192-196.
4. Sinyavskiy N. I., Fursov A. V. (2018), "Physical preparedness of preschool children based upon results of taking GTO complex standards of the first level", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 4 (55), pp. 66-70.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2021
УДК 796.015.5
ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ TRX SUSPENSION TRAINING НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕВУШКАМИ 13-14 ЛЕТ
Максим Сергеевич Шориков, магистрант, Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановского государственного университета; Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва
Аннотация
Представлены результаты применения фитнес-технологии TRX Suspension Training в системе внеурочных занятий физическими упражнениями с девушками 13-14 лет. Секционные занятий со школьницами проводились на базе частного фитнес-клуба «Ассорти» в рамках договора о сотрудничестве с образовательной школой № 7 г. Шуи Ивановской области. По окончанию педагогического эксперимента у девушек экспериментальной группы по сравнению с их оппонентами из контрольной группы улучшились показатели общей физической и скоростно-силовой подготовленности (р<0,05). У школьниц экспериментальной группы по сравнению с девушками контрольной группы достоверно выросли показатели учебно-познавательного интереса к занятиям физической культурой, целеполагания, контроля и оценки собственной деятельности, а также личностной самооценки и мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова: фитнес TRX-технология, девушки 13-14 лет, секционные занятия, физическая подготовленность, мотивация к учебной деятельности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p377-382
APPLICATION OF THE TRX SUSPENSION TRAINING FITNESS TECHNOLOGY IN LESSONS WITH GIRLS 13-14 YEARS OLD
Maxim Sergeevich Shorikov, the master student, Mikhail Alexandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, Professor, Ivanovo State University, Shuya Branch, Dmitry Mikhailo-vich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University
Abstract
The results of the use of the TRX Suspension Training fitness technology in the system of extracurricular physical exercises with girls 13-14 years old are presented. Sectional classes with schoolgirls were held on the basis of a private fitness club "Assort" within the framework of a cooperation agreement with school 7 in Shuya, Ivanovo region. The girls of the experimental group, in comparison with the girls from the control group, had improved indicators of general physical and speed-strength readiness at the end of the pedagogical experiment (p <0.05). Schoolgirls from the experimental group significantly increased indicators of educational and cognitive interest in physical education, goal-setting, control and assessment of their own activities, as well as personal self-esteem and motivation for educational activities.
Keyword: fitness TRX-technology, girls 13-14 years old, sectional classes, physical fitness, motivation for learning activities.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из недостатков системы физического воспитания в общеобразовательных школах является отсутствие современной физкультурно-спортивной инфраструктуры и
технологий, отвечающих запросам и интересам обучающихся [1, 2]. Следствием этого является снижение учебно-познавательного интереса и мотивации к урокам по физической культуре у подростков, невысокая успеваемость, низкий уровень физической подготовленности и состояние здоровья [3, 4].
Анализ интересов и потребностей школьников в сфере физической культуры показывает, что в настоящее время популярными для них являются занятия фитнесом, в том числе с применением разных технологий. Установлено, что в разных регионах России 2435% школьников 5-9 классов во внеучебное время посещают фитнес-клубы и фитнес-центры [5, 6].
Потребность подростков в занятиях физическими упражнениями с применением современных фитнес-технологий, актуализирует необходимость разработки путей взаимодействия общеобразовательных школ и фитнес-клубов и центров, а также разработки системы занятий и методик их проведения.
Среди широкого спектра современных фитнес-технологий особой привлекательностью выделяется TRX Suspension Training (TRX). На занятиях с применением TRX занимающиеся используют специальные подвесные тренажеры, состоящие из двух петель регулируемой длины. В качестве основной нагрузки в упражнениях с использованием подвесных петель TRX выступает собственный вес занимающегося. Упражнения TRX выполняются с нестабильным положением тела в трех плоскостях (горизонтальной, сагиттальной и фронтальной). Уровень предлагаемой нагрузки регулируется изменением точки опоры и угла наклона туловища [5, 7].
Цель исследования: экспериментально обосновать и оценить эффективность использования TRX в системе секционных занятий с обучающимися 13-14 лет.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования использовался комплекс тестов по физической подготовленности, регистрировались показатели ЧСС до и после стандартной нагрузки (30 приседаний), самооценка, мотивация, степень сформированности знаний по предмету «Физическая культура», педагогический эксперимент. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью Т-критерий Стьюдента. В педагогическом эксперименте участвовали 24 девушки 13-14 лет, обучающихся 7-х классов школы №7 г. Шуя. Из них были сформированы однородные по показателям физической подготовленности экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) по 12 человек каждая.
Занятия с девушками ЭГ проводились на базе фитнес-центра «Ассорти» с применением фитнес-технологии TRX, а с девушками КГ - в школьной секции по общей физической подготовке. Всего с каждой группой проведено по 48 занятий (3 раза в неделю по 60 минут каждое). Объем времени на выполнение упражнений представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение объема времени на выполнение упражнений фитнес-технологии ТИХ с девушками 1314 лет (%)_
этапы
Виды упражнений вводный ЧСС основной ЧСС заключит. ЧСС
9 занят. уд/мин 21 занят. уд/мин 18 занят. уд/мин
Приседания 5 5 10
Приседания в наклоне 8 10 5
Приседания с выпрыгиванием 6 10 5
Приседания в наклоне с выпрыгиванием 8 10 5
Выпады на месте 6 о 10 о 40 5 о
Выпады на баланс 8 5 10
Боковые выпады 8 (N 5 5
Жим от груди 7 5 5
Тяга к груди 5 5 5
Горизонтальная тяга 7 5 5
Подъем корпуса 5 5 5
этапы
Виды упражнений вводный ЧСС основной ЧСС заключит. ЧСС
9 занят. уд/мин 21 занят. уд/мин 18 занят. уд/мин
Планка 5 5 10
Поднятие ног 7 5 10
У-разведения 5 5 5
Скручивания 5 5 5
Скалолаз 5 5 5
Реализация методики занятий на основе использования фитнес-технологии ТИХ с девушками ЭГ распределена на три этапа: вводный, основной и заключительный. На вводном этапе (9 занятий) занимающихся знакомили с базовыми упражнениями с применением петель ТИХ. На основном этапе (21 занятия) закреплялась техника выполнения изученных упражнений и развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Особое внимание уделялось развитию стабилизирующих мышц средней части туловища и основных мышечных групп рук и ног. Заключительный этап внедрения методики на основе использования фитнес-технологии ТИХ (18 занятий) был направлен на совершенствование техники упражнений ТИХ и сопряженное развитие комплекса физических качеств и способностей. На каждом занятии в комплекс включалось от 8 до 12 упражнений, которые чередовались между собой и дополнялись новыми.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Установлено, что применение фитнес-технологии ТИХ на секционных занятиях с девушками ЭГ оказало положительное влияние на рост результатов в тестах по физической подготовленности по сравнению с их оппонентами из КГ (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты тестирования физической подготовленности девушек 13-14 лет в
начале и по окончанию педагогического экспе римента
Тесты Группы Сроки Р Прирост (%)
Начало Окончание
Приседания (макс кол-во раз за один подход) ЭГ 99,8± 15,1 159,4±20,4 < 0,05 59,7
КГ 95,2±18,4 105,9±13,7 > 0,05 11,2
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) ЭГ 174,3±3,6 183,1±2,1 < 0,05 4,5
КГ 173,8±2,2 177,4±2,1 < 0,05 2,7
Челночный бег 3*10 м сек) ЭГ 8,95±0,22 8,31± 0,15 > 0,05 2,2
КГ 8,99±0,20 8,69±0,17 < 0,05 3,5
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) ЭГ 12,8±2,2 21,4±2,1 < 0,05 55,5
КГ 11,9±2,6 14,3±3,2 > 0,05 20,2
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) ЭГ 27,2±2,3 32,8±1,5 < 0,05 16,9
КГ 27,4±2,4 29,2±1,3 > 0,05 6,6
Удержание упора лежа на предплечьях -планка (мин) ЭГ 1,09±0,08 1,33±0,11 < 0,05 34,8
КГ 1,01±0,12 1,08±0,10 > 0,05 11,5
Во всех тестах результаты девушек ЭГ достоверно выше, чем в КГ (р< 0,05), что свидетельствует об эффективности применения фитнес-технологии ТИХ по сравнению с занятиями по общефизической подготовке.
Занятия на основе использования фитнес-технологии ТИХ способствовали повышению функциональных возможностей занимающихся. По завершению педагогического эксперимента у девушек ЭГ зафиксированы меньшие показатели разницы ЧСС до (73,3±2,4 уд/мин) и после (101,1±3,1 уд/мин) стандартной нагрузки, чем у девушек КГ (75,1±3,2 уд/мин и 121,3±3,6 уд/мин соответственно).
В ходе педагогического эксперимента у девушек ЭГ выросли показатели базовых компонентов учебной деятельности (таблица 3).
По всем оцениваемым компонентам учебной деятельности у занимающихся ЭГ по сравнению с КГ зафиксирован статистически достоверный прирост результатов экспертной оценки (рисунок 1).
Таблица 3 - Показатели сформированное™ базовых компонентов учебной деятельности у девушек ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (тах - 5 баллов)_
Компоненты учебной деятельности Группы Результаты экспертной оценки
Начало Окончание
Учебно-познавательный интерес ЭГ 3,5±0,3 4,7±0,3
КГ 3,4±0,3 3,7±0,4
Р > 0,05 < 0,05
Действия целеполагания ЭГ 3,3±0,3 4,3±0,2
КГ 3,2±0,4 3,5±0,3
Р > 0,05 < 0,05
Учебные действия ЭГ 3,2±0,2 4,2± 0,3
КГ 3,3±0,3 3,5±0,3
Р > 0,05 < 0,05
Действия контроля ЭГ 3,2±0,3 4,1± 0,2
КГ 3,1±0,4 3,2±0,3
Р > 0,05 < 0,05
Действия оценки ЭГ 3,1±0,4 4,1± 0,2
КГ 3,2±0,3 3,4±0,2
Р > 0,05 < 0,05
40 -30
# 20 -10 0
учебно-познават. интерес
□ ЭГ 34,3
□ КГ 8,8
1
и
действия целеполагания 30,3 9,4
учебные действия 31,3 6,1
действия контроля 28,1 3,2
действия оценки
32,3 6,3
Рисунок 1 - Прирост показателей сформированности компонентов учебной деятельности у девушек ЭГ и КГ
после педагогического эксперимента
Наибольший прирост результатов оценки сформированности компонентов учебной деятельности у девушек ЭГ зафиксирован в: учебно-познавательном интересе - 34,3%; действиях оценки - 32,3%; учебных действиях - 31,3%; действиях целеполагания - 30,3% и действиях контроля - 28,1%. У девушек КГ аналогичный прирост значительно ниже (р<0,05), что подтверждает эффективность предложенной методики занятий.
В ходе исследования установлено, что занятия на основе применения фитнес-технологии ТИХ оказали положительное влияние на освоение девушками программы по предмету «Физическая культура» в школе, а также и на содержание и характер их самостоятельной двигательной активности (таблица 4).
Таблица 4. - Показатели самооценки девушек по отношению к занятиям физической
Компонент отношения Группы Начало Окончание Р
Интерес к занятиям физической культурой в школе ЭГ 7,1±0,7 8,9±0,8 < 0,05
КГ 7,2±0,6 7,5±0,5 > 0,05
Частота самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях и вне школы ЭГ 1,8±0,7 7,6±0,4 < 0,05
КГ 1,6±0,5 2,0±0,7 > 0,05
Интерес к теоретическому разделу по предмету «Физическая культура» ЭГ 4,1±0,8 8,2±0,7 < 0,05
КГ 3,8±0,6 4,1±0,5 > 0,05
Удовольствие от занятий физическими упражнениями на уроках по физической культуре ЭГ 3,5±0,4 8,6±0,5 < 0,05
КГ 3,6±0,3 3,8±0,5 > 0,05
Регулярный контроль ЧСС при физических нагрузках ЭГ 1,5±0,4 5,5±0,9 < 0,05
КГ 1,3±0,3 1,5±0,3 > 0,05
Результаты тестирования по предмету «Физическая культура» школьниц ЭГ показали, что они имеют высокий уровень знаний (4,8±0,3 бала), который достоверно выше,
чем у девушек КГ (3,5±0,4 бала). Полученные результаты анкетирования личностной самооценки и тестирования знаний подтверждают существенный рост учебной мотивации у участников ЭГ, в отличие от КГ.
ВЫВОДЫ. Полученные результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования фитнес-технологии TRX Suspension Training в системе секционных занятий с девушками 13-14 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игровые физкультурно-оздоровительные технологии как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся 4-6 классов / Е.А. Богачева, А.В. Посохов, Ф.И. Собянин, А. А. Никифоров // Вестник Белгородского института развития образования. - 2019. - Т. 6., № 1 (11). - С. 59-65.
2. Миронова Т.А. Теоретическая подготовка старшеклассников по предмету «Физическая культура» с применением программированного обучения / Т.А. Миронова, Ф.И. Собянин // Культу -ра физическая и здоровье. - 2011. - № 6. С. 41-44.
3. Наумова E.M. Этапы формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Е.М. Наумова //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 151-158.
4. Правдов Д.М. Физическая подготовка подростков на основе применения скиппинга в системе школьного физического воспитания / Д.М. Правдов, М.А. Правдов // E-Scio. - 2019. - № 9 (36). - С. 287-293.
5. Правдов М.А. Фитнес-технология TRX Suspension Training: специфика, предназначение, опыт ее использования / М.А. Правдов, М.С. Шориков // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XIII Международной научной конференции - Иваново, 2020. - С 141-143.
6. Шориков М.С. Анализ анкетирования школьников и учителей физической культуры по проблеме использования современных фитнес-технологий в системе физического воспитания обучающихся / М.С. Шориков, М.А. Правдов // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. - Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. - С. 74-77.
7. Шориков М.С. Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. - Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. - С. 129-132.
REFERENCES
1. Bogacheva Ye.A., Posokhov A.V., Sobyanin F.I. and A.A. Nikiforov (2019), "Game physical culture and health-improving technologies as an effective means of increasing the level of physical fitness of students in grades 4-6", Bulletin of the Belgorod Institute for the Development of Education, Vol. 6, No. 1 (11), pp. 59-65.
2. Mironova T.A. and Sobyanin F.I. (2011), "Theoretical training of senior pupils in the subject "physical culture" with the use of programmed teaching", Physical culture and health, No. 6, pp. 41-44.
3. Naumova E.M. (2016), "Stages of formation of personal organization of adolescents in the process of physical culture and sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8 (138), pp. 151-158.
4. Pravdov D.M. and Pravdov M.A. (2019), "Physical training of adolescents based on the use of skipping in the system of school physical education", E-Scio, No. 9 (36), pp. 287-293.
5. Pravdov M.A. and Shorikov M.S. (2020), "Fitness technology TRX Suspension Training: specificity, purpose, experience of its use", Shuya session of students, graduate students, teachers, young scientists: materials of the XIII International Scientific Conference, Ivanovo, pp. 141-143.
6. Shorikov M.S. and Pravdov M.A. (2020), "Analysis of the questionnaire survey of schoolchildren and physical culture teachers on the problem of using modern fitness technologies in the system of physical education of students", Physical education in the context of the modern educational process: materials of the National scientific and practical conference with international participation, Shuya, pp. 74-77.
7. Shorikov M.S., Pravdov M.A. and Pravdov D.M. (2021), "Fitness technologies: concept, classification and their characteristics", Physical education in the context of the modern educational pro-
cess: materials of the National scientific and practical conference with international participation, Shuya, pp. 129-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.06.2021
УДК 796.015:004
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК В ПРАКТИКЕ ВУЗА
Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Львовна Лебедева, доцент, Тульский государственный университет, Тула
Аннотация
В статье рассматривается вопрос изменений традиционных подходов к подготовке студентов-спортсменов. Предложен и апробирован в тренировочном процессе сборных команд вуза по волейболу комплекс методик для обеспечения комфортного состояния физической формы на длительное время, способствующих, осознанному, мотивированному отношению студентов к тренировкам. Задания для студентов-спортсменов в условиях дистанционного обучения направлены на общефизическую, специальную физическую и техническую подготовку. Возникающее мышечное напряжение рекомендовано снижать при помощи техники миофасциального релиза до и после тренировочных занятий.
Ключевые слова: физическая культура студента, дистанционная тренировка, мотивация, миофасциальный релиз.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p382-385
APPLICATION OF THE REMOTE FORMAT OF SPORTS TRAINING IN THE PRACTICE OF THE UNIVERSITY Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Olga Lvovna Lebedeva, the senior lecturer, Tula State University
Abstract
The article discusses the issue of changes in traditional approaches to training student athletes. A set of methods for ensuring a comfortable state of physical form for a long time, contributing to a conscious, motivated attitude of students to training has been proposed and tested in the educational and training process of the national teams of the university in volleyball. Tasks for student-athletes in the conditions of distance learning are aimed at general physical, special physical and technical training. It is recommended to reduce the resulting muscle tension using the myofascial release technique before and after training sessions.
Keywords: student's physical culture, distance training, motivation, myofascial release.
ВВЕДЕНИЕ.
Современное российское образование активно работает над созданием условий для подготовки высококвалифицированных кадров во всех значимых сферах жизни. Учебные планы вузов разрабатываются с учетом максимального охвата формирования необходимых профессиональных компетенций будущего специалиста. Проживание в мегаполисах, высокий ритм жизни, экологическая обстановка, пандемия COVID-19, низкая двигательная активность ведут к снижению защитных сил организма. Студенческая молодёжь подвержена и дополнительным стрессам, таким как: необходимость учиться дистанционно, экзаменационная сессия, большой объём учебной нагрузки и дефицит вре-