Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИМПЕРАТИВНЫХ ПАРЕМИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИМПЕРАТИВНЫХ ПАРЕМИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТИВ / ПАРЕМИЯ / ПАРЕМИОЛОГИЯ / ТАБУ / РЕЛИГИЯ / КОРАН / ИСЛАМ / БИБЛИЯ / БУДДИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / МЫСЛЬ / ПРЕДМЕТ / СКАЗУЕМОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мааткалыкова Гулайм

Актуальность исследования: императивные пары были разделены на подгруппы, и были предприняты попытки их проиллюстрировать. Цели исследования: в этой статье описываются способы использования императивных паремий в обществе. Материалы и методы исследования: была проанализирована паремия, лежащая в основе императивных паремий, проведено сравнение ее использования в сознании и религии различных этнических групп, и было обнаружено, что она дана в одном и том же контексте. Результаты исследования: выявлены важнейшие функции императивов и изучено их применение в качестве нормы морали и поведения. Выводы: императив - это повеление ума, правило поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мааткалыкова Гулайм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF IMPERATIVE PAREMIAS

Research relevance: imperative pairs were divided into subgroups, and attempts were made to their illustration. Research objectives: this article describes the ways in which imperative paremias are used in society. Research materials and methods: paremias determining the imperative paremias were analyzed, a comparison was made of its use in the consciousness and religion of various ethnic groups, and it was found that it was given in the same context. Research results: the main functions of imperatives were identified and their application as a norm of morality and behavior was studied. Conclusions: an imperative is a command of the mind, a rule of behavior.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИМПЕРАТИВНЫХ ПАРЕМИЙ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

УДК 821.161.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/54

ПРИМЕНЕНИЕ ИМПЕРАТИВНЫХ ПАРЕМИЙ

©Мааткалыкова Г. А., ORCID: 0000-0001-5292-6671, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан, gulaimmaatkalykova85@gmail.com

APPLICATION OF IMPERATIVE PAREMIAS

©Maatkalykova G., ORCID: 0000-0001-5292-6671, Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan, gulaimmaatkalykova85@gmail.com

Аннотация. Актуальность исследования: императивные пары были разделены на подгруппы, и были предприняты попытки их проиллюстрировать. Цели исследования: в этой статье описываются способы использования императивных паремий в обществе. Материалы и методы исследования: была проанализирована паремия, лежащая в основе императивных паремий, проведено сравнение ее использования в сознании и религии различных этнических групп, и было обнаружено, что она дана в одном и том же контексте. Результаты исследования: выявлены важнейшие функции императивов и изучено их применение в качестве нормы морали и поведения. Выводы: императив — это повеление ума, правило поведения.

Abstract. Research relevance: imperative pairs were divided into subgroups, and attempts were made to their illustration. Research objectives: this article describes the ways in which imperative paremias are used in society. Research materials and methods: paremias determining the imperative paremias were analyzed, a comparison was made of its use in the consciousness and religion of various ethnic groups, and it was found that it was given in the same context. Research results: the main functions of imperatives were identified and their application as a norm of morality and behavior was studied. Conclusions: an imperative is a command of the mind, a rule of behavior.

Ключевые слова: императив, паремия, паремиология, табу, религия, Коран, ислам, Библия, Буддизм, христианство, языкознание, фольклор, мысль, предмет, сказуемое.

Keywords: imperative, paremia, paremiology, taboo, religion, Koran, Islam, Bible, Buddhism, Christianity, linguistics, folklore, thought, subject, predicate.

В данное время развивается новый раздел паремиологии. Основной объект исследования изучение малочисленного народного творчества. Они включают пословицы, загадки, анекдоты, велеризмы, благословения, пожелания (тосты), клятвы, проклятия, видения, сны и интерпретации. Это в фольклорные произведения выражаются через термины паремий. Паремия с греческого означает слово «пословица», «крылатое слово», «притча». Необходимость рассматривать паремии как отдельную отрасль науки была основана Г.Л. Германом (псевдоним Пермяков). Таким образом, в 70-е годы ХХ века паремиология превратилась в научную область. Паремии встречаются во всех развитых странах. Потому что паремия может быть общим объектом многих наук и имеет эпистемологический и

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

лингвистический, фольклористический, этнопсихологический, семиотический, социально-мнемологический, педагогический и другие аспекты.

Мы решаем парадигмы с логической точки зрения и разделили их на две группы в зависимости от возможности комментировать или не комментировать. К первой группе относятся суждения и ко второй группе состоит относятся императивные паремии [1].

Мы знаем, что слишком много микрожанров в императивных паремиях. В частности, к ним относятся: запреты, благословения, пожелания, проклятия и клятвы, обращения, лозунги, девизы и другое. Рассмотрим запреты в вышеупомянутой паремии, лежащие в основе микрожанров которые запрещены в обществе.

Табу (полинезийское слово, означающее «харам», «запрещено» и «священный») — это внешняя сила или мощь в терминологическом и религиозном смысле. Все считалось табу с точки зрения маны и вреда. Концепция табу широко распространена среди общинных обществ. Все племена осторожно относились к табу. Отказавшиеся от табу наказывались по-разному [2].

В статье использованы анализ и интерпретация понятия табу и его значений в обществе. Слова табу рассматривались в качестве основы в развитии общества, в сохранении гена в семье, в формирования нравственных правил. Неслучайно немецкий философ И. Кант не считал императивы законом этики. По его мнению, императивы — это мысль в повелительной форме. Такой императив бывает приблизительным или резким. Примерный или гипотетический императив — это приказ, который приводит человека к желаемой цели. Резкий императив несомненно, обязательный, сказанный безусловный приказ. Эта категория была основана и включена Кантом в его труде «Нравственность. Основы метафизики». Императив посвящается будущему. Он определяет будущее поведение, программирует, направляет и контролирует действия. Содержание императивного поведения нереально. В нем нет мнения.

Мнением называем систему мышления, наличие или отсутствие предмета, взаимосвязь между предметом и его признаком. Идея дается только в медленном предложении, потому что тогда в нем отражается описание явления. А в мнении есть субъект и предикат. Предикат — это название признака субъекта. Например, «Хороший человек говорит открыто».

В этом случае субъект мнения — хороший человек, и его знак — говорить открыто. Не отражает повелительного мнения. Например, омовение не делают, глядя на киблу. Здесь есть религиозно-мистическое табу, ограничение в мочеиспускании. Для мусульман кибла -священная сторона в которой находится священный город Мекка. Вот парадигма запрета контролирует поведение. Здесь паремия запрета управляет поведением. В нет субъекта и логического предмета. Следовательно, в императиве не дается отсутствие или присутствие предмета или его качество и не считается мнением. Здесь отмечается исполняемое и неисполняемое действие. Воля ограничивается. Это само по себе отделяет паремии и требует рассмотрения их образовательные, раздельные правовые и познавательные возможности. Императив можно определить как всеобщее и обязательное требование, повеление, имеющее безусловный и непререкаемый характер [3].

Императивы обладают следующими характеристиками:

Императив — это общепринятая, типичная, социально-педагогическая идея. Потому что императив имеет сильную семиотическую формулу. Материальную сущность этой формы составляет командное или директивное предложение. Сущность организована человеком, группа людей или общество организует принятые руководящие правила. В

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

семиотическом смысле его стремлением служит духовное состояние, руководящее действием человека.

Императивы выполняют важнейшие функции:

- организация жизни, направление и будущее общества;

- сохранение и продолжение традиции, традиционных правил, обычный порядок в обществе;

- принуждение к жизни традиционных правил, социальных групп; Основными признаками императива можно назвать следующие:

- создатель (автор, инициатор), исполнитель и дистрибьютор;

- императивы исходят от социально-экономических формаций, условные с изменением ценностей идеологий (религиозных, политических и др.)

- форма может быть предложением, выраженной в форме приказа или правила;

- императив подчиняется стандартной конструктивной формуле;

- императиву принадлежит адресат: адресат - индивидуум, группа, слои общества, этносы, объединения этносов или все человечество;

- адресату сообщается об императиве;

- императив может служить основанием для принципиальных ситуаций, а также дисциплинирует разум, игру, поведение и действия адресата [4, с. 11].

Императивы были созданы древними людьми. Потому что первые императивы были сформированы отзывами о запретах сексуального взаимодействия между матерью и ребенком, отцом и дочерью, между родственниками. Даже в религии находятся основные формулы в этой форме. Например, ссылаясь на Библию можно увидеть императивы, требующие моральное единство человечества и правильные отношения. Приведем примеры из библейских афоризмов: бойся Бога и храни его заповеди; не прелюбодействуй; уважай отца и мать; не убивайте себя; не навреди ближнему своему; не укради;

не ссорься с человеком без повода; не желай имущества ближнего твоего; научись хранить тайну; не лжесвидетельствуй на ближнего своего;

Вышеупомянутые императивы очень сильно повлияли на христианский мир. Потому что, что эти духовные ценности как нравственный закон внесли большой вклад в моральное развитие и становление человечества. Те же правила характерны другим религиям. Подобные призывы, запреты много советов и прочее есть в Коране.

Аллах повелевает: «Не говори, что есть два Бога. Он единственный — Аллах. Так что бойтесь Меня одного».

Боже, честь тебе! Слава Аллаху, Богу вселенной!

Знаете ли вы, что Аллах является единственным владельцем неба и земли? Тебе Нет другого защитника или помощника, кроме Аллаха. Не распространяйте харам по земле. Очистите свою веру и просветите свои сердца! Будьте терпеливы!

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

Поклоняйтесь Аллаху и приходите в себя! [5, с. 190-191].

Запрет на азартные игры.

Продать или съесть мясо нечистого животного.

Запрет на обман людей в торговле.

Запрет на употребление алкоголя.

Ростовщичество и другие запреты.

Эти запрещенные парадигмы, упомянутые в Коране служил в любые времена. Они предотвращают неравенство, побуждают веру в великую силу и быть боязливым и терпеливым, не делать зло. Такие императивные паремии применимы к народам буддийской веры. Приведем примеры из правил философии йоги, ветви буддизма:

1. Будьте чистыми, терпеливыми и стойкими.

2. Откажитесь от удовольствий этого мира и стремитесь к истине с Богом.

3. Будьте честны в своих мыслях, словах и действиях.

4. Не сосредотачивайтесь на внешнем мире, сосредоточьтесь на внутреннем, думайте быстро, не отвлекайтесь на ложные удовольствия и т. д.

В Библии, в буддизме или в священных книгах других религий нет полных предложений как в священном Коране. Коран не был написан учеными, но считается священной книгой, данной Богом. В исламском мире в короткое время до появления медицины, физики, химии, математики, священный Коран и Пророк (мир ему и благословение) были главными причинами появления многих ученых. Например, одним из первых произведений шедевров турецкой литературы был труд великого мыслителя Ж. Баласагына «Благословенное знание», в котором можно встретить императивы с точки зрения предмета, правильного пути в политике.

1. Не грешите, поклоняйтесь Богу и знайте, что нет ничего лучше этого.

2. Не ленитесь, не бросайте свою работу, пусть ваши слова и дела будут такими же светлыми.

3. Рано вставайте, поздно ложитесь, не волнуйтесь, кто рано встает тому будет счастье!

4. Не приближайся к плохим, это грех, твори добро и всегда пробивайся.

5. Будь верен своему слову, береги свое здоровье, будьте точны и вы будете длиннорукими!

6. Учите ребенка знаниям с раннего возраста, образованный человек может все.

7. Примите добро, всегда держись подальше от плохих людей.

8. Прокаженный! Пусть свершится справедливость,

У вас плохая политика — у вас плохая работа.

9. Кто делает свою работу честно — то он навсегда сохранит свое имя!

Императив — это повеление ума, правило поведения. Оно отличается от практического права и закона природы. Императив имеет свойство ограничения воли и свободы повелительных людей. Близкое мнение к этому высказал основоположник философии жизни, великий философ Ф. Ницше. Это факт, что все императивы выполняются посредством принуждения. Согласно Канту, императивы составляют управление двумя разными способами: 1. примерный, 2. резкий.

Примерным императивом можно назвать практическую необходимость возможного действия для достижения выбранной цели, а резким императивом выражается необходимым действием не имеющего ничего общего с какой-либо другой целью. Следовательно, оба эти императива оцениваются как формула необходимого действия. Оба эти императива являются

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

в соответствии с принципом воли. Были и критики идеи Канта, сказанного о резком императиве.

Артур Шопенгауэр противоречил этой теории. По его словам, абсолютная заповедь морали не является никакой инструкцией или командой. Любой моральный императивный долг является условным. А безусловные законы считались свойственными только для природы.

Согласно Канту, все знания состоят из целенаправленных императивов. Такие императивы существуют в форме способности и искренности. Такие императивы могут быть гипотетического или гипотетического характера. Содержание такого императива составляют максимальная доброта (здоровье, долгая жизнь, благополучие, глубокие знания, и любовь).

Эти эмпирические советы, пожелания и т. д. (будьте рациональны, будьте вежливы, не желайте того, чего не хотите для себя и т. д.) не являются командой, потому что здесь нет никакого принуждения. В них сильна прагматическая сущность. В некоторых случаях одно и то же требование в делах является как приблизительным (гипотетическим), так и резким (безусловным). Например, не оскорбляйте родителей -моральный закон требует строгого соблюдения всеми. Не оскорбляйте родителей, если не хотите, чтобы плохо выглядеть перед людьми и ждать плохого от своих детей. Эти понятия являются гипотетическим императивом, учитывая условия требования, здесь требования даны с условиями и нет никакого принуждения для их выполнения. В запретах дается требование против традиции.

Народные запреты не являются случайными. Несмотря на то, что они кажутся для нас простыми, каждый имеет глубокий смысл воспитания.

Приведем пример из некоторых популярных народных запретов: не качайте пустую люльку; не преграждайте дорогу своим родителям; не считайте людей руками; не здоровайтесь, не переступив порог; не бросай еду; не выливайте молочное на землю; не бегайте вокруг людей; не одалживайте первую добычу; не говорите во время чтения Корана; не занимайтесь зачатием ребенка в сумерках; не пинайте, не бросайте и не носите неправильно головной убор; не хмурьтесь, когда приходит гость и т. д. В этих императивах даны правила традиции, принятые обществом. Они тоже в виде запретов.

Список литературы:

1. Абдулатов А. Некоторые проблемы описания паремий для познавательных и педагогических целей. Ош, 2008.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999.

3. Мурзараимов Б. История религий. Турецкий фонд и факультет теологии Ошского государственного университета. Ош, 2016. С. 290-291.

4. Драч Г. В. Культурные императивы: идеи Э. С. Маркаряна // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1(69). С. 58-64.

5. Байрактар М. Ученые-мусульмане, оставившие свой след в науке. Бишкек. 2016.

References:

1. Abdulatov, A. (2008). Nekotorye problemy opisaniya paremii dlya poznavatel'nykh i pedagogicheskikh tselei. Osh. (in Russian).

2. Kant, I. (1999). Osnovy metafiziki nravstvennosti. Moscow. (in Russian).

3. Murzaraimov, B. (2016). Istoriya religii. Turetskii fond i fakul'tet teologii Oshskogo gosudarstvnenogo universiteta. Osh, 290-291. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72

4. Drach, G. V. (2016). Kul'turnye imperativy: idei E. S. Markaryana. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, (1(69)), 58-64. (in Russian).

5. Bairaktar, M. (2016). Uchenye-musul'mane, ostavivshie svoi sled v nauke. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.10.2021 г. 14.10.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Мааткалыкова Г. А. Применение императивных паремий // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 431-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/54

Cite as (APA):

Maatkalykova, G. (2021). Application of Imperative Paremias. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 431-436. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.