Научная статья на тему 'Применение инновационно-коммуникационных технологий на уроках дирижирования'

Применение инновационно-коммуникационных технологий на уроках дирижирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная педагогика / развитие познавательнотворческих качеств / инновация / коммуникация / музыкальное искусство. / music pedagogy / cognitive and creative development of quality / innovation / communication / musical art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов Ф. Н., Рахмонова Д.

Данная статья посвящена проблеме развития у будущих учителей музыки познавательно-творческих навыков и умений в их профессионально-педагогической деятельности с применением инновационно-коммуникационных технологий на примере урока дирижирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилов Ф. Н., Рахмонова Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES ON THE LESSONS OF CONDUCTION

This article is devoted to the development of future music teachers, their cognitive and creative skills. In addition it enlightens the implementation of some activities of innovative communication technologies in the classroom.

Текст научной работы на тему «Применение инновационно-коммуникационных технологий на уроках дирижирования»

V_/

Халилов Ф.Н.,

доктор педагогических наук, профессор; Рахмонова Д.,

магистрант Ташкентского государственного педагогического университета

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДИРИЖИРОВАНИЯ

ХАЛИЛОВ Ф.Н., РАХМОНОВА Д. ДИРИЖЁРЛИК ДАРСЛАРИДА ИННОВАЦИОН-КОММУНИКАТИВ ТЕХНОЛОГИЯЛАРНИ К.УЛЛАШ

Ушбу мак,олада дирижёрлик фани мисолида булажак мусик,а укитувчиларининг би-лим, малака ва куникмаларини шакллантиришда инновацион-коммуникатив техноло-гиялар оркали уларнинг ижодий фаоллигини ошириш масалалари ёритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: мусика педагогикаси, билим-малакавий хусусиятларни ри-вожлантириш, инновация, коммуникация, мусика санъати.

ХАЛИЛОВ Ф.Н., РАХМОНОВА Д. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме развития у будущих учителей музыки познавательно-творческих навыков и умений в их профессионально-педагогической деятельности с применением инновационно-коммуникационных технологий на примере урока дирижирования.

Ключевые слова и понятия: музыкальная педагогика, развитие познавательно-творческих качеств, инновация, коммуникация, музыкальное искусство.

КНALILOV F.N., RAHMONOVA D. INNOVATIVE-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES ON THE LESSONS OF CONDUCTION

This article is devoted to the development of future music teachers, their cognitive and creative skills. In addition it enlightens the implementation of some activities of innovative communication technologies in the classroom.

Keywords: music pedagogy, cognitive and creative development of quality, innovation, communication, musical art.

Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан предусматривает подготовку активного, творческого и духовно богатого молодого поколения. Это касается всех сфер и направлений обучения, включая и музыкальное образование.

На сегодняшний день обучение любому предмету в ВУЗах должно быть организовано таким образом, чтобы студентам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и педагогу не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

Преподаватели всех учебных дисциплин имеют возможность влиять на формирование у учащихся интереса к профессии, в соответствии с их способностями и склонностями, а также с учетом потребностей общества. Кроме того, интерес к профессии является важным фактором повышения успеваемости учащихся. «Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею».1

Для того, чтобы обучить молодёжь любить музыкальное искусство учителю нужно квалифицированно ориентировать студентов на их профессиональную деятельность. Трудность этого процесса заключается в том, что для того, чтобы по-настоящему их увлечь этим искусством, надо зажечь их на всю жизнь эмоционально и творчески.

Известно, что различные виды профессиональной деятельности предъявляют разные требования к личностным качествам человека. Профессиональная пригодность человека формируется в процессе профессиональной деятельности и «до включения в деятельность ее у человека могут быть лишь составляющие-отдельные компоненты будущего целостного образования, которое формируется в реальной профессиональной деятельности»2.

1 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: «Питер», 2000. -С. 192.

2 Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. // Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы. - М.: «Педагогика», 1988. -С. 14.

Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены труды Л.Выгодского, С. Рубенштейна, А. Леонтьева, Л. Бозович, М. Давлетшина, Б. Кодирова, Э.Газиева, Г. Шоумарова, Р. Суннатовой.

Вопросам развивающего обучения посвящены работы Д.Эльконина, В.Давыдова, П.Каперина, В.Андриановой, П.Мавляно-вой, Ш.Шариповой и др.

Исследованием развития инновационной деятельности преподавателя высшей школы занимались М.Очилов, Н.Азиз-ходжаева, Н.Саидахмедов, У.Талипов, Ж.Талипова, Ж.Юлдашев и др.

Тематика музыкально-эстетического воспитания - в центре внимания деятельности Д.Амануллаева, С.Файзуллиной, К.Мами-рова, Ф.Халилова, И.Ревес, Р.Кодирова, Д.Каримовой, Г.Шариповой, Ш.Рахимовой и др.

Анализ литературы по исследуемому вопросу свидетельствует о возрастающем интересе к исследуемой проблеме, однако до настоящего времени в инновационной деятельности учителя музыкальной культуры не в полной мере выявлены сущность умения, навыков учителей, использующих на своих занятиях технологии развивающего обучения.

В процессе занятия особое внимание уделяется личности обучающегося, развитию у них профессиональных знаний и общепознавательной активности. Основная цель обучения предмету дирижирования - это научить студентов творчески мыслить, решать проблемы, уметь принимать продуктивные решения. Создать условия для этого можно путём использования в учебном процессе интерактивных методов обучения.

Слово «interact» состоит из двух частей: «inter» - «взаимный», «act» - действовать, и означает взаимодействие. Интерактивные методы преподавания дают возможность вовлечь всех студентов в процесс занятий, где идет обмен знаниями, идеями и каж-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11

ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 27 ч_;_/

дый участник вносит свой индивидуальный вклад.

На музыкальных занятиях интерактивная деятельность фиксируется на таких формах кооперации и сотрудничества, когда возникает позитивная взаимосвязь, содействующая взаимодействию учителя и ученика, и исключается наставническое доминирование одного участника (педагога) над другим участником (учеником). В таких условиях можно достичь большой активности обучаемого путём творческого переосмысления им полученных сведений и навыков. Организация творческого начала на занятиях музыкой является основным и главнейшим фактором методики обучения этим дисциплинам. Все сказанное выше имеет непосредственное отношение к занятиям по дирижированию, а создание атмосферы активной познавательной мыслительной деятельности может послужить фактором достижения значительного успеха в освоении материала.

Хоровое пение считается наиболее активной формой приобщения молодёжи к музыкальному искусству. Именно в этом процессе наиболее полно осуществляется комплексный подход к решению учебно-воспитательных задач.

Для решения этих задач применяются методики развивающего характера, а для этого требуется использовать интерактивные методы обучения, которые отличаются высокой вовлеченностью студентов в учебный процесс, то есть побуждают студентов быть активными на занятии. Использование интерактивных методов на уроках дирижирования обеспечивает направленную активность психических процессов обучаемых, стимулирует развитие мышления при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание основного содержания темы урока, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывает потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Одним из интерактивных методов обучения является метод «Деловая игра».

В качестве примера рассмотрим один из примеров использования деловой игры на уроке дирижирования на первом курсе.

В зависимости от уровня подготовки студентов и наличия времени деловая игра может быть упрощена, а также сокращена по длительности.

Ход урока.

Тема урока: Дирижирование произведением «Бахор» - музыка Б.Умиджанова, слова Х.Шарипова, исполняемым «а'саре11а».

Тип урока: Знакомство с новым материалом и закрепление вновь узнанного.

Цели урока:

1. Дидактические - в игровой форме ознакомить студентов с произведением, объяснить разницу исполнения между «а'сареПа»1 и произведением с сопровождением, показать схему 3/4, научить дирижировать произведение по этой схеме.

2. Воспитательные - приобретение студентами навыков общения при совместной работе, активизация их творческого мышления; привитие молодежи навыков самообразования и самовоспитания.

3. Игровые - научить студентов искать информацию в учебниках, книгах, журналах, Интернете.

Организация урока: создается рабочая группа в составе 6 человек. Один из членов группы выбирается на роль дирижера - хормейстера, остальные выступают в роли хора (ансамбля, вокальной группы). Ведущим является педагог.

Потом в роли дирижера становится каждый следующий студент, и так все меняются, пробуют себя то в роли дирижера, то в роли участника хора.

Правила игры. Игра проходит в форме соревнования между студентами, задача которых набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактическое поведение во время игры. Заранее

1 А-капелла (а'сареПа) - хоровое пение без инструментального сопровождения.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11

надо разработать систему оценок (набора баллов за выполнение каждого задания).

План урока: подготовительный этап -5 минут.

Изложение материала - 30 минут.

Проведение деловой игры - 30 минут.

Подсчет баллов и анализ результатов -15 минут.

Итого: 1 час 20 минут.

Каждая деловая игра предполагает в качестве обязательного условия аналитическую часть, т.е. проведение педагогом, который ведет деловую игру, анализа действий студентов-игроков, выявление в их работе плюсов и минусов, в целом оценку и т.д.

Основная цель обучения искусству дирижирования - это научить студентов творчески мыслить, решать проблемы, уметь принимать продуктивные решения. Добиться этого можно лишь в том случае, если педагоги смогут более глубоко понимать особенность мышления студентов и сумеют стимулировать его. Для этого нужны изменения в методике преподавания, которые способствуют росту познавательной активности обучающейся молодёжи путём эффективного использования в учебно - воспитательном процессе новых педагогических технологий.

Интерактивные методы преподавания помогают активизировать студента, творчески переосмыслить полученные знания, дают возможность свободной дискуссии. Таким образом, все студенты оказываются вовлечёнными в процессе занятия, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями и мнениями.

Помимо вышеуказанного метода деловой игры на занятиях нами используются следующие интерактивные методики обучения.

Методика «Модель системно-комплексного подхода». Эта методика способствует представлению мысли, показывает связи между ними, из которых вытекает поставленная задача, над которой

надо работать. Например, «Образ» зависит от «Динамики», «Формы» и «Темпа».

Если «Образ» - это марш, то танцевальный темп не соответствует образу. Также если динамика тихая, то не соответствует образу марша. По этой схеме одно вытекает от другого - ритм зависит от формы, приёмы звуковидения от ритма и так далее.

Методика «Три Я» или «Я3» или «Янус трёхликий». Один студент задаёт вопросы, другой в роли консультанта отвечает, педагог наблюдает в роли судьи. В процессе урока они меняются ролями. Это помогает каждому находиться «в шкуре» и студента, и консультанта, и судьи - преподавателя. В конце занятия каждый делится своими чувствами и идеями, которые возникли у него, когда он был в роли трёх участников. Этот метод помогает студенту выработать толерантность и уважение к мнению других.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СТУДЕНТ <- КОНСУЛЬТАНТ

-►

Методика «Ледокол». В эту методику входят игры, приёмы, создающие благоприятным климат и настрои. К примеру, на занятии каждый студент задаёт своему партнёру вопрос без слов, используя мимику и жестикуляцию. Партнёр отвечает таким же образом. В конце игры каждый студент объясняет, кто что понял. Эта игра поднимает настроение, снимает усталость, активизирует внимание, вырабатывает навыки понимания. После этого взаимопонимание в аудитории улучшается, и создаёт благоприятный настрой для освоения новых знаний.

Методика «Таймер-план». Чтобы успеть провести урок в запланированном режиме, успеть дать всю подготовленную информацию в течение занятия, педагогу поможет «Таймер-план», где он сможет указать все вопросы и проблемы, связанные с темой, разработать методы по достижению наибольшей активности у студентов при изучении и освоении данного материала, а также рассчитать количество времени, отведённого на каждый вопрос. Это поможет педагогу не увлечься одной проблемой и не оставить без внимания остальные вопросы.

Методика «Ромашка». Эта методика позволяет преподавателю дать возможность студентам самим выбрать себе тему для ответа или обсуждения. К примеру:

1. Лепесток 1 - анализ произведения.

2. Лепесток 2 - биография автора.

3. Лепесток 3 - приз «5» баллов и так далее.

Студент выбирает лепесток, и если попадает произведение, то вместе с аккомпаниатором дирижирует и поёт, если на лепестке задание к коллоквиуму, то поёт, аккомпанируя себе самостоятельно, если терминология, то можно использовать методику «Блиц-игра», суть которой состоит в том, чтобы расположить правильное значение путём подставления цифр в нужном порядке.

№ Темпы Значение №

1 Moderato Оживленно 4

2 Vivo Очень медленно 3

3 Allegretto Очень быстро 2

4 Adajio Умеренно 1

Эта методика не даёт студентам расслабляться и заставляет их готовиться к каждому уроку, так как выбор вида деятельности и проблемы не зависит от него. Это - своеобразная лотерея.

Методика «Кластер». Слово «Кластер» означает пучок, гроздь. Это метод развёртывания информации по ассоциации. Составление кластера используется для подбора мысли вокруг какого-либо фактора, то есть это процесс исследования, который развивает способность устанавливать связи между понятиями. Разбивка на кластеры вовлекает в мыслительный процесс новые представления по ассоциации, то есть служит стимулом к мышлению. В конце кластера нужно сделать категориальный обзор, то есть все идеи объединить по категориям. К примеру, слово «Искусство».

Эта методика служит пробуждению интереса к получению новой информации.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ХОД ЗАНЯТИЯ, МЕТОДЫ ВРЕМЯ

Методика «Выходная карта». За несколько минут до окончания занятия педагог раздаёт «Выходную карту» каждому студенту. Это даёт возможность педагогу выяснить, насколько доступно он сумел донести учебный материал, что не сумел и над чем надо поработать к следующему занятию. Эта методика также помогает студентам систематизировать полученную новую информацию и имеющиеся у них знания.

Новые педагогические технологии, многократно апробированные на уроках дирижирования, дали достаточно прочный результат в деле воспитания и обучения студентов.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным. Изменилась роль ученика на уроке - из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения, формируется положительное отношение к предмету. Использование информационных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов: происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации. Помимо применяемых нами инновационных технологий, мы большое предпочтение отдаем компьютерным технологиям, которые на наш взгляд оказывают большое влияние на студенческую молодежь, особенно на развитие у них творческих способностей.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11

ЗНАЮ ЧТО УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». // Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225.

2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295.

3. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Т.: «Шарк», 1997. С. -153-154.

4. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии в подготовке учителей. - Т., 2000. -С. 27-30.

5. Юдин В.В. Педагогические технологии. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997.

6. Кадыров Р. Многоголосное пение в школе. - Т., 1997. -С. 67- 69.

7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск: «Литера», 1994. -С. 14-19.

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: «Питер», 2000. -С. 192.

9. Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. // Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы. - М.: «Педагогика», 1988. -С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.