Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дудник О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА»

0,06 г фумарата железа. Группу сравнения составила выборка из 59 детей, матери которых не получали препараты железа в период беременности. Все женщины были обследованы в конце III триместра беременности и послеродовом периоде. Был проведен сбор анамнеза, анализ течения антенатального и постнатального периода с оценкой факторов риска с ранжированием их по степени значимости. У новорожденных детей оценивался соматический статус, проведена лабораторная и инструментальная диагностика. Статистическая обработка фактического материала выполнена с применением программы Microsoft Excel 2007, при помощи пакетов прикладных программ StatSoft Statistica 12.0.

Результаты. На основании полученных данных с помощью статистического и математического методов анализа дефицит железа в антенатальном периоде в 1,8 раз увеличивал риск преждевременных родов, задержки внутриутробного развития и нарушений сердечно-сосудистой системы в 1,3 раза, в 1,6 раз повышал риск развития вирусных инфекций у беременных женщин, в 1,5 раз увеличивал риск развития неврологической симптоматики. Частота развития железодефицитных состояний у детей основной группы была в 3 раза реже и составляла 19%, в группе сравнения 68%.

Выводы. Персонифицированный подход, раннее выявление и своевременная профилактика железо-дефицитных состояний у беременных женщин, включающая в себя прегравидарную подготовку, рациональное питание и обоснованность профилактического приема препарата железа на протяжении всего периода гестации и лактации позволяют снизить частоту акушерских и перинатальных осложнений.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА

Дудник О.В.

Научный руководитель: д.м.н., проф. Мамедов А.А. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация.

Актуальность. Ежегодно в Российской Федерации рождаются около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Из них с расщелиной губы и неба в России ежегодно рождается около 2500 детей [1, 2]. Расщелина губы и нёба (РГН) является одним из наиболее распространенных врожденных пороков развития челюстно-лице-вой области. Количество детей, рожденных с данной

патологией, в среднем составляет от 1:500 до 1:1000 новорожденных. По результатам мониторинга в 2018 году, в структуре всех врожденных пороков развития РГН составила 16,2% и заняла первое место среди других пороков развития [1, 2, 3].

Изучив статистику по данному вопросу выяснилось, что дети с врожденной и наследственной патологией находятся на лечении в специализированных Центрах, таких как Московский центр детской челюстно-лицевой хирургии (рук. профессор В.В. Рогинский), в институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко (рук. д.м.н., Л.А. Сатанин) на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГСМУ им. А.И. Евдокимова (рук. профессор О.З. Топольницкий), на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (рук. профессор Ад.А. Мамедов) и других Центрах России с различными видами врожденной и приобретенной патологии, половину этих больных составляют дети со сложными черепно-че-люстно-лицевыми заболеваниями [1, 2, 4].

Неоспоримым фактом является то что, дети с РГН нуждаются в комплексном лечении при участии специалистов различного профиля: УЗИ—специалист, неонатолог, педиатр, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-ортодонт, оториноларинголог, логопед, врач-генетик и другие смежные специалисты [1, 3, 5, 6, 7]

Одним из приоритетных направлений отечественной медицины в настоящее время является информатизация (компьютеризация) здравоохранения страны на всех уровнях. Современный компьютер предоставляет врачам ряд качественно новых технических возможностей в формировании материала, регистрации, обработке, архивировании, анализе и отображении полезной информации [8-11].

Наиболее перспективной представляется задача использования средств информационно-компьютерной поддержки в комплексной системе диагностического обследования пациентов с РГН для последующей ее интеграции в комплекс реабилитационных мероприятий, включающей участие специалистов различного профиля (психолог, педагог, педиатр, хирург, ортодонт, логопед и др.) [1, 3, 5]. Это дает возможность междисциплинарного структурного поэтапного подхода к методам диагностики и планированию лечения, следовательно, повышает эффективность реабилитации пациентов с данной врожденной патологией в условиях специализированного центра.

Применение компьютерных технологий позволяет обеспечить не только эффективный информационный обмен между специалистами, участвующими в процессе комплексной реабилитации, но и на основе совместных усилий врачей, специализирующихся в области хирургии, ортодонтии, педиатрии, психологии, логопедии, информатики и ряда других, позволит разрабатывать и оперативно внедрять весь

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

спектр новых комплексных методов реабилитации детей с РГН [1].

В условиях интенсификации программ создания единого информационного и образовательного пространства возникают задачи, связанные с комплексной реабилитацией пациентов с РГН, тяжелыми нарушениями речи, обусловленными как недостаточностью небно-глоточного кольца (НГК) после ранее проведенной уранопластики, так и другими видами осложнений, которыми занимаются специалисты узкого профиля такие как: врач-ортодонт, детский терапевт-стоматолог, лор-врач, детский психолог и другие [2, 7].

Реабилитация пациентов с РГН является плохо структурированной предметной областью, требующей систематизации всех имеющихся знаний и опыта в конкретную систему алгоритма проведения диагностики и лечения. Систематизация данных в информационном поле должна проходить «на стыке наук» совместно со смежными специалистами в связи с тем, что результаты различных направлений трудно даже сопоставить между собой, в связи с отсутствием единого протокола и неупорядоченностью проводимых манипуляций.

На сегодняшний день традиционные источники знаний содержат слабо или случайно структурированный информационный медицинский материал, а это существенно затрудняет возможности его освоения практическим врачом, студентом, преподавателем, ученым-исследователем. Поэтому создаваемый алгоритм проведения диагностики и лечения по проблеме комплексной реабилитации пациентов с РГН, разработка и внедрение цифровой программы (веб-приложения) даст возможность «заложить» в основу программы результаты оптимальных результатов лечения детей с учетом компетенции каждого специалиста в компактной и информативной форме.

Учитывая вышесказанное, представляется актуальной разработка веб-приложения междисциплинарного подхода в вопросах диагностики и лечения детей с различными видами РГН в разные возрастные периоды для компьютеров и портативных устройств, позволяющей врачам на этапе планирования и лечения таких детей, выбрать оптимальные виды диагностических манипуляций и эффективные методы лечения.

Целью исследования явилось. Создать автономное веб-приложение, позволяющее практическим врачам определить тактику междисциплинарной диагностики и лечения на основе данных программы «веб-приложения», тем самым повысить эффективность лечения детей с расщелиной губы и неба в разные возрастные периоды.

Пациенты и методы. На основании более чем 45-и летнего опыта клинических и научных наблюдений профессором Мамедовым Ад.А. в вопросах диагностики и лечении пациентов с РГН, сотрудниками

кафедры стоматологии детского возраста и орто-донтии Института Стоматологии им. Е.В. Боровского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова совместно с IT-специалистами разработано веб-приложение «ADI» (Application of Digital Imaging), позволяющее стоматологам и врачам смежных специальностей определить тактику междисциплинарной диагностики, анализа и лечения детей с расщелиной губы и неба в разные возрастные периоды.

Результаты. Разработанное веб-приложение «ADI» содержит информацию, предназначенную для медицинских работников узкой специализации, исходя из этого, установлено два уровня доступа в приложение: для администратора и для пользователей.

В административном режиме есть возможность публикации любой информации (фотографии, текст, видео, аудиофайлов и тд. ), добавления и редактирования материалов.

Программа «ADI» — это мульти-платформенное веб-приложение с доступным и ясным интерфейсом. Выбор именно такого приложения обусловлен легкостью установки и сопровождения, а именно, не требуются специальных знаний в области программирования для административной работы доктора. Для управления панелью администратора необходима рабочая станция, мобильное или портативное устройство на которой установлен интернет-браузер и есть подключение к сети Internet.

Тем самым, необходимо отметить простоту и легкость в управлении панелью администратора. Этот аспект, для врачей, являлся одним из главных, так как это должно быть доступно любому врачу, владеющему работой с компьютером. Не нужны специальные знания в программировании для каждодневных задач администратора (доктора) таких как, написание и редактирование публикаций, загрузка и редактирование изображений, управление пользователями, добавление меню, установка плагинов и тем и тд.

Таким образом, веб-приложение «ADI» — это система, которая позволяет накапливать, обрабатывать и анализировать информацию теоретических и практических знаний специалистов различного профиля (педиатр, хирург, ортодонт, логопед, психолог и др.) в вопросах диагностики и лечения пациентов с РГН по патологиям и возрастам.

В пользовательском режиме у специалистов, интересующихся данной проблематикой, есть возможность войти в «ADI» и использовать его интерфейс: быстрый доступ к диагностике и плану лечения по определенной патологии (по запросу), которые сопровождаются описанием, рисунками или видео диагностики и этапов плана лечения.

Стоит отметить, что разработанное приложение врачи могут использовать не только на стационарных компьютерах, но и на портативных или мобильных устройствах (рис. 1 а, б, в).

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

w ЕЁШ

+ * 4 щ

ЙК

III

ш

Рис. 1. Изображение главной страницы веб-приложения «ADI» на смартфоне (а), планшете (б) и стационарном компьютере (в).

В системе существует общая учетная запись для пользователей, логин и пароль к этой учетной записи можно получить у администратора приложения.

На главной странице находится меню с пунктами «Главная», «О нас», «Наша команда», где мы разместили информацию о программе и специалистах, которые занимаются реабилитацией детей с РГН, «Наши клинические базы» — информация о клинических центрах, где проводится лечение, «Медиа» и «Библиотека» — размещены наши научные работы и публикации. В центральной части страницы находится классификатор — «Клинико-анатомическая классификация врожденной расщелины губы и неба по Ад. А. Мамедову» (1998 г.).

Классификация осуществлена по виду патологии. Для наглядности, каждой патологии соответствует изображение. После нажатия на изображение патологии появляется окно выбора возраста пациента. Далее доктор выбирает нужный возраст и получает информацию по выбранной патологии. Справка содержит диагностику, динамическое наблюдение и план лечения, показанную на конкретном клиническом случае. Нажимая на заголовок или на кнопку «Подробнее», врачи получают полную информацию по проведению необходимых методов междисциплинарной диагностики и лечения выбранной патологии и возраста пациента (рис. 2 а, б, в ).

Рис. 2. Окно «Главная страница приложения «ADI»» (а), окно выбора возраста пациента (б), окно «Диагностика и лечение двусторонней расщелины губы и неба в период грудного возраста» (в).

Тем самым, данное веб-приложение позволяет врачам получить структурированную информацию об этапах проведения необходимых методов междисциплинарной диагностики и лечения всех видов патологий РГН у детей в различные возрастные периоды.

Выводы. Таким образом, разработанная программа «ADI» — это мульти-платформенное веб-приложение с доступным и ясным интерфейсом. Выбор именно такого приложения обусловлен легкостью установки и сопровождения, а именно, не требуются специальных знаний в области программирования для административной работы доктора. Для управления панелью администратора необходима рабочая станция, мобильное или портативное устройство на которой установлен интернет-браузер и есть подключение к сети Internet.

а

б

в

РОССИИСКИИ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

Разработанное веб-приложение «ADI» — это система обработки, накопления и анализа информации реабилитации пациентов с РГН по виду патологии и возрастам, позволяющее врачам получить структурированную информацию об этапах проведения необходимых методов междисциплинарной диагностики и лечения всех видов РГН в различные возрастные периоды.

Одним из главных преимуществ создания веб-приложения «ADI», является возможность оперативного обмена информацией между специалистами различных областей знаний. Такая комплексная информация является основой для объединения научных идей и обмена опытом различных специалистов, тем самым давая возможность создания единой системы междисциплинарной реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-ли-цевой области.

Веб-приложение «ADI» позволяет обеспечить не только эффективный информационный обмен накопленными знаниями между специалистами, участвующими в процессе комплексной реабилитации пациентов с данной патологией, но и на основе совместных усилий врачей, специализирующихся в области хирургии, ортодонтии, психологии, логопедии, информатики и ряда других — разрабатывать и оперативно внедрять весь спектр новых методов реабилитации детей с РГН.

Создание веб-приложения «ADI» — это объединение творческих мыслей, теоретических знаний и практических навыков специалистов, занимающихся проблемой лечения детей с РГН, которое дает возможность специалистам оказывать раннюю высококвалифицированную, специализированную, междисциплинарную медицинскую помощь, что в свою очередь приводит к ранней медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации пациентов с данной патологией.

Список литературы:

1. Mamedov Ad.A., Maclennan A.B., Admakin O.I., Morozo-va N.S., Mazurina L.A. Multidiciplinary approach to cleft lip and palate treatment of children in a new born period: 59th Annual meeting of the Japanese teratological society 13th World congress of the international cleft lip and palate foundation. - Japan, 2019. - 124p.

2. Mamedov A.A., Morozova N.S., Maklennan A.B., Vfolkov U.O., Mazurina L.A., Stebeleva U.V. Surgical treatment protocol of early surgical reconstruction in patients with cleft lip and palate in newborn period: Scientific program Ist International Scientific Congress of Azerbaijan Society of Oral and Maxillofacial Surgeons. — Azerbaijan, 2019. — 57p.

3. Арсенина О.И., Малашенкова Е.И., Пащенко С.А. Алгоритм ортодонтического лечения пациентов с врожденной расщелиной губы, неба и альвеолярного отростка до и после костной аутопластики // Стоматология. — 5, 2017. С. 62-65.

4. Мамедов Ад.А. Оказание специализированной помощи детям с врожденной расщелиной губы и неба в совре-

менных условиях развития здравоохранения: Материалы научно-практической конференции стоматологов и че-люстно-лицевых хирургов центрального федерального округа Российской федерации с международным участием «Технологии XXI века в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии». — Тверь, 2008. — С. 224- 229.

5. Бимбас Е.С., Блохина С.И., Меньшикова Е.В., Ершова О.Ю. Применение современных ортодонтических и хирургических технологий в комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка и неба // Проблема стоматологии. — 2018 — Т.17 — № 4 — С. 71-76.

6. Eriguchi M., Watanabe A., Suga K., Nakano Y., Sakamoto T., Sueishi K. et al. Growth of Palate in Unilateral Cleft Lip and Palate Patients Undergoing Two-stage Palatoplasty and Orthodontic Treatment // Bull Tokyo Dent Coll. — 2018. 59(3): P. 183—191.

7. Stock N.M., Ridley M., Guest E. Teachers' Perspectives on the impact of the Cleft lip and/or palate during the school years // The Cleft palate-craniofacial journal: official publication of the American Cleft Palate-Craniofacial Association. — 2019. — Vol. 56, Issue 2. — P. 204-209.

8. Гусев А.В., Зарубина Т.В. Поддержка принятия врачебных решений в медицинских информационных системах медицинской организации // Врач и информационные технологии. — 2017. — No 2. — С. 60—72.

9. Гусев А.В., Плисс М.А., Левин М.Б., Новицкий Р.Э. Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России // Врач и информационные технологии. — 2019. — № 2. — С. 38—49.

10. Белышев Д.В., Каллистов Д.Ю., Михеев А.Е., Романов А.И., Хаткевич М.И. Информационная система медицинской реабилитации в цифровой экосистеме медицинской помощи // Врач и информационные технологии. — 2018. — № 5. — С. 34—45.

11. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Цифровая экосистема медицинской помощи // Врач и информационные технологии. — 2018. — № 5. — С. 4—17.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗУБНЫХ ЩЕТОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДЕКСА ICDAS II В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Огарева А А.

Научный руководитель:

д.м.н., профессор Кисельникова Л.П.,

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова МЗ РФ.

Актуальность: Профилактика стоматологических заболеваний с каждым годом развивается все более активно. Многими исследованиями доказана эффективность разнообразных способов борьбы с приростом распространенности и интенсивности кариеса. Регулярно появляются новые средства гигиены, способные повысить качество ежедневной гигиены полости рта, увеличивается разнообразие зубных щеток. Самыми распространенными средствами гигиены полости рта являются мануальные зубные щетки. Однако, с каждым годом все чаще пациенты отдают предпочтение электрическим зубным щеткам, основным преимуществом которых является высокая скорость движений щетинок и встроенный таймер для контроля времени, затрачиваемого

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.