Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические игры / образование / игровые технологии / обучающийся / педагог / урок технологии / pedagogical games / education / game technologies / student / teacher / technology lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Елизавета Александровна, Пьянов Руслан Романович, Пьянова Наталия Викторовна

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения игровых технологий в систему образования. На примере предметной области «Технология» раскрыты возможности и приведены примеры применения педагогических игр, которые повышают познавательную активность на уроке. Результаты исследования показали, что усвоение материала в процессе игры проходит в более легком и увлекательном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Елизавета Александровна, Пьянов Руслан Романович, Пьянова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN TECHNOLOGY LESSONS

The article is devoted to the actual problems of the introduction of gaming technologies into the education system. On the example of the subject area "Technology", the possibilities are revealed and examples of the use of pedagogical games that increase cognitive activity in the classroom are given. The results of the study showed that the assimilation of the material during the game takes place in an easier and more exciting format.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 372.864

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Столярова Елизавета Александровна, магистрант (e-mail: elizaveta.aleksa@mail.ru) Пьянов Руслан Романович, студент (e-mail: ruslan.pjanov@yandex.ru) Пьянова Наталия Викторовна, к.э.н., доцент, (e-mail: rus.bagira@mail.ru)

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения игровых технологий в систему образования. На примере предметной области «Технология» раскрыты возможности и приведены примеры применения педагогических игр, которые повышают познавательную активность на уроке. Результаты исследования показали, что усвоение материала в процессе игры проходит в более легком и увлекательном формате.

Ключевые слова: педагогические игры, образование, игровые технологии, обучающийся, педагог, урок технологии.

Игровые технологии в педагогической практике являются незаменимым способом эффективного процесса передачи новых знаний и умений. Данное положение подтверждается большим количеством исследований, проводимых с конца XIX века, когда игровая деятельность приобретает новые характерные свойства, рассматривающие ее как результативное средство формирования навыков, необходимых для психофизического и личностного развития обучающихся. Переоценка игры в качестве способа передачи знаний выявила, что ее внедрение способствует приобщению учеников к окружающему социуму, повышению чувства ответственности, развитию познавательной активности, переносу знаний на практическую деятельность, приобретению знаний в более легкой и доступной форме, тренировке коммуникативных навыков и т. д.

В настоящие время следует выделить известных советских и зарубежных педагогов-исследователей, труды которых заложили основу для применения игры в качестве метода обучения. К таким относят психологов К. Гросса, А.Н. Леонтьева, Ф.Я. Бентендейха, педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других, не менее значимых, исследователей. [5]

Игровые технологии подразумевают использование методов и приемов игры при организации образовательного процесса. Уровень развития современного образовательного процесса совершенствует применяемые педагогические игры, дополняя их цифровыми ресурсами, интерактивными приемами, инновационными элементами, тем самым расширяя их спектр возможностей.

В педагогической литературе не существует единого подхода к классификации игровых технологий. Рассмотрим классификацию доктора педагогических наук Князева А. М., [7] который является автором оригинальных разработок в области педагогики и психологии активно-игрового обучения, технологии изучения личности в условиях организации.

В первую очередь следует разделить игры по характеру деятельности на:

— физические (двигательные);

— интеллектуальные (умственные);

— социальные;

— психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По специфике игровой среды различают: аудиторные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные. Также выделяют педагогические по характеру игровых действий, в зависимости от количества участников и в соответствии с предметной областью.

Различные группы игр могут использоваться как независимо друг от друга, так и в комбинации с другими элементами для достижения желаемого результата при разработке уроков в игровом формате.

Вышеприведенная классификация подтверждает тот факт, что в нынешнее время игровые технологии применимы для всех предметных областей, не исключая уроки технологии.

Предметная область «Технология» является уникальной, в связи с творческими возможностями и ее разносторонними модулями. Во время трудового обучения происходит смена вида деятельности, что предоставляет собой средство оптимизации общего функционального состояния школьника.

То есть грамотное построение уроков Технологии положительно оказывает воздействие на умственное развитие обучающегося, на развитие познавательных процессов, мышление, внимание, воображение и фантазию, на способность планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, что в целом способствует повышения качества знаний и является средством эмоционального настроя и на других предметных областях.

К урокам технологии применимы все виды педагогических игр. К примеру, в качестве интеллектуальной игры удачным решением будет проведение викторин, ребусов, по мотивам телепередач «Своя игра», «Поле чудес» или «Кто хочет стать миллионером».

На уроке технологии при изучении темы «Сервировка стола. Этикет» применимы и сюжетные игры, где разыгрываются сценки с использовани-

ем ролей официантов, гостей, поваров. При проигрывании таких ситуаций обучающиеся не только закрепляют ранее полученные знания и навыки, применяя их на практике, но и затрагиваются методы профориентацион-ной работы.

С помощью игр на уроках технологии девочки могут совместно лепить картину из пластилина, делать оригами, изучать основы моделирования и кройки шитья и тд.

С целью более красочного и мультимедийного оформления педагогические игры дополняют информационно-коммуникативные технологии. Сейчас существует множество образовательных цифровых платформ, которые позволяют создавать красочные презентации, викторины, анимации, упражнения, паззлы и полноценные игры.

К представляющим интерес образовательным платформам, предоставляющие широкий доступ к созданию интерактивных упражнений к урокам, можно отнести: LeammgAppsф, WordwaП, еТреники, Взнания OnlineTestPad и тд. Так, образовательная платформа - LeammgApps [1] -сайт для создания интересных мультимедийных и интерактивных упражнений дает возможность создать упражнение «Скачки», подходящее на любую тему, в котором требуется правильно ответить на вопросы по теме, чтобы прийти к финишу первым. Игра сопровождается ярким и красочным оформлением, что увеличивает интерес учеников. В нее можно играть как одному, так и с одноклассниками с разных гаджетов. Достаточно просто перейти по ссылке либо навести камеру телефона на QR-код и обучающийся окажется на стартовом этапе прохождения игры.

Рисунок 1 - Игра «Скачки» на тему урока «Удивительные свойства тканей»

Отдельно хочется выделить игры-путешествия, где обучающимся дается задание поэтапно восстановить ход операции определенного технологического процесса либо проходить тематические уровни. К примеру, урок на тему «Путешествие в страну безопасности», выстроен таким образом, что-

бы девочки передвигались по маршрутным листам в разные города, в которых правильно выполнив задания, девочки не только направляются к финишу, но и тем самым узнают основные правила безопасности на уроках технологии.

Таким образом можно знакомиться с механизмом швейной машины, узнавать историю народных кукол, готовить по кулинарным рецептам, грамотно обустраивать интерьер комнат и многое другое.

Однако важно помнить, что игровые технологии не должны заменять классические методы обучения, а лишь дополнять их. Игры должны быть интегрированы в урок таким образом, чтобы они не отвлекали учеников от изучаемого материала, а стимулировали их интерес к нему.

Список литературы

1. LearningApps.org - образовательных сервер для создания интерактивных мультимедийных упражнений. Режим доступа: https://learningapps.org/

2. Алекса Е.А., Пьянова Н.В., Применение игровых технологий в образовательном процессе с целью изучения темы спроса и предложения [Текст] / Е. А. Алекса, Н. В. Пьянова, Ю. С. Положенцева, А. И. Попова // Известия Юго-Западного государственного университета Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2022. —Том 12 №4. — С. 195-206.

3. Бешенков, А.К. «Методика обучения технологии. 5-9 классы» [Текст] /А.К. Бешенков. - Москва: Дрофа, 2007г.

4. Волченко Е. В. Теоретический материал "Игровые технологии" / Вол-ченко Е. В. [Электронный ресурс] // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/teoreticheskij-material-igrovye-tehnologii-5542760.html

5. Ганина Е. История развития игры [Электронный ресурс] // KazEdu : [сайт]. Режим доступа: https://kazedu.eom/referat/184081/1

6. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т.В. Емельянова, Г.А. Медя-ник. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015.— Режим доступа: https://innostud.am/application/library/23dbe287.pdf

7. Култаева, Ф. Э. Организация учебного процесса с помощью упражнений / Ф. Э. Култаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.2 (114.2). — С. 15-17.

Elizaveta Stolyarova, Master's student (e-mail: elizaveta.aleksa@mail.ru) Natalia Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel Ruslan Pyanov, student

(e-mail: ruslan.pjanov@yandex.ru) Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel Natalia Pyanova, Candidate of Economics, Associate Professor, (e-mail: rus.bagira@mail.ru ) Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN TECHNOLOGY LESSONS

Abstract. The article is devoted to the actual problems of the introduction of gaming technologies into the education system. On the example of the subject area "Technology", the possibilities are revealed and examples of the use of pedagogical games that increase cognitive activity in the classroom are given. The results of the study showed that the assimilation of the material during the game takes place in an easier and more exciting format.

Keywords: pedagogical games, education, game technologies, student, teacher, technology lesson.

УДК 371.311.4

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Столярова Елизавета Александровна, магистрант (e-mail: elizaveta.aleksa@mail.ru) Пьянова Наталия Викторовна, к.э.н., доцент, (e-mail: rus.bagira@mail.ru) Пьянов Руслан Романович, студент (e-mail: ruslan.pjanov@yandex.ru) Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл

В статье проанализирована тенденция применения технологии сотрудничества в современных условиях развития образовательной сферы. Выделены основные характерные черты и проанализирована сущность данной технологии. Таким образом, в результате исследования раскрыта методология применения технологии сотрудничества на уроках технологического образования.

Ключевые слова: технология сотрудничества, обучающийся, педагог, образование, инновационные технологии.

К вопросу применения инновационных образовательных технологий обращались многие педагоги исследователи, однако данная тема остается актуальной, не смотря на нынешние тенденции развития образовательной среды.

Организация процесса обучения, посредством внедрения новых методов, средств и технологий, достигает результативных показателей и выполняет главную цель обучения - успешное усвоение полученных знаний и применение их на практике.

К современным образовательным технологиям относят:

— Интерактивные уроки;

— Проектное, исследовательские методы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.