Научная статья на тему 'Применение философского (всеобщего) метода познания для исследования фикций в праве'

Применение философского (всеобщего) метода познания для исследования фикций в праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3278
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИКЦИЯ / МЕТОД ПОЗНАНИЯ / ПРАВО / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД / FICTION / METHOD OF COGNITION / LAW / CONTRADICTIONS / PHILOSOPHICAL METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танимов Олег Владимирович

В статье исследуется диалектический метод познания правовых (юридических) фикций. Рассматриваются уровни методологии юридической науки. Выявляются противоречия, вызывающие необходимость применения фикций в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF PHILOSOPHICAL (UNIVERSAL) METHOD OF COGNITION TO STUDY THE FICTIONS IN LAW

The dialectical method of cognition of legal fictions is studied in the article. We have considered the levels of legal science methodology. There are contradictions which make it necessary to apply fictions in law revealed.

Текст научной работы на тему «Применение философского (всеобщего) метода познания для исследования фикций в праве»

180 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /75),

Ж--1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Олег Владимирович ТАНИМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО (ВСЕОБЩЕГО) МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ФИКЦИЙ В ПРАВЕ

Аннотация. В статье исследуется диалектический метод познания правовых (юридических) фикций. Рассматриваются уровни методологии юридической науки. Выявляются противоречия, вызывающие необходимость применения фикций в праве.

Ключевые слова: фикция, метод познания, право, противоречия, философский метод.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.44.4.180-187

O. V. TANIMOV, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of the State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 THE APPLICATION OF PHILOSOPHICAL (UNIVERSAL) METHOD OF COGNITION TO STUDY THE FICTIONS IN LAW Abstract. The dialectical method of cognition of legal fictions is studied in the article. We have considered the levels of legal science methodology. There are contradictions which make it necessary to apply fictions in law revealed. Keywords: fiction, method of cognition, law, contradictions, philosophical method.

Фикция, на бытовом уровне и в общеупотребительном значении, представляет собой какую-либо выдумку, вымысел, обман, подлог и пр. Тем не менее фикции существуют и в других смыслах и формах, очень часто достаточно позитивных1. Например, в юриспруденции имеет место категория «юридическая фикция». Она представляет собой прием, заключающийся в том, что действительность подводится под какую-либо условную формулу, т.е. легально заведомо несуществующее положение объявляется существующим и наоборот. Последнее время применение фикций в праве является достаточно актуальной темой как для теоретических исследований, так и в процессе правотворческой деятельности законодателя. Заметим, что при наличии достаточно большого количества работ, посвященных фикциям, ни в одной из них подробно не рассматри-

1 Подробнее см.: Танимов О. В. Сферы существования фикций: мировоззрение, научное © О. В. Танимов, 2018 познание, право // История государства и права. 2017. № 20. С. 52—56.

Танимов О. В. _

) Л УНИВЕРСИТЕТА Применение философского (всеобщего) метода |Q|

L_имени o.e. кугафина(мгюА) познания для исследования фикций в праве

ваются вопросы методологии их исследования. Рассмотрим применение философского метода познания при исследовании правовых (юридических) фикций.

Одним из важнейших условий повышения эффективности юридической науки, углубления проводимых исследований и разработки актуальных правовых проблем является дальнейшее усиление методологического аспекта правоведения, отмечает Т. Н. Радько2.

Существенное увеличение внимания к данному курсу в юридической науке совершенно не случайно. Сегодня можно заключить, что без последующего расширенного продвижения методологии и прогрессирования методов научного познания нельзя результативно воздействовать при помощи юриспруденции на урегулирование противоречий, связанных с созданием правового государства, защитой прав и свобод личности. Сегодняшнее ее совершенствование отличается пониманием большинства ситуаций, возникающих в правовой сфере, с концептуально-мировоззренческих (философских) взглядов. Исследование философских проблем, возникающих в дискуссионных вопросах правоведения, является в современной юриспруденции, как и прежде, жизненной темой.

Теория познания фикций в праве является методологической проблемой, элементом методологической составляющей правовой науки, в определенной степени ее теоретико-познавательным основанием. Исследование данного аспекта проблемы фикций в праве обусловлено тем, что в настоящее время юриспруденция все чаще ставит вопросы «самопознания», т.е. выяснения того, какими методами и способами получены научные результаты; вопросы интерпретации субъекта и объекта познания, структуры познавательного процесса; проблемы истины и ее критериев, проблемы форм и методов познания и др.

Правоведению необходимо философское учение о знании, о возможности познания и его природе, о границах познаваемости и многом другом. Разработка гносеологической проблематики поможет установить особенность и эффективность путей познания государства и права, определить наиболее правильные и рациональные способы получения научного знания в государственно-правовой сфере. При этом должны быть использованы те философские положении и научные методы, которые имеют «первоочередное» отношение к исследуемой проблеме.

В философии принято считать, что любая, даже самая точная, наука не может удовлетвориться лишь одним методом. Каждая наука имеет свою методологию, состоящую из основного философского метода и иных методов (общих, частнонаучных).

Юридическая методология — это не только совокупность всевозможных когнитивных способов и приемов и не только абстрагирование философских средств, проецируемых на правовые реалии. В ней соединяются главные постулаты диалектики, общенаучные и частнонаучные методы. °]3

Эта методология одновременно дополняется, обогащается, конкретизирует- оЛ

ся самим правоведением и прежде всего общей теорией государства и права, ПЦ

а также отраслевыми юридическими науками3.

А г0

ва). М. : Аванта+, 2001.

m

Т □

"01

2 Радько Т. Н. Теория функций права : монография. М. : Проспект, 2014. С. 21. ТУ

3 См.: Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии пра-

>

82 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

у )л Ш--У 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

У нее есть автономный смысл, включающий в себя:

— пути и формы спецификации общефилософского метода относительно исследования государства и права;

— связь философского, общих и частных методов в изучении государства и права;

— средства и конфигурации спецификации общих и частных научных методов исследования государства и права;

— характерные особенности использования частнонаучных методов в изучении государства и права.

Все это дает возможность иметь в виду методологию юридической науки, объединяющую в единую стройную систему всеобщий философский метод с общенаучными и частноправовыми методами познания4. Важно различать методологию науки и методологическую функцию науки5.

Методологию необходимо рассматривать в качестве основы мировоззрения, теоретических методов знания, которые формируют структуру и ориентирование изыскания. В этом случае в качестве методологической функции науки выступает ее роль для частных или междисциплинарных наук. Следовательно, существует потенциал определенной науки играть методологическую роль в отношении иных наук6. Теория государства и права существует не отвлеченно, писал А. М. Васильев, а выступает как фундаментальная наука по отношению к специальным наукам, для которых знание об объективно закономерном и существенном в государстве и праве служит теоретической основой формирования собственной теории, выработки собственных средств познания, а также научно-практических рекомендаций7.

Можно утверждать, что методология юридической науки содержит определенные ступени, которые близко связаны друг с другом. Ядром (основой) этих ступеней является общефилософский метод, к которому примыкают методологические принципы юриспруденции, основополагающие положения и категории юридической науки, представляющие собой формулировки мировоззренческих постулатов и категорий относительно юридической действительности. Их ценность и мощь в конечном итоге содержится в диалектико-материалистическом методе, но выражается не прямо, а косвенно — через общепринятые тезисы юриспруденции. Это то звено юридической науки, которое непосредственно связано с философией и по своему содержанию характеризует объективную диалектику права8.

Диалектика права же обусловлена в конечном итоге диалектикой естественно-исторического развития, проявляющегося в философских и мировоззрен-

4 Радько Т. Н. Указ. соч. С. 22.

5 См.: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблемы методологии. М. : Междунар. отношения, 1971. С. 15.

6 Например, теории государства и права по отношению к отраслевым наукам.

7 Васильев А. М. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения // Правоведение. 1975. № 1. С. 12.

8 См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 342—343.

73

L-—^ Ii

'Ш^ТПлНМНЖ Танимов О. В.

УНИВЕРСИТЕТА Применение философского (всеобщего) метода имени o.e. кугафина(мгюА) познания для исследования фикций в праве

ческих тезисах юриспруденции. Осознание данной концептуальной позиции в виде первоначальной буквы вдохновляет изыскателей государства и права на обладание первоначально научной теоретической основой, позволяет находить классический выход в сложных социальных коммуникациях, отличать объективные и субъективные аспекты в государстве и праве, принимать во внимание возникающие между ними каузальные, функциональный, структурные и т.д. процессы.

Мировоззренческое значение диалектико-материалистического метода заключается и в том, что он позволяет познать и объяснить материалистическую сущность государства и права, их место в системе надстроенных явлений, закономерности становления, развития и функционирования9.

Ученый-юрист, благодаря философскому (всеобщему) методу, получает в свой арсенал принципы познания правовых явлений, общие категории, имеющие методологическое значение для юридической науки. Данный метод содержит в своей основе материалистическую диалектику, применение законов и категорий которой к познанию государственно-правовых явлений составляет суть методологии юриспруденции. Только применяя основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также используя такие категории, как сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, возможно верно познать сущность и роль фикций в праве и разработать эффективные меры по повышению эффективности их применения.

Разумеется, применение законов материалистической диалектики в правоведении должно состоять не в том, чтобы брать диалектические закономерности и подводить под них примеры из права, а в том, чтобы обнаружить диалектику в самом праве, в закономерностях его развития, т. е., суть применения должна заключаться не в умозрительном конструировании диалектики для права, а в обнаружении диалектики в праве10.

Осмысление связей и опосредствований в исследуемых объектах, предметах, процессах и явлениях — одно из главных философских положений. И от его правильного применения зависит качественное и полное изучение проблемы фикций в праве.

Сущность и содержание правовых фикций не могут быть постигнуты, если их подвергать анализу в отдельности, обособленно от иных правовых и социальных явлений. Фикции взаимосвязаны и взаимообусловлены общественными отношениями, на которые оказывает влияние право, волей господствующих политических сил, историческими условиями действия права, задачами, стоящими перед правом, и т.д. Поэтому исследование фикций в праве предполагает осмысление их взаимосвязи как между собой, так и с названными выше явлениями. Этого °]3

требует сама постановка вопроса о фикциях в праве, поскольку известно, что со- оЛ

держание фикций в сущности любого явления включает внутренние и внешние ПЦ

его связи, обеспечивающие его относительную устойчивость и согласованное взаимодействие с другими явлениями и процессами. р н

ПА

ТУ

9 Радько Т. Н. Указ. соч. С. 23.

10

См.: Радько Т. Н. Указ. соч. С. 24.

m

Т □

>

184 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пз^

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Еще в древнеримском праве назначение фикций заключалось в «корректировке» права, когда какой-нибудь из фундаментальных принципов входил в очевидное противоречие с «доброй совестью» и «справедливостью»11. Перспективные направления, пути и формы реализации фикций в праве следует определять с позиций учения материалистической диалектики о противоречивом характере общественного развития, ибо сама необходимость использования правом фикций во многом определяется характером общественных противоречий. А фикция и призвана устранять эти противоречия. Отметим наиболее характерные из них.

Противоречия, которые наряду с иными объективными причинами (в частности, экономическим уровнем развития общества) вызывают необходимость применения фикций в праве:

— между публичным и частным интересами, которые разделяются весьма условно. Это приводит к коллизиям между этими интересами и противоречиям между участниками соответственно публичных и частных правоотношений. Кроме того, нередко публичные интересы, выраженные в правовых нормах, не реализуются на практике, т.е. реально не осуществляются. Они не учитываются ни в политической деятельности, ни в частной сфере12;

— между современными вызовами формирующейся рыночной экономики и существующими предписаниями закона. Нормативная регламентация рыночных отношений довольно часто осуществляется посредством специальных юридических методов, дающих возможность исключить коллизии, появляющиеся в процессе применения права, обойти часть сложных вопросов в подтверждении (опровержении) наличия или отсутствия определенных условий или ситуаций. К таким приемам (аксиомам, презумпциям, аналогиям и пр.), без применения которых разрешение целого ряда правовых проблем оказалось бы весьма затруднительным, относятся и фикции. Ярким примером является юридическая (фиктивная, условная) природа безналичных денег;

— между преждевременно изданными правовыми нормами и фактическими материально-экономическими возможностями общества. Одним из используемых Конституционным Судом РФ методологических подходов к выявлению и разрешению данных социальных противоречий является аксиологический анализ общественных отношений и соответствующих им правовых норм13;

11 Салогубова Е. В. Римский гражданский процесс. М. : Юридическое бюро «Городец», 1997. С. 83.

12 См.: Пескова А. А. Баланс публичных и частных интересов при реализации права на судебную защиту муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10. С. 24—28.

13 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова» // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358 ; постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений п. 5 ст. 48 и ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

73

L-—^ ь

'Ш^ТПлНМНЖ Танимов О. В.

УНИВЕРСИТЕТА Применение философского (всеобщего) метода имени o.e. кугафина(мгюА) познания для исследования фикций в праве

— между новыми требованиями экономики и пробелами в правовой системе, когда развитие экономики требует правового урегулирования определенных отношений, а оно отсутствует. Например, в условиях финансового кризиса в ряде развитых стран, где обостряются проблемы дефицита государственных и территориальных бюджетов, возрастает интерес к государственно-частному партнерству как форме ведения финансово-хозяйственной деятельности и создания объектов, требующих значительных инвестиций. Развитию данного направления экономического партнерства в России мешает отсутствие правовой базы его регулирования14. Кроме того, пробелы всегда отрицательно сказываются на эффективности правового регулирования, затрудняют применение норм права, а в итоге тормозят развитие общественных отношений15. Необходимо отметить, что наиболее эффективным устранением противоречий между правом и экономикой является своевременное принятие правовой нормы, оперативное ее издание16.

Противоречия, обусловленные уровнем политического развития общества, вызывающие применение фикций в праве:

— между существующей политикой и несоответствующими ей, в отдельных случаях, принимаемыми нормативными правовыми актами. Причиной данного противоречия могут быть: неверное (ошибочное) осмысление требований политики, лоббирование ведомственных (узковедомственных) или частных интересов и т.д. Например, условное приравнивание понятия «задержание транспортного средства» (ст. 27.13 КоАП РФ) к понятию «эвакуация транспортного средства»;

— между запросами и требованиями вновь сформированной политики государства и утратившими в связи с этим актуальность, изжившими себя правовыми нормами. Чаще всего данное противоречие возникает как следствие приоритета политики по отношению к праву. Кроме того, причинами появления указанного противоречия являются бюрократическая неоперативность законотворческих органов и специальный механизм принятия закона, что вызывает пробелы в законодательстве и правовой системе в целом. Противоречия, возникающие в процессе формирования правовой культуры

и правового сознания населения:

ственно-частного партнерства в Российской Федерации // Международный бухгалтерский

16

Радько Т. Н. Указ. соч. С. 25.

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской Федерации", п. 7 ст. 63 и ст. 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968 ; постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 48, 51, 52, 54, 58 и 59 О

Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной О Л

Думы Астраханской области» // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970. П 0

< ^

14 Боровикова Е. В. Применение специальных налоговых режимов в договорах государ- Д Я

Р Н

Р

учет. 2012. № 42. С. 39. ТУ

15 Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. С. 3.

>

186

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— между существующим и должным уровнем правовой культуры, процессом и традициями ее формирования в социуме;

— между требованиями законодательства и отсталым правосознанием отдельных членов общества. Как в этой связи квалифицированно отмечает Т. Н. Радько, закон не в силах одним фактом своего появления сразу и навсегда установить идеальное состояние в отношениях, имеющих определенную противоправную устойчивость; он может лишь в какой-то мере способствовать уменьшению противоправных деяний17;

— между целями и методами формирования правосознания. Данное противоречие способно порождать правовой нигилизм. По этому поводу, не отрицая факт развития правосознания и в 1990-е гг., В. Н. Синюков пишет, что «оно пошло неприемлемым для нашего правосознания этическим путем — через "точечное" повышение благосостояния судей, формирование их замкнутой иерархии и независимости от населения, коммерциализацию юридического образования, непомерное разбухание правоохранительных органов с неизбежной бюрократизацией, деградацией общественной правозащитной функции, снижение уровня доступности юридической помощи населению и культивирование прочих антисистемных явлений»18.

Применительно к процессу формирования правосознания важно также учитывать, что «требования правовых норм не всегда (или же не всеми) воспринимаются охотно, поскольку в праве выражаются передовые идеи и требования, а общество состоит из лиц, в том числе маргиналов, конформистов, чье сознание значительно отстает от передового. Любое общество — это не однородное целое. Оно состоит из классов, различных социальных и иных групп и слоев. Уровень их правосознания, разумеется, не одинаков, и уже вследствие этого возможны противоречия между правом и поступками людей, из которых какая-то часть не воспринимает предписываемое правовое требование в качестве обязательного правила своего поведения»19.

Именно поэтому, устраняя указанные противоречия, в процессе повышения уровня правосознания и правовой культуры у данной категории людей требуется применение правовых фикций как один из вариантов решения проблемы.

Непосредственное отношение к исследованию фикций в праве имеет правило материалистической диалектики изучать предметы и явлении в изменении, развитии. Попробуем обосновать данное утверждение.

Во-первых, решение данной проблемы предполагает определенную последовательность действий, соответственно, безусловные целенаправленные шаги в праве.

Во-вторых, рассмотрение фикций в праве только в статическом состоянии, без учета эволюционного развития, сформирует узкое понимание созидательной роли права в жизни общества, создаст видение лишь какого-либо одного аспекта

17 Радько Т. Н. Указ. соч. С. 25.

18 Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.

19 Радько Т. Н. Указ. соч. С. 25—26.

Танимов О. В.

УНИВЕРСИТЕТА Применение философского (всеобщего) метода |Q/

L_имени o.e. кугафина(мгюА) познания для исследования фикций в праве

правовой действительности. Аналогичный подход означает скорее исследование инертного бытия, чем осуществление права.

В связи с этим можно справедливо утверждать, что основное правило диалектики познавать исследуемые явления в тесной связи с их развитием не только не может быть игнорировано при исследовании фикций в праве, но, напротив, представляется одним из самых важных.

Изучение правовых фикций в динамике, поступательном движении дает возможность объективно установить истинную картину функционального состояния правовой системы, увидеть в ней трансформации, порожденные более значительными преобразованиями, совершающимися в общественных отношениях, регулируемых правом.

В ходе эволюционного развития правовых фикций проявляются их основные черты, позволяющие всегда обосновывать применение фикций исходя из практических нужд, что дает возможность устранять противоречия в системе, обеспечивая ее успешное функционирование.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций. — Свердловск, 1972. — Т. 1. — 395 с.

2. Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблемы методологии. — М. : Междунар. отношения, 1971. — 176 с.

3. Боровикова Е. В. Применение специальных налоговых режимов в договорах государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 42. — С. 39—47.

4. Васильев А. М. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения // Правоведение. — 1975. — № 1. — С. 7—15.

5. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — М. : Аванта+, 2001. — 560 с.

6. Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. — М., 1974. — 184 с.

7. Пескова А. А. Баланс публичных и частных интересов при реализации права на судебную защиту муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 10. — С. 24—28.

8. Радько Т. Н. Теория функций права : монография. — М. : Проспект, 2014. — 272 с.

9. Салогубова Е. В. Римский гражданский процесс. — М. : Юридическое бюро «Городец», 1997. — 144 с.

10. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 31—44.

11. Танимов О. В. Сферы существования фикций: мировоззрение, научное познание, право // История государства и права. — 2017. — № 20. — С. 52—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.