преподавателя и студента на занятии. Преподаватель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на занятии - консультант, эксперт. Большая роль отводится организации занятия, его подготовке - подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных занятий.

Инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного обучающегося.

Система подготовки кадровых ресурсов в туризме и гостеприимстве основана на многопрофильности образования, так как связана с инфраструктурой обслуживания, технологиями досуга, анализа, синтеза большого объема материала.

В таком случае применение современных инновационных технологий дает непременно положительный результат: повышается интерес к предмету, к выбранной профессии.

В связи с разработкой национального проекта «Туризм и гостеприимство» повышение качественных показателей отрасли планируется обеспечить в рамках трех федеральных проектов: "Развитие туристической инфраструктуры"; "Повышение доступности туристических продуктов"; "Совершенствование управления в сфере туризма".

Третий из вышеназванных проектов преследует следующие задачи:

- повышение качества сервиса и кадрового потенциала туристической отрасли, включая разработку и внедрение новых практико-ориентированных образовательных программ в туризме, а также повышения престижа отраслевых профессий и др.

Таким образом, использование инновационных технологий при подготовке кадров туристского и гостиничного бизнеса полностью отвечает целям и задачам национального проекта и реалиям современной экономики.

Рассмотрим педагогические технологии, инновационные ресурсы, применяемые на занятиях в Котласском педагогическом колледже по специальностям «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство», которые, несомненно, могут быть использованы и в вышей школе, в том числе при применении дистанционных технологий.

Самым активно используемым сервисом можно назвать LearningApps — сервис для создания интерактивных упражнений. У данного сервиса множество форматов заданий, поддержка видео, аудио и даже озвучка текста. Нами в настоящее время создано около 60 упражнений по различным междисциплинарным курсам и учебным дисциплинам.

Студенты с большим удовольствием решают задания, данный сервис позволяет копировать задание в виде ссылки или QR- кода, благодаря этому его можно применять при дистанционном обучении. Необходимо отметить, что эти упражнения не заменяют сам урок, а позволяют в интерактивной увлекательной форме закрепить пройденный материал. Важным моментом в педагогическом процессе можно отметить тот факт, что сейчас и сами студенты начинают создавать на нем задания для одногруппников. В этом случае важно так сформулировать задание, чтобы оно было понятным, а также необходимы знания для подбора правильных и неправильных ответов.

Следующий сервис - платформа Joyteka. Это 5 онлайн-сервисов, в которых можно создать любой урок и вдохновить студентов на обучение.

1). Образовательная игра "Квест": ученикам предстоит выбраться из комнаты, решая задания. Данный формат обычно проводится после пройденной темы, при этом используются вопросы разного уровня сложности. Удобным для преподавателя моментом является и то, что в личном кабинете видно, кто сколько раз проходил задание, сколько времени ему понадобилось на это.

2). Веб-сервис "Видео". Здесь можно добавлять задания и комментарии на нужные секунды видео.

3). Сервис проверки знаний "Тест": здесь заполняются вопросы и ответы, а сервис формирует удобный формат для студентов и настраивает автопроверку ответов.

4). Игра в «Термины»: студенты объясняют друг другу сложные термины в формате игры Alias.

5). Интеллектуальная игра "Викторина" содержит в себе принцип «Своей игры». Данный формат очень полюбился студентам, так как пульт для их ответов - это мобильный телефон, а вся информация с заданиями на доске. Телефон посредством кода соединяется с платформой, и задача студентов - это быстрый ответ путем нажатием кнопки. Данный формат применяется при проведении и внеклассных мероприятий.

Нестандартные материалы платформы делают уроки запоминающимися: здесь также есть счастливые купоны для учеников, шаблоны презентации для ярких уроков.

Цифровой открытый образовательный ресурс Online Test Pad представляет собой платформу по созданию онлайн-тестов. Это своеобразный бесплатный конструктор заданий контролирующего вида (тестов, кроссвордов, опросов). Он позволяет использовать готовый продукт в виде теста, кроссворда или опроса без предварительной регистрации. Отправляется получателю в виде ссылки. Все результаты контроля составитель может видеть в своем личном кабинете. Также подходит и для проведения рубежного контроля по дисциплинам. Можно программировать на время, создавать открытые, закрытые вопросы, вопросы с множественным вариантом ответов и т.д.

Следующие сервисы: Удоба — конструктор открытых образовательных ресурсов, и Квестодел - конструктор квестов - также позволяют разнообразить уроки, либо зашифровать тему урока или провести внеклассное мероприятие.

При работе с Яндекс Диском удобство заключается в хранении большого количества файлов на серверах Яндекса. Он позволяет загружать практические работы или объемные материалы для исследования или изучения. Также Яндекс, как и Гугл, позволяет проводить различные опросы для анкетирования, которые студенты в дальнейшем используют в своих дипломных работах.

В процессе обучения нами активно используется образовательная платформа «Юрайт», которая содержит в себе большое количество электронных современных учебников. Даная платформа - это еще и курсы с интерактивным фондом оценочных средств и медиаматериалами. Пользоваться платформой очень удобно: студентам выдаются задания с определенным сроком выполнения, которые направляет им платформа с помощью преподавателя на электронную почту, ответы приходят преподавателю также на саму платформу Юрайт, при этом очень быстро и легко оценивать работы обучающихся.

Издательство «Академия» - это цифровые учебные материалы и платформенные решения для электронного обучения. Электронные учебники также включают в себя интерактивные задания, которые мы используем при закреплении пройденного материала.

Следующая платформа - Stepik.org — платформа для создания и размещения онлайн-курсов. Позволяет создавать интерактивные обучающие уроки, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В настоящее время планируется задействовать данную платформу для применения ее в дипломной работе в качестве создания обучающего контента для гостиниц по обучению деловой переписки.

Помимо готовых интернет-платформ, площадок также в работе используется электронные учебно-методические комплексы (далее - ЭУМК), которые представляют собой структурированную совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний.

ЭУМК способствуют более наглядному обучению студентов. Наглядность, простота и доступность комплекса помогает студентам достичь понимания многих тонкостей изучаемых дисциплин. Дают возможность студенту самостоятельно накапливать знания и навыки профессиональной деятельности, как в отсутствии преподавателя, так и при общении с ним. Они позволяют манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с индивидуальными способностями студента.

К достоинствам ЭУМК относится:

- возможность использования мультимедийных компонентов, таких как аудио-, видео-, графическая информация, чертежи, схемы и т.п.;

- дифференциация обучения, заключающаяся в разделении заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого;

- интенсификация самостоятельной работы обучающихся, заключающаяся в активации деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки студента;

- повышение уровня учебной мотивации, интереса и познавательной активности обучаемого через разнообразие форм и методов работы, возможности включения элементов игровых технологий и использование разнообразных форм представления информации;

- своевременная и независимая оценка результатов образовательной деятельности обучающихся.

Разработанные ЭУМК включают в себя теоретические блоки с контрольными вопросами, активными ссылками на нормативно-правовые документы, интерактивными упражнениями, заданиями, тестами, кейс-заданиями для закрепления полученных знаний, а также перечень практических занятий и задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы по промежуточной аттестации.

Выполнение данных практических работ позволит студенту приобрести и закрепить путем обобщения, систематизации, контроля и самоконтроля необходимые для профессиональной деятельности компетенции.

Работа с профессиональными электронными ресурсами: TravelLine, Tripadvisor, сайты Росстата, Министерства экономического развития Российской Федерации, официального интернет-портала правовой информации, туристско-информационных

центров, отелей, туроператоров и т.д. формирует у студентов развитие профессиональных компетенций в области цифровых технологий, обучает студентов позволяет быстро найти нужную информацию, проводить глубокий анализ на основе открытых реальных данных отрасли.

Наряду с вышеуказанными формами на занятиях студентам предлагается решение кейсов, развитие умения по их составлению. Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика [3, с. 4]. Данный метод направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

1. индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах еще до занятий;

2. максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);

3. обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео- и аудиодиски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);

4. не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;

5. обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;

6. формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;

7. акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента. [3, с. 14]

Следующий инновационный метод, позволяющий имитировать профессиональную

деятельность и ориентированный на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков - это деловая игра и тренинг.

Использование ролевых игр в процессе профессионального обучения специалистов сферы гостеприимства предполагает:

- получение знаний, необходимых для специалистов сферы гостеприимства: умение взаимодействовать с коллегами, клиентами, партнерами посредством устной и письменной коммуникации, организации документальной среды, рабочего места;

- саморазвитие и профессиональный рост в сфере гостеприимства;

- развитие навыков командообразования;

- формирование профессиональных компетенций (психологическая и социальная мобильность, стрессоустойчивость, организационные способности, самоорганизация, стремление к самообучению и саморазвитию).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно пирамиде Дейла (рис. 1) форма наставничества в обучении является более эффективной. Наставник-студент направляет, обучает своих однокурсников, либо студентов младших курсов. Это активная форма обучения, которая направлена на личностную поддержку будущей профессиональной деятельности. Студенты всегда с интересом слушают своих сверстников, охотно выполняют требования наставников, в этом случае нет доминирующей авторитарной ситуации преподаватель-ученик. Кроме того, студент-наставник развивает самого себя, оттачивает навыки передачи материала, коммуникации, обобщения и структурирования материала, таким образом по сути возникает дифференцированное обучение

Рисунок 1 - Пирамида Дейла На рефлексивной стадии занятия применяется кубик Блума как прием технологии критического мышления. Этот метод позволяет рассмотреть изучаемый предмет или явление с разных сторон. В процессе обучения формулируются собственные идеи,

происходит анализ информации, вырабатывается умение находить нестандартные решения - все это составляющие профессионала специалиста по туризму и гостеприимству.

Одной из последних применяемых инновационных технологий является педагогика удивления. На современном уровне технологического развития общества получать необходимые знания гораздо проще, чем раньше, и ключевым вопросом становится не запоминание большого количества информации, а способность к ее отбору и анализу. Удивление как реакция на новое - один из механизмов такого отбора. Существует четыре источника удивления на уроке: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой и удивление собственными силами. Удивлять можно на любом из этапов урока и на уроке любого типа. «Удивление» концентрирует внимание. Необычная форма преподнесения содержания урока, вызывающая удивление у учащихся способствует формированию учебной мотивации.

Таким образом, современным преподавателям необходимо овладевать интенсивными интерактивными, инновационными технологиями обучения. Именно эти технологии развивают общекультурные и профессиональные компетенции студента, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки готовности будущих специалистов для дальнейшей реализации в профессиональном сообществе.

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение студентом положительного для себя результата. Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, самостоятельно обучаться, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. Необходимо постоянно пересматривать требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе.

Непосредственно с учебным процессом связаны и образовательные технологии, их выбор напрямую зависит от тех целей, или развития тех компетенций, которые в настоящий момент ставит перед собой преподаватель.

Образовательные программы должны представлять практиориентированный подход, формировать большое количество компетенций, которые позволят будущим специалистам легко адаптироваться в рамках профессиональной деятельности.

Компетентностно-ориентированный подход в обучении направлен на всестороннюю, качественную подготовку студента, будущего выпускника. Модификация

целей, содержания и результатов образования на разных уровнях, развитие междисциплинарных связей дисциплин, поиск путей формирования компетенций в структуре компетентностной модели выпускника актуализирует необходимость дальнейшей разработки и изменения компетентностно-ориентированного обучения.

Литература

1. Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития : монография / А. С. Андриенко. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - 92 с.

2. Бушуева И.В., Скабеева Л.И. О современных практико-ориентированных подходах к разработке образовательных программ подготовки магистров по направлению «Гостиничное дело» // Вестник ассоциации вузов туризм и сервиса. 2016. Т. 10. № 1. С. 12-20.

3. Зайцев В.С. Кейсовое обучение студентов в вузе: учебно-методическое пособие \ В.С. Зайцев. - Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. - 31 с.

4. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения : учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 239 с.

5. Лескова И.А. Инновационные практики обучения: «креативная история искусств» : учебно-практическое пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений / И. А. Лескова. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 272 с.

6. Мандель Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности : учебное пособие / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 260 с.

7. Репина Е.Г. Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе / Е. Г. Репина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 23-28.

8. Степичев П.А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке / П. А. Степичев // Paradigmata Poznani. - 2015. - № 4. - С. 35-38.

9. Темирбулатова А.М., Лежнева Л.П., Куличенко Е.О. Роль компетентностного подхода в современном образовательном процессе // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 7-5 (63) . С. 96 - 98.

10. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

11. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения / О. Л. Чуланова. - М. : НИЦ Инфра-М, 2016. - 73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.