УДК 51-74
Фирсова К.И. магистрант
Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул Печатнова Е.В. аспирант
Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ЛИНЕЙНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНОСТИ
В статье приведен обзор основных методов анализа дорожной аварийности. Выделен метод построения линейного графика аварийности, и на основе предварительного анализа ДТП реализован. Результат показал возможность применения выделенного метода не только на автодорогах вне населенных пунктов, а также в городах. Использование линейного графика при небольших изменениях общей методики его построения позволит составлять более эффективные мероприятия для повышения аварийности.
Ключевые слова: методы анализа аварийности, линейный график, ДТП, безопасность дорожного движения. UDC 51-74
Firsova Kseniya Igorevna Undergraduate Altai State University Russia, Barnaul Pechatnova Elena Graduate Altai State University Russia, Barnaul
APPLICATION GRAPHIC LINEAR ANALYSIS FOR ACCIDENT
INVESTIGATION
The article provides an overview of the main methods of analysis of road accidents. Isolated method of constructing a line graph of accidents, and based on preliminary analysis of the accident implemented. The result showed the possibility of using the selected method, not only on roads outside settlements and in the towns. Using a line graph with small changes in the general procedure of its construction will allow make more effective interventions to improve the accident.
Key words: methods of analyzing casualties, line graph, traffic accidents, traffic safety.
Рост уровня автомобилизации приводит к резкому увеличению загрузки улично-дорожной сети городов и несоответствию их планировочного решения размерам транспортно-пешеходного движения, увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети, направленные на приведение в соответствие транспортных требований и планировочного решения улично-дорожной сети, повышению безопасности движения транспорта и пешеходов, требует изучения фактических характеристик движения [1].
Анализ аварийности является необходимой частью для разработки любых мероприятий по повышению уровня безопасности на дорогах. Различают четыре основных вида анализа аварийности - количественный, качественный, топографический и очаговый. Одним из важнейших видов является топографический анализ, с помощью которого можно выявить где происходят ДТП, и заключается в привязке мест их совершения на карте или схеме исследуемой части местности. Как правило очаги аварийности располагаются в районе перекрестков, пешеходных переходов, остановок, в местах повышенной транспортно-пешеходной интенсивности движения [2].
Топографический анализ обычно разделяют на три вида: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП. Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты в соответствующем масштабе, на которую с помощью условных обозначений нанесены места ДТП. В результате исследователь может выявить места повышенной опасности. Масштабная схема представляет собой схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. Линейный график обычно выполняется для отрезка трассы или для нее целиком [3].
Для принятия решений в области повышения безопасности дорожного движения особый интерес представляет линейный график ДТП. Обычно такие графики составляются для участков дорог вне населенных пунктов, где отмечаются радиусы поворотов, уклоны и их протяженность, продольный профиль, план трассы и видимость. Также рассчитываются коэффициенты аварийности и также отмечаются на графике. Однако в городах такой тип анализа применяется редко. Это связано с тем, что преимущественное влияние на аварийность оказывают не радиусы поворотов или величины уклонов, а особенности организации дорожного движения и его интенсивность. Также редко применяется топографический анализ отдельных видов ДТП. Однако построение линейного графика с некоторыми изменениями в сравнении с таким видом анализа вне населенных пунктов может быть полезен при анализе аварийности в городах: это позволит не только увидеть участки, характеризующиеся повышенной аварийностью, но и с помощью оценить возможности изменения схемы организации движения и ожидаемых последствий.
В настоящей работе при топографическом анализе был использован линейный график.
Для принятия эффективных мер рекомендуется изучать отдельно виды ДТП, и в данном анализе были изучены наезды на пешеходов. В качестве основы был использован проспект Ленина, как одна из центральных улиц города, важнейшая транспортная артерия, его культурное наследие. Интенсивность как автомобильного так и пешеходного движения оценивается как высокая[4].
На рисунке 1 приведен результат анализа, который был проведен на участке пр. Ленина от пр.Космонавтов до пл.Октября. Нижняя часть рисунка представляет краткую схему пересечений и наличия регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Верхняя часть графика -гистограмма с указанием числа произошедших наездов на пешеходов в течение 21 месяца (с января 2014 по сентябрь 2015).
Рисунок 1 - Линейный график аварийности на проспекте Ленина (от пр.Космонавтов до пл.Октября)
С помощью составленного линейного графика пешеходной аварийности можно отметить снижающуюся аварийность при приближению к центру города. Высокая аварийность наблюдается на некоторых нерегулируемых пешеходных переходах. На них необходимо пересмотреть схему организации дорожного движения.
Таким образом, использование линейного графика при небольших изменениях общей методики его построения позволит составлять более эффективные мероприятия для повышения аварийности.
Использованные источники:
1. Булавина Л.В. Экспериментальное изучение характеристик транспортного и пешеходного движения // Булавина Л.В. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009. - 28 с
2. Врубель, Ю.А. Исследования в дорожном движении: учебно-методическое пособие к лабораторным работам для студентов специальности «Организация дорожного движения» / Ю.А. Врубель. - Мн.: БИТУ, 2007.178 с.
3. Жданов Вячеслав Леонидович, Григорьева Елена Анатольевна. Организация и безопасность дорожного движения : учеб.пособие [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Кемерово :КузГТУ, 2012. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM) ; зв. ; цв. ; 12 см. - Систем. требования : Pentium IV ; ОЗУ 8 Мб ; Windows 2003 ; (CD-ROM-дисковод) ; мышь. - Загл. с экрана.
4. Печатнова Е.В., Фирсова К.И. Оценка влияния интенсивности транспортного и пешеходного движения на аварийность с использованием основных математических методов // Печатнова Е.В. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции 2015 г. № 4 часть 1 (15-1) ФГБОУ ВО «ВГЛТУ», 2015
УДК 004.087
Шалабаева И.А. магистрант
2 курс, специальность «Информационные системы»
Казахстан, г. Уральск
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам информатизации учебно-воспитательного процесса вуза посредством использования электронных учебников. Электронный учебник, являясь современным средством обучения, существенно повышает качество и эффективность обучения, мотивацию студентов и оптимизирует деятельность преподавателя.
Ключевые слова: электронный учебник, информатизация, методология, интенсификация учебного процесса, оптимизация, компьютерная визуализация.
Shalabaeva I.A. undergraduate 2 kurs, specialty "Information Systems"
Kazakhstan, Uralsk