Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВХОДЯЩЕГО НДС У ЗАСТРОЙЩИКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВХОДЯЩЕГО НДС У ЗАСТРОЙЩИКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налог на добавленную стоимость / учет / информационно-коммуникационные технологии / автоматизация учета / taxes / value added tax / accounting / information and communication technologies / automation of accounting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Конева

С развитием информационно-коммуникационных технологий у многих предприятий появляются возможности усовершенствовать и упростить ведение бухгалтерского учета. Повторяющиеся из месяца в месяц хозяйственные операции возможно автоматизировать и систематизировать, тем самым сократить трудоемкость на ведение бухгалтерского учета. Одним из важных блоков ведения бухгалтерского учета является учет налога на добавленную стоимость. В статье рассмотрено применение информационно-коммуникационных технологий при распределении входящего НДС у застройщиков на деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость и не облагаемую. Предложен алгоритм распределения налога на строящиеся объекты внутри строительного комплекса на блок-секциям. В статье приведены практические примеры применения информационно-коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций для распределения НДС с целью сокращения трудоемкости работы бухгалтерии и повышения эффективности управления предприятиями строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE DISTRIBUTION OF INCOMING VAT FROM DEVELOPERS IN ACCOUNTING OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

With the development of information and communication technologies, many enterprises have the opportunity to improve and simplify accounting. It is possible to automate and systematize business transactions that are repeated from month to month, thereby reducing the complexity of bookkeeping. One of the important blocks of accounting is the accounting of value added tax. The article discusses the use of information and communication technologies in the allocation of input VAT from developers to activities that are subject to value added tax and not taxable. An algorithm for the distribution of tax on objects under construction inside the building complex in block sections is proposed. The article provides practical examples of the application of information and communication technologies in the accounting of construction organizations for the distribution of VAT in order to reduce the complexity of the work of bookkeeping and improve the efficiency of managing enterprises in the construction industry.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВХОДЯЩЕГО НДС У ЗАСТРОЙЩИКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

9. Папова, Л.В. Оценка показателей бухгалтерской отчетности и ее роль в формировании представления об организации / Папова Л.В., Сидякова А.А. // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике. Материалы междунар. науч. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. -2018. - С. 176-180.

10. Полонская, О.П. Методические аспекты трансформации российской бухгалтерской отчетности в формате МСФО /

0.П. Полонская, Л.В. Костоманова // В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности: материалы международной студенческой научной конференции, 2015. - С. 65-68.

11. Хромова, И. Н. Сущность управленческой отчетности и особенности ее формирования / И. Н. Хромова, С.С. Голикова // Аллея науки. - 2017. - Т. 4. № 9. - С. 583-590.

References:

1. Adamenko, A.A. The order of formation of indicators of the report on financial results, its information and analytical value: monograph / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar: KubGAU, 2019 .-- 170 p.

2. Adamenko, A.A. Elements of the report on financial results, their characteristics / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya,

1.A. Teter // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 27 (1). - S. 252-256.

3. Vlasova NS Conceptual approaches to the organization of accounting and reporting by agricultural organizations in the transition to IFRS / N. S. Vlasova // In the collection: Modern economy: vectors of development and its information support. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. Krasnodar, 2020 .-- S. 142147.

4. Eremina, N.V. Conceptual foundations for the formation of accounting (financial) statements of an economic entity / N.V. Eremina, I.A. Babalykova, A.M. Chernobay, V.D. Filin / Modern Economy: Problems, Prospects, Information Support: Materials of the VII Intern. scientific. conf. (Krasnodar, May 18-19, 2017) - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017. - P.242- 247.

5. Kesyan, S.V. International standards of financial accounting and reporting: textbook / S.V. Kesyan, A.F. Kuzina // Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ". - Krasnodar: Innovation. - 2019. - p. 176.

6. Kuzina, A. F. Foreign management accounting systems / A. F. Kuzina, A. I. Latysh // In the collection: SCIENTIFIC SUPPORT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX, a collection of articles based on the materials of the 71st scientific-practical conference of students on the results of research in 2015. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ". 2016.S. 479-481.

7. Kuzina, AF Management accounting system and management reporting within a commercial organization / AF Kuzina, SV Kesyan, MI Lenkova // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. No. 3 (22). S. 97-108.

8. Kuzina, A.F. Development of management accounting methods and features of the formation of internal reporting on reserves / A.F. Kuzina, S.V. Kesyan, A.B. Kolesnichenko // Natural and humanitarian research. - 2019. - No. 26 (4). - from. 279-282.

9. Papova, L.V. Evaluation of accounting indicators and its role in the formation of an idea about the organization / Papova L.V., Sidyakova A.A. // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials of the international scientific. conf. young scientists and university teachers. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. -2018. - S. 176-180.

10. Polonskaya, O.P. Methodological aspects of transformation of Russian financial statements in IFRS format / O.P. Polonskaya, L.V. Kostomanova // In the collection: Modern problems of accounting and reporting: materials of the international student scientific conference, 2015. - pp. 65-68.

11. Khromova, IN The essence of management reporting and features of its formation / IN Khromova, S. S. Golikova // Science Alley. - 2017. - T. 4. No. 9. - S. 583-590.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10743

М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, специальность 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика, ФГБОУ «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар, Россия, mk441@yandex.ru,

M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, specialty 08.00.12 Accounting, Statistics, Federal State Budgetary Educational Establishment "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina", Krasnodar, Russia.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВХОДЯЩЕГО НДС У ЗАСТРОЙЩИКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE DISTRIBUTION OF INCOMING VAT FROM DEVELOPERS IN ACCOUNTING OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Аннотация. С развитием информационно-коммуникационных технологий у многих предприятий появляются возможности усовершенствовать и упростить ведение бухгалтерского учета. Повторяющиеся из месяца в месяц хозяйственные операции возможно автоматизировать и систематизировать, тем самым сократить трудоемкость на ведение бухгалтерского учета. Одним из важных блоков ведения бухгалтерского учета является учет налога на добавленную стоимость.

В статье рассмотрено применение информационно-коммуникационных технологий при распределении входящего НДС у застройщиков на деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость и не облагаемую. Предложен алгоритм распределения налога на строящиеся объекты внутри строительного комплекса на

блок-секциям. В статье приведены практические примеры применения информационно-коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций для распределения НДС с целью сокращения трудоемкости работы бухгалтерии и повышения эффективности управления предприятиями строительной отрасли.

Abstract. With the development of information and communication technologies, many enterprises have the opportunity to improve and simplify accounting. It is possible to automate and systematize business transactions that are repeated from month to month, thereby reducing the complexity of bookkeeping. One of the important blocks of accounting is the accounting of value added tax.

The article discusses the use of information and communication technologies in the allocation of input VAT from developers to activities that are subject to value added tax and not taxable. An algorithm for the distribution of tax on objects under construction inside the building complex in block sections is proposed. The article provides practical examples of the application of information and communication technologies in the accounting of construction organizations for the distribution of VAT in order to reduce the complexity of the work of bookkeeping and improve the efficiency of managing enterprises in the construction industry.

Ключевые слова: налоги, налог на добавленную стоимость, учет, информационно-коммуникационные технологии, автоматизация учета.

Keywords: taxes, value added tax, accounting, information and communication technologies, automation of accounting

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) у многих предприятий появляются возможности усовершенствовать и упростить ведение бухгалтерского учета. Повторяющиеся из месяца в месяц хозяйственные операции возможно автоматизировать и систематизировать, тем самым сократить трудоемкость на ведение бухгалтерского учета. Одним из важных блоков его ведения является учет налога на добавленную стоимость (НДС). Существует ряд особенностей по ведению НДС для предприятий, осуществляющих строительство жилых, производственных и коммерческих помещений. Программные продукты, существующие на российском рынке (1С, Инфо-Бухгалтер, Парус, ИНФИН и другие) в основном разработаны для предприятий торговли, производства или строительства производственных помещений и не предусматривают все нюансы раздельного учета НДС по объектам облагаемым налогом и не облагаемым и распределения по объектам строительства и внутри объектов по блок-секциям.

Большинство застройщиков сталкиваются с довольно сложной системой ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость по разным видам деятельности.

Целью раздельного учета НДС является определение сумм налога, которые налогоплательщик должен уплачивать при осуществлении разных видов деятельности: при получении средств целевого финансирования, применении при налогообложении разных налоговых ставок, льгот в отношении отдельных товаров (работ, услуг).

Порядок ведения раздельного учета законодательно не установлен, по этой причине организациям необходимо самостоятельно разработать, экономически обосновать и закрепить в учетной политике методику его ведения. Иначе велика вероятность возникновения споров с налоговыми органами. И в этом случае налогоплательщик должен быть готов доказать, что такой учет им фактически ведется.

1. НДС принимается к вычету (возмещению).

Это значение следует использовать, когда суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ принимаются к вычету (возмещению), если приобретения предназначены для осуществления облагаемых НДС операций (ст. ст. 171, 172, 176 НК РФ).

2. НДС учитывается в стоимости товаров (работ, услуг).

Суммы входного НДС учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, если такие товары (работы, услуги), имущественные права:

- предназначены для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);

- предназначены для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

- приобретены лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

- предназначены для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Зачастую случается, что поступившая номенклатура относится ко всей деятельности организации, т.е. и к реализации товаров на экспорт, и к реализации на внутреннем рынке, а также к деятельности не облагаемой НДС. При этом сложно определить, на какой именно вид деятельности следует отнести налог. К примеру, покупка картриджа (он будет использоваться для печати договоров по всем видам деятельности организации) или аренда помещения (помещение будет использоваться для работы организации в целом). В этом случае сумму

предъявленного поставщиком НДС необходимо распределять (письмо Минфина России от 11.04.2012 № 03-0708/101) между разными видами деятельности.

В соответствии с требованиями законодательства п.4 ст.170 НК РФ налогоплательщики обязаны вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам при осуществлении как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Налогоплательщик (организация, предприятие) в рамках одного юридического лица может:

- осуществлять один вид деятельности, к примеру, только строительство жилых домов;

- осуществлять разные виды деятельности, в том числе производство, торговля и строительство различных жилых и коммерческих объектов;

- осуществлять строительство большого количества объектов на различной территории, в том числе с поэтапным вводом в эксплуатацию построенных блок секций в рамках одного объекта строительства.

В различных строительных организациях застройщик может выполнять различные функции:

- осуществлять функцию заказчика-застройщика;

- осуществлять совмещенную функцию заказчика-застройщика и генподрядчика;

- осуществлять строительство собственными силами при сочетании функции заказчика-застройщика, генподрядчика и субподрядчика.

При многообразии видов деятельности в рамках одного юридического лица, и при совмещении разных функций Застройщика, возникает много сложностей по учету и распределению входящего НДС.

Каждая строительная организация при постановке бухгалтерского учета должна прописать у учетной политике порядок учета НДС и применяемые бухгалтерские проводки. Многие бухгалтеры используют ручной учет распределения и отражения НДС в бухгалтерском учете, для этого выгружают в программу «Exсel» входящие счета фактуры за квартал и вручную распределяют по видам деятельности и объектам учета, далее вручную, через бухгалтерские справки отражают распределенный налог в бухучете, что требует время и кропотливой работы.

Согласно п.22; 23; 23.1 ст.149 НК, у строительных организаций часть операций не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:

1) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

2) передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;

3) услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

Для применения льготы от Застройщика требуется организовать раздельный учет НДС на облагаемые операции и не облагаемые.

Основные сложности при ведении учета связаны с правильным отражением входящего НДС для операций облагаемых НДС и не облагаемых, распределением налога между объектами учетам. Так, к примеру, при централизованной закупке сырья и материалов для получения максимальной скидки на большой объем закупки, материалы поступают на общий склад компании, а со склада перемещают по мере необходимости на строительные участки, на которых происходит их передача подрядчикам или рабочим для выполнения строительно-монтажных работ. Во время работы на строительной площадке материалы могут быть использованы как для жилого строительства, так и для коммерческого, к примеру первые этажи зданий.

В момент поступления материалов на склад в бухгалтерском учете хозяйственная операция отражается следующими проводками: дебет счета 10.1, кредит счета 60.1, и одновременно дебет счета 19.03, кредит счета 60.1.

На счете 19.03 учет ведется в разрезе контрагентов и номеров счетов- фактур. В момент поступления у предприятия возникает много неизвестных параметров для верного отражения НДС по объектам учета, а именно:

- неизвестно какое количество материалов поступило и для какого объекта строительства;

- внутри объекта неизвестно для какой блок-секции привезены материалы;

- внутри блок секции неизвестна пропорция в какой, деятельности будут использованы материалы в облагаемой или не облагаемой НДС.

Перемещение материалов между складами оформляются проводкой:

- перемещение между складами: Дт 10.1 (склад № 2), Кт 10.1 (склад № 1);

- передача материалов подрядчику: Дт 10.7 (подрядчик и договор), Кт 10.1 (склад № 1).

То есть при перемещении материалов между объектами счет 19.03 не используется.

Выполненные работы на строительной площадке собственными силами или генподрядной организацией

отражаются в бухгалтерском учете соответствующими проводками (таблица 1).

Таблица 1 - Проводки по хозяйственным операциям по отражению выполненных работ

на строительной площадке собственными силами или генподрядной организацией

Хозяйственные операции Проводки

Списание материалов по выполненным работам собственными силами Дт 20.01 или 08.03 (объект/статья затрат) Кт 10.01 (склад № 1)

Списание материалов по выполненным работам генподрядной организацией Стоимость работ, выставленная генподрядной организацией Дт 20.01 или 08.03 (объект/статья затрат) Кт 10.07 (контрагент/договор) Дт 20.01 (08.03) Кт 60.1 Дт 19.30 (объект, контрагент, с/ф) Кт 60.1

Выбор счета учета накопления затрат на строительства 20.01 или 08.03 зависит от учетной политики предприятия, при этом в обязательном порядке учет на данных счетах должен быть организован по объектам строительства и статьям учета затрат на строительство. Как видно из проводок счет учета НДС по материалам не участвует, и НДС остался числиться на счете 19.03 в разрезе контрагента и номера счет-фактуры, но без учета объекта строительства. Только работы, принятые от подрядной организации, были отнесены на объект учета строительства и соответствующую блок секцию, но без деления на операции облагаемые НДС и не облагаемые.

Для организации ведения раздельного учета НДС необходимо:

- закрепить в учетной политике счета учета НДС и порядок их распределения;

- разработать алгоритм распределения входящего НДС на объекты строительства, а внутри объектов распределение налога по блок-секциям;

- разработать техническое задание для автоматизации учета входящего НДС и распределения между объектами строительства;

- внедрить разработанный алгоритм в бухгалтерской программе застройщика.

Остановимся более подробно на счетах учета НДС и возможности использовать в бухгалтерском учете застройщика.

Таблица 2 - Проводки для учета НДС для предприятий строительной отрасли

№ п/п Порядок учета НДС на счетах бухгалтерского учета по СМР Бухгалтерские проводки и субконто к счетам

1 Главный бухгалтер решает на каком счете будет учитываться НДС по поступившим материалам и закрепляет в учетной политике Дт 10.01 Кт 60.01 Дт 19.03 Кт 60.01. Субконто для счета 19.03: Контрагент/ счет- фактура

2 Учет работ предъявленных генподрядной организацией Дт 20.01 (08.03) Кт 60.01 Дт 19.30 Кт 60.01 Субконто для счета 19.30: Объект/блок-секция/контрагент/счет-фактура Предлагаю открыть отдельный субсчет (19.30) для учета НДС на котором будет накапливаться налог по работам и материалам (по материалам через распределение)

3 Учет общепроизводственных работ на определенном объекте, без деления на блок секции. К примеру, работы по благоустройству или внут-риплощадочным инженерным сетям Дт 20.01 (08.03) Кт 60.01 Дт 19.30.2 Кт 60.01 Субконто для счета 19.30.2: Объект/контрагент/счет-фактура

4 Перемещение материалов с общего склада на склад строительной площадки Дт 10.01 (10.07) Кт 10.01 (склад № 1) Дт.19.30.1 Кт. 19.03 Субконто для счета 19.30.1: Объект/контрагент/счет-фактура

Из таблицы следует, что предприятие закрепило учет НДС на определенных бухгалтерских проводках, общий НДС накопленный на блок-секции должен учитываться на счете 19.30 в разрезе субконто: Объект/ блок секция/контрагент/счет-фактура. Все остальные счета (19.03; 19.30.1; 19.30.2) служат промежуточным учетом и будут распределены на основной счет 19.30 согласно заданной базы распределения и алгоритма распределения прописанного в учетной политике предприятия.

Аналогичным образом поступают и с учетом общехозяйственных расходов так как данный вид расходов невозможно отнести к определенной блок секции, к примеру, приобретение канцелярских расходов для офиса или аренда офиса.

Таблица 3 - Порядка учета НДС на счетах бухгалтерского учета по ОХР

№п/ п Порядок учета НДС на счетах бухгалтерского учета по ОХР Бухгалтерские проводки и субконто к счетам

1 Учет общехозяйственных расходов, которые невозможно отнести к определенному объекту строительства Дт 26 (10.03) Кт 60.1 Дт 19.40.1 Кт 60.1 Субконто для счета 19.40.1: контрагент/счет-фактура

2 Учет общехозяйственных расходов, которые возможно отнести к определенному объекту, но не известно к какой блок-секции Дт 26 (10.03) Кт 60.1 Дт 19.40.2 Кт 60.1 Субконто для счета 19.40.1: объект/ контрагент/счет-фактура

Единой методики распределения НДС не существует и на законодательном уровне она на определена, каждое предприятие имеет право самостоятельно закрепить порядок учета НДС, но так, чтобы это не противоречило логике и порядку учета.

Возможные варианты алгоритмов распределения НДС:

1. Закрепить за каждым материалом НДС и в момент его перемещения сразу отражать соответствующие проводки на счетах бухгалтерского учета, то есть НДС вместе с материалом передвигается и отражается в учете, для этих целей закрепляются склады для объектов учета на строительных площадках, за складами закрепляют блок-секции. Данный вид учета очень громоздкий и трудоемкий в настройке учета и не сможет обеспечить верное распределение до конца, т.к. в рамках одной блок-секции существуют не облагаемые помещения - жилые и облагаемые налогом - коммерческие помещения.

2. В конце каждого квартала распределять НДС между объектами строительства, согласно выполненных работ на строительной площадке в разрезе блок-секций и остатков материалов на складе (не использованных в строительстве в текущем квартале). Данный метод простой в учете, но может быть допущена погрешность на стоимость материалов с НДС и без НДС, в большинстве случаев 99,9 % Застройщики покупают материалы с НДС.

3.Учитывать НДС в стоимости материалов и не вести раздельный учет, а НДС приходящейся на коммерческие помещения платить в бюджет с суммы реализации и не принимать НДС к зачету со стоимости строительства, тем самым не усложнять ведение бухгалтерского учета. Такой порядок также существует и некоторые компания не готовы организовывать сложный порядок учета НДС и готовы заплатить дополнительный налог. К недостаткам данного метода можно отнести излишне уплаченный НДС в бюджет из-за неграмотного построения учета и «человеческого фактора».

4. Учитывать НДС отдельно на счете и не распределять на облагаемые операции и не облагаемые, а принять за аксиому, что все операции облагаются НДС и распределять в процентном отношении от выручки. Данный метод учета имеет место быть и некоторые предприятия его используют, но в большинстве своем из-за заблуждения руководства о возможных льготах по жилому строительству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Приобретать материалы целенаправленно для определенной строительной площадки, минуя централизованные склады, тем самым, расчет НДС будет на один шаг проще, то есть не надо распределять между объектами, достаточно распределить между блок-секциями, а внутри блок-секций между облагаемой базой и не облагаемой налога.

Предлагается более подробно остановится на втором способе, так как он более приемлемый и оптимальный, как для контролирующих органов так и для предприятия, применение которого поможет не переплатить излишние налоги и правильно рассчитать налог на добавленную стоимость.

Алгоритм распределения НДС между объектами учета и блок секциями:

1. Распределить НДС между строительными участками: накопленный НДС на счете 19.03 необходимо распределить на строительные участки. Для это воспользуемся пропорцией, как отношение общей суммы материалов, полученных на централизованный склад и суммой перемещенных материалов на строительные площадки. НДС нераспределенный на счете 19.03 распределяем согласно пропорции между остатком на централизованном складе и материалами, полученными на строительные участки. В бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаем проводкой Дт 19.30.1 Кт 19.03.

2. Распределить НДС между блок-секциями по материальным расходам: накопленный НДС на счете 19.30.1. внутри строительной площадке распределяем пропорцией между материалами, используемыми для выполнения работ в блок-секциях и остатками материалов, числящимися на строительной площадке. В соответствии с рассчитанной пропорцией распределяем НДС на блок- секции по выполненным работам с оформлением бухгалтерской проводки Дт19.30 Кт19.30.1, а долю НДС приходящийся на остаток оставляем на счете 19.03.1. На счете 19.30 учет ведется в разрезе субконто: объект/блок-секция/контрагент/счет-фактура.

3. Распределение НДС между блок-секциями по общепроизводственным расходам: накопленный НДС на счете 19.30.2. внутри строительной площадки распределяем на выполненные работы по блок секциям, в пропорциях работ, приходящихся на каждую блок секцию в общем объеме выполненных работ с оформлением бухгалтерских проводок Дт 19.30 Кт 19.30.2.

4. Аналогичным образом распределяется НДС и по хозяйственным работам (счета 19.40.1 и 19.40.2), согласно доле выполненных работ на строительной площадке по блок-секциям, по доле работ, приходящихся на каждую блок секцию в их общем объеме.

При стандартном ведение бухгалтерского учета, бухгалтер вручную находит пропорцию и через бухгалтерские справки корректирует НДС между счетами и объектами учета. Данная работа трудоемкая и требует много времени, а при внесении изменений в учет, к примеру, обнаружили не проведённый документ, весь алгоритм нарушается и требует корректировки по пересчету данных.

Применение информационно-коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций, может позволить застройщикам упростить трудоемкий процесс и заложить все алгоритмы в программу и тратить на расчет не более 2 минут. Так на примере одного из Застройщиков осуществляющим строительство многоэтажных домов с жилыми и коммерческими помещениями, реализован данный механизм и получен великолепный результат, трудоемкость операций сократилась от нескольких дней до пару минут, а точность результата превосходит ручные проводки и расчеты.

На рисунке 1 представлен документ по распределению входящего НДС по Застройщику, бухгалтеру необходимо ввести документ «Распределение входящего НДС» и выполнить команду «Заполнить», все алгоритмы по выбору данных и распределению НДС с оформлением соответствующих проводок будут сформированы программой, минуя «человеческий фактор» с возможными ошибками.

Распределение шаэдлцего НОС застройщика: Распределение Еходлцепо НОС застройщика 0000000016 ог 31____:01 _ П

Действии - | Щ С* И Перейти - I Заполнить документ у Пояснение

Номер: 10000000016 | от: |31.03.2020 0:00:01 Налоговый период: |1 квартал 2020 С |

Организация: [ |...|х| Ответственный: |...|»

Период получения оборотов с:|01.01.2020 по: |31.03.2020 |ёр| [ ... ] @ Учитывать остатки НДС на дату: 131.03.2020

НДС по ТМ Ц для СМ Р (1Э.... 1 НДС по 0 П Р (19.30.2) НДС по ОХР услуги (13.41). 1) НДС по ОХР материалы (... Данные расчета

© f Ж Ü1 ♦ Ф я! а! Получить базу Заполнить Процент остатка на строительных складах: üiÄI | О

N Счет-Фактура Вид ценное™ Ставка НДС Поставщик Договор ко... Исправленн... Объект стр... Сумма без ... НДС

В Поступлени... Материалы 20% КраФт груп... БС 1 203 GS3.72 40 732.74

2 Поступлени... Материалы 201 Крафт груп... БС2 19G 858.51 39 371.70

Пост/плени . Материалы 20*;. Крафт груп... БСЗ 135 997.77 37 199.56

4 Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС 1 31 538.32 6 319.73

5 Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС2 30 543.07 6 10В.61

G Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС 3 23 858.01 5 771.61

7 Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС 1 33 855.99 6 771.20

В Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС2 32 724.72 6 544.94

9 Поступлени... Материалы 20% Главстрой-... БС 3 3D 919.29 6 183.36

10 20% БС 1 33 R55 ЯЯ 6 771 20

56 220 763,55 11 244 152.43 т

Рисунок 1 - Распределение входящего НДС по застройщику по поступившим материалам

Более детально алгоритм представлен на рисунке 2, все значения указанные в таблице заполнены не пользователем, а программой при формировании документа «Распределения входящего НДС».

Номер: ¡0000000016 | от: 131.03.2020 0 00:01 [Щ Налоговый период: |l квартал 2020 |ш| Cl

Организация: \ _ .....- Г-,|х| Ответственный: |. —■ " i |... | >

Период получения оборотов с:|01.01.2020 |ш| по: ¡3103 2020 |ш| [~~| [у] Учитывать остатки НДС на дату: 131.03.2020 ЕЭ НДС по ТМ Ц для СМ Р {13.... НДС по О П Р {19.3Q.2) НДС по ОХР услуги {19.40.1) НДС по ОХР материалы {... Данные расчета ]_ Для распределения 19.30.1 |_ Для распределения 19.30.2 Для распределения 19.40.1 Для распределения 19.40.2

Обороты Дт08 03 КтЮ и остатки на строительных складах База распределения (Дт08 03 КтЮ)

Счет Склад Сумма оборот Сумма остаток Объект Сумма Процент

ID. 07 57 236 754,51 52 536 672,36 БС 1 20 021 034,16 34,72

10. D1 Стройплощадка ... 42D725.E1 7D9 164,43 БС 2 19 352 051,92 33,56

10. D1 Северская-(СЗГ ... 350 537,13 БС 3 13 2Е4 394,24 31,71

57 657 430,32 53 596 373,97 57 657 430,32 100%

Рисунок 2 - Нахождение базы распределения входящего НДС

С самой сложной задачей по организации учета входящего НДС справились, а при помощи использования информационно-коммуникационных технологий, данную задачу возможно решить очень быстро, качественно и правильно, тем самым оптимально использовать оборотные ресурсы предприятия и не переплачивать излишние налоги из-за так называемой тяжелой организации раздельного учета входящего налога.

Последняя задача и очень важная для учета НДС - закрытие объекта строительства и распределение налога на объекты облагаемые налогом и не облагаемые операции. Для корректного распределения налога возможно использовать два алгоритма один из которых должен быть прописан в учетной политике, а именно:

1) распределять накопленный НДС на счете Дт19.30 согласно, площади помещений облагаемой налогом и площади помещений не облагаемые налогом;

2) распределять НДС согласно стоимости строительства (накопленной на счете 20.01 или 08.03) облагаемой налогом и не облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Для правильного учета НДС целесообразней было бы распределять согласно стоимости строительства, так как обычно коммерческие объекты находятся на первом этаже и их стоимость ниже чем жилая за счет того что часть расходов не распределяется на коммерческую недвижимость (лифтовое оборудование, места общего пользования и ряд других работ). Но в тоже время, при расчете НДС, стоимость строительства может быть еще не до конца определена, поэтому многие Застройщики используют базу распределения согласно площади объекта, облагаемой налогом и не облагаемой. Метод распределения НДС должен быть закреплен в учетной политике Застройщика.

Согласно выбранного метода распределения НДС можно определить пропорцию для распределения накопленного НДС на счете 19.30 в разрезе блок секций, контрагентов и счетов-фактур, для отнесения на помещения, облагаемые налогом и не облагаемые.

После нахождения пропорции необходимо каждую запись, сформированную на счете 19.30 в разрезе блок-секции, контрагента и счет фактуры распределить на облагаемые и отнести на счет Дт 68.02 Кт 19.30 и на необлагаемые и отнести на увеличение стоимости строительства Дт 08.03 Кт 19.30.

По операциям, облагаемым НДС формируются не только бухгалтерские проводки на счет 68.02, но и запись в книге покупок для включения в налоговую декларацию. Данное распределение занимает продолжительное время, так как за время строительства у компании накапливается десятки тысяч операций, подлежащих распределению.

При использовании информационно-коммуникационных технологий, возможно облегчить работу бухгалтера и также автоматизировать данный процесс для этого достаточно прописать алгоритм и при помощи специалистов внедрить в действующую программу. Данный процесс внедрен на строительном предприятии одного из застройщиков и показал положительный результат, тем самым высвободил время главного бухгалтера на контрольные функции, а не техническую работу. Выдержка из документа распределения НДС представлена на рисунке 3.

ГУдтт-щп «11И1П * Гьи>1 к> П«±чЛ1н* .1

-Ь<Ч1 ООШВДМ От. Ю10 ЦОД 1ТДИ1 М У1.1.-Ш ■ _ - _Ое^- " —"_

№ЧАЛ1НТь Ниш 1 ■

^шил Д| К ¥ * 1 1 к О 7 ^Хи^Ъ ИЫ"' Уть

N Ьй л.* 1 1!ЕГ<| [«ЩН !п 1Н Ъ '

к™ 1 П 1 17/Э..1Й)

2 ^лп ГП 1 ' 1] Н: |П

3 Ап 1П 1 иди та.?»

4 Хт» Ш < -1 >:( _1.3. • Кппнерцц» )ИН.ЭОО

^ А-ТИ 5П - БЗВЦ.*Ь

р

НО -

Шш

-Г]|| 13 и кдаыито* о п. р 11 г-. 1 ¡а 7}

} 15» «УЪЛлиЧЩи Э ГЪп—гт ■ ■■ 1 ■ та 1 >17 Ы

| ПН №иьл0в»0 1 П'ГЛПкН ЦП 1 Й111

ИД5»3,Н: Ш'

к

-;йс Ьот 1 1ИШ ИХ ПШХ]£ -ВШ

Рисунок 3 - Распределение НДС на помещения, облагаемые налогом и не облагаемые

Достаточно ввести документ «Закрытие объекта строительства» и выполнить команду «Заполнить», программа самостоятельно выберет необходимые данные и распределит налог с оформлением необходимых проводок и записей в книгу покупок.

Применение информационно-коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций помогает оперативно решить ряд вопросов и сократить трудоемкость работы бухгалтерии, но не сможет заменить опытного и грамотного бухгалтера, так как каждый объект строительства может быть уникальным

и необходимо не только надеяться на программный продукт, но и понимать какой результат ожидает предприятие от расчета налога. Знания главного бухгалтера помогут проверить верное составления бухгалтерских проводок при использовании информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время автоматизация и упрощение ведения бухгалтерского учета - залог успешного развития предприятий. Со временем от главных бухгалтеров больше будет требоваться аналитическая работа и безупречное знание налогового законодательства.

Данная статья поможет на примере практического опыта усовершенствовать работу и внедрить автоматическое распределение входящего налога на добавленную стоимость между разными видами деятельности, различными строительными площадками, а внутри строительных площадок между блок-секциями, а внутри них между помещениями облагаемыми налогом и не облагаемые налогом.

Путь к успеху предприятий - это простата и качества организованного бухгалтерского учета.

Источники:

1. Адаменко А.А. Инструментарий системы кайдзен: возможность применения в строительных организациях / А.А. Адаменко, А.С. Моисеенко, О.М. Игнатова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 103. - С. 698-719.

2. Кузина А.Ф. Система управленческого учета и управленческая отчетность в рамках коммерческой организации / А. Ф. Кузина, С. В. Кесян, М. И. Ленкова // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 3 (22). - С. 97-108.

3. Кузина А.Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А. Ф. Кузина, Е. А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 6-7. -С. 198-200.

4. Морозкина С.С. Применение облачных технологий в области бухгалтерского учета коммерческих организаций / С. С. Морозкина, Г. Н. Мирзоян // Вестник Академии знаний. 2018. - № 4 (27). - С. 173-181.

5. Полонская О.П. Организационно-методическое формирование финансовых результатов в строительных организациях: монография / О.П. Полонская, З.И. Азиева. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 136 с.

6. Рыбянцева М. С. Методические рекомендации по внедрению карточек (канбан) в учетную практику строительных организаций / М. С. Рыбянцева, А. С. Моисеенко, Т. Е. Хорольская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 107. - С. 1601-1617. References:

1. Adamenko A.A. Instrumentation of the kaizen system: the possibility of use in construction organizations / A.A. Adamenko, A.S. Moiseenko, O.M. Ignatova // Political-mathematical online electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. - No. 103. - S. 698-719.

2. Kuzina A.F. Management accounting system and management reporting in the framework of a commercial organization /

A. F. Kuzina, S. V. Kesyan, M. I. Lenkova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 3 (22). - S. 97-108.

3. Kuzina A.F. A modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / A. F. Kuzina, E.A. Pavlenko // Humanitarian, socio-economic and social sciences. - 2017. - No. 6-7. - S. 198-200.

4. Morozkina S.S. The use of cloud technologies in the field of accounting for commercial organizations / S. S. Morozkina, G.N. Mirzoyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018 .-- No. 4 (27). - S. 173-181.

5. Polonskaya O.P. Organizational and methodological formation of financial results in construction organizations: monograph / O.P. Polonskaya, Z.I. Azieva. - Krasnodar: KubSAU, 2018 .-- 136 p.

6. Rybyantseva M. S. Methodological recommendations for the introduction of cards (kanban) in the accounting practice of construction organizations / M. S. Rybyantseva, A. S. Moiseenko, T. E. Khorolskaya // Polythematic electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 107. - S. 1601-1617.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10744

СА. Кучеренко - доцент кафедры аудита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (mj357@ya.ru)

S.A. Kucherenko - associate Professor of the Department of audit, Candidate of Economic Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

B.В. Сериков - магистрант учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (serikov_vlad97@mail.ru)

V.V. Serikov - undergraduate of accounting and finance department Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

SWOT - АНАЛИЗ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

SWOT ANALYSIS AS A UNIVERSAL TOOL RISK-BASED APPROACH IN THE MANAGEMENT OF GAS DISTRIBUTION ORGANIZATIONS

Аннотация.В статье рассмотрен один из универсальных и широко известных инструментов стратегического планирования фирмы, под названием «SWOT-анализ», являющийся особенно актуальным элементом риск-ориентированного подхода в условиях постоянной изменчивости бизнес-среды, вызванного межсферным дисбалансом. Раскрыта дефиниция данного вида анализа, обозначена его ценность в принятии стратегических бизнес решений со стороны менеджеров высшего звена, а также определены базовые правила для успешного и грамотного проведения «SWOT-анализа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.