Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ как способ стимулирования самостоятельной поисковой деятельности детей
Дандыль Анна Александровна ГБОУ школа 590, г.Москва
Ключевые слова:
ИКТ, поисковая деятельность, развитие, дошкольники
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду не вызывает сомнений. Насыщение развивающей среды различными демонстрационными устройствами и механизмами, проведение мини-опытов и совместных исследований, позволяет приобщить воспитанников к скорости современного мира,передать им знания, а на их основе сформировать интересы.Образность и динамичность предлагаемых заданий, при использовании ИКТ, предоставляют возможность творчески реализовывать замысел, а также развивать научно-техническое творчество.
Целью работы в данном направлении является стимулирование самостоятельной деятельности, которая поможет раскрыть возможности детей с разной интеллектуальной подготовкой, волевой организацией, эмоциональным фоном. Дети, благодаря ИКТ, обретают возможность заниматься в собственном темпе, выбирая доступные им способы самоорганизации деятельности.
В процессе работы с применением данных технологий мы выяснили, что основным условием использования ИКТ является не передача знаний, как таковая, а формирование и использование естественного для дошкольников стремления к познанию. Возбуждая у воспитанников естественный интерес, педагог воспитывает положительное эмоциональное отношение к предлагаемым знаниям, которое приводит к естественному их усвоению, без принуждения.
Также стало понятно, что другим важным условием использования ИКТ является активное включение обучаемых в процесс поиска истины. Общение, возникающее при этом между педагогом и воспитанником, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса. Таким образом, воспитатель, включая в поиск истины детей, а не раскрывая тему полностью самостоятельно, не только развивает интеллект ребенка, но и влияет на эмоциональное состояние его и самочувствие, а также расширяет коммуникативные навыки ребенка.
Следующим условием использования ИКТ является рождающееся от успеха желание. Заменяя принуждение позитивными отзывами о проявленном интересе или проделанной работе, делая поощряющие замечания даже на этапе промежуточных действий, воспитатель стимулирует ребенка к совершению последующих действий и еще большему вовлечению в процесс приобретения знаний.
Важно также помнить, что, работая с ИКТ, педагог может рассчитывать на большой потенциал в усвоении материала только в случае усовершенствования способов использования и вариативности подачи материала. Представляя возможность многосторонней подачи информации, педагог помогает активно принимать и усваивать ее. При этом в методике обучения особенно важно введение такого типа занятий, в процессе которых происходит использование и даже создание на основе ИКТ вещественно-предметной части в виде материальных объектов или натурных моделей. В этом случае появляется наглядно-смысловая форма информации и/или появляется возможность в более или менее полной форме реализовать весь исследовательский цикл, приближенный к реальности, а также создаются условия, благоприятствующие возникновению образа предлагаемого материала.
В нашем ДОУ проведение широкой проектной деятельности, открытых и программных занятий, а также развлекательных мероприятий осуществляется с обязательным привлечением ИКТ. Принимая во внимание перечисленные выше условия использования этих технологий, мы получаем положительные результаты в усвоении дошкольниками информации при сохранении
интереса к ней и положительного эмоционального настроя.
Подбирая и демонстрируя иллюстративный материал к занятиям, проводя виртуальные экскурсии, мы предлагаем детям информацию на экране в игровой форме. Это вызывает у воспитанников интерес, не перегружает их, и соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Привлекая внимание детей подвижным изображением, звуком, мы вводим обучаемых в приключения, дающие им знания незаметно, ненавязчиво. Дети с разной степенью решительности вступают в игру, решают проблемные задачи и преодолевают трудности благодаря активному диалогу с педагогом. При этом игра выходит за рамки работы исключительно с ИКТ, переходит в другие области - раскрываются различные таланты малышей, в том числе театральные, достигаются новые спортивные результаты.
Делая положительные замечания, мы также стимулируем детей к продолжению познавательной деятельности за пределами работы с ИКТ. Так, изучая жизнь насекомых на компьютере, посредством презентаций, рассматривая изображения муравейников в картинках, дети, активно поддерживаемые воспитателями, захотели сконструировать жилище муравьев самостоятельно, что и было осуществлено. Диалог между воспитателем и детьми об отношениях в живой природе, просмотр слайдов о взаимопомощи растений и животного мира, привели к тому, что дети создали макет, демонстрирующий симбиоз грибов и деревьев. Знакомясь с весенними изменениями природы, просматривая фильмы о росте растений, дети решили высадить свой огород, понаблюдать за ростом растений от семени до взрослого растения и появления плодов -этот длительный проект также был осуществлен. Знакомство с работой пекарни и молокозавода в фото и видеофильмах привело к изготовлению творога и шоколада в группе, а виртуальный поход на космодром к начальному знакомству с гравитацией. Причем, начиная работу со зрительного ознакомления на экранах, проходя игровые, диалоговые формы на основе ИКТ, дети сами приходят к художественной, трудовой деятельности, а затем просят перевести результаты в фотографии и презентации, т.е. опять возвращаются к работе с ИКТ.
Мы и раньше использовали в работе информационные технологии: для воспитанников проводились виртуальные экскурсии, познавательные уроки, игровые тесты, но теперь встал вопрос о расширении тематики и форм данных мероприятий. Теперь для детей, наряду с вышеперечисленными групповыми формами работы, проводятся индивидуальные занятия, активнее используются познавательные игры-бродилки. Кроме того, при содействии родителей в группе создана коллекция познавательных фильмов и обучающих программ для малышей.
Таким образом, путем соблюдения выделенных нами условий работы с ИКТ, а также благодаря совершенствованию методов использования ИКТ, мы обеспечиваем максимально интересное и доступное каждому ребенку усвоение информации познавательного характера, а также стимулируем дальнейшую самостоятельную исследовательскую деятельность детей.
Список литературы:
Калинина Т.В. 2008. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М. Сфера.
Кораблёв А. А. 2006. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2.
Ревнивцева Р. М. 2012. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск.