Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОЛЛЕР-СПОРТА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОЛЛЕР-СПОРТА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ РОЛЛЕР-СПОРТА / ШКОЛЬНИКИ 7-8 ЛЕТ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завьялова Т.П., Лаптева А.И.

Цель исследования - обосновать возможности использования элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников 7-8 лет с нарушением зрения. Методика и организация исследования. Предусматривалось изучение интереса к занятиям различными видами спорта, показателей физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушением зрения, обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения. Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент линейного типа, носящий констатирующий, формирующий, сравнительный характер. Результаты исследования и выводы. Констатирующий этап выявил преобладающий ниже среднего и низкий уровни развития координационной способности к дифференцировке усилий нижних конечностей, удержанию равновесия в движении, способности к статическому равновесию, а также гибкости, что во многом обусловлено особенностью состояния зрения и, в связи с этим, общими нарушениями двигательной сферы детей. Полученные результаты стали основанием для разработки и реализации методики занятий с использованием элементов роллер-спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Завьялова Т.П., Лаптева А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ROLLER-SPORT ELEMENTS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH VISION IMPAIRMENT

Objective of the study was to substantiate the possibility of using elements of roller sport in adaptive physical education of junior schoolchildren 7-8 years old with visual impairment. Methods and structure of the study. It was planned to study the interest in various sports, indicators of physical fitness of children 7-8 years old with visual impairment, studying in a correctional educational institution. The main research method was a pedagogical experiment of a linear type, which has a stating, formative, comparative character. Results and conclusions. The ascertaining stage revealed the prevailing below average and low levels of development of the coordination ability to differentiate the efforts of the lower extremities, to maintain balance in movement, the ability to static balance, as well as flexibility, which is largely due to the peculiarity of the state of vision and, in connection with this, general disorders of the motor sphere children. The results obtained became the basis for the development and implementation of training methods using elements of roller sports.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОЛЛЕР-СПОРТА В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОЛЛЕР-СПОРТА В АДАПТИВНОМ

физическом воспитании младших школьников с нарушением зрения

УДК/UDC 376.2

Поступила в редакцию 18.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.П. Завьялова1 А.И. Лаптева2

1Институт физической культуры, Тюменский государственный университет, Тюмень

2Роллер-школа inline, Тюмень

APPLiCATiON OF ROLLER-SPORT ELEMENTS iN ADAPTiVE PHYSiCAL EDUCATiON OF JUNiOR SCHOOLCHiLDREN WiTH ViSiON iMPAiRMENT

PhD, Associate Professor T.P. Zavyalova1 A.I. Lapteva2

1 Institute of Physical Culture, Tyumen State University, Tyumen

2 Roller school inline, Tyumen

Информация для связи с автором: zavyalova53@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать возможности использования элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников 7-8 лет с нарушением зрения.

Методика и организация исследования. Предусматривалось изучение интереса к занятиям различными видами спорта, показателей физической подготовленности детей 7-8 лет с нарушением зрения, обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения. Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент линейного типа, носящий констатирующий, формирующий, сравнительный характер. Результаты исследования и выводы. Констатирующий этап выявил преобладающий ниже среднего и низкий уровни развития координационной способности к дифференцировке усилий нижних конечностей, удержанию равновесия в движении, способности к статическому равновесию, а также гибкости, что во многом обусловлено особенностью состояния зрения и, в связи с этим, общими нарушениями двигательной сферы детей. Полученные результаты стали основанием для разработки и реализации методики занятий с использованием элементов роллер-спорта.

Ключевые слова: элементы роллер-спорта, школьники 7-8 лет, нарушение зрения, физические качества, координационные способности.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the possibility of using elements of roller sport in adaptive physical education of junior schoolchildren 7-8 years old with visual impairment.

Methods and structure of the study. It was planned to study the interest in various sports, indicators of physical fitness of children 7-8 years old with visual impairment, studying in a correctional educational institution. The main research method was a pedagogical experiment of a linear type, which has a stating, formative, comparative character.

Results and conclusions. The ascertaining stage revealed the prevailing below average and low levels of development of the coordination ability to differentiate the efforts of the lower extremities, to maintain balance in movement, the ability to static balance, as well as flexibility, which is largely due to the peculiarity of the state of vision and, in connection with this, general disorders of the motor sphere children. The results obtained became the basis for the development and implementation of training methods using elements of roller sports.

Keywords: elements of roller sport, schoolchildren aged 7-8, visual impairment, physical qualities, coordination abilities.

Введение. Переосмысление отношения к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, признание их прав на предоставление равных возможностей в разных областях жизни, включая сферу физической культуры и спорта, является важным показателем высокого правового и культурного уровня общества и государства [1, 3]. Приобщение детей с особыми образовательными потребностями к систематическим занятиям физической культурой и спортом актуализируется в детско-юношеском спорте в Российской Федерации [4]. Для детей различных нозологических групп в условиях коррекционных образовательных учреждений проводится обучение по адаптированным программам, включающим в себя раздел «Физическое воспитание», но в них недостаточно учитываются физкультурно-спортив-ные интересы и склонности детей. По этой причине возни-

кает необходимость в изучении возможностей применения различных видов спорта (в том числе и роллер-спорта), разработке новых научно-обоснованных форм и методик организации спортивно-массовой работы с детьми, имеющими различные ограничения здоровья. Однако, как показывают исследования, потенциал роллер-спорта и его элементов используется недостаточно, и Тюменский регион не стал исключением [2].

Цель исследования - теоретически обосновать возможности использования элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников 7-8 лет с нарушением зрения.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в городе Тюмени на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад № 76». В нем приняли участие 13 уче-

ников первого класса: девять мальчиков и четыре девочки с нарушением зрения. Подбор комплекса диагностирующих методик позволил на констатирующем этапе линейного педагогического эксперимента выявить интерес к занятиям различными видами спорта, реальные показатели физической подготовленности, остроты зрения у школьников 7-8 лет. Полученные данные стали основанием для разработки и последующей реализации теоретических и практических занятий с использованием элементов роллер-спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе исследования особое внимание было уделено диагностике координационных способностей детей, так как, реализуясь на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями, они вызывают нарушения двигательной сферы. Специалистами адаптивного физического воспитания установлено, что у слабовидящих детей эти нарушения проявляются в недостаточно точной координации и неуверенности движений, трудности сохранения статического и динамического равновесия, низком уровне развития пространственной ориентации [5].

Проведенные педагогические контрольные испытания в начале исследования выявили преобладающий ниже среднего и низкий уровни развития координационной способности к дифференцировке усилий нижних конечностей, удержанию равновесия в движении, способности к статическому равновесию, а также гибкости (табл. 1). Именно по этой причине занятия на роликах мы сочли наиболее целесообразными.

Важной задачей исследования было получение информации о спортивных интересах младших школьников. Анкетный опрос показал, что значительная часть опрошенных (52.6 %) проявляет интерес к занятиям физической культурой и спортом, но дополнительно не занимается в развивающих кружках и спортивных секциях. К основным направлениям спортивных занятий дети отнесли плавание и футбол. Исследованиями установлено, что отклонение в двигательной сфере детей с нарушениями зрения влечет за собой отклонения

и в психической сфере, поэтому проведенное нами совместно со школьным психологом диагностическое исследование внимания, памяти, мышления, речи и мотивации младших школьников дало необходимую информацию для разработки содержания теоретических и практических занятий. Психодиагностическое исследование выявило неоднородность результатов по всем исследуемым показателям. В рамках статьи не представляется возможным более полно раскрыть положительные изменения в психической сфере, но укажем, что на основании данных психодиагностики были определены три группы детей с разным уровнем изучаемых показателей и необходимостью или отсутствием необходимости коррекции психолога.

Методика занятий с применением элементов роллер-спорта для школьников 7-8 лет с нарушением зрения была направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Главные задачи образовательного направления включали обучение технике двигательных действия на роликовых коньках, а на этой основе развитие тех двигательных координаций, которые находились на низком и ниже среднего уровнях развития.

Практический блок содержит три модуля. Модуль «Ознакомительный» включает беседы по истории и направлениям роллер-спорта, инструкции по основам техники безопасности, знакомство детей с инвентарем и правилами выполнения упражнений. В содержание модуля «Основной» предусматривалось обучение базовым элементам роллер-спорта и их закрепление. Данный модуль состоит из комбинированных занятий, включающих упражнения общефизической подготовки, специальные упражнения, выполняемые на роликовых коньках, игры на внимание и развитие координационных способностей. Модуль «Итоговый» посвящен подготовке и участию в соревнованиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все теоретические и учебно-тренировочные занятия проходили по подгруппам два раза в неделю, продолжительность занятий 40 мин. В холодный период времени занятия

Таблица 1. Динамика среднегрупповых показателей развития физических качеств мальчиков и девочек 7-8 лет с нарушением зрения

Контрольные испытания / Физические качества Результаты (М±m) Достоверность различий

Начало исследования Уровень Конец исследования Уровень t р

Бег на 30 м, с (скоростные способности) м 7,91±0,34 Н/ср. 7,09±0,15 Ср. 2,8075 <0,05

д 7,55±0,54 В/ср. 7,08±0,17 Ср. 1,1613 >0,05

Прыжок в длину, см (скоростно-силовые) м 99,3±8,2 Н/ср. 117,67±8,45 в/ср. 1,1613 >0,05

д 104,2±9,3 Ср. 119,25±4,85 в/ср. 1,8534 >0,05

Наклон вперед из положения стоя, см (гибкость) м 1,78±0,72 Н/ср. 5,78±1,00 Ср. 4,8990 <0,05

д 1,75±1,19 Н/ср. 5,55±1,00 Ср. 3,0000 >0,05

Таблица 2. Динамика среднегрупповых показателей развития физических качеств мальчиков и девочек 7-8 лет с нарушением зрения (дополнительные тесты и пробы)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Контрольные испытания / Физические качества Результаты (М±m) Достоверность различий

Начало исследования Уровень Конец исследования Уровень t р

Попадание шайбой в сектор, балл (способность к дифференцированию усилий нижних конечностей) правая нога м/д 2,93±0,44 Н/ср. 4,11±0,16 Ср. 3,6535 <0,05

2,42±0,21 Н/ср. 3,67±0,30 Ср. 4,4016 <0,05

левая нога м/д 3,33±0,39 Н/ср. 4,22±0,14 Ср. 3,0204 >0,05

3,25±0,25 Н/ср. 3,92±0,37 Ср. 2,4587 >0,05

Ходьба по гимнастической скамейке, с (способность к удержанию равновесия в движении) м 5,60±0,35 Н/ср. 4,17±0,30 Ср. 12,3847 <0,05

д 5,58±0,61 Низ. 4,50±0,41 Ср. 4,9284 <0,05

Проба Ромберга, с (способность к удержанию статического равновесия) м 29,22±4,34 Ср. 41,67±4,68 Выс. 7,2146 <0,05

д 33,75±6,14 Ср. 48,00±3,81 Выс. 1,7995 >0,05

74

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

проводились в спортивном зале школы, в теплый - на пришкольной площадке. На занятиях применялись фронтальный, посменный, поточный и индивидуальный методы организации, предусматривались как индивидуальные задания, так и работа в парах и группах, что было призвано стимулировать взаимодействие школьников на партнерской основе и воспитание чувства товарищества.

Упражнения с обучающимися подбирались в соответствии с показаниями и противопоказаниями, физические качества развиваются с осторожностью. При этом необходимо адекватно оценить физическую подготовленность слабовидящих школьников.

Контрольный этап исследования выявил положительную динамику по всем изучаемым показателям (табл. 1, 2).

Из-за особенностей состояния здоровья детей с нарушением зрения для корректной оценки их физической подготовленности помимо среднегрупповых показателей тщательно анализировались индивидуальные результаты, которые учитывались в процессе проведения занятий, что позволяло стимулировать развитие физических качеств и координационных способностей у школьников с нарушением зрения. Так, представленные табличные данные свидетельствуют о том, что в конце исследования как мальчики, так и девочки продемонстрировали более высокие среднегрупповые показатели, соответствующие среднему и вышесреднего уровня развития гибкости, скоростных, скоростно-силовых способностей. Положительная динамика результатов как у мальчиков, так и у девочек проявилась в способностях к удержанию статического равновесия, удержания равновесия в движении и дифференцировке усилий нижних конечностей: данные табл. 1 свидетельствуют об изменении уровневых характеристик от ниже среднего к среднему и от среднего к высокому уровню развития.

Результаты психодиагностики, проведенной в конце исследования, послужили основанием для перевода некоторых детей из групп более нуждающихся в коррекции психолога в менее нуждающиеся (рис. 1).

Повторный опрос школьников выявил повышение интереса к роллер-спорту, готовность детей к дальнейшим занятиям и участию в соревнованиях (рис. 2).

Условием успешной реализации методики занятий с применением элементов роллер-спорта явился постоянный учет и контроль состояния зрительного анализатора занимающихся. Анализ показателей остроты зрения в конце иссле-

Рис. 1. Группы учеников с разным уровнем изучаемых показателей психического развития на конец исследования

Остались довольны

Готовы продолжать занятия в следующем году Готовы принять участие в соревнованиях Рассматривают секцию роллер -спорта

84.6 %

53,9 %

30,8 %4 2 4

Рис. 2. Результаты опроса детей и их родителей в конце педагогического исследования

дования свидетельствует о стагнации или незначительном улучшении состояния остроты зрения детей, принимавших участие в исследовании.

Выводы. Занятия по разработанной методике позволили доказать эффективность применения элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников с нарушением зрения. Произошло достоверное улучшение показателей двигательных координаций детей благодаря выполнению различных упражнений, двигательных заданий на роликовых коньках. Совместная работа школьного психолога с инструктором по адаптивной физической культуре способствовала улучшению результатов психического развития. Возросли интерес и готовность продолжать заниматься роллер-спортом у большей части школьников. Эти результаты в определенной степени сказались и на показателях остроты зрения: ухудшения состояния остроты зрения не зафиксировано. Следовательно, занятия по разработанной нами методике не принесли вреда здоровью детей.

Литература

1. Евсеев, С.П. Федеральные курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре в действии / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова и др. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 1 (81). - С. 2-4.

2. Лаптева, А.И. Анализ средств адаптивного физического воспитания, направленных на развитие координационных способностей у детей с нарушением зрения / А.И. Лаптева, Т.П. Завьялова // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: матер. Всероссийской науч.-практ. конф. с Междунар. участием. - Поволжская ГАФКСиТ. - Казань, 2021. - С. 983-986.

3. Пономарева, С.В. Вопросы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения в сфере физической культуры и спорта / С.В. Пономарева // Наука в современном мире: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Нефтекамск: Мир науки, 2021. - С. 602-607.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р. Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.

5. Семенова, Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения зрения / Л.М. Семенова, А.А. Хомутова // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной науч.-практ. конф. - 2018. - С. 137-140.

References

1. Evseev S.P., Evseeva O.E., Vishnyakova Yu.Yu. et al. Federalnyye kursy povysheniya kvalifikatsii po adaptivnoy fizicheskoy kulture v deystvii [Federal advanced training courses on adaptive physical culture in action]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2020. No. 1 (81). pp. 2-4.

2. Lapteva A.I., Zavyalova T.P. Analiz sredstv adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya, napravlennykh na razvitiye koordinatsionnykh sposob-nostey u detey s narusheniyem zreniya [Analysis of the means of adaptive physical education aimed at the development of coordination abilities in children with visual impairment]. Problemy i pers-pektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki i adaptivnoy fizicheskoy kultury [Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. Kazan, 2021. pp. 983-986.

3. Ponomareva S.V. Voprosy realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya i puti ikh resh-eniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Issues of implementation of inclusive education of children with disabilities and ways to solve them in the field of physical culture and sports]. Nauka v sovremen-nom mire [Science in the modern world]. Proceedings International scientific-practical conference. Neftekamsk: Mir nauki publ., 2021. pp. 602-607.

4. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya detsko-yunosheskogo sporta v Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda [On approval of the Concept for the development of children's and youth sports in the Russian Federation until 2030]. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 28, 2021 No. 3894-r.

5. Semenova L.M., Khomutova A.A. Psikhologo-pedagogicheskoye so-provozhdeniye detey, imeyushchikh narusheniya zreniya [Psychological and pedagogical support for children with visual impairments]. Materialy i metody innovatsionnykh issledovaniy i razrabotok [Materials and methods of innovative research and development]. Proceedings International scientific-practical conference. 2018. pp. 137-140.

100%

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.