Научная статья на тему 'Применение фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности молодежи: результаты эксперимента'

Применение фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности молодежи: результаты эксперимента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фанфикшн / фандомные творческие практики / стимулирование читательской активности / активизация чтения / fan fiction / fandom creative practices / readers’ activity stimulation / activating of reading

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солина Анна Васильевна

В работе представлены результаты эксперимента по применению фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности учащихся старшей школы. Разработанная методика представляет собой цикл мероприятий, включающих чтение фанфикшна для формирования интереса к произведению, на основе которого он был создан, сочинение и обсуждение фанфикшна в целях привлечения участников к первоисточнику через демонстрацию новых способов осмысления ранее знакомого текста, различные интерпретации и обсуждение оригинального произведения. Делается вывод о результативности данных творческих практик и условиях их эффективности в процессе формирования и развития читательской культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Fandom Creative Practices in Young Readers Activity Stimulation: Experiment Results

The article presents the results of the experiment of using fandom creatives practices in stimulating of high school students’ readers activity. Recently developed technique includes a cycle of actions such as fan fiction reading aiming to raise interest to the literary work on the basis of which it was created, to discuss fan fiction works in order to attract the attention of the participants to the original by means of new ways of understanding the familiar text, different interpretations and discussion of the original literary work. The author draws a conclusion of the positive results of the given practices and the conditions of their effectiveness while forming and developing of young readers culture.

Текст научной работы на тему «Применение фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности молодежи: результаты эксперимента»

УДК 02

Анна Васильевна Солина

аспирант, младший научный сотрудник Управления науки и инноваций

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: solina.2016@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ФАНДОМНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИК В СТИМУЛИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

В работе представлены результаты эксперимента по применению фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности учащихся старшей школы. Разработанная методика представляет собой цикл мероприятий, включающих чтение фанфикшна для формирования интереса к произведению, на основе которого он был создан, сочинение и обсуждение фанфикшна в целях привлечения участников к первоисточнику через демонстрацию новых способов осмысления ранее знакомого текста, различные интерпретации и обсуждение оригинального произведения. Делается вывод о результативности данных творческих практик и условиях их эффективности в процессе формирования и развития читательской культуры молодежи.

Ключевые слова: фанфикшн, фандомные творческие практики, стимулирование читательской активности, активизация чтения

Для цитирования: Солина, А. В. Применение фандомных творческих практик в стимулировании читательской активности молодежи: результаты эксперимента / А. В. Солина // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 19-27.

Введение

Расширение возможностей коммуникации, обусловленное повсеместным распространением интернета, оказало значительное влияние на практику взаимодействия читателя с текстом. Особую популярность среди молодежи сегодня приобретает фанфикшн — продукт литературного творчества, который опирается на известные явления культуры, заимствуя их элементы, и не может быть полностью интерпретирован без знания первоисточника. Фанфикшн как творческую практику западные исследователи (среди них — Г. Дженкинс, Дж. Пэрриш и Л. Роуз) давно считают эффективным инструментом развития читательских умений и способностей к литературному творчеству [9-11].

В последние годы педагогические возможности фанфикшна стали предметом интереса и ряда отечественных исследователей. В. И. Мокляк и И. А. Леонидова демонстри-

руют применение фанфикшна на уроках литературы на примере повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» [3]. Т. Г. Галактионова и Ю. Л. Мокшина рассматривают фанфикшн как новый жанр школьного сочинения, расширяющего сюжет художественного произведения посредством развития текста-первоисточника. При этом важным условием эффективности разработанной технологии приобщения к чтению авторы считают выбор подходящих классических текстов из школьного курса литературы и взаимодействие учащихся в рамках специально созданного сетевого сообщества [2]. Ю. Л. Мокши-на апробировала разработанную методику на группе учащихся 7-8 классов в рамках уроков литературы и внеурочной деятельности, отмечая, что она способствует расширению круга чтения и активизации читательского взаимодействия [4]. Е. С. Романичева, рассуждая о

19

важности перехода от аналогового мышления к трансмедийному творчеству в современном образовании, называет написание фанфиков в числе творческих заданий мультимедийного характера, необходимых для сопровождения процесса изучения художественного произведения [5]. Ю. А. Семенова рассматривает фанфикшн как инструмент формирования интереса школьников к классической литературе, обосновывая эффективность сравнительно-сопоставительного анализа текстов фанфиков и классических произведений для повышения мотивации к чтению и корректировки ценностных ориентиров подростков [6; 7].

Можно заключить, что на сегодняшний день в российской педагогике достаточно обоснована правомерность и эффективность применения фанфикшна в процессе активизации чтения классической литературы. При этом фанфикшн рассматривается больше как способ привлечь школьника к узкому кругу «правильных» текстов, в то время как, на наш взгляд, его потенциал куда шире — формирование представления о чтении как творческом процессе, в рамках которого читатель получает возможность для самовыражения и общения. К сожалению, применение фанфикшна в отечественной библиотечной работе пока что остается достаточно редкой практикой, которая представлена преимущественно конкурсами фикрайтеров1. Впрочем, сам факт организации подобных конкурсов свидетельствует о постепенном формировании представлений о возможностях фанфикшна в качестве инструмента стимулирования читательской активности.

Сегодня происходит формирование особого типа интернет-ориентированной детской и юношеской аудитории; изучение участников фандомов подтверждает, что среди активных читателей фанфикшна присутствует значимая доля представителей именно этой возрастной группы [8]. Традиционные формы стимулирования читательской активности, применяемые по отношению к ней, утрачивают свою эффективность, поскольку «связываются с режимом ретроориентированности и символического устаревания» [1, с. 94]. Фандомные творческие практики (чтение и сочинение фанфикш-

1 Фикрайтер — автор фанфика.

на, интерпретация первоисточника, свободное обсуждение произведений), напротив, на сегодняшний день вызывают неподдельный интерес, воспринимаются как нечто новое, что дает основания считать их значимым инструментом стимулирования читательской активности названной категории читателей.

В апреле 2024 г. среди школьников нами был проведен формирующий эксперимент, цель которого — оценить возможности использования фандомных практик в качестве инструмента развития читательской культуры. Для проведения эксперимента были выбраны четыре группы учащихся старших классов (всего 82 человека). Базой проведения эксперимента стали гимназии № 80 и 93 г. Челябинска и средняя общеобразовательная школа № 4 г. Осы (Пермский край). В эксперименте приняли участие ученики 10-х классов гимназии № 93 (30 человек), 8-10-х классов гимназии № 80 (16 человек) и школы № 4 (два параллельных 10-х класса — 20 и 16 человек).

Цикл мероприятий по стимулированию читательской активности посредством применения фандомных творческих практик включал три встречи: первая и третья — два академических часа с перерывом, вторая — один академический час.

В ходе эксперимента мы опирались на концепцию культуры соучастия Г. Дженкинса, частным примером которой является написание фанфикшна. В рамках встреч с учениками чтение было представлено как творческий процесс, предполагающий свободу интерпретации, эмоциональную вовлеченность и высокий уровень коммуникации между всеми участниками.

Задачи эксперимента:

1. Разработать мероприятия по стимулированию читательской активности, основанные на фандомных творческих практиках: чтение и сочинение фанфикшна, совместная работа с текстом, свободное обсуждение и интерпретация произведения.

2. Провести цикл мероприятий с целью стимулирования читательской активности среди учащихся 10-х классов, включающих:

- чтение фанфикшна для формирования интереса к произведению, на основе которого он был создан;

20

- сочинение и обсуждение фанфикшна в целях привлечения участников к первоисточнику путем показа различных вариантов его интерпретации, осмысления уже знакомого текста, и демонстрации выявления потенциала чтения как творческого процесса, предполагающего, с одной стороны, возможность для самовыражения, а с другой, совместную работу и уважительное отношение к иной точке зрения;

- различные интерпретации и обсуждение первоисточника, способствующие популяризации произведения через «фандомную» коммуникацию — свободное обсуждение и поиск единомышленников.

3. Оценить результативность применения различных способов взаимодействия с текстом при формировании интереса к определенному произведению, выявлению причины эффективности той или иной формы и трудностей, возникающих у молодых людей в процессе фандомной деятельности.

Была выдвинута следующая гипотеза: фандомные творческие практики могут быть значимым инструментом в системе стимулирования читательской активности молодежи при условии предварительной подготовки аудитории в процессе беседы о важности чтения, создания пространства для свободного общения и сочинения текстов.

Первая встреча состояла из нескольких частей. Первым этапом стало объяснение цели, задач и формата будущих занятий для включения учеников в будущую деятельность в качестве субъектов. Далее обосновывалась важность чтения в современном обществе, демонстрировалось разнообразие читательских практик, чтобы обеспечить дальнейшую мотивацию школьников для участия в эксперименте. Чтение было представлено как сложный и многогранный процесс, что иллюстрировалось разными видами текстов и рассказом о способах взаимодействия с произведениями (воспроизведение, оценка, адаптация, фандомные практики) с акцентом на практику написания фанфикшна.

Вторая половина встречи была посвящена обзору различных категорий фанфикшна

(джен2, гет3, статьи4), его жанров (романтика, альтернативная вселенная, фэнтези, приключения, Hurt/Comfort5, драма и др.) и форм (классический текст разного объема, драббл, стихотворение, фрагмент текстовой ролевой игры). Затем следовало чтение и обсуждение фанфика (автор: Тёнка, «Левее и на пять сантиметров ниже», джен, юмор, возрастное ограничение PG-13, 5 стр., фандом: Пратчетт Терри «Плоский мир»).

Фанфик в категории «джен» выбран по причине ее универсальности — отсутствие романтической линии и сосредоточенность на сюжете делают текст подходящим как для юношей, так и для девушек. Низкое возрастное ограничение гарантирует отсутствие информации, способной причинить вред здоровью и развитию подростков, в то время как малый размер текста и юмористический жанр обеспечивают легкость восприятия. Цикл «Плоский мир» Терри Пратчетта написан в популярном у молодежи жанре фэнтези. В книгах описываются захватывающие приключения, затрагиваются философские вопросы и раскрываются гуманистические ценности. При этом отсутствует описание насилия, жестокости и откровенных сцен, что делает обращение молодых людей к первоисточнику безопасным. Книги не пользуется широкой известностью среди российских школьников — таким образом, обеспечена чистота эксперимента, невозможная при обращении к уже популярным у аудитории или ранее прочитанным произведениям (например, цикл «Гарри Поттер», манга «Наруто», программная классика и проч.). Несмотря на относительно малый объем текста (длительность выразительного чтения составляла около пятнадцати минут), было решено ограничиться обсуждением одного фанфика.

В рамках второй встречи участникам предлагалось написание фанфика в командах

2 История без романтической линии.

3 История, построенная вокруг романтических отношений мужчины и женщины.

4 Работа, посвященная анализу оригинального произведения или отдельных явлений фандомной жизни.

5 История сосредоточена на эмоциональных и/ или физических страданиях одних персонажей и заботе о них со стороны других персонажей.

21

с позиции различных ролей — соавторы, редакторы и читатели-комментаторы. В начале встречи ученикам была показана презентация с описанием ролей и требованиями к создаваемому тексту. Ограничения для сочиняемых фанфиков, в первую очередь, касались объема текста (поскольку время встречи было фиксированным), запрета на использование нецензурной лексики и описания сцен насилия. В качестве основы выступало литературное произведение, которое было знакомо всем участникам; тем не менее, в процессе работы приветствовалось обращение к первоисточнику.

Третья встреча представляла собой открытое обсуждение литературного произведения по выбору школьников, которое было им знакомо. Акцент делался на разностороннее рассмотрение характеров персонажей, заполнение «белых пятен» в истории, предложение альтернативных сюжетных ходов. Участники могли отстаивать схожие варианты группой.

Вторая часть встречи была посвящена подведению итогов. Ее основная задача — оценка эффективности применения фандомных творческих практик в процессе стимулирования читательской активности молодежи. Проверка эффективности проводилась методом фокус-группы. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

- какая из форм взаимодействия с текстом (чтение, написание фанфикшн, его интерпретация) вызвала желание обратиться к оригинальному произведению?

- возникли ли трудности в восприятии фанфика или рассмотрении произведения с новой точки зрения?

- какие именно трудности возникли?

Результаты

Первый цикл встреч состоялся с учащимися 10 класса гимназии с гуманитарным уклоном № 93 г. Челябинска (30 человек). Трое участников эксперимента были знакомы с фан-фикшном и ранее принимали участие в фандо-мной деятельности.

В процессе выяснилось, что слово «фан-фикшн» для учеников, не знакомых лично с

данным явлением, имеет негативные коннотации; были названы такие ассоциации, как «оторванность от реальности», «запрещенные темы», «некачественные тексты», «искажение оригинала», «нарушения этики». У знакомых с фанфикшном респондентов отрицательные эмоции вызывало частое несоответствие описания фанфика его содержанию; они отмечали, что далеко не всегда в описании стоят предупреждения о печальном, драматичном сюжете. В целом ученики признавали, что негативные ассоциации возникают от недостатка информированности — отсутствия полной и достоверной информации о фанфикшне как культурной практике и жанре современной литературы, вследствие этого — неспособность правильно сформулировать запрос и найти качественные тексты, не наносящие ущерб нравственности.

Прочитанный в классе фанфик не вызвал интереса к первоисточнику, поскольку многие моменты остались непонятыми. При этом среди респондентов сформировалось две позиции относительно использования фанфикшна в популяризации литературного произведения. Первая состоит в том, что такая форма была бы интересна в школе при изучении классики, более углубленного ознакомления с произведением. Вторая, которую наиболее уверенно отстаивали уже вовлеченные в фанфикшн-со-общество ученицы, заключалась в переизбытке классики в их школьном и домашнем чтении. Фанфикшн, с их точки зрения, мог бы стимулировать чтение современных произведений, которые уже известны школьникам (например, по киноэкранизациям), что дало бы возможность погрузиться в контекст и добиться более глубокого понимания.

Для написания фанфиков во время второй встречи студенты разбились на пять групп от двух до девяти человек. Самая большая группа — почти все мальчики класса. Две работы были написаны на основе «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, по одной — по мотивам мультсериалов «Три богатыря» и «Винни-Пух», а также сериала «Кухня». Наиболее серьезной и проработанной интерпретацией был созданный самой малочисленной группой фанфик по произведению «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где

22

излагалось альтернативное решение судьбы Сони Мармеладовой. В маленьких и средних группах участники разделялись на авторов и редакторов, а в больших творчество было более хаотичным и включало элементы импровизации при представлении фанфика. Ученики активно сочиняли тексты, но неохотно комментировали работы других групп — наибольший интерес и позитивные эмоции вызвал именно творческий процесс, а не результат.

Обсуждение произведения в рамках третьей встречи не состоялось. Основной причиной нежелания говорить участники называли расхождение во вкусах: наибольшую популярность имел фильм «Пираты Карибского моря», который предпочли 12 человек, трое назвали мультсериал «Винкс», двое — «Барби». Также были названы фильмы киновселенной «Мар-вел» и фильм «Аватар», книги «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Некоторые воздержались от ответа. Несмотря на то, что в качестве предмета для общего разговора был предложен фильм, известный большей части учеников, им было некомфортно обсуждать его в классе. Они объяснили это тем, что для них привычен формат их уроков литературы — учитель задает вопросы, а ученики отвечают. Такой формат не подразумевал неформального общения и тем, что такие беседы, по их мнению, должны вестись в кругу друзей, для некоторых респондентов это было слишком личным. Причиной, по которой нельзя поговорить об одном из «программных» произведений, была названа и перегруженность классической литературой в школе, о которой говорили в том числе и ученики, советовавшие сочинять фан-фикшн по классической литературе на уроках.

Второй и третий цикл встреч проводились с учениками 10-х классов школы № 4 г. Осы Пермского края (всего 36 человек). Это были два класса без определенного профиля обучения — здесь учатся школьники, планирующие сдавать в будущем государственный экзамен как по гуманитарным дисциплинам, так и естественнонаучным. Только один из учеников был заранее знаком с фанфикшном, у остальных слово либо не вызывало никаких ассоциаций, либо ассоциировалось с «запрещенными тема-

ми». Первая встреча проводилась совместно с учениками обоих классов. В целом учащиеся не проявили интереса к чтению — только одна девочка регулярно и с удовольствием читает литературу вне школьной программы. Наибольшую активность вызвало обсуждение важности чтения и способов взаимодействия с текстом. Ученики говорили о том, как сильно устали от классических произведений, при этом называя свои увлечения — чтение фэнте-зи, фантастики, манги, просмотр аниме. Прочитанный во второй половине встречи фанфик по «Плоскому миру» не вызвал интереса к первоисточнику, поскольку у них, как и у учащихся гимназии № 93, возникли трудности с пониманием текста.

Вторая встреча проводилась раздельно. Первый 10-й класс состоял из 20 учеников, которые для написания фанфика разделились на 7 групп от 2-х до 4-х человек. Создавались тексты как по видеоиграм — «Stardew Valley», «Homescapes» и «Мир братьев Марио», так и по литературным произведениям — сказкам «Колобок» и «Красная шапочка», серии книг «Гарри Поттер». Двое учеников отказались публично представить свой фанфик. Остальные учащиеся испытывали положительные эмоции в процессе работы, особенно группы, состоящие из мальчиков: велись бурные обсуждения и споры, вплетались юмористические сюжетные ходы. В некоторых группах участникам было тяжело прийти к соглашению относительно произведения и персонажей. В процессе упражнения некоторые ученики по-новому взглянули на оригинальное произведение, что вдохновило их на дальнейшие занятия литературным творчеством.

Другой класс состоял из 16 человек, разделившихся для написания фанфика на 4 группы. Помимо этого, к ним присоединилась часть учеников из первого 10-ого класса. Участники сочиняли истории по фильмам о Гарри Поттере, мультфильму «Просткваши-но», сказке «Курочка Ряба»; одна команда написала ориджинал — выдуманную романтическую историю о своих одноклассниках. Ученики активно общались как внутри, так и между командами, единственной трудностью для них было сойтись во мнении относитель-

23

но выбора произведения, на основе которого создавался фанфик.

Ученики, решившие во второй раз сочинить историю, на вопрос о мотивах повторного участия заявили, что им «понравилось писать» и хотелось «поддержать друзей». На занятиях они отдают предпочтение гуманитарным предметам, но при этом не любят читать, либо больше склонны к естественнонаучным предметам, но при этом читают много художественной литературы вне школьной программы. Они получили много положительных эмоций во время творчества и хотели бы продолжить такую практику в процессе школьных уроков.

Импровизированное обсуждение произведения на выбор, которое также проводилось на третьей встрече совместно двумя классами, прошло достаточно тяжело — была выбрана серия фильмов о Гарри Поттере, но ученики затруднялись сделать что-то кроме покадрового пересказа фильма. В формате вопрос-ответ они начинали путаться в хронологии и персонажах, что не вызывало интереса к первоисточнику и новому его видению.

Четвертый цикл встреч проводился с группой в рамках подготовки к олимпиаде по русскому языку гимназии № 80 г. Челябинска (16 человек), которая включала учащихся 8-10-х классов. Все участники оказались знакомы с фанфикшном — ранее читали или писали подобные сочинения. Группа осознавала важность чтения, имела представление о разных видах текста (включая шрифт Брайля). Ученики активно читали вне школьных занятий и не только получали удовольствие от чтения, но и осознавали важность развитых читательских навыков в будущей учебе и профессии. Также большинство было знакомо с терминологическим аппаратом фанфикшна, вопросы вызвала только классификация фанфиков по способу написания (ролевая, сонгфик6, филк7). Участники самостоятельно инициировали обсуждение о пользе фанфикшна как культурного явления.

К публичному чтению фанфика группа отнеслась с энтузиазмом, один из учеников читал вслух. 14 человек показали высокую степень

6 Произведение, написанное под впечатлением от какой-либо песни.

7 Фанфик-песня.

понимания событий, происходящих в фан-фике; несмотря на то что первоисточник был аудитории незнаком, они также получили положительные эмоции от прочтения. По завершении четверо проявили заинтересованность в первоисточнике, еще двое — после короткого рассказа о литературной вселенной «Плоского мира» и особенностях стиля автора.

Для написания фанфика ученики разделились на 5 групп от 2 до 4 человек. Были выбраны следующие фандомы: видеоигра «Детроит», греческая мифология, «Пиковая дама» А. С. Пушкина; два фанфика написаны по мультфильму «Смешарики». Чем меньше была группа, тем сосредоточеннее велась работа при высокой скорости написания текста. В больших группах участники получали удовольствие скорее от устного обмена идеями. Ученики смогли успешно распределить роли: кроме непосредственно автора/соавтора присутствовали редактор-бета (орфография и пунктуация) и редактор-гамма (стилистика и фактические неточности), которые также обращались к первоисточнику.

Для обсуждения заранее был выбран фильм «Начало» Кристофера Нолана. Двенадцать человек из группы смотрели фильм ранее или посмотрели накануне, четверо не успели с ним ознакомиться. Беседа началось с объяснения для тех, кто не смотрел фильм, сюжета и роли основных героев, в ходе которого ученики дополняли друг друга и даже обращались для точности к сведениям из интернета. Затем они перешли к анализу характеров персонажей — их достоинств и недостатков, сложной структуры фильма, особенностей творчества режиссера и другим его работам. Ученики, не знакомые с фильмом, захотели его посмотреть. В конце встречи участники в свободной форме охотно делились друг с другом своими любимыми произведениями. Вероятно, такая свобода общения для группы учеников из разных классов может объясняться высоким уровнем их читательской культуры, уверенностью в своем художественном вкусе.

Выводы

Итак, фандомные творческие практики являются значимым инструментом стимулирования читательской активности молодежи и

24

развития ее читательской культуры. Вводная беседа необходима для неподготовленной аудитории как в части обоснования важности чтения, так и в части, информирующей о фанфикшне — в целях снижения негативных ассоциаций, связанных с данным явлением. Для подготовленной аудитории введение достаточно ограничить постановкой цели и задач, сократив теоретическую часть и оставив пространство для обсуждения фанфикшна как культурного феномена.

Наиболее эффективным способом применения фанфикшна оказалось его сочинение с последующим обсуждением. Процесс написания фанфика, несмотря на некоторые проблемы взаимодействия в группах, касающиеся выбора текста-основы, неизменно вызывает у участников позитивные эмоции, углубляет взаимодействие с оригинальным произведением. Единственная сложность, связанная с написанием фанфика, которую отметили все классы — недостаток времени для создания текста. Действительно, большая часть второй встречи уходила именно на межличностное общение участников, оставляя мало времени для непосредственной записи текста и его последующее публичное представление. Длительность таких встреч необходимо увеличить до двух часов.

При этом встречи, посвященные классическим произведениям, можно проводить в рамках уроков литературы, а творчество на более свободные темы продолжить на внеклассных занятиях.

Обсуждение произведения, как и публичное чтение фанфика, эффективно лишь с аудиторией, уже имеющей достаточно высокий уровень читательской культуры. Такие встречи могут стать логичным продолжением внеурочной деятельности учеников, заинтересованных в литературном творчестве.

Площадкой и организатором внеклассных занятий, основанных на фандомных творческих практиках, на наш взгляд, могут стать школьная библиотека или классные уроки литературы. Это позволит, с одной стороны, гармонично вплести сочинение фанфикшна в процесс преподавания литературы, способствуя более активному изучению классики, а с другой — предоставит заинтересованным ученикам возможность неформального читательского общения по поводу широкого круга произведений. Библиотекарь или школьный учитель могут выступать в качестве модератора литературного клуба, где будут самостоятельно встречаться небольшие группы поклонников различных произведений.

Список литературы

1. Аскарова, В. Я. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / В. Я. Аскарова, Л. Б. Зубанова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 5 (85). — С. 93-102.

2. Галактионова, Т. Г. Технология приобщения к чтению с помощью инструмента фан-фикшн: замысел и теоретические основания использования / Т. Г. Галактионова, Ю. Л. Мокшина // Научное мнение. — 2017. — № 2. — С. 81-88.

3. Мокляк, В. И. Поэтика фантастического. Феномен Funfiction как средство развития творческих способностей учащихся / В. И. Мокляк, И. А. Леонидова // Духовность и ментальность: экология языка и культуры на рубеже XX-XXI веков : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. пед. и научн. деятельности проф. Г. В. Звёздовой и приуроч. к её юбилею. Ч. 2. — Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семе-нова-Тян-Шанского, 2017. — С. 235-238. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=29894010 (дата обращения 20.05.2024).

4. Мокшина, Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Л. Мокшина ; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2019. — URL: https://www.dissercat.com/content/fanfikshn-kak-instrument-priobshcheniya-sovremennykh-shkolnikov-k-chteniyu-klassicheskoi-lit (дата обращения 20.05.2024).

25

5. Романичева, Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) / Е. С. Романичева // Педагогический ИМИДЖ. — 2021. — Т. 15, № 2 (51). — С. 198-214.

6. Семенова, Ю. А. Использование фанфикшена в изучении литературы и готовность будущих учителей работать с ним / Ю. А. Семенова, К. В. Немальцева, В. А. Никитина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4. — С. 124-127.

7. Семенова, Ю. А. Приёмы работы с фанфикшеном в курсе изучения литературы с учащимися старших классов / Ю. А. Семенова, К. В. Немальцева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6. — С. 51-54.

8. Солина, А. В. Фикрайтеры и фикридеры как участники литературного процесса: к созданию социально-психологического портрета / А. В. Солина // Сфера культуры. — 2024. — № 1 (15). — С. 49-56.

9. Jenkins, H. Why Heather Can Write / Н. Jenkins // MIT Technology Review, 2004. — URL: https://www.technologyreview.com/2004/02/06/40304/why-heather-can-write/ (accessed: 20.05.2022).

10. Parrish, J. Inventing a Universe: Reading and Writing Internet Fan Fiction / J. Parrish. — University of Pittsburgh, 2007 — URL: https://core.ac.uk/download/pdf/12208786.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

11. Rouse, L. The fan fiction reading guide: the use of multimedia and comments as close reading tools / L. Rouse // College of Liberal Arts & Social Sciences Theses and Dissertations. — Chicago, 2019. — URL: https://via.library.depaul.edu/etd/274 (дата обращения 20.05.2024).

Получено 27.05.2024

Anna V. Solina

Post-graduate student, junior scientific fellow, Office of Science and Innovations

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: solina.2016@mail.ru

Application of Fandom Creative Practices in Young Readers Activity Stimulation: Experiment Results

The article presents the results of the experiment of using fandom creatives practices in stimulating of high school students' readers activity. Recently developed technique includes a cycle of actions such as fan fiction reading aiming to raise interest to the literary work on the basis of which it was created, to discuss fan fiction works in order to attract the attention of the participants to the original by means of new ways of understanding the familiar text, different interpretations and discussion of the original literary work. The author draws a conclusion of the positive results of the given practices and the conditions of their effectiveness while forming and developing of young readers culture.

Keywords: fan fiction, fandom creative practices, readers' activity stimulation, activating of reading

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citing: Solina A. V. 2024. Application of Fandom Creative Practices in Young Readers Activity Stimulation: Experiment Results. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 19-27. (In Russ.).

26

References

1. Askarova V. Ya., Zubanova L. B. 2018. Study of children's and youth reading in the era of digital reality: current research and design strategies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. No 5 (85): 102. (In Russ.).

2. Galaktionova T. G., Mokshina Yu. L. 2017. Technology of introducing reading using the fan tool fiction: intent and theoretical basis for use. Nauchnoe mnenie [Scientific opinion]. No 2: 81-88. (In Russ.).

3. Moklyak V. I., Leonidova I. A. 2017. Poetics of the fantastic. The phenomenon of Funfiction as a means of developing students' creative abilities. Dukhovnost' i mental'nost': ekologiya yazyka i kul'tury na rubezhe XX-XXI vekov. Chast' 2 [Spirituality and mentality: ecology of language and culture at the turn of the 20th-21st centuries. Part 2]. Lipetsk: LSPU named after P. P. Se-menov-Tyan-Shansky. Pp. 235-238. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29894010 (accessed: 20.05.2024). (In Russ.).

4. Mokshina Yu. L. 2019. Fanfikshn kak instrument priobshcheniya sovremen-nykh shkol'nikov k chteniyu klassicheskoi literatury [Fanfiction as a tool for introducing modern schoolchildren to reading classical literature: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education"]. Abstract of thesis. Saint Petersburg. Available from: https://www.dissercat.com/content/ fanfikshn-kak-instrument-priobshcheniya-sovremennykh-shkolnikov-k-chteniyu-klassicheskoi-lit (accessed: 20.05.2022). (In Russ.).

5. Romanicheva E. S. 2021. Creative assignments in literature: from history to modernity, from conservation of forms to their development and transformation (general review). Pedagogicheskii IMIDZh [Pedagogical IMAGE]. Vol. 15, No 2 (51): 198-214. (In Russ.).

6. Semenova Yu. A., Nemal'tseva K. V., Nikitina V. A. 2021. The use of fan fiction in the study of literature and the readiness of future teachers to work with it. Vestnik Shadrinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University]. No 4: 124-127. (In Russ.).

7. Semenova Yu. A. Nemal'tseva K. V. 2021. Techniques for working with fan fiction in the course of studying literature with participants senior students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. No 6: 51-54. (In Russ.).

8. Solina A. V. 2024. Fikriters and fikreaders as participants in the literary process: towards the creation giving a socio-psychological portrait. Sfera kul'tury [Sphere of Culture]. No 1 (15): 49-56. (In Russ.).

9. Jenkins H. 2004. Why Heather Can Write. MIT Technology Re-view. Available from: https://www. technologyreview.com/2004/02/06/40304/why-heather-can-write (accessed: 20.05.2024). (In Engl.).

10. Parrish J. 2007. Inventing a Universe: Reading and Writing Internet Fan Fiction. University of Pittsburgh. Available from: https://core.ac.uk/download/pdf/12208786.pdf (accessed: 20.05.2024). (In Engl.).

11. Rouse L. 2019. The fan fiction reading guide: the use of multimedia and comments as close reading tools. College of Liberal Arts & Social Sciences Theses and Dissertations. Chicago. Available from: https://via.library.depaul.edu/etd/274 (accessed: 20.05.2024). (In Engl.).

Received 27.05.2024

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.