Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья'

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья»

Применение информационно-коммуникационных технологий

в обучении слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья

Р.М. Карасёва* (rezida-malikovna@mail.ru), Е.И. Гарнаева** (Elena-garnaeva@yandex.ru), Е.А. Егорова*** (Elena-672005@yandex.ru), И.М. Зинатуллин** (Ss7.Elb@edu.tatar.ru)

*Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида, г. Йошкар-Ола **Елабужская С(К)ОШ № 7 VIII вида Республики Татарстан

***МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85», Муниципальная ассоциация педагогов коррекционных учреждений, г. Набережные Челны

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и педагогики бесспорна необходимость применения компьютерно опосредованных технологий обучения детей с различными нарушениями в развитии. С внедрением этих технологий мировое сообщество связывает в начале XXI века перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации таких детей.

Социально психологические исследования российских ученых показывают, что увеличивается число детей, нуждающихся в специализированной помощи психологического и педагогического характера. В обществе появилась нездоровая тенденция децелерации. Под децелерацией понимается замедленный темп физического и интеллектуального развития детей (В.С. Кукушкин, профессор педагогики, академик Академии педагогических и социальных наук). По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития устной и письменной речи ребенка. Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий, в том числе нарушение процесса овладения чтением. Отсюда катастрофический рост масштабов школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Чтение является сложным психофизиологическим процессом. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв.

Известный советский психолог Т.Г. Егоров в своей книге «Психология овладения навыком чтения» выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

- ступень овладения звуко-буквенными обозначениями;

- ступень слогоаналитического (слогового) чтения;

- становление синтетических приемов чтения;

- ступень синтетического чтения.

Если у учеников массовой школы формирование навыка чтения протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывает трудно определить, то в процессе формирования навыка чтения у детей с особыми возможностями каждая ступень является легко обозримой. Так, уже усвоение букв представляет большую трудность для первоклассников коррекционной школы. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Выделение первых двух ступеней, которые присутствуют одновременно на начальных этапах овладения чтением, оправдано и необходимо, поскольку каждая из них характеризуется своими типическими психологическими особенностями, специальными приемами овладения, своеобразными ошибками.

Первая ступень дает детям представление о фонеме, они делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим символом, буквой. Задачи этого периода включают:

- формирование функции фонематического анализа и синтеза, образование фонематических представлений;

- дифференциацию звуков;

- различение и усвоение зрительного образа буквы и соотнесение со звуковым обозначением;

- слияние звукобукв в слоги и слова;

- понимание прочитанного слова.

Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроизвести слог слитно, как единое целое.

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

133

В оптическом плане это пока побуквенное чтение, так как ребенок, прежде чем прочитать слог, воспринимает сначала одну букву слога, затем другую, мысленно объединяет их в звуки и потом прочитывает слитно слог. Буквенное чтение сохраняется довольно долго и носит скрытый характер.

Первая ступень овладения чтением характеризуется определенными трудностями:

1) различением зрительного образа буквы;

2) дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком;

3) слиянием звуков в слоги.

Слияние звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой букве соответствуют различные звучания в зависимости от последующих звуков.

Главная же трудность слияния заключается в преодолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т.е. звучанию их в живой речи, где оттенки звуков зависят от предыдущих и последующих. На этом этапе возникает противоречие. При выделении звука из слова ребенок называет чистый звук, а сливая звуки в процессе чтения, он должен видоизменить его в соответствии с последующим звуком.

Нельзя сказать, что у детей с особыми возможностями при чтении все обстоит благополучно с движением глаз, количеством и продолжительностью фиксаций, с регрессиями и т.д. Глаза чтецов вынуждены останавливаться на каждой букве или слоге, часто возвращаются к тому, что уже было прочитано раньше.

При чтении любой из основных структур слога необходимо наличие некоторых обязательных навыков. Это правильное восприятие читаемого слога в процессе движения глаз слева направо. В условиях коррекционной школы этот частный и, казалось бы, второстепенный вопрос по существу действительно является серьезной проблемой. Характерным для учащихся является то, что движения их глаз при чтении часто беспорядочны.

Это обстоятельство чрезвычайно тормозит процесс выработки навыка чтения и обязывает нас обратить серьезное внимание на эту сторону дела.

Для создания стимулирующей среды успешного овладения слоговым чтением используются новые информационные технологии. Универсальная игрушка современный компьютер создает обстановку творческого сотрудничества, повышает мотивацию обучения и интерес детей к чтению. Компьютер настолько естественно вписался в нашу жизнь, что не использовать его в коррекционной работе означает некоторое обеднение процесса обучения. Предлагаемый нами слайдовый материал направлен на развитие правильных навыков слитного чтения на первой ступени его формирования у детей с ограниченными возможностями обучения. При его создании учитывался главный принцип коррекционного обучения «Не от компьютера к ребенку, а от ребенка к компьютеру».

В то же время материал ориентирован на поддержку традиционных методик обучения слитному чтению.

Подведем итоги. Новые информационные технологии являются благодатной стимулирующей средой успешного овладения слоговым чтением. Слайдовый материал способствует:

- коррекции недостатков зрительного восприятия;

- правильному восприятию читаемого слога в процессе движения глаз слева направо;

- расширению поля зрения учащихся при чтении;

- формированию обобщенного представления о слоге, более быстрому узнаванию слогов, слов, увеличению скорости чтения;

- развитию навыка схватывать слог целиком;

- формированию взаимодействия зрительных, кинестетических и слуховых образов.

Слайдовый материал разработан в соответствии с последовательностью усвоения различных слоговых структур.

Может быть использован для работы с детьми 1-2 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида .

При необходимости педагог может варьировать этот слайдовый материал в зависимости от симптоматики и степени выраженности нарушений чтения детей класса. Подборка слайдового материала соответствует последовательности букварного материала по В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной. (Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида допущен Министерством образования РФ, Москва, «Просвещение» 2002 г.)

Однако последовательность коррекционной работы желательно соблюдать.

В соответствии с методикой А.К. Аксёновой при работе по букварю в специальной (коррекционной) школе предусматриваются четыре этапа. Составленный нами слайдовый материал является вспомогательным средством для обеспечения плавного и быстрого произнесения двух звуков последовательно, аналогично традиционному использованию планшета, по которому двигаются буквы и обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой. Использование этого материала предусматривается на первом этапе работы по букварю при усвоении гласных [а], [у], [о], сонорной согласной [м] и глухих длительных согласных, различных по месту образования: [с], [х]. Большую трудность представляет знакомство и чтение закрытого трехбуквенного слога (сом, сок, сон), изучаемого на втором этапе букварного периода.

М.Ф. Гнездилов определяет аналогичную последовательность усвоения различных слоговых структур при обучении грамоте:

1) обратный слог (АМ);

2) прямой открытый слог с твердой согласной (МА);

3) закрытый слог с твердыми согласными (МАК);

4) открытый и закрытый слоги с мягкими согласными (МА МЯЛ);

5) слог со стечением согласных (ШЛА).

Прежде всего необходимо объяснить и показать, что читать надо, смотря слева направо, а в дальнейшем постоянно фиксировать на этом внимание учащихся. В этом вопросе предлагаемое электронное учебное пособие оказывает неоценимую помощь.

При составлении и чтении слогов постоянно указывается порядок букв, например: первая буква М, вторая буква А.

На первых порах ограничиваются чтением обратных слогов. Используется прием медленного, протяжного чтения слога, когда первый звук тянется некоторое время, пока появится вторая буква.

Упражнения в чтении обратных слогов дают возможность постепенно приучать детей переводить голос с одного звука на другой при чтении слога.

В плане практической работы необходимо предусмотреть, чтобы период упражнений в чтении обратных слогов был максимально продолжителен.

Следующий этап первоначального обучения чтению - это работа над прямым открытым слогом. Здесь также приемы: чтение по подобию, протяжное произношение звуков. Так, например, узнав согласный М в открытом двухбуквенном слоге, ребенок должен тянуть соответствующий звук, пока не подготовит органы речи к произнесению следующего гласного и не произнесет оба звука вместе, на едином выдохе.

Следующий этап обучения чтению - усвоение учащимися закрытого трехбуквенного слога. Начинать целесообразнее с образования закрытого слога из прямого открытого путем добавления к выделенному прямому слогу третьей буквы. Далее преобразование полученного закрытого слога путем замены последней буквы (например: сом, сон, сок, сор...). Данный способ также хорошо демонстрируется соответствующим слайдом.

Таким образом, подготовленный слайдовый материал рекомендуется использовать на первых двух этапах букварного периода обучения слитному чтению.

Слайдовый материал удобен в применении тем, что работает по щелчку левой клавиши мыши (ЛКМ). Учитель имеет возможность руководить появлением объектов на экране в зависимости от индивидуальных способностей восприятия того или иного ребенка.

Применение информационно-коммуникативных технологий в совокупности с традиционными методическими приемами и педагогическим мастерством педагога - новое явление в структуре воздействия на учащихся с ограниченными возможностями обучения и развития.

Литература

1. Книга для учителя вспомогательной школы / под ред. Г.М. Дульнева. - М., 1959.

2. Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1978.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

4. Логопедия в школе / под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004.

5. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 1998.

6. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

7. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.