Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ КРИТЕРИЕВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ КРИТЕРИЕВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский учет / информационно-коммуникационные технологии / дебиторская задолженность / конкуренция / оценка конкурентоспособности / прибыль / АВС анализ / затраты / эффективность работы / контроль / accounting / information and communication technologies / accounts receivable / competition / competitiveness assessment / profit / ABC analysis / costs / work efficiency / control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Конева

Целью данной статьи является рассмотрение возможности применения информационно коммуникационных технологий (ИКТ) для контроля дебиторской задолженности как одного из критериев в оценке конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса. В статье предложен алгоритм контроля дебиторской задолженности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Многие предприятия сталкиваются с большой проблематикой наличия дебиторской задолженности как части временно «омертвленного» оборотного капитала, основной задачей по устранению проблемы является управление этим видом оборотных средств с помощью информационных технологий и организация финансового контроля платежной дисциплины клиентов для повышения конкурентоспособности предприятия посредством увеличения скорости возврата оборотного капитала. Данная методика является практическим материалом для применения организациями и прошла тестирование на действующих предприятиях. В результате внедрения ИКТ по контролю за дебиторской задолженностью, предприятие получает управляемые производственные процессы контроля оборотного капитала, что позволяет сохранить ликвидную платежную дисциплину. Весь комплекс мероприятий по контролю возврата дебиторской задолженности направлен на минимизацию расходов и повышению конкурентного преимущества компании. Использование ИКТ при организации учета на предприятии предназначено помочь руководителям для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ICT FOR MONITORING ACCOUNTS RECEIVABLE AS ONE OF THE CRITERIA FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION BUSINESS ENTITIES

The purpose of this article is to consider the possibility of using information and communication technologies (ICT) for the control of receivables as one of the criteria in assessing the competitiveness of construction business entities. The article proposes an algorithm for controlling accounts receivable using information and communication technologies. Many enterprises face a big problem of having receivables as part of temporarily "dead" working capital, the main task to eliminate the problem is to manage this type of working capital using information technologies and organize financial control of the payment discipline of customers to increase the competitiveness of the enterprise by increasing the speed of return of working capital. This technique is a practical material for use by organizations and has been tested at existing enterprises. As a result of the introduction of ICT for the control of accounts receivable, the enterprise receives managed production processes for controlling working capital, which allows maintaining a liquid payment discipline. The entire range of measures to control the return of receivables is aimed at minimizing costs and increasing the company's competitive advantage. The use of ICT in the organization of accounting at the enterprise is intended to help managers to achieve their goals.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ КРИТЕРИЕВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА»

6. Прощенко К.Н. Использование МСФО в национальном регулировании бухгалтерского учета / К.Н. Прощенко, В.В. Башкатов // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности Материалы IV международной студенческой научной конференции. -2014. - С. 142-145.

7. Шубич А. В. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности. Преимущества и недостатки / А. В. Шубич, Н. С. Власова // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Материалы IV студенческой научной конференции, 2014.

- С. 39-42. References:

1. Adamenko A.A. Comparative analysis of accounting systems for inventory holdings in international accounting / A.A. Adamenko, A.S. Tkachenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2013. - No. 1 (4). - S. 8-10.

2. Govdya V. V. Drawing up reporting in the format of IFRS / A. I. Trubilin, V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2012. - No. 38. - S. 7-10.

3. Eremina, NV History and prospects of Russian accounting / NV Eremina, SI Pankov // Accounting and analytical support of the innovation management system: materials of the international. scientific. conf. young scientists and university professors (Krasnodar, December 20-22, 2018) / comp .: Yu. I. Sigidov, N. S. Vlasova, G. N. Yasmenko, V. V. Bashkatov. -Krasnodar: KubGAU, 2019 .-- S. 81-87.

4. Kesyan, SV Transformation of Russian reporting in accordance with international financial reporting standards / SV Kesyan, NV Eremina // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017.

- No. 129. - S. 970-982.

1. Kushchyan D. S. International financial reporting standards in the Russian Federation: problems and implementation / D. S. Kushchyan, B. A. Vorobiev, T. E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support : Materials of the international scientific-practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers, Krasnodar, May 15, 2013 KubSAU. - Krasnodar, 2013 .-- S. 62-68.

5. Polonskaya O.P. The main problems of the transition to IFRS / O.P. Polonskaya, E.G. Zlobova // In the collection: Accounting: history, modernity, development prospects. Collection of scientific articles on the results of the international correspondence scientific and practical conference of the teaching staff. 2013 .-- S. 197-200.

6. Proshchenko K.N. The use of IFRS in national accounting regulation / K.N. Proshchenko, V.V. Bashkatov // Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting Materials of the IV international student scientific conference. - 2014 .-- S. 142-145.

7. Shubich A. V. Transition of Russia to international financial reporting standards. Advantages and disadvantages / A. V. Shubich, N. S. Vlasova // Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting. Materials of the IV student scientific conference, 2014. - pp. 39-42.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11188

М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет, mk441@yandex.ru,

M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, Federal State Budgetary Educational Establishment "Kuban State Agrarian University.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ КРИТЕРИЕВ В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА THE USE OF ICT FOR MONITORING ACCOUNTS RECEIVABLE AS ONE OF THE CRITERIA FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION BUSINESS ENTITIES

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение возможности применения информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) для контроля дебиторской задолженности как одного из критериев в оценке конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса. В статье предложен алгоритм контроля дебиторской задолженности с использованием информационно -коммуникационных технологий.

Многие предприятия сталкиваются с большой проблематикой наличия дебиторской задолженности как части временно «омертвленного» оборотного капитала, основной задачей по устранению проблемы является управление этим видом оборотных средств с помощью информационных технологий и организация финансового контроля платежной дисциплины клиентов для повышения конкурентоспособности предприятия посредством увеличения скорости возврата оборотного капитала.

Данная методика является практическим материалом для применения организациями и прошла тестирование на действующих предприятиях В результате внедрения ИКТ по контролю за дебиторской задолженностью, предприятие получает управляемые производственные процессы контроля оборотного капитала, что позволяет сохранить ликвидную платежную дисциплину.

Весь комплекс мероприятий по контролю возврата дебиторской задолженности направлен на минимизацию расходов и повышению конкурентного преимущества компании. Использование ИКТ при организации учета на предприятии предназначено помочь руководителям для достижения поставленных целей.

Abstract. The purpose ofthis article is to consider the possibility of using information and communication technologies (ICT) for the control ofreceivables as one of the criteria in assessing the competitiveness of construction

business entities. The article proposes an algorithm for controlling accounts receivable using information and communication technologies.

Many enterprises face a big problem ofhaving receivables as part of temporarily "dead" working capital, the main task to eliminate the problem is to manage this type ofworking capital using information technologies and organize financial control of the payment discipline of customers to increase the competitiveness of the enterprise by increasing the speed of return of working capital.

This technique is a practical material for use by organizations and has been tested at existing enterprises. As a result ofthe introduction oflCT for the control of accounts receivable, the enterprise receives managed production processes for controlling working capital, which allows maintaining a liquid payment discipline.

The entire range ofmeasures to control the return of receivables is aimed at minimizing costs and increasing the company's competitive advantage. The use of ICT in the organization of accounting at the enterprise is intended to help managers to achieve their goals.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, информационно-коммуникационные технологии, дебиторская задолженность, конкуренция, оценка конкурентоспособности, прибыль, АВС анализ, затраты, эффективность работы, контроль.

Keywords : accounting, information and communication technologies, accounts receivable, competition, competitiveness assessment, profit, ABC analysis, costs, work efficiency, control.

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) у многих организаций появляется возможность систематизировать и автоматизировать учет на предприятиях Одной из важнейших задач по автоматизации учета с применением ИКТ, является организация контроля за возвратом дебиторской задолженности [7].

Целью данной статьи является рассмотрение возможности применения информационно -коммуникационных технологий для контроля дебиторской задолженности как одного из критериев в оценке конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса. В статье предложен алгоритм контроля дебиторской задолженности с использованием информационно -коммуникационных технологий.

В связи с проблематикой наличия дебиторской задолженности как части временно «омертвленного» оборотного капитала, в качестве основной задачи по управлению этим видом оборотных средств можно назвать автоматизацию и организацию финансового мониторинга платежной дисциплины клиентов с применением ИКТ для повышения конкурентоспособности предприятия посредством увеличения скорости возврата оборотного капитала.

За последнее десятилетие произошел огромный прорыв в развитии информационно -коммуникационных технологий во всех отраслях промышленности, строительной отрасли, учебных заведениях. Благодаря информационным технологиям появилась возможность автоматизировать многочисленные процессы с целью повышения качества и эффективности выполняемых работ. В этой связи появляется возможность использовать меньше ресурсов, тем самым снижать затраты и повышать скорость работы. Наряду с этим, технологии позволяют легко хранить больше информации при сохранении ее целостности. Информация может быть получена мгновенно, когда это необходимо и ее можно анализировать не только для изучения прошлых тенденций, но и для прогнозирования будущих. В свою очередь, это может помочь в процессе принятия управленческих решений [8].

Для развития информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо развивать национальный сектор IT-технологий, стимулировать создание инновационных проектов. Всемирным экономическим форумом, для оценки готовности стран к цифровой экономике, используется последняя версия международного индекса сетевой готовности, представленная в докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016год. Этот индекс показывает, насколько хорошо экономика страны использует цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния, а также оценивает факторы, влияющие на развитие цифровой экономики, так Россия находится пока на 41 месте, но в тоже время, начиная с 2017го да, значимость задачи цифровизации экономики приобрела статус государственной программы. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р была утверждена государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3].

В связи с развитием рыночных отношений в сфере капитального строительства и развитием конкурентных отношений возникла необходимость в разработке методов оценки конкурентоспособности строительных организаций.

Опр еделение ме ста в ре йтинге строительного пре дприятия выявляет ко нку ре нтные пре имущества и недостатки и позволяет принимать эффективные управленческие решения и разрабатывать стратегии развития предприятия.

Развитие строительных организаций, внедрение новых технологий, применение новых строительных материалов, рост строительной отрасли в целом невозможно в условиях, когда единственным фактором, который определяет конкурентоспособность, является цена. Показатель цены перестает быть решающей характеристикой при выборе частным заказчиком подрядчика на выполнение работ. Одновр еменно с этим, заказчик производит оценку управленческих, финансовых, организационно -технических характеристик предприятия. От-

дельным пунктом производится оценка качества производимыхработ. В этой связи, задача оценки конкурентоспособности, включающей многие факторы, представляется актуальной.

Конкурентоспособность (КСП) - это относительная характеристика, которая определяет его способность вести борьбу за рынок с другими предприятиями, а также получать новые конкурентные преимущества путем эффективного использования всех видов ресурсов.

Исследованием теоретической и практической сущности КСП, вопросами ее измерения и повышения занимались многие зарубежные и отечественных учёные, среди которых можно выделить таких, как: И. Ансофф, А. Градов, Н. Кизим, М. Портер, Р. Фатхутдинов, А. Юданов и др. Большой вклад в изучение КСП как обобщённого показателя результативности предприятия в условияхрыночной экономики внесли такие крупные консалтинговые группы, как ADL, BCG, МсКпсеу и др. [14].

По мнению Шеремет А.Д. и Ненашева Е.В., конкурентоспособность предприятия характеризуется его финансовым состоянием, поэтому формирование методики оценки финансового состояния является наиболее важной задачей. Несмотря на то, что авторы предлагают использовать методику рейтинговой оценки для промышленных предприятий, она может использоваться и в строительной отрасли. Это стало возможным благодаря внедрению единой системы финансовой отчетности.

Еще одним методом оценки КСП является ее оценка на основе теории эффективной конкуренции. В соответствии с этой теорией, уровень организации работы всех подразделений и служб предприятия напрямую влияет на его конкурентоспособность. Эффективность деятельности подразделений определяется уровнем использования различных ресурсов предприятия.

Юданов А.Ю. в своей работе «Конкуренция: теория и практика» утверждает, что устоявшегося и общепризнанного во всем мире определения рыночной конкуренции нет. Так, одни авторы понимают конкуренцию как соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Другие авторы под конкуренцией понимают неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Согласно конкуренция - (от лат. сопсшггеге - сталкиваться) - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [1].

Превосходство над конкурентами в удовлетворении конкретных потребностей заказчика выражается совокупностью не только качественных и стоимостных характеристик строительной продукции, но и уровнем организации производства. Помимо этого, в отмеченных недостаткахупоминалось об ограниченности применяемых методов. Она заключается в том, что, как правило, особое внимание уделяется экономическим, управленческим и потребительским (цена и качество) показателям конкурентоспособности предприятия. Организационно-технические показатели не рассматриваются в качестве анализируемых, либо указывается небольшая их часть [14]. Хотя они во многом предопределяют и обосновывают все остальные показатели. Это означает тесную взаимосвязь экономических, управленческихи потребительских с организационно-техническими показателями конкурентоспособности строительных предприятий [13]. А это, в свою очередь, предопределяет принятие управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей в установленные сроки с минимальными затратами всех видов ресурсов.

Конкуренция на строительном рынке возникает тогда, когда появляется большое количество товаров со схожими потребительскими свойствами. Суть ее заключается в стремлении предприятий удержать позиции на рынке, что достигается совершенствованием техники и технологии производства, применением научно -технических достижений и современных методов организации строительства, снижением затрат на его производство, что в совокупности позволяет повышать качество создаваемой продукции.

В настоящее время конкурентоспособность формируется на следующихуровняхэкономической систем ы (снизу вверх):

1. Конкурентоспособность страны.

2. Конкурентоспособность экономики.

3. Конкурентоспособность отрасли.

4. Конкурентоспособность фирмы.

5. Конкурентоспособность товара.

Между этими уровнями экономической системы происходит тесная взаимосвязь[2]. Другими словами, категории конкурентоспособности товара, предприятия, региона являются взаимосвязанными и взаимозависимыми: конкурентоспособность фирмы является основой конкурентоспособности ее товаров, конкурентоспособность экономической среды региона является основой конкурентоспособности предприятий данного региона.

Конкурентная борьба всегда ведется с целью достигнуть определенного преимущества, которое позволит занять на рынке высокую позицию [7].

В рыночныхусловиях, дебиторская задолженность является объективным условием ведения бизнеса и служит дополнительным фактором конкурентоспособности коммерческой фирмы. Вместе с тем, средства на счетах дебиторов временно отвлекают средства из оборота предприятия, омертвляют его капитал[4]. В связи с этим, важнейшей задачей финансового управления задолженностью выступает контроль состояния расчетов,

который должен основываться на достоверной информации, отражающей состояние и движение дебиторской задо лже нно с ти.

На практике, в условиях ужесточения конкуренции требуется качественная методика управления дебиторской задолженностью, позволяющая формировать индивидуальные контрактные условия для заказчиков, предоставлять лимиты дебиторской задолженности и контролировать их возврат, оперативно организовывать досудебную и судебную работу по дебиторской задолженности, в случаях несвоевременного погашения долгов [10].

Для выработки критериев предоставления отсрочки по отгружаемому товару (работам, услугам), необходимо индивидуально подходить к контрагентам, но для выработки более оптимальных решений, возможно ранжировать дебиторов по АВС - анализу. Показатели для АВС - анализа каждое предприятие разрабатывает самостоятельно, к примеру, такими показателями могут служить:

- сумма отгрузок;

- перечень номенклатуры (от степени ликвидности);

- надежность контрагента;

- платежная дисциплина;

- срок оплаты и др.

Применение АВС-анализа возможно при градации поставщиков, в управлении производственными запасами и проведении анализа цен на основные материальные ресурсы [3].

Дебиторская задолженность, как известно, относится к высоколиквидным активам предприятий. Вместе с тем большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно повышает издержки предприятия, приводит к уменьшению фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, снижению в конечном итоге его финансовой устойчивости. До недавнего времени, пожалуй, единственным и наиболее эффективным способом управления дебиторской задолженностью считалось ее сведение к «0», в том числе и за счет 100 % предоплаты [11].

В условиях обостряющейся конкуренции, использование этого способа обуславливает серьезное уменьшение объема продаж и существенное снижение рыночной доли предприятия. Для качественного управления дебиторской задолженностью необходимо использовать информационно -коммуникационные технологии [5].

Управление дебиторской задолженностью является гибким инструментом в руках руководителей предприятия [6]. Вовлечение денежных средств в оборот приведет к росту товарооборота и улучшению финансовых показателей предприятий [12].

Для управления дебиторской задолженностью с применением ИКТ необходимо организовать следующий производственный процесс на предприятии:

1) разработать регламент по контролю за дебиторской задолженностью;

2) рассчитать максимально возможный лимит дебиторской задолженности для финансовой устойчивости предприятия;

3) установить лимиты для каждого контрагента используя АВС-анализ контрагентов;

4) доработать программные продукты предприятий с целью разработки блока по контролю дебиторской задолженностью, а именно:

а) установить лимиты отгрузок под каждого контрагента и в программном продукте запретить проведение отгрузок клиенту сверх лимитов;

б) при своевременно непогашенной задолженности разработать:

- автоматическую отправку СМС оповещения клиенту о просроченном долге;

- автоматическую отправку информационного письма о наличии задолженности на электронную почту контрагенту и заказным письмом по почте.

- установить срок ожидания получения денежных средств от непогашенной дебиторской задолженности после отправки информационного письма в течение 10 дней;

- отправить досудебную претензию клиенту (организовать автоматическую отправку претензий с помощью ИКТ, минуя ручную работу юристов);

- установить срок получения денежных средств по предсудебной претензии 30 дней и после отправлять судебную претензию;

- формирование судебной претензии, и отправка в суд;

- разработать отчет по контролю погашения дебиторской задолженности на всех стадиях работы (пример отчета на рисунке 1).

Все вышеперечисленные способы контроля дебиторской задолженности помогут предприятиям своевременно истребовать денежные средства и не надеяться на человеческий фактор, насколько сотрудники своевременно организовали претензионную работу. Использование ИКТ поможет выполнить работу за сотрудников и повысит надежность и скорость возврата задолженности. На примере одной из строительных компаний скорость возврата увеличилась в 6 раз [9].

Объект Сумма задолженн ости Дней просрочки Коммерческий отдел Юридический отдел

Контрагент Менеджер Комментарий Дата последнег 0 комментар ия Претензия

Бронь Договор Орган изаци я Выставлена Отправлена Чек CMC

ЖК (Парковка 1) 500 000,00

Тауберт Юлия Сергеевна 500 000,00 95

Бронирование доли GR000Q10254 от 04.03.2021 Парковка 1-31/32-Ф от 05.03.2021 ООО 500 000,00 95 Прокофьева Анастасия поставили юр. отделу задачу, чтобы написали претензионное письмо, т.к клиентка сказала что открыла новый ЭСКРОУ счет и перевела деньги, но по факту нет+ больше ничего делать не хочет , чтобы решить данный вопрос (Сапинская Ксения) 24.06.2021

ЖК (Парковка 3) 300 000,00

Маслова Екатерина Олеговна 300 000,00 38

Бронирование доли GROOO010220 от 15.02.2021 Парковка 3-408/40Э-Ф от 06.04.2021 ООО 300 000,00 38 Нечипорик Юлил сдают застройщику подъемный механизм (Нечипорик Юлия ) 17.06.2021

Итого 800 000,00

Рисунок 1 - Отчет по контролю претензий Контролировать судебные претензии можно по форме, приведенной на рисунке 2.

Рисунок 2 - Отчет по контролю судебных претензий

Заключение

Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль оборачиваемости средств в расчетах [1].

Оптимальное управление дебиторской задолженностью позволяет высвободить из оборота средства, которые могут быть использованы для других целей без привлечения дополнительных источников финансирования.

Для успешного ведения конкурентной борьбы предприятия необходимо совершенствовать бизнес -процессы с ориентацией на внедрение в свою деятельность лучших практик лидеров рынка, стараться максимально учитывать пожелания клиентов, проводить грамотную ценовую политику, максимально вовлекать ресурсы предприятия, поддерживать позитивный имидж предприятия и активно использовать доступные на сегодняшний день возможности интернет-пространства и информационных технологий. Одним из важнейших процессов конкурентного преимущества является оперативный контроль дебиторской задолженности.

Источники:

1. Юданов А. Конкуренция: теория и практика // https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2017/04.pdf (дата обращения 24.06.2021).

2. Асаул А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев / под ред. А.Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

3. Всемирный Экономический Форум: индекс сетевой готовности 2016 года // http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemimogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html (дата обращения 24.06.2021).

4. Портер М. Конкуренция / М. Портер / пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. - 495 с.

5. Горбатов В.М. Конкурентоспособность и циклы развития интегрированных структур бизнеса: монография / В.М. Горбатов. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2006. - 592 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Конева М.В. Применение информационных и коммуникационных технологий в оценке конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса / М.В. Конева // Бизнес образование право. Business. Education. Law. 2021, May № 2 (55). Subscription indices - 38683, Р 8683.

7. Конева М.В. Контроль взаиморасчетов с контрагентами с применением ИКТ в бухгалтерском учете строи тельных организаций / М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования. - 2020. - № 31 (5). - С. 335.

8. Конева М.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных компаний / М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С.444.

9. Лукинов О.В. Основные факторы конкурентного преимущества строительной организации: сб. науч. тр. / О.В. Лукинов. - М.: МГСУ, 2003. - С.45-57.

10. Лысенко Е.Н. Формирование и развитие конкурентного потенциала строительных предприятий при участии в подрядных торгах (на примере Брянского региона). Автореферат дис. канд. экон. наук - СПб, 2006. - 18 с.

11. Мамедов Ш. Н. Количественная оценка конкурентоспособности строительных предприятий / Ш.Н. Мамедов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.usue.ru/ resource/free/12/s226.pdf.

12. Мандах Б. Конкурентоспособность строительных предприятий: факторы и оценка / Б. Мандах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dissercat.com/content/konkurentosposobnost.

13. Мацоян Д.О. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве / Д.О. Мацоян // Российское предпринимательство. - 2012. - № 1 (199). - С. 143-148.

14. Тищенко А. Н. Оценка конкурентоспособности предприятий строительного кластера / А. Н. Тищенко, Ю. А. Тара-руев // Бизнес Информ. - 2009. - №3. - С. 32-36.

References:

1. Yudanov A. Competition: theory and practice // https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2017/04.pdf (access date 06.24.2021).

2. Asaul A.N. Assessment of competitive positions of business entities / A.N. Asaul, H.C. Abaev, D.A. Gordeev / ed. A.N. Asaula. - SPb .: ANO "IPEV", 2007. - 271 p.

3. World Economic Forum: 2016 Networked Readiness Index // http://d-russia.ru/rossiya-ostalas-na-41-meste-v-rejtinge-setevoj-gotovnosti-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016.html (date of treatment June 24, 2021).

4. Porter M. Competition / M. Porter / trans. from English - M .: Ed. house "Williams", 2000. - 495 p.

5. Gorbatov V.M. Competitiveness and development cycles of integrated business structures: monograph / V.M. Gorbatov. -Kh .: Publishing House INZHEK, 2006. - 592 p.

6. Koneva M.V. Application of information and communication technologies in assessing the competitiveness of construction business entities / M.V. Koneva // Business Education Law. Business. Education. Law. 2021, May No. 2 (55). Subscription indices - 38683, P 8683.

7. Koneva M.V. Control of mutual settlements with counterparties using ICT in the accounting of construction organizations / M.V. Koneva // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 31 (5). - S. 335.

8. Koneva M.V. T he use of information and communication technologies in the accounting of construction companies / M.V. Koneva // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 444.

9. Lukinov O.V. The main factors of the competitive advantage of a construction organization: collection of articles. scientific. tr. / O.V. Lukinov. - M .: MGSU, 2003. - P.45-57.

10. Lysenko E.N. Formation and development of the competitive potential of construction companies when participating in contract bidding (on the example of the Bryansk region). Abstract dis. Cand. econom. Sciences - SPb, 2006 .-- 18 p.

11. Mamedov Sh. N. Quantitative assessment of the competitiveness of construction enterprises / Sh.N. Mamedov [Electronic resource]. - Access mode: http://lib.usue.ru/ resource / free / 12 / s226.pdf.

12. Mandakh B. Competitiveness of construction enterprises: factors and assessment / B. Mandakh [Electronic resource]. -Access mode: http: //www.dissercat.com/content/konkurentosposobnost.

13. Matsoyan D.O. Some features of increasing the competitiveness of entrepreneurial structures in construction / D.O. Matsoyan // Russian Entrepreneurship. - 2012. - No. 1 (199). - S. 143-148.

14. Tishchenko A. N. Assessment of the competitiveness of enterprises in the construction cluster / A. N. Tishchenko, Yu. A. Tararuev // Business Inform. - 2009. - No. 3. - S. 32-36.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11189

М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет, mk441@yandex.ru,

M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, Federal State Budgetary Educational Establishment "Kuban State AAgrarian University.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION BUSINESS ENTITIES USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение способов оценки конкурентоспособности субъектов строительного бизнеса с применением информационно -коммуникационных технологий (ИКТ).

В условиях роста конкуренции, требования к строительным организациям возрастают, возникает необходимость улучшать качество строительства и отделки, строить более комфортные дома, ориентированные на отдельные группы населения. В таких условиях, трудно создавать поточное производство, с помощью которого возможно снижения затрат на проектирование, разработку смет, логистику и повышения качества строительства. Важным условием является применение современных информационных технологий, позволяющих качественно подходить к проектированию домов и организации внутренних процессов на предприятии.

Конкурентоспособность предприятия показывает его способность эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и обеспечивать прибыльность в условиях конкурентного рынка. В узком понимании -конкурентоспособность предприятия - это его способность обеспечить выпуск и реализацию качественной продукции, то есть такой продукции, которая обладает преимуществами по сравнению с конкурентами. Выбор методов оценки конкурентоспособности поможет более точно и многогранно оценить позиции предприятия на рынке для принятия своевременных и грамотных управленческих решений.

Abstract. The purpose of this article is to consider ways to assess the competitiveness of construction business entities using information and communication technologies (ICT).

In the conditions of increasing competition, the requirements for construction organizations are increasing, there is a need to improve the quality of construction and finishing, to build more comfortable houses aimed at individ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.