Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ПОСТАВЩИКИ ИНФОРМАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текучев Владимир Васильевич, Ваулина Ольга Анатольевна

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Целью данного исследования является рассмотрение и выявление информационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий, а также анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики; метод системного подхода. В результате анализа нами были выявлены и отобраны самые актуальные информационные ресурсы, которые несут в себе информацию, без которой предприятию сложно ориентироваться в происходящих вокруг событиях и процессах. Произведен анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области и выявлены крупнейшие информационные агентства Рязани. Уделено внимание основным аспектам региональной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы», и в частности, одной из ее подпрограмм - «Научное и информационно-консультационное обеспечение АПК». Одной из задач данной подпрограммы является поддержка в агропромышленном комплексе Рязанской области научных исследований, информационно-консультационной службы, системы рыночной информации. Подчеркнута значимость подпрограммы для развития агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION RESOURCES IN ACHIEVING THE ENTERPRIZE STRATEGIC AIMS

The activities of individuals, groups, collectives and organizations to a large extent depends on their awareness of and ability to effectively use available information. Before taking any action, you should do a great job of gathering and processing of information, its interpretation and analysis. Finding rational solutions in any field requires processing large amounts of information that is sometimes impossible without use of special technical means. The aim of this study is to examine and identify the information resources necessary for the functioning of enterprises, as well as analysis of market information providers in the Ryazan region. To solve these tasks have used a range of complementary research methods: methods of theoretical analysis of the literature on the research problem; methods of studying, generalization and analysis of the experience of existing results of the practice; the method of the system approach. In the analysis we have identified and selected the most relevant information resources that carry information, without which the enterprise is difficult to navigate in the surrounding events and processes. Analysis of market information providers in the Ryazan region and identified the largest news Agency in Ryazan. Paid attention to the main aspects of the regional target program "Development of the agroindustrial complex for 2014-2020", and in particular, one of its sub - programmes "Research, information and consulting support of agriculture". One of the objectives of this subprogramme is to support the agro-industrial complex of the Ryazan area of research, information and consulting services, market information. Emphasized the importance of routines for the development of agroindustrial complex.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 004.33.336

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕКУЧЕВ Владимир Васильевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономической кибернетики, тел. 8(4912) 35-85-55; e-mail: ecyber_rgatu@mail.ru

ВАУЛИНА Ольга Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической кибернетики, e-mail: waolan@mail.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Целью данного исследования является рассмотрение и выявление информационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий, а также анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики; метод системного подхода. В результате анализа нами были выявлены и отобраны самые актуальные информационные ресурсы, которые несут в себе информацию, без которой предприятию сложно ориентироваться в происходящих вокруг событиях и процессах. Произведен анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области и выявлены крупнейшие информационные агентства Рязани. Уделено внимание основным аспектам региональной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы», и в частности, одной из ее подпрограмм - «Научное и информационно-консультационное обеспечение АПК». Одной из задач данной подпрограммы является поддержка в агропромышленном комплексе Рязанской области научных исследований, информационно-консультационной службы, системы рыночной информации. Подчеркнута значимость подпрограммы для развития агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: информационный ресурс, информатизация, рынок информационных ресурсов, поставщики информации, информационные агентства, региональная целевая программа

Введение

Под информационным ресурсом предприятия (организации) будем понимать совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях.

Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач [1].

Современное производственное предприятие, организация, офис в процессе своего функционирования потребляет следующие ресурсы:

• трудовые;

• материальные;

• финансовые;

• ресурсы для обеспечения безопасности;

• информационные (интеллектуальные).

Все ресурсы, за исключением последних, являются традиционными. Их характерная черта -ограниченность(одноразовость) в использовании. В отличие от них информационные ресурсы являются многоразовыми, не подлежащими физической амортизации [5].

Формы существования информационных ресурсов могут быть следующими:

• бумажные документы,

• электронные документы,

• базы данных,

• базы знаний,

• web-сайты,

• файлы различной природы (аудио, видео) и т.д. [2].

В сущности, информационные ресурсы - это общий объем данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих в него и исходящих из него, материализованных на каком-либо носителе.

Целью данной статьи является рассмотрение и выявление информационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий, а также анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать спектр информационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий Рязанской области на современном этапе развития экономики;

2) рассмотреть рынок поставщиков информации в Рязанской области и выявить крупнейших представителей;

3) рассмотреть законодательные основы изучаемых процессов.

В качестве объекта исследования выступает рынок информационных ресурсов Рязанской области.

© Текучев В. В., .Ваулина О. А. 2015 г

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики; метод системного подхода.

Информационной базой для написания статьи послужили:

• труды российских авторов в рассматриваемой области, список которых приведен в конце работы;

• информация официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ря-

занской области;

• электронные Интернет-ресурсы.

Экспериментальная часть

Сегодня целью любого предприятия является более интенсивное использование знаний, новых технологий, новых материалов, новых методов управления, новых организационных приемов и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность обеспечивается глобальными (мировыми) информационными ресурсами, а внутриэкономическая - государственными (национальными) и региональными. Структура мировых информационных ресурсов представлена на рисунке.

Рис. - Структура мировых (глобальных) информационных ресурсов.

В настоящее время во многих странах, включая и Россию, сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги [6].

Государственные и региональные информационные ресурсы необходимы для организации внутриэкономической деятельности. Рассмотрим информационные ресурсы, необходимые для реализации полноценной деятельности предприятия.

Мы проанализировали широкий спектр инфор-

мационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий Рязанской области на современном этапе развития экономики. В результате анализа были выявлены и отобраны самые актуальные, на наш взгляд, информационные ресурсы, которые несут в себе информацию, без которой предприятию сложно ориентироваться в происходящих вокруг событиях и процессах. Это информация, например, о емкости рынка, о возможных поставщиках сырья, оборудования. Это статистические данные, финансовая информация, прогнозы развития и т.д. Полученные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Информационные ресурсы, необходимые для функционирования предприятий

Вид деятельности Внешняя по отношению к предприятию информация Информационные ресурсы

Анализ рынка Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, демографических, экологических факторах ^Росбизнесконсалтинг www.rbc. ги; 2.АСУ Импульс; 3.Бизнес справочники и базы данных www.asuimp.ru

Производственный план Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов и т.д. 1.Агентство Деловой информации «Бизнес-Карта» www.biznes-karta.ru

Финансовый план и стратегия финансирования Статистические данные Финансовая информация Прогнозы дальнейшего развития Ставки кредитов, курсы валют и др. 1.Финмаркет www.finmarket.ru; 2.Агентство Деловой информации «Бизнес-Катра» www.biznes-karta.ru

Продолжение таблицы 1

План маркетинга Информация о возможных конкурентах. Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара, о товародвижении и продажах 1.Маркетинг Союз www.msouz. т; 2.базы данных «Налоговая отчетность»; 3.государственный реестр налогоплательщиков (МНС); 4.фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др.

Правовая система Информация налоговой системы, законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду, патентной защиты и др. 1.Общероссийская Сеть Консультант Плюс www.consultant. т; 2.Гарант www.garant.ru; 3.Референт www.referent.ru.

Далее мы проанализировали рынок поставщиков информации в Рязанской области.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами [3].

Нами выявлено, что в Рязани действует более десятка информационных агентств, крупнейшие из них:

• РИА «Компас»;

• ООО «ИНФО-центр»;

• Международный консультативно-правовой центр по вопросам налогообложения доходов фирм и личных доходов граждан.

РИА «Компас» оказывает услуги в области информационного обеспечения бизнеса, услуги по созданию электронного архива собственных документов организаций. Здесь работают консультанты по промышленному развитию, техническому прогрессу производства (услуги). Предоставляются услуги юридических консультаций, оказывается помощь в размещении рекламы в средствах массовой информации. Осуществляется консультирование по вопросам информационных технологий, разработки Web-сайтов.

Осуществляется издательство отраслевых и профессиональных изданий, каталогов, словарей и справочников производителей товаров и услуг. Компания предоставляет доступ в режиме online к Рязанскому серверу правовой информации "Референт-WEB"(адрес сервера: www.referent. ryazan.net), к разделам: право, практика, периодика [4].

ООО «ИНФО-центр» оказывает услуги в области электронной обработки данных и ввода данных в компьютеры и компьютерные системы, оказывает вспомогательные услуги бизнесу, услуги информационного обеспечения бизнеса, экономические исследования (услуги), предоставляет финансовую информацию (услуги).

Деятельность этих информационных агентств, на наш взгляд, имеет особое значение в сложившихся экономических условиях. На российском

рынке не редкость такие явления, как неплатежеспособность партнеров, недобросовестная конкуренция, мошенничество в сфере кредитно-финансовых отношений, криминализация бизнеса. Они представляют значительную опасность для любого предприятия, поэтому дальновидные руководители, прежде чем вступить в деловые контакты с какой-либо организацией, стараются получить о ней как можно больше сведений. Поэтому информация, которую предоставляют информационные агентства, нужна абсолютно всем участникам рынка - от предпринимателя-одиночки до крупных коммерческих структур.

Кроме того, нами рассмотрена и проанализирована региональная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы». Она реализуется в Рязанской области, начиная с 2014 года, и в качестве одной из ее подпрограмм выступает «Научное и информационно-консультационное обеспечение АПК».

Мы считаем необходимым остановиться на основных аспектах этой подпрограммы, т.к. она имеет непосредственное отношение к теме исследования и способствует развитию процессов, указанных выше.

Целью подпрограммы является повышение эффективности производства в агропромышленном комплексе за счет информационно- консультационного обслуживания АПК, научных исследований, а также формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса Рязанской области. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

• поддержка в агропромышленном комплексе Рязанской области научных исследований, информационно-консультационной службы, системы рыночной информации, техническое обслуживание их деятельности;

• формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса Рязанской области.

Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется из областного бюджета в размере 192 630,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 24 560,0 тыс. руб.;

2015 год - 25 270,0 тыс. руб.;

2016 год - 26 480,0 тыс. руб.;

2017 год - 27 490,0 тыс. руб.;

2018 год - 28 500,0 тыс. руб.;

2019 год - 29 510,0 тыс. руб.;

2020 год - 30 820,0 тыс. руб.

Программа рассчитана на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике региона [7].

Главный экономический эффект от применения информационных ресурсов на предприятии заключается в улучшении экономических и хозяй-

ственных показателей работы, в первую очередь за счет повышения оперативности управления и снижения трудозатрат на реализацию процесса управления. Снижение трудозатрат на предприятии возможно, в нашем случае, за счет снижения затрат рабочего времени на поиск информации.

На основании данных, полученных экспериментальным путем, временные затраты на выполнение рабочих операций сократятся на 20% ежедневно, т.е., экономия рабочего времени составит при этом 1 час 36 минут.

Таблица 2 - Расчеты показателей эффективности применения информационных ресурсов на предприятии

Показатели Годовые затраты времени Т на 1 работника Абсолютное изменение затрат ДТ, ч Коэффициент относительного снижения затрат КТ = ДТ/ Т0, % Индекс изменения затрат Y = Т0 / Т1

Базовый вариант "Т, ч. Проектный вариант Т1, ч.

Трудоемкость 2008 1606,4 401,6 20 1,25

Т.о., в целом за год происходит экономия затрат труда одним работником отдела в количестве 401,6 ч. Кроме того, повышается оперативность предоставления информации, включая подготовку отчетности при постоянно растущем объеме первичной документации без увеличения численности персонала.

Результаты и выводы

Основной целью данной работы явилось рассмотрение и выявление информационных ресурсов, необходимых для функционирования предприятий, а также анализ рынка поставщиков информации в Рязанской области.

В результате анализа были выявлены и отобраны самые актуальные, на наш взгляд, информационные ресурсы, которые несут в себе информацию, без которой предприятию сложно ориентироваться в происходящих вокруг событиях и процессах. Это, например, базы данных таких агентств, как агентство деловой информации «Бизнес-Карта», Росбизнесконсалтинг и другие.

Кроме того, мы проанализировали рынок поставщиков информации в Рязанской области. Нами выявлено, что в Рязани действует более десятка информационных агентств, крупнейшие из них: РИА «Компас»; ООО «ИНФО-центр». Информация, которую предоставляют информационные агентства, нужна абсолютно всем участникам рынка: от предпринимателя - одиночки до крупных коммерческих структур.

И в заключение мы остановились на основных аспектах региональной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы», и в частности, на одной из ее подпрограмм - «Научное и информационно-консультационное обеспечение АПК». Одной из задач данной подпрограммы является поддержка в агропромышленном комплексе Рязанской области научных исследований, информационно-консульта-

ционной службы, системы рыночной информации.

Таким образом, на сегодня развитие информационных ресурсов позволило:

• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

• образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений на предприятиях за счет своевременного использования необходимой информации.

Главный экономический эффект от применения информационных ресурсов на предприятии заключается в первую очередь в повышении оперативности управления и снижении трудозатрат на реализацию процесса управления. Временные затраты на выполнение рабочих операций сокращаются при этом в среднем на 20%.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации".

2. Текучев, В.В. Информационно-консультационное обслуживание предприятий. Проблемы экономики, организации и управления в России и мире // Материалы международной научно-практической конференции. - Прага, Чешская республика: WORLD PRESS s r.o. - 2013. - С. 470-471

3. Ваулина, О.А. Рынок национальных информационных ресурсов и его роль в деятельности предприятий // Научное сопровождение инновационного развития агропромышленного комплекса: теория, практика, перспективы. Материалы 65-й Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО "Рязанский государ-

ственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева". -2014. С. 141-144.

4. Текучев, В.В., Черкашина, Л.В. Совершенствование производственной структуры сельскохозяйственного предприятия // Научные приоритеты в АПК: инновационные достижения, проблемы, перспективы развития»: материалы международной научно-практической конференции, 15 мая 2013 г., г. Рязань. - ФГБОУ ВПО РГАТУ, 2013

5. Морозова, Л.А. Требования к информационной системе на этапе ее проектирования // В

сборнике: Международная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы экономики и управления АПК". - 2013. С. 204-207.

6. Краткий конспект по курсу Информационные системы в экономике [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dudikhin.narod.ru/ise/4ba.htm.

7. Официальный интернет - портал Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ryazagro.ru/.

INFORMATION RESOURCES IN ACHIEVING THE ENTERPRIZE STRATEGIC AIMS

Tekuchev Vladimir V., Dr. of Econ. Sciences, Professor of the Department of economic Cybernetics, tel.8(4912) 35-85-55; e-mail: ecyber_rgatu@mail.ru

Vaulina Olga A., Kida. Econ. Sciences, Professor of the Department of economic Cybernetics, e-mail: waolan@mail.ru

Ryazan state agrotechnological University named after P. A. Kostychev

The activities of individuals, groups, collectives and organizations to a large extent depends on their awareness of and ability to effectively use available information. Before taking any action, you should do a great job of gathering and processing of information, its interpretation and analysis. Finding rational solutions in any field requires processing large amounts of information that is sometimes impossible without use of special technical means. The aim of this study is to examine and identify the information resources necessary for the functioning of enterprises, as well as analysis of market information providers in the Ryazan region. To solve these tasks have used a range of complementary research methods: methods of theoretical analysis of the literature on the research problem; methods of studying, generalization and analysis of the experience of existing results of the practice; the method of the system approach. In the analysis we have identified and selected the most relevant information resources that carry information, without which the enterprise is difficult to navigate in the surrounding events and processes. Analysis of market information providers in the Ryazan region and identified the largest news Agency in Ryazan. Paid attention to the main aspects of the regional target program "Development of the agroindustrial complex for 2014-2020", and in particular, one of its sub - programmes "Research, information and consulting support of agriculture". One of the objectives of this subprogramme is to support the agro-industrial complex of the Ryazan area of research, information and consulting services, market information. Emphasized the importance of routines for the development of agro-industrial complex.

Key words: information resource, information, market information resources, information providers, information agencies, the regional target program.

Literatura

1. Federal'nyy zakon ot 20.02.1995 №24- F3 (red. Ot 10.01.2003) "Ob informatsii, informatizatsii i zashchite informatsii".

2. Tekuchev, V.V. Ihformatsionno-konsul'tatsionnoe obsluzhivanie predpriyatiy. Problemy ekonomiki, organizatsii I upravleniya v Rossii i mire //Materialy mezhdunarodnoy nauchno- prakticheskoy konferentsii. -Praga, Cheshskaya respublika. WORLD PRESS s r.o. - 2013. - S. 470-471

3. Vaulina, O.A. Rynok natsional'nykh informazionnykh resursov i ego rol' v deyatel'nosti predpriyatiy // Nauchnoe soprovozhdenie innovatsionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: teoriya, praktika, perspektivy. Materially 65-oy Mezhdunarodnoy nauchno- prakticheskoy konferentsii. FGBOU VPO "Ryazanskiy gosudarstvennyy agrotexnologichcheskiy universitet imeni P.A. Kostycheva. -2014. - S. 141-144

4. Tekuchev, V.V., Cherkashina, L.V. Sovershenstvovanie proizvodstvennoy struktury sel'skokhosyaystvennogo predpriyatiya // Nauchnye prioritety v APK: innovatsionnye dostizheniya, problemy, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno- prakticheskoy konferentsii, 15 maya 2013. -FGBOU VPO "Ryazanskiy gosudarstvennyy agrotexnologichcheskiy universitet imeni P.A. Kostycheva. 2013.

5. Morozova, L.A. Trebovaniya kinformatsionnoysisteme na etape ee proektirovaniya//Mezhdunarodnaya nauchno- prakticheskaya konferenziya "Aktual'nye voprosy ekonomiki I upravleniya APK". - 2013. S.204-207

6. Kratkiy konspekt po kursy Informatsionnye sistemy v ekonomike [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://dudikhin.narod.ru/ise/4ba.htm

7. Ofitsial'nyy internet - portal Ministerstva sel'skogo chozyastva I prodovol'stviya Ryazanskoy oblasti lektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ryazagro.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.