УДК 625.143.1
ПРИМЕНЕНИЕ ГНСС ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛИНЫ РЕЛЬСОВ
Владимир Васильевич Щербаков
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, Д. Ковальчук 187, кандидат технических наук, профессор кафедры «Инженерная геодезия», заведующий лабораторией «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» Научно -инженерного дорожного центра, тел. (383) 328-05-91, e-mail: vvs@stu.ru
Виталий Михайлович Жидов
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, Д. Ковальчук 191, доцент кафедры «Инженерная геодезия», тел. (913)898-41-95, e-mail: zhidov@mail.ru
В статье рассмотрен процесс определения длин рельсов с использованием спутниковой геодезической аппаратуры. Показаны преимущества перед традиционными измерениями и возможность получения дополнительной информации.
Ключевые слова: железная дорога, рельс, длина плети.
APPLICATION OF GNSS OF THE EQUIPMENT AT DETERMINATION OF LENGTH OF RAILS
Vladimir V. Shcherbakov
Siberian Transport University, 630049, Russia, D. Kovalchuk 187, The candidate of technical science, associate professor, the head of sub-faculty «Engineering geodesy», the head of the laboratory "Diagnostics of road clothes and a road-bed" Scientifically - the engineering road center, phone.: (383) 328-05-91, E-mail: vvs@stu.ru
Vitaliy M. Zhidov
Siberian Transport University, 630049, Russia, D. Kovalchuk 191, Novosibirsk, the senior lecturer of department "Engineering geodesy", phone. (913)898-41-95, e-mail: zhidov@mail.ru
In article process of determination of lengths of rails with use of the satellite geodetic equipment is considered. Advantages before traditional measurements and possibility of obtaining additional information are shown.
Key words: railroad, rail, lash length.
При традиционном определении длин рельсовых плетей используют металлическую рулетку. Точность определения длин составляет 1/1000. В процессе измерений рулеткой необходимо закреплять границы максимальной длины. В таких местах бывают «пробросы», выявление которых возможно только при повторных измерениях. Технологический процесс измерения длины плети не позволяет повысить скорость измерений. Использование инварных проволок повышает точность, но существенно увеличивает время измерений и вызывает некоторые сложности при измерениях рельсовых плетей на криволинейных участках железнодорожного пути.
Использование спутникового геодезического оборудования для определения длин рельсовых плетей позволяет получить ряд преимуществ перед традицион-
ными методами измерений. Главными достоинствами такого подхода к измерениям является повышение скорости выполнения и безопасности сбора данных.
В научно-исследовательской лаборатории «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» Сибирского государственного университета путей сообщения для определения длин рельсовых плетей предложена путеизмерительная тележка, оснащенная двумя комплектами спутникового геодезического оборудования Trimble R7. Принимающие антенны спутниковых приемников закреплены по оси железнодорожного пути и над одной из головок рельсов. Такая конструкция позволяет определять границы рельсовых плетей и уравнительных рельсов, рассчитать возвышение рельсов в кривых. По полученным данным можно сформировать базу данных о пространственном положении каждой плети. Располагая такой информацией на разные периоды времени можно выполнить анализ изменений пути в пространстве с учетом времени года, количеством перевезенных объемов грузов. В качестве дополнительной информации можно получить положение пути в плане и продольном профиле.
В июле и августе 2012 года были проведены измерения длин рельсовых плетей бесстыкового пути на участке Барнаул - Рубцовск Западно-Сибирской железной дороги, протяженностью 212 км. Формирование отчетных материалов заняло меньше месяца, при этом большая часть времени потрачена на дополнительный полевой контроль и выявление разногласий между имеющимися материалами в дистанции пути и полученными результатами.
Обработка полевых материалов средствами геоинформационных технологий позволяет наглядно представить все материалы в требуемом виде, а также исключить возможные наложения и повторы одних и тех же данных. В табл. 1 приведены сравнения имеющихся и полученных результатов длин рельсовых плетей.
Таблица 1
Сравнение длин рельсовых плетей
Пикет № плети Длина плети, м Расхождение
по проекту по факту
247807.15 24811 800.00 797.53 2.47
248657.37 24891 800.00 800.27 -0.27
249244.92 24971 550.00 550.14 -0.14
249532.51 25031 262.50 262.60 -0.10
249807.46 25071 200.00 200.11 -0.11
250657.75 25091 800.00 800.17 -0.17
251207.94 25171 512.50 512.80 -0.30
252057.87 25231 800.00 799.97 0.03
252595.38 25311 500.00 500.08 -0.08
253445.72 25371 800.00 800.21 -0.21
254182.46 25451 700.00 699.16 0.84
254507.75 25531 300.00 300.23 -0.23
255358.87 25561 799.60 801.23 -1.63
256314.50 25641 912.94 918.17 -5.23
257165.04 25741 799.60 800.44 -0.84
На графических отчетах представлена следующая информация:
Пикетажные значения начала и конца плети.
Положение «рубок» плети относительно начала плети и их длина. Положение и длина уравнительных рельсов.
Расположение изолирующих стыков.
Ситуация.
Раскладка плетей бесстыкового путм Перегон Ка л манка-Топчи ха, км 288-300, II путь
лев. нить
Ситуация
прав, нить
Длины уравнительныхрельс лев. нить
прав, нить
Фактическое положение лев. нить
рельсовых плетей прав, нить
Дата укладки
Дата последнего перезакрепления
Существующее положение изолирующих стыков
Расстояние
Пикеты
Положение пути в плане
Километры
^г
+
тгг
+
кп т о т гп ^ іХі г--(Ч Гч1 сч гч
!.70
-Н-
28822-п / 482.25
СГ) [>
^ з
СП гч
гч ™
17.09.1982 +26.5
Ч---Ь
00 ип 1Л ^Г
\-Гз кП С-Ч ГЧ
+
со
Рис. 1. Графические материалы по рельсовым плетям
Полученные материалы показывают эффективность использования спутникового геодезического оборудования при определении длин рельсовых плетей. Повышается скорость выполнения полевых и камеральных работ. Полученные отчетные материалы имеют большую информативность и наглядность.
© В.В. Щербаков, В.М. Жидов, 2013