Научная статья на тему 'Применение элементов параграфемики при оформлении упаковки'

Применение элементов параграфемики при оформлении упаковки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1826
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАГРАФЕМИКА / ЭЛЕМЕНТ / УПАКОВКА / РЕКЛАМА / PACKAGING / ADVERTISEMENT / PARAGRAPHEMICS / ELEMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмич В. В.

Статья посвящена исследованию механизмов создания параграфемных элементов в печатной рекламе на упаковке, которые концентрируют внимание на семантических характеристиках слов, обеспечивают более глубокое понимание рекламного текста по сравнению с поверхностным восприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PARAGRAPHEMICS ELEMENTS WHILE MAKING PACKAGING

The paper investigates mechanisms for creation of paragraphemics elements in printed advertisement on the packaging that attract attention to semantic characteristics of words and ensure a deeper understanding of the advertising text in comparison with superficial perception.

Текст научной работы на тему «Применение элементов параграфемики при оформлении упаковки»

УДК 621.798

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПАРАГРАФЕМИКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ УПАКОВКИ

Докт. техн. наук КУЗЬМИЧ В. В.

Белорусский национальный технический университет Е-mail: kuzmich@tut.by

APPLICATION OF PARAGRAPHEMICS ELEMENTS WHILE MAKING PACKAGING КШИГСИ V. V.

Belarusian National Technical University

Статья посвящена исследованию механизмов создания параграфемных элементов в печатной рекламе на упаковке, которые концентрируют внимание на семантических характеристиках слов, обеспечивают более глубокое понимание рекламного текста по сравнению с поверхностным восприятием.

Ключевые слова: параграфемика, элемент, упаковка, реклама.

Ил. 10.

The paper investigates mechanisms for creation of paragraphemics elements in printed advertisement on the packaging that attract attention to semantic characteristics of words and ensure a deeper understanding of the advertising text in comparison with superficial perception.

Keywords: paragraphemics, element, packaging, advertisement.

Fig. 10.

Маркировка товаров является неотъемлемым атрибутом современного машиностроительного производства. Маркировка требуется не только непосредственно в процессе производства товаров в машиностроительной промышленности, но и во время их складирования и реализации. Этим достигаются четкое регулирование товарооборота и своевременная идентификация продукции, значительно облегчающие и ускоряющие весь производственный процесс.

Вся маркировка в машиностроительной промышленности, которая наносится на продукцию, может быть двух видов: выходная (готовой продукции) и технологическая (применяемая на производстве). Основная задача маркировки неизменна - предоставлять основную информацию об изделии и предприятии, его производящем. Дизайнеры стараются сделать маркировки интересными и запоминающимися потребителю, поэтому при оформлении упаковки применяют элементы параграфемики.

Параграфемными элементами в печатном тексте являются особенности шрифтового выделения и варьирования, надстрочные и подстрочные значки, различные «звездочки» и другие способы графической рубрикации текста, а в широком понимании термина - математические значки, буквы других алфавитов, зна-

62

ки препинания. Вышеперечисленным элементам параграфемики неизменно сопутствуют рисунки, схемы, графики, цветовое оформление. Совокупность всех этих средств и составляет воздействующий потенциал современного печатного рекламного модуля. Значение пара-графемных элементов в языке рекламы заключается в том, что они обеспечивают экспрессивность рекламного текста.

Исследователи параграфемики выделяют три основные группы параграфемных элементов, с помощью которых создается воздействующий эффект рекламного текста: синграфемика, супра-графемика, топографемика (рис. 1).

механизмы механизмы механизмы

пунктуационного шрифтового варьирования

варьирования варьирования плоскости и

пространства

текста

Рис. 1. Основные группы параграфемных элементов

итехника, № 2, 2014

Синграфемика определяется как выразительные возможности знаков препинания и пунктуационных комплексов, т. е. это механизм пунктуационного варьирования, при котором знаки препинания могут ставиться в любом месте предложения (как в середине, так и в конце).

Элементы синграфемики широко используются в современной печатной рекламе. С одной стороны, это может быть постановка так называемых семантизированных (вопросительного и, особенно, восклицательного) знаков препинания, с другой - употребление «самодостаточных» знаков препинания, которые не зависят от их вербального окружения. В этих случаях знаки выступают, как правило, в роли аналогов слов, словосочетаний или понятий.

Элементы синграфемики, используемые в текстах рекламы, можно разделить на две группы:

1) нормативное (закрепленное пунктуационной нормой) употребление в качестве знаков препинания;

2) художественно-стилистическое варьирование.

В печатной рекламе часто опускаются знаки препинания, а вместо них используются разнообразные значки (кружки, звездочки, квадратики, галочки и пр.), отделяющие целые высказывания или части одного высказывания друг от друга.

Особый интерес вызывает нестандартное использование знаков препинания в рекламе, которые достигают высокого экспрессивного эффекта именно тогда, когда они выступают в качестве ведущих средств привлечения внимания. Но в этом случае они могут использоваться не только как собственно пунктуационные знаки, а как смыслоразличительные ориентиры, например: СТРОЙ! МАТЕРИАЛЫ (сеть магазинов строительных материалов). При использовании восклицательного знака в данном рекламном тексте содержится призыв к потребителю в виде выделенного благодаря пунктуационному знаку глагола в повелительном наклонении: «Строй!».

Супраграфемика определяется как возможность шрифтового варьирования рекламного текста. Смена шрифтов, их разнообразие, месторасположение обладают значительной

степенью воздействия. Однако даже в рамках одной супраграфемики экспрессивный и воздействующий эффекты достигаются различными средствами.

Супраграфемные элементы в той или иной мере присутствуют практически в каждом рекламном модуле и на упаковке. Смена шрифтов, их разнообразие, продуманное взаиморасположение обладают значительным воздействующим потенциалом. Наиболее распространенный способ шрифтового варьирования -различное сочетание размера и цвета букв.

Возможности шрифтовой интерпретации в рекламе так же широки, как и в других областях науки и культуры. Например, можно передать через шрифт аудиальные характеристики. Силе голоса соответствует увеличение кегля. Этот прием характерен для комиксов. Паузе -многоточие или большие пробелы в горизонтальном или вертикальном направлении. Посредством шрифтов передаются такие характеристики, как статичность и динамика. Курсив очень удобен для интерпретации индивидуальных особенностей голоса, по которому идентифицируется личность говорящего. Собственный почерк поможет создать атмосферу интимности, что труднодостижимо для печатных шрифтов.

Наиболее интересными и соответственно особо запоминающимися представляются тексты рекламных модулей, где с помощью средств супраграфемики извлекается абсолютно новый смысл, возникает слово, практически никак не связанное с рекламируемым предметом. Например, реклама бутов - разновидностей деревянных бочек: «БУТафория, которая вас заинтересует!».

Шрифт как одно из древнейших средств массовой коммуникации, служащее для передачи устной речи, выполняет те же языковые функции: коммуникативную и когнитивную. Шрифт очень близок по своей природе к графическим искусствам и способен создавать зримые образы, следовательно, здесь можно говорить о художественной функции печатных и письменных знаков языка. Кроме того, существует еще одна функция шрифта, которую следует назвать историко-этнической или историко-культурной. Каждая гарнитура несет на

Наука итехника, № 2, 2014

себе печать той эпохи, той страны, где она создавалась, поэтому при выборе шрифта для рекламного сообщения необходимо соблюдать его историческую принадлежность.

В связи с этим часто в рекламных текстах и на упаковке товаров используются элементы старой или иноязычной орфографии, что создает уникальный графический образ, например: водка «БАНКИРЪ» или «Бр.РАКОВЩИКЪ», сигареты «ИМПЕРАТОРЪ», спички «АРТЕМЪ» (рис. 2).

Элементы старой орфографии порождают определенные дополнительные смыслы - солидные традиции дореволюционного бизнеса, а иноязычная буква просто повторяет в графическом образе слова его семантику, тем самым форма выражения текста получает дополнительный смысл (рис. 3).

Шрифт как структурно-семантический компонент рекламного текста выполняет прагматическую и эстетическую функцию, поскольку стилистически маркирует текст. Можно говорить о том, что начертательность шрифта сама по себе задает определенные коммуникативные рамки. Например, МОбиЛЬНЭЯ ОДежДА (магазин «МОДА»),

Топографемика - механизм варьирования плоскости и пространства текста. Как правило, эти возможности используются не изолированно, а в сочетании со шрифтовым варьировани-

ем, сюжетным изображением. Применение букв различной величины приводит к иллюзии смены пространства.

Возможности топографемики также достаточно широко используются в современных рекламных текстах. Однако чаще всего эти методы не изолированы, а «работают» в сочетании с шрифтовым или фоновым варьированием, с различного рода сюжетными соображениями.

Как любой знак, параграфемный элемент имеет определенное значение, обозначает какой-либо предмет действительности. Известно, что каждый знак имеет денотат и десигнат.

Денотат - это «член класса объектов, означаемых с помощью некоторого знакового средства». Десигнат - «класс объектов, которые знак может обозначать». Например, слово «лес» - десигнат, а «елка» - денотат. Характер отношений между денотатом и десигнатом того или иного параграфемного элемента позволяет выделить следующие группы.

1. Параграфемные элементы, которые имеют десигнатом класс объектов реальной действительности, а денотатом - конкретный член этого класса объектов. Например, в слове «футбол» букву «о» заменяет футбольный мяч, а в словосочетании «С Новым годом!» букву «о» - елочная игрушка, неизменный атрибут Нового года (рис. 4).

Рис. 2. Примеры текста на упаковке с элементами старой орфографии

шЩепж

КА1>ТО||

Рис. 3. Примеры текста с элементами иноязычной орфографии

64

Наука итехника, № 2, 2014

0 %

ФУ Т>Б£Л

Рис. 4. Примеры пиктографической реализация буквы «о»

2. Параграфемный элемент - это знак какой-то другой знаковой системы, который до попадания в текст имел свое «первичное значение», т. е. так называемые первичные десигнат и денотат. Это соответственно: знак знаковой системы и конкретная функция, скрывающаяся за этим знаком. Это могут быть компьютерная, языковая, музыкальная функции, или какие-то указания (правила дорожного движения), или обозначение некоторого количества, если это цифры, и т. д. Когда же знак попадает в текст и становится параграфемным элементом, он либо полностью теряет, либо частично сохраняет свое первоначальное значение, за счет которого осуществляется связь параграфемного элемента с контекстом. То есть десигнат знака остается прежний - это знак знаковой системы, тогда как денотат меняется - это, как правило, частичное обозначение «первичной» функции и дополнительное значение. Например, значок «@» в слове «п@рни» на праздничном плакате, который содержит следующий текст: «П@рни, с Новым годом!». Можно, конечно, предположить, что, применяя этот значок, молодые люди хотели подчеркнуть свою принадлежность к компьютерной сфере (рис. 5).

П@РНИ

Рис. 5. Примеры использования значка «@»

В слово «на100ящий», где сочетание букв «сто» заменено цифрами, знак попал за счет фонетического совпадения: слово, обозначающее цифру «100» и сочетание звуков в слове

Наука итехника, № 2, 2014

«наСТОящий». В этом случае никакого дополнительного значения он не приобретает и не привносит в слово, точнее сказать, - значок теряет свой денотат в данном контексте (рис. 6).

Рис. 6. Упаковка сока со словом «на100ящий»

Или, например, вывеска магазина «ЭКО», где в букву «о» вписаны цифры «24». Это позволяет человеку догадаться, что магазин работает круглосуточно (рис. 7).

Рис. 7. Пример вывески магазина «ЭКО»

В слове «город», где обе буквы «о» заменены знаком дорожного движения, обозначающим «запрещена остановка», в который дорисованы пластиковые бутылки, ситуация совсем иная (рис. 8). Попав в текст, знак сохранил за собой значение «запрет», и уже в данном конкретном случае он обозначает «запрещено разбрасывать упаковку», что подразумевает также различный мусор. Таким образом, знак дорожного движения сохранил часть своего первичного значения и приобрел дополнительное, за счет чего осуществляется связь параграфемного элемента с контекстом.

ГФРВД

Рис. 8. Пример связи параграфемного элемента с контекстом

3. Параграфемный элемент может представлять собой фирменный знак, эмблему, символ, может иметь одно конкретное значение, присвоенное за счет «общественного договора», т. е. десигнат и денотат сливаются. Например, в слове «ОУП» - название кафедры «Организация упаковочного производства» БНТУ - букву «о» заменяет логотип (эмблема) БНТУ (рис. 9).

Рис. 9. Пример названия кафедры

Это основные группы параграфемных элементов, выделенные по семантическому признаку. Правда, есть случаи, когда параграфем-ный элемент трудно отнести к какой-либо из групп. Например, употребление изображения сердца вместо слов «люблю» и «любовь» - это уже устоявшийся символ. В случае рекламного щита «Я люблю Беларусь!» эквивалентом слова «люблю» является общепринятый символ -сердце. Получается, что это, с одной стороны, предмет действительности (следовательно, первая группа параграфемных элементов), а с другой - узнаваемый символ (соответственно третья группа параграфемных элементов) (рис. 10).

Целью пространственно-плоскостного варьирования служит актуализация внимания адресата на семантических характеристиках слов, что обеспечивает более глубокое понимание рекламного текста по сравнению с поверхностным восприятием. Особенностью топографе-мики является то, что она рассматривает пространственное расположение текста, как главного элемента сообщения.

ТтхШШШ-

Беларусь!

Рис. 10. Рекламный щит «Я люблю Беларусь!»

Употребление различных физических символов часто можно встретить в современной рекламе. Один из наиболее употребляемых физический символ, используемый для обозначения температуры Упаковка, которая хранит

1ГЕПЛО (реклама саморазогревающейся упаковки).

Не вызывает сомнения тот факт, что реклама должна говорить с потребителем на понятном ему языке, поэтому если такие понятия, как доллар и евро (и обозначающие их символы $ и €), прочно вошли в наш обиход, то они должны найти отражение и в рекламе. Кроме того, употребление таких символов, очевидно, должно работать и на повышение ценности товара (услуги), например:

, (имеются в виду

-СРПЕЦ. ЦЕНЫ специальные цены)

и

ГГ\1/1_1А (имеются в ВИДУ ЛЛЧПА европейские окна).

Средства синграфемики, супраграфемики и топографемики не используются в рекламных текстах изолированно, обычно сочетаются два способа создания эффекта.

Параграфемика в целом - неотъемлемая часть нашей сегодняшней культуры, эпохи компьютеров и высокоразвитой полиграфии. Поэтому реклама на упаковке должна шире использовать графические выразительные и воздействующие средства.

В Ы В О Д Ы

1. Представлены механизмы создания пара-графемных элементов в печатной рекламе на упаковке (пунктуационного и шрифтового варьирования, варьирования плоскости и пространства текста).

2. Предлагаемые механизмы концентрируют внимание на семантических характеристиках слов, осуществляют связь параграфемного элемента с контекстом, обеспечивают более глубокое понимание рекламного текста по сравнению с поверхностным восприятием.

Поступила 12.12.2013

Наука итехника, № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.