УДК 631.354.2
Применение инновационного неподвижного соединения в сервисе зерноуборочных комбайнов
Р.В. Павлюк, В.С. Варивода
ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
roman pavlyuk v@mail.ru
Сельскохозяйственная техника требует при своей эксплуатации обеспечения высокой надежности как при выполнении полевых работ, так и при перевозке грузов и пассажиров. Наиболее остро эта проблема проявляется во время уборки зерновых, которая проводится в сжатые агротехнические сроки. Работа зерноуборочной техники характеризуется тем, что сбои и простои в эксплуатации ведут к огромным финансовым убыткам, поэтому при сервисном обслуживании и подготовке машины к уборке следует предупреждать отказы менее надежных элементов конструкции с высокой долей вероятности возникновения. Одной из причин простоя этой техники является выход из строя механических приводов из-за отказов шпоночных соединений, что приводит к нарушению всего производственного процесса [1].
Общее время устранения одного отказа оказывает влияние не только на величину коэффициента готовности, но и на коэффициент использования времени смены, который показывает долю потерь общего времени смены как по организационным причинам, так и с учетом технических неисправностей.
Основными дефектами являются не только износы рабочих поверхностей соединении «вал - ступица», «шпоночные пазы и шпонка», но и их схватывание. Основной причиной отказа является увеличение исходного зазора в данном сопряжении из-за постоянного относительного перемещения деталей пар трения и уменьшения фактических площадей контактирования рабочих поверхностей этих деталей [2].
Применительно для неподвижных соединений существуют следующие способы повышения надежности (рис.1).
Рисунок 1 - Способы повышения надежности шпоночного соединения.
Если рассмотреть проблему восстановления работоспособности шпоночных соединений применительно к зерноуборочным комбайнам импортного производства, у которых зачастую отказывают только шкив и шпонка, с сохранением целостности самого вала, то в качестве эффективного технического решения этой проблемы может служить разработанное нами инновационное неподвижное соединение -«Съемная ступица для монтажа вращающегося элемента на приводном валу», ремонтный комплект [3].
Для установки предлагаемого соединения с отказавшим шкивом, у которого главным образом отказывает ступица, необходимо в ней подготовить коническое отверстие, соответствующее наружной поверхности конической втулки. Данную операцию можно проводить непосредственно в условиях ремонтной мастерской хозяйства.
Как показала практика, внедрение инновационного неподвижного соединения позволяет увеличить эффективность использования зерноуборочных комбайнов, за счет оперативного управления их надежностью, путем снижения количества отказов и времени восстановления работоспособности в случае их возникновения [4]. В случае возникновения неисправности, время замены втулок на ремонтный комплект в 2...2,5 раза ниже по сравнению с заменой поврежденных только шкива и шпонки на новые с оставлением исправного вала. Такая конструкция за счет устранения величин зазоров в неподвижном шпоночном соединении обеспечивает повышение ресурса в 2,36.3,91 раза и времени безотказной работы зерноуборочных комбайнов до 200 часов [5].
Таким образом, применение инновационного неподвижного соединения в сервисном обслуживании зерноуборочных комбайнов обеспечивает повышение эффективности их работы в условиях рядовой эксплуатации.