Научная статья на тему 'Применение элементов современного маркетинга в управлении деятельностью предприятий российского АПК'

Применение элементов современного маркетинга в управлении деятельностью предприятий российского АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасова А.В.

Рассмотрены аспекты конкурентоспособности современных российских агропромышленных предприятий. Выявлено, что наряду с многими проблемами, сдерживающими их развитие, немаловажное значение имеет низкий уровень организации маркетинговой деятельности. Внесены предложения по внедрению элементов современного маркетинга в деятельность предприятий АПК, даны рекомендации по рационализации подходов к организации системы управления маркетингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов современного маркетинга в управлении деятельностью предприятий российского АПК»

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО АПК

© Гукасова А.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Рассмотрены аспекты конкурентоспособности современных российских агропромышленных предприятий. Выявлено, что наряду с многими проблемами, сдерживающими их развитие, немаловажное значение имеет низкий уровень организации маркетинговой деятельности. Внесены предложения по внедрению элементов современного маркетинга в деятельность предприятий АПК, даны рекомендации по рационализации подходов к организации системы управления маркетингом.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, маркетинг, конкуренция, эффективность, аутсорсинг.

В современных условиях модернизации отечественной экономики одной из приоритетных задач является восстановление важнейшей для любой страны сферы, обеспечивающей ее продовольственную безопасность - агропромышленного комплекса. В настоящее время эта отрасль имеет все шансы на развитие за счет реализации ряда инновационных программ развития, поддерживаемых государством [4] и введения продовольственных санкций, ограничивающих ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда зарубежных стран [6]. Данная ситуация может явиться позитивным толчком для развития отечественного АПК в период более благоприятных условий на внутреннем рынке в отсутствии зарубежных конкурентов. Однако санкции введены всего на год, что должно побудить отечественных субъектов АПК к осознанию того, что это время дается им не только для получения кратковременной прибыли, но для начала процесса модернизации устаревшей материально-технической базы. А так же для внедрения современных инновационных механизмов в систему управления производственным процессом предприятия [5, 9] и применение современных механизмов повышения эффективности сбытовой деятельности, в том числе за счет инновационных методов современного маркетинга [3]. Практика комплексного маркетингового подхода к планированию деятельности всех этапов агробизнеса уже давно применяется в зарубежных странах, однако, в нашей стране в системе управления предприятий АПК функции маркетинга на протяжении длительного времени не считались приоритетными по целому ряду причин [11]. В тоже время современный агропромышленный маркетинг не просто охватывает все стадии движения товара на рынок, а реализует целый комплекс

Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.

154 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

управленческих мероприятий. В их состав может входить деятельность по изучению потребностей, прогнозированию спроса, разработке ассортиментной политики и производственной программы, планированию логистики [12], организации сбыта, разработке и поддержанию бренда товара [2], формированию и корректировке имиджа производителя, проектированию системы эффективного информационного обмена с контактными аудиториями, планированию антикризисных мероприятий и т.д.

Продукция АПК обладает специфическими особенностями в виду особых условий ее производства и переработки, на которые влияют множество внешних и внутренних факторов. Одной из задач, которую в данном случае призван решить агропромышленный маркетинг, является повышение конкурентоспособности предприятий АПК за счет усиление степени их адаптивности многочисленным изменениям внутренней и внешней среды [9].

Понятие агропромышленного маркетинга охватывает как саму систему АПК, так и окружающую его инфраструктуру, что обусловлено важностью ее влияния на конечный продукт с точки зрения общества.

Основная цель агропромышленного маркетинга заключается разработке стратегии проникновения маркетинговых принципов на аграрный рынок, сильно подверженный сезонности и рискам. Поэтому данный вид маркетинга как правило реализуется отлично от традиционного маркетинга, используемого для промышленной продукции [10]. В систему маркетинга предприятия АПК помимо исследования, тестирования и мониторинга рынка агропромышленной продукции, анализа его конъюнктуры с последующей разработкой сегментов, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя и т.д. входят мероприятия по созданию логистической инфраструктуры агробизнеса [13], позволяющей в максимально короткие сроки доставлять продукцию для переработки и конечному потребителю.

Маркетинг в агропромышленных формированиях выступает заключительным этапом хозяйственной деятельности, его можно рассматривать как процесс управления, связанный с обменом продукцией от начального производства до конечного потребителя. Объектом маркетинга в данном случае выступает сельскохозяйственная продукция, как натуральная продукция фермерских хозяйств, так и переработанная на предприятиях пищевой промышленности. Специфическая особенность АПК маркетинга заключается в значимости завершающих стадий, так как объектом в этом случае выступает преимущественно сырье и тем сложнее пути достижения цели, поставленной перед самим маркетингом.

С внутриотраслевой точки зрения оборот продукции выступает как промежуточный результат деятельности организаций, составляющих первичное звено АПК [11]. Поэтому процесс управления обменом результатами деятельности между подразделениями такого рода предприятий или объе-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

155

динениями предприятий (хозрасчетные подразделения, малые предприятия, кооперативы самостоятельные или входящие в состав ассоциаций) можно рассматривать как внутрихозяйственный маркетинг. То есть агропромышленный маркетинг можно представить как процесс, связанный с регулированием потоков сельскохозяйственной продукции и предметов переработки, продовольственными и непродовольственными предметами потребления из сельскохозяйственного сырья от точки начального производства до точки конечного потребителя, независимо для кого предназначен товар - ля покупателя или для перепроизводства.

Однако стоит отметить, что не смотря на сложившуюся в настоящее время благоприятную обстановку на рынке для предприятий российского АПК все же существует ряд проблем, которые сдерживают их развитие, а также создают объективные проблемы для повышения эффективности выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции. Прежде всего, стоит отметить нарушение маркетингового взаимодействия внутри АПК. Сельскохозяйственные предприятия часто не акцентируют внимание на реализацию функции маркетинга для повышения эффективности своей деятельности, рассчитывая на предприятия переработки, а те в свою очередь также не предают значения этой важной управленческой функции.

Учитывая данные обстоятельства можно заключить, что создание и эффективное функционирование научно обоснованной системы управления маркетингом современного агропромышленного комплекса можно обеспечить двумя способам. В крупных и средних хозяйствах целесообразна организация собственной структуры управления маркетингом. В малых агроформированиях наиболее оправданным будет применения услуг консультантов или передача процессов управления маркетингом компетентным организаций по договору аутсорсинга [1]. Такая система уже вполне успешно оправдала себя в практике деятельности АПК фирм ведущих зарубежных стран, с которыми у РФ налажен прочный обмен опытом во многих социально-экономических сферах [8], и на этом основании может быть внедрена в деятельность современных отечественных агропромышленных организаций.

Применение современных маркетинговых подходов, специалистами осуществляющими данную деятельность по договору аутсорсинга позволит агропромышленным предприятиям использовать новые и эффективные механизмы маркетинговой деятельности в условиях известной нехватки профессиональной знаний у подготовленных специалистов этой сферы. В современных условиях предприятиям АПК может быть предоставлен доступ к инновационным ресурсам агропромышленного маркетинга без необходимости формирования соответствующих структур. Передача маркетинговых функций сторонним организациям подразумевает делегацию полномочий управления системой мероприятий, связанных с обменом сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, распределением и сбытом сторонним

156 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

организациям, имеющим большой опыт в данной сфере. Помимо этого данные фирмы берут на себя ответственность по управлению маркетингом производственно-техническими услуг, снабжением предприятий АПК, коммуникациями внутри агропромышленного комплекса, анализу сельскохозяйственного и перерабатывающего производства и рынка сбыта, поиску способов повышения эффективности агробизнеса в комплексе, снижению себестоимости продукции, исследованию факторов риска и разработке мероприятий по их предотвращению и т.д.

Таким образом, в настоящее время на современном рынке сельскохозяйственной продукции сложились объективные условия и насущная необходимость для формирования прогрессивной системы управления деятельностью предприятий АПК и повышению их эффективности, в том числе за счет совершенствования маркетинговой деятельности. Одним из вариантов развития маркетинговой деятельности в этой сфере является инновационная для нашей страны, но вполне традиционная для зарубежных стран, система передачи маркетинговых функций предприятий АПК на аутсорсинг специалистам маркетинга. От эффективности организация взаимодействия между участниками данного вида маркетинга может зависеть конкурентоспособность отечественного агропромышленного производства и увеличения доли его продукции на внутреннем рынке.

Список литературы

1. Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2011. - № 35. - С. 147-154.

2. Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство: право и управление. - 2014. - № 6 (49). - С. 50-55.

3. Костарева А.М., Старкова Н.О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 04 (088). - С. 642-652.

4. Никулина О.В. Практическая реализация кластерной стратегии инновационного развития экономики Краснодарского края // Инновации. - 2013. -№ 5 (175). - С. 80-86.

5. Никулина О.В., Панкина И.С. Трансформация сферы АПК Краснодарского края в направлении развития инновационных технологий // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 46-54.

6. Продовольственное эмбарго и его последствия: мнения фермеров регионов России [Электронный ресурс] // АККОР по материалам СМИ и ин-формагенств. - 13.08.2014. - Режим доступа: http://www.akkor.ru/statya/652-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

157

prodovolstvennoe-embargo-i-ego-posledstviya-mneniya-fermerov-regionov-

rossii.html.

7. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2001. - 202 с.

8. Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. -№ 32. - С. 63-71.

9. Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия: Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 66. - С. 194-205.

10. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. -С. 183-189.

11. Старкова Н.О. Особенности применения маркетинга в деятельности современных сельскохозяйственных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 81. - С. 787-799.

12. Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 85. - С. 480-490.

13. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 99. - С. 1062-1085.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Иванова С.В.* *, Смирнова Е.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Статья посвящена обзору актуальной проблемы управления производственным потенциалом промышленного предприятия.

Ключевые слова потенциал, промышленное предприятие, управление производственным потенциалом.

* Магистрант кафедры Экономического управления организацией.

* Доцент, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.