УДК 339.1
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ИНФОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ 1
Комаров Николай Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Мохова Лариса Александровна, старший преподаватель, [email protected], НОУ ВПО «Институт государственного права и инновационных технологий», г. Москва
Basing on the example of management of housing and communal services, the author analyses possibilities of applying composition infographic models to estimating the state of management in HCS management companies and follow-up preparation of the companies for certification.
На примере менеджмента жилищно-коммунальных услуг рассмотрены возможности применения композиционных инфографических моделей для оценки состояния менеджмента управляющих компаний ЖКХ и последующей подготовки этих компаний к сертификации.
Keywords: composition infographic modelling, management of housing and communal services (HCS), certification of HCS management companies
Ключевые слова: композиционное инфографическое моделирование, менеджмент жилищно-коммунальных услуг, сертификация управляющих компаний ЖКХ
В любой хозяйственной системе имеется оптимальный вариант интеграции менеджерских умений, который наилучшим образом реализует свойства этой системы. При этом можно говорить о наиболее совершенной модели менеджмента, выступающей как эталон и в наибольшей степени отвечающей требованиям объективных законов развития хозяйственных систем, наилучшим образом обеспечивающей достижение их целей-функций. Эта эталонная модель менеджмента и его результаты могут служить начальной и абсолютной точкой отсчета для оценки различных систем менеджмента по конечным результатам работы рассматриваемой экономической системы.
Введение понятия «эталонной модели» менеджмента позволяет при сравнительном анализе результатов менеджмента по действующей и эталонной моделям определить общие резервы менеджмента по отдельным функциям производства услуг и степени их освоения потребителем. Пофакторный же анализ этих
Исследование выполнено при
резервов дает возможность определить основные мероприятия по их использованию и установить их эффективность в разряде факторов и источников хозяйственной экономии.
Рассмотрим факторы образования резервов менеджмента в сфере ЖКУ. Для этого определим нормативную и действующую модели менеджмента жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ).
Нормативная модель менеджмента в управляющей компании (далее — УК) включает в себя следующие основные элементы:
— порядок и основные этапы менеджмента;
— перечень периодически решаемых задач менеджмента и пространственно-временная последовательность их решения на каждом этапе менеджмента;
— нормативная постановка периодически решаемых задач каждой УК;
— алгоритмы и режим менеджмента. Раскроем содержание этих элементов нормативной модели.
I РГНФ №11-02-00635а.
Порядок и основные этапы менеджмента определяют пространственно-временные взаимодействия всех УК, то есть окончательных управляющих воздействий на объект менеджмента (материальные процессы менеджмента). Благодаря этому они дают возможность установить последовательность и участие различных УК в принятии исполнительных решений и разработке соответствующих им директивных документов на каждом этапе менеджмента.
Для разработки плана или другого решения конкретной УК требуется решить, как правило, ряд периодически возникающих типовых задач. Для каждой УК можно установить перечень таких задач и определенную последовательность их решения. Результаты решения каждой такой задачи влияют на параметры принимаемого в данной организации исполнительного решения, которые, в свою очередь, приводят к различным социально-экономическим последствиям на объектах менеджмента.
Характер менеджмента и его конечные результаты во многом обуславливаются не только перечнем решаемых задач менеджмента, реализующих функции данной УК, но и, главным образом, постановкой этих задач, которая характеризуется их условиями, функциями, критериями, системой ограничений и переменных.
К режимам менеджмента следует отнести частоту и периодичность решаемых задач менеджмента, характер изменения исходных данных и внешних факторов, частоту корректирования решения.
К методам и алгоритмам менеджмента можно отнести совокупность рекомендуемых способов обработки информации, а также формул и процедур решения задач менеджмента.
Нормативная модель менеджмента представляет собой установленный эталон, который мобилизует коллективы УК на более полное и точное выполнение своих обязанностей и заданий соподчиненных или координиру-
Н эф -
I Р
рМ
н г э
рМ
гн
ющих органов. Поэтому всякая постановка и решение задач менеджмента вне рамок нормативной модели либо носит экспериментальный характер, либо рассматривается как отклонение от нормативной модели и относится к неформальной структуре управления.
Таким образом, нормативная модель менеджмента ЖКУ, а также характер и степень отклонения действительных целей и процессов (технологии) менеджмента от нее, выраженные неформальной структурой, дают достаточно полное представление о реальной, то есть действующей модели менеджмента.
Совершенно очевидно, что все три модели менеджмента — эталонная, нормативная и действующая — должны приводить и приводят к различным результатам менеджмента ЖКУ, которые могут оцениваться теми же критериями, какими оцениваются общественные функции менеджмента.
Для того, чтобы решить вопрос, в какой степени существующие организационные структуры УК отвечают требованиям отрасли ЖКХ, необходимо определить, как правильно оценивать их состояние с точки зрения эффективности.
Эффективность организационных структур в ЖКХ определяется тем, на сколько цели и функции действующих УК, их права и обязанности, порядок и режимы управления, т. е. насколько нормативная модель менеджмента ЖКУ способна обеспечить наиболее результативную постановку задач менеджмента, объективно возникающих при данном уровне качества ЖКУ, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Другими словами, эффективность организационных структур УК определяется степенью приближения действующей нормативной модели менеджмента к эталонной и измеряется величиной резервов менеджмента по каждой объективно возникающей задаче менеджмента по формуле (1)
(1)
где
Н эс
Рм
гн
Р ?
— оценка эффективности функционирования УК или величина неиспользованного резерва менеджмента за счет указанного фактора;
— результаты2 оптимального решения задачи в постановке, соответствующей нормативной модели менеджмента;
— результаты оптимального решения задачи в постановке, соответствующей эталонной модели менеджмента.
2 Здесь и далее под «результатом» будем понимать объем услуг, в .¡-ой номенклатуры, оказанных в 1-ый срок соответственно в нормативной и эталонной модели менеджмента.
Нормативная модель менеджмента ЖКУ формируется за счет внедрения сертификации УК в сфере ЖКХ. Сертификация менеджмента ЖКУ управляющих компаний ЖКХ — типовая функция саморегулируемых организаций (СРО) в сфере ЖКХ. Сертификацию проводят на соответствие стандартов оказания ЖКУ, принятых как нормативных документов деятельности СРО УК ЖКХ. Внедрение таких стандартов в деятельность управляющих компаний, СРО улучшает социально-экономические отношения между поставщиками и потребителями ЖКУ.
В результате внедрения возникают следующие эффекты.
1. Уменьшается степень отклонения фактического оказания ЖКУ по качеству, ассортименту и срокам оказания от реальной потребности. В этом случае первая составляющая совокупного эффекта Э1 может быть получена с использованием формулы (2)
Э1 = ! Ifjil-I |fM,
(2),
ге Э первая составляющая совокупного эф-где 1 фекта;
отклонения услуг от реальной потреб-^ 1 ности по 1-му потребителю, в .¡-ой но-р«1 — менклатуре, в 1-ый срок соответствен-«2 но до и после внедрения стандартов на ЖКУ в деятельность поставщика; п — число поставщиков. 2. Улучшается потребительная стоимость поставляемой продукции как за счет повышения качества самих ЖКУ применительно к дополнительным требованиям потребителей, так и за счет улучшения условий оказания ЖКУ (сроков и пригодности, выбора оптимального набора ЖКУ и др.). При этом вторая составляющая эффекта Э2 применения стандартов ЖКУ выразится в увеличении объема услуг повышенного качества и может быть рассчитана по формуле (3)
Q,
(3)
вторая составляющая совокупного эф-где Э2 - фекта,
услуга из номенклатуры услуг более вы-Q — сокой потребительной стоимости (более высокого качества);
количество услуг повышенного каче-Q — ства, осуществляемых в соответствии со стандартом;
N — число поставщиков данного вида услуг.
Воспользуемся введенным в работе [1] основным показателем — уровнем обеспечения услугами менеджмента всей совокупности конечных потребителей, закрепленных за той или иной УК ЖКХ. При этом представляем реальную потребность конкретного потребителя в определенный период времени (интервал «обслуживание-управление», в котором УК управляют услугами ЖКХ) в виде конкретного набора услуг менеджмента ЖКУ заданного ассортимента (¡), качества и комплектности (к), то показатель уровня бесперебойного обеспечения потребителя услугами менеджмента (качество менеджмента) К1 может быть определен по формуле (4)
znijkl -шхк
K i=
j k l
ijkl
in
(4)
ijkl
где
ijkl
— реальная потребность 1-го потребителя ЖКУ в ¡-ом ассортименте, к-ой комплектности, в 1-ый период;
— отклонения от реальной потребности 1-го потребителя, в ¡-ом ассортименте, к-ой комплектности, в 1-ый период.
Именно этот показатель может служить наглядной характеристикой конкретной УК, особенно, если соотношение соответствия стандарту будет возможность представить графически. Для этого используем возможности инфографического моделирования, в частности, построим композиционную инфографи-ческую модель обеспечения услугами менеджмента всей совокупности конечных потребителей, закрепленных за той или иной УК ЖКХ.
Композиционная инфографическая модель (композит) — наглядно-образная модель, образованная объемным сочетанием компонентов (неделимых на более мелкие самостоятельные части элементарных модулей и производных от них более сложных модулей) с четкой границей раздела между ними; характеризуется си-нергетическими свойствами, которыми не обладает ни один из компонентов такой модели, взятый в отдельности [1].
Для набора услуг каждой УК можно построить свою композиционную инфографи-ческую модель. Представляем данную модель для оценки фактора эффективности организационной структуры УК при нормативной модели менеджмента (рис. 1). На рисунке 1 при-
ведено сравнение набора ЖКУ для эталонной и нормативной моделей менеджмента ЖКУ. На каждом из векторов модели приведена нормативная и эталонная оценки эффективности менеджмента ЖКУ конкретной компании. Модель позволяет наглядно представить потребителю ЖКУ нормативы, которыми пользуется УК при оказании услуг. Эти нормативы заданы стандартом СРО ЖКХ, в составе которого находится УК. При этом может быть получена сравнительная оценка с эталонной оценкой эффективности менеджмента ЖКУ, представленной на рисунке в виде круга, охватывающего заштрихованную фигуру, объединяющую значения фактора эффективности по каждой ЖКУ.
Рис. 1. Композиционная инфографическая модель для оценки фактора эффективности организационной структуры УК при действующей модели менеджмента
а — деятельность по обслуживанию зданий и сооружений;
б — уборка внутриподъездных и придомовых территорий;
в — проверка и регулирование тепловых, вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха;
г — деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; д — содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья;
е — благоустройство придомовых территорий;
ж — противопожарные мероприятия; з — сбор и вывоз бытовых отходов; и — установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода тепловой энергии;
к — замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения;
л — установка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды.
Пример разработки композиционной ин-фографической модели для оценки фактора эффективности организационной структуры УК при действующей модели менеджмента представлен на рис. 2. На рис. 2 приведено сравнение набора ЖКУ для эталонной и действующей моделей менеджмента ЖКУ. Так же, как на рис. 1, на каждом из векторов модели приведена действующая и эталонная оценки эффективности менеджмента ЖКУ конкретной компании, однако, поскольку конкретная компания обычно не может оказывать все ЖКУ приведенные в стандарте.. Модель позволяет наглядно представить потребителю ЖКУ оценку действующего менеджмента ЖКУ в сравнении с эталонными значениями эффективности менеджмента, так же, как на рис. 1, представленной в виде круга, охватывающего заштрихованную фигуру, объединяющую значения фактора эффективности по каждой ЖКУ.
Заметим, что только при достижении указанного норматива эффективности можно судить об эффективности деятельности различных УК.
Факторы образования и использования резервов менеджмента определяют путем экспертной оценки при исследовании основных направлений повышения его эффективности за счет совершенствования организационной структуры УК, социально-экономических форм, методов менеджмента и технических средств его обеспечения. Указанный критерий эффективности менеджмента довольно четко разграничивает собственно результаты менеджмента УК, которые выражаются в качестве ЖКУ и степени их освоения потребителями,
от влияния других факторов, которые не зависят от УК и выступают в качестве исходных данных при решении задач менеджмента.
Итак, критерий эффективности менеджмента приобретает качественную определенность и в силу этого позволяет правильно оценивать деятельность УК независимо от ко-
нечных результатов менеджмента как процесса. Приведенные модели могут использоваться при оценке резервов менеджмента УК, при проведении сертификации УК в составе СРО, а также в конкурсе УК на заключение договора по управлению многоквартирными домами.
фактора эффективности УК при нормативной модели менеджмента а — деятельность по обслуживанию зданий и сооружений; б — уборка внутриподъездных и придомовых территорий;
в — проверка и регулирование тепловых, вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха;
г — деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда;
д — содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья;
е — благоустройство придомовых территорий; ж — противопожарные мероприятия; з — сбор и вывоз бытовых отходов.
Литература
1. Комаров Н. М., Мохова Л. А. Показатели и критерии конкурентоспособности управляющих компаний и услуг ЖКХ / Сервис в России и за рубежом. 2011. № 6.
2. Инфография. Том 1. Многоуровневое инфографическое моделирование. Модульный курс лекций / Под ред. В. О. Чулкова. М.: СВР-АРГУС, 2007. 352 с.
3. Комаров Н. М., Кудров Ю. В. Использование методов инфографического композиционного моделирования в менеджменте высокотехнологичных компаний // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2011. № 4 (7).