Научная статья на тему 'Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся'

Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECTS / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / NETWORKING PROJECTS / СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / COLLABORATION BETWEEN STUDENTS / THE GEF IEO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Т.Ю.

В данной статье описывается опыт применения ИКТ технологий в проектной деятельности учащихся начальных классов, в частности в учебных (телекоммуникационных) сетевых проектах. Раскрываются преимущества организации сотрудничества команд для формирования метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USED IN PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

This article describes the experience of application of ICT technologies in project activities primary school pupils, in particular in training (telecommunications) network projects. Advantages cooperation organization teams to form interdisciplinary results in accordance with GEF IEO.

Текст научной работы на тему «Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся»

Булатова Т.Ю.

МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 49», г.Новоуралъск, Свердловская обл., Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье описывается опыт применения ИКТ технологий в проектной деятельности учащихся начальных классов, в частности в учебных (телекоммуникационных) сетевых проектах. Раскрываются преимущества организации сотрудничества команд для формирования метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Ключевые слова: ФГОС НОО, проектная деятельность, сетевые проекты, сотрудничество учащихся.

Bulatova T. Y.

Of municipal educational institution "Secondary school № 49",

Novouralsk, Sverdlovsk region, Russia

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USED IN PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

Abstract

This article describes the experience of application of ICT technologies in project activities primary school pupils, in particular in training (telecommunications) network projects. Advantages cooperation organization teams to form interdisciplinary results in accordance with GEF IEO.

Keywords: the GEF IEO, projects, networking projects, collaboration between students.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определяются планируемые результаты образовательной деятельности - Универсальные учебные действия. Особое внимание уделяется формированию у учащихся умений работать с информацией (метапредметные результаты):

« .„7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета;» [2, С.6]

Информационно-коммуникационные технологии активно используются в проектной деятельности учащихся. Начиная с 2008-2009 учебного года на сайте Nachalka.com проводятся учебные сетевые проекты.

«Под учебным сетевым телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». [1, С. 5]

Под руководством Программы Intel «Обучение для будущего» [4] организованы обучающие площадки для педагогов, активных ИКТ -пользователей, по разработке и проведению локальных и сетевых проектов с использование интернет - ресурсов Web 2.0.

В 2013-14 и 2014-15 учебных годах, работая учителем начальных классов в МБОУ «СОШ № 49», я стала активно принимать участие в общероссийских с командой учащихся и прошла обучение по основному курсу «Проектная деятельность» на двух обучающих площадках: «Проектный инкубатор, 2014» и «Летняя мастерская, 2014».

В данной статье обобщается мой опыт по организации сотрудничества, совместной поисковой деятельности учащихся в сетевых проектах.

Совместная деятельность разных команд в едином документе дает возможность учащимся собрать данные наблюдений в разных точках страны и обменяться ими, сравнить, проанализировать и сделать выводы. Таким единым документом может быть Google -карта, совместная Google - презентация, карта познания, единый плакат на веб-доске.

Например, в проекте "Удивительные приключения Кисточки" [5. В)] командам была предложена работа в совместной презентации: каждая команда подбирает пословицу о весне, зашифровывает её в Облаке слов, вставляет его в коллективную презентацию. Другая команда разгадывает её, на данном слайде пишет пословицу и её значение. В задании проекта нужно было отгадать всего одну пословицу другой команды.

Работа с пословицами продолжалась несколько дней. Выполняя это задание, ребята отгадали все загадки других команд, нашли много новых пословиц о весне, создали по каждой из них облако слов и рисунок. К работе присоединились все ребята в классе, они были активны и заинтересованы.

Совместная деятельность в проекте при решении проблемного вопроса может быть организована, как обсуждение продуктов, созданных на основе наблюдений и исследований. Форма представления результатов может быть любая. Так, в этом же проекте учащиеся получили возможность расширить знания о тепловых поясах Земли, т.к. смогли обменяться видеороликами об особенностях весны в своем крае. В классе учащиеся просматривали работы других команд, анализировали, находили сходства и различия, зависящие от места, где снимался ролик. Например, в республике Корея в середине апреля

все цветы уже отцвели, т.е. практически началось лето, а у нас, на Урале, все еще периодически шел снег, и даже не везде можно было сфотографировать зеленую траву. Я считаю, что участие в данном проекте расширило знания учащихся, созданные ролики они использовали на уроках окружающего мира, как иллюстрации особенностей разных природных зон.

В 2014-15 году команда учащихся под моим руководством участвовала в проекте «Мир как дом» [5. А)] и изучала особенности природных сообществ своего края. Такая поисковая работа повышает образовательную самостоятельность и активность учащихся.

Совместная работа в проекте во время исследования проблемного вопроса позволяет учитывать не только природные особенности разных уголков страны, но и разнообразные предпочтения учащихся, их интересы. Благодаря делению учащихся на группы по интересам, команды могут создавать продукт, рассматривающий проблему с разных сторон, более глубоко.

В своем проекте «Под крышей дома своего» [5. Б)] я выбрала следующие варианты сотрудничества:

1. Создание единого продукта несколькими командами.

2. Комментирование работ других команд и обмен мнениями с использованием ИКТ технологий.

3. Групповая работа в команде во время проведения исследования.

Общими для команд документами стали: совместная Google -презентация «Дом, в котором я живу», единые плакаты по группам на веб-стене Padlet на этапе «Россия - наш общий дом», Итоговый сборник сочинений «Дом, который построишь ты».

Для развития навыков сотрудничества у учащихся мной была разработана «Детская площадка» (на основе Google Таблицы) с целью обмена комментариями по ходу проекта. Это была своеобразная «социальная сеть» для участников. Здесь ребята могли в свободной форме высказать свое мнение, отзывы, пожелания.

Так же свои комментарии участники команд и их координаторы размещали на страницах команд и в совместной Google - презентации «Дом, в котором я живу». Приведу в качестве иллюстрации отзыв участника проекта: «Разные команды давали интересные комментарии на нашу работу. Это здорово!» (Лучики)

Комментирование работ друг друга при выполнении заданий проекта «Под крышей дома своего» было обязательным и оценивалось дополнительными баллами. Благодаря этому участники получают возможность научиться сравнивать и адекватно оценивать по критериям правильность выполнения одного и того же действия разными участниками (самооценка и взаимооценка) и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия (регулятивные УУД).

Во всех совместных документах доступ во время проекта был настроен

«всем у кого есть ссылка - редактирование, вход в службу не требуется». По окончании проекта для обеспечения сохранности созданных документов доступ к редактированию был закрыт.

Успешность учащихся в сетевых проектах возможна благодаря целенаправленному формированию метапредметных результатов проекта в соответствии с требованиям ФГОС НОО.

Выполняя задания в команде, ребята получили возможность научиться:

1. слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

2. излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. определять общую цель и пути её достижения,

4. умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

5. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Совместная работа в проекте во время исследования проблемного вопроса позволяет учитывать разнообразные предпочтения учащихся, их интересы.

Ощущая поддержку товарищей по команде, ребята справлялись с возникающими трудностями. У учащихся повышалась самооценка. (Например, Яна (« Секрет») написала в анкете: «Было немного трудно, но от этого еще интереснее»)

Благодаря делению учащихся на группы по интересам, команды создают продукты, рассматривающие проблему с разных сторон, более глубоко. В данном проекте дети разделились на 3 группы: историки, этнографы, религиоведы. В результате исследования участники создали 3 совместных документа в сервисе padlet.com. В помощь координаторам был предложен «Бланк самоорганизации работы внутри команды, группы». С помощью него команды могли успешно спланировать ход выполнения задания, распределить роли.

Тема данного проекта - семья, родительский дом - значима для каждого участника и напрямую связана с реальной жизнью. Задания проекта развивают важные личностные умения и навыки, которые пригодятся учащимся и в детстве, и когда они станут взрослыми. ( Алиса, из команды «Планета Ромашек» пишет в итоговой анкете: «Проект мне понять, насколько важно беречь и любить тех людей, что живут с тобой рядом в одном доме, одной квартире. Это самые родные люди, которые всегда придут на помощь»)

Анализ итоговых анкет координаторов показал, что благодаря работе в проекте им удалось сплотить коллектив, научить детей работать в команде. Ниже приведены отзывы координаторов, подтверждающие мои слова: 1. «Учащиеся почувствовали себя единой командой и поняли, что от работы каждого в команде зависит успех проекта» (Калачев Е.Ю., «Планета

ромашек»).

2. «Яркие впечатления оставила совместная работа (обсуждение, планирование, оценивание) (Царенко Г.Е., «Друзья - Октябрьский»)

Анализируя анкеты учащихся, я хочу подчеркнуть, что 25 из 47 детей отметили, что благодаря участию в проекте, научились работать в команде.

Для иллюстрации своих слов приведу некоторые ответы:

• Татьяна («Шритенок»): «Было интересно работать в команде. Я новенькая в этом классе, я очень сдружилась с одноклассниками».

• Варвара («Вспышка») «Я поняла, что работать в команде гораздо интереснее, приятнее и понятнее, чем одной».

Анализируя результаты проекта, хочется отметить, что дети были доброжелательны друг к другу, все комментарии участников были корректны. Учащиеся следили за выполнением требований к заданию другой командой и вежливо подсказывали, что нужно доработать. Все возникающие спорные ситуации решались быстро и бесконфликтно.

Значит, можно сделать вывод, что у учащихся формировались вышеперечисленные умения.

В Летней Мастерской -2014 я разрабатывала проект, посвященный 70 - ти летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и старалась предусмотреть совместную работу команд на нескольких этапах. Результаты исследований оформляются в общих документах (ментальная карта, Google -презентация,Google- карта, веб -доска).

Для создания эмоционального настроя участники анализируют, как произведения искусства рассказывают нам о том тяжелом для страны времени. Для этого предложено выбрать направление наблюдения и объединиться в группы по интересам:

• художники анализируют картины, плакаты и при желании создают свой рисунок, плакат;

• музыканты знакомятся с музыкальными произведениями времен Великой Отечественной войны;

• литераторы знакомятся с произведениями художественной литературы по теме и при желании создают свои стихи, рассказы, эссе;

• фотокорреспонденты знакомятся с фото- и видео-летописью, художественными фильмами по теме.

Совместными усилиями школьники с разных уголков нашей страны сохраняют память о людях, переживших Великую Отечественную, о том, как весь народ стал на защиту нашей Родины. Итоговый документ, созданный каждой командой - эссе, оформляется как страница подшивки Марафона Памяти на Nachalka.com, дополняет виртуальную Книгу Памяти. [3] Проведение данного проекта запланировано на апрель 2015 года.

В заключении хочу сделать вывод, что задания проектов «Под крышей дома своего» и «Мы помним, чтим, гордимся!» полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Достигнута цель организации сотрудничества, были созданы

необходимые условия для формирования личностных планируемых результатов учащихся:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, понимание, что успех команды зависит от степени участия каждого ребенка;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В результате совместной деятельности команды в сетевых проектах создают социально значимые продукты, которые потом могут использовать и после окончания проекта для получения новых знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] URL: http : //wiki .iteach. ru/image s/4/4e/Полат_Е. С. _-_Метод_про ектов. pdf) (дата обращения 31.01.15)

2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

Марафон Памяти на Nachalka.com [Электронный ресурс] URL:http://www.nachalka.com/pobeda (дата обращения 31.01.15)

Программа Intel «Обучение для будущего» [Электронный ресурс] URL: https://edugalaxy.intel.ru (дата обращения 31.01.15)

3. Учебные сетевые проекты:

A) «Мир как дом» [Электронный ресурс] URL: http://www.nachalka.com/mir_kak_dom(дата обращения 31.01.15)

Б) «Под крышей дома своего» [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/tjubu2014/(дата обращения 31.01.15)

B) "Удивительные приключения Кисточки" [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/5tDJZi (дата обращения 31.01.15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.