Научная статья на тему 'Применение элементов кочевой культуры (войлоковаляния) в сенсорном развитии детей с церебральным параличом'

Применение элементов кочевой культуры (войлоковаляния) в сенсорном развитии детей с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛЯЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / VOYLOKOVALYANIE / SENSORY DEVELOPMENT IN CHILDREN / FINE MOTOR SKILLS / TACTILE SENSITIVITY / STIMULATION OF CREATIVITY / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CRAFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Динмухамедова Айгуль Салимжановна, Габдулхаева Бакытжамал Бакустаровна, Кабиева Салтанат Жумабаевна, Резник Ляйля Вахитовна, Даржуман Гульсара Канатовна

В статье рассматриваются особенности проведени я коррекционной работы с детьми с церебральным параличом. Показано, что в ключение в содержание программы реабилитации блока занятий «Войлоковаляние» прив одит к общему улучшению психомоторного развития обследованных детей, в частности сенсорного развития, которое создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, кинестетического, кинетического и других видов ощущений. Разработанный блок занятий позволяет: разви ть у детей навыки работы с различными инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из шерсти; формир овать творческие способности в процессе создания художественного образа в технике войлоковаляния, в оспитывать уважение к традициям национальной культуры и труду народных мастеров, трудолюбие и усидчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Динмухамедова Айгуль Салимжановна, Габдулхаева Бакытжамал Бакустаровна, Кабиева Салтанат Жумабаевна, Резник Ляйля Вахитовна, Даржуман Гульсара Канатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELEMENTS OF THE NOMADIC CULTURE (VOYLOKOVALYANIYA) IN THE SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The article discusses the features of the remedial work with children with cerebral palsy. It is shown that the inclusion of content rehabilitation unit classes "Voylokovalyanie" leads to a general improvement in psychomotor development of children surveyed, in particular sensory development, which creates the necessary preconditions for the formation of mental functions, kinesthetic, kinetic and other sensations. The block of training allows children to develop skills in a variety of instruments and appliances for the manufacture of products made of wool to form creativity in the process of creating an artistic image of the technique voylokovalyaniya, foster respect for the traditions of national culture and the work of craftsmen, hard work and perseverance.

Текст научной работы на тему «Применение элементов кочевой культуры (войлоковаляния) в сенсорном развитии детей с церебральным параличом»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© А. С. Динмухамедова, Б. Б. Габдулхаева,

С. Ж. Кабиева, Л. В. Резник, Г. К. Даржуман

УДК 391/395 + 376 + 159.91

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ (ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ) В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

А. С. Динмухамедова, Б. Б. Габдулхаева, С. Ж. Кабиева, Л. В. Резник,

Г. К. Даржуман (Павлодар, Казахстан)

В статье рассматриваются особенности проведения коррекционной работы с детьми с церебральным параличом. Показано, что включение в содержание программы реабилитации блока занятий «Войлоковаляние» приводит к общему улучшению психомоторного развития обследованных детей, в частности сенсорного развития, которое создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, кинестетического, кинетического и других видов ощущений. Разработанный блок занятий позволяет: развить у детей навыки работы с различными инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из шерсти; формировать творческие способности в процессе создания художественного образа в технике войлоковаляния, воспитывать уважение к традициям национальной культуры и труду народных мастеров, трудолюбие и усидчивость.

Ключевые слова: войлоковаляние, сенсорное развитие детей, мелкая моторика, тактильная чувствительность, стимуляция творческих способностей, национальная культура, народный промысел.

Динмухамедова Айгуль Салимжановна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и дефектологии, Павлодарский государственный педагогический институт.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Габдулхаева Бакытжамал Бакустаровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и дефектологии, Павлодарский государственный педагогический институт.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Кабиева Салтанат Жумабаевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и дефектологии, Павлодарский государственный педагогический институт.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Резник Ляйля Вахитовна - магистр, доцент кафедры анатомии, физиологии и дефектологии, Павлодарский государственный педагогический институт.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Даржуман Гульсара Канатовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и дефектологии, Павлодарский государственный педагогический институт.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что сенсорное развитие детей с церебральным параличом является важным звеном в системе коррекционно-воспитательной работы

образовательных учреждений [2; 4-6].

Необходимо и целесообразно рассмотреть проблему коррекции сенсорного развития детей с церебральным параличом войлоковалянием, т.к. оно способствует развитию мелкой моторики и координации движений, концентрации внимания, развитию тактильной чувствительности [3], развитию микроориентирования, стимуляции

творческих способностей [8], является мощным средством всестороннего развития личности ребенка в целом [1].

Изучение психофизиологических

особенностей детей с церебральным параличом, их сенсорного развития [3], традиций казахского народа [7] показывает необходимость убедительной обоснованности указанной связи в практическом плане. В связи с этим постановка опытной работы направлена на доказательство основной идеи

- использования войлока для сенсорного развития детей с церебральным параличом.

Нами было обследовано 5 детей с церебральным параличом в возрасте 11-12 лет. Обследуемые дети имели различные формы ДЦП - нижний спастический парапарез, спастический тетрапарез, спастический левосторонний гемипарез.

На констатирующем этапе детям на уроках трудового обучения было предложено выполнить ряд творческих работ с использованием войлока. Оценку сенсорного развития проводили по следующим показателям: конструкторское мышление,

творческое воображение, сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Результаты констатирующего

эксперимента представлены в таблице 1. Как видно из таблицы все дети справились с заданиями. По показателю цветовосприятия дети набрали самое большое количество баллов (3±0). Самые низкие показатели по форме - 1,6±0,19 баллов. Общий средний показатель сенсорного развития детей с ДЦП составил 11±0,6 баллов.

Таблица 1.

Результаты констатирующего эксперимента

№ имена форма ДЦП показатели сенсорного развития Общие средние

конструкторское мышление Творческое воображение сенсорные эталоны

цвет форма величина

1 Асем, 11лет нижний спастический парапарез 3 2 3 2 2 12

2 Алина 11лет нижний спастический парапарез 3 2 3 2 2 12

3 Андрей 11лет спастический тетрапарез 2 2 3 1 1 9

4 Анель12л ет нижний спастический парапарез 2 2 3 2 2 11

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5 Элизабет 12лет спастический левосторонний гемипарез 3 2 3 1 2 11

средние показатели 2,6±0,19 2±0 3±0 1,6±0,19 1,8±0,19 11±0,6

Как видно из таблицы 1, дети с церебральным параличом испытывают трудности по сенсорным эталонам формы и величины, а также по показателю творческого воображения.

Таким образом, результаты

констатирующего эксперимента показали, что дети с церебральным параличом нуждаются в коррекции сенсорного развития.

Следующий этап нашей работы был посвящен коррекционной работе сенсорного развития детей на уроках труда посредством обучения войлоковалянию. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Детей обучали следующим видам валяния: мокрое валяние, сухое валяние.

В ходе проведения занятий дети научились изготавливать из войлока бусы,

цветы, панно, футляры для сотовых телефонов, очков, сумочки, броши и др. По истечению реабилитационного срока повторно проводили исследование по сенсорным показателям. Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, средние показатели творческого мышления, формы, величины улучшились. Общий средний показатель сенсорного развития детей с церебральным параличом варьировал в пределах 11-14 баллов. В среднем показатели сенсорного развития увеличились на 2 балла. Дети с удовольствием работали с войлоком. Изделия начального этапа отличаются от изделий заключительного этапа по форме, величине, цветовым эталонам

Таблица 2.

Результаты формирующего эксперимента

№ имена форма ДЦП критерии оценки сенсорного развития общие средние

конструкторское мышление творческое воображение сенсорные эталоны

цвет форма величина

1 Асем 11лет нижний спастический парапарез 3 3 3 2 2 13

2 Алина 11лет нижний спастический парапарез 3 2 3 2 3 13

3 Андрей 11лет спастический тетрапарез 2 2 3 2 2 11

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

4 Анель 12лет нижний спастический парапарез 2 3 3 3 3 14

5 Элизабет 12лет спастический левосторонний гемипарез 3 3 3 2 2 13

средние показатели 2,6±0,19 2,6±0,19 3±0 2,2±0,19 2,4±0,19 12,8±0,6

Сравнение полученных данных на экспериментах представлено в таблице 3.

констатирующем и формирующем

Таблица 3.

Показатели оценки сенсорного развития

Конструкторское мышление Творческое воображение Сенсорные эталоны

цвет форма величина

до после до после до после до после до после

2,6±0,19 2,6±0,19 2±0 2,6±0,19* 3±0 3±0 1,6±0,19 2,2±0,19* 1,8±0,192 2,4±0,19*

Примечание (достоверные различия средних величин): * - по отношению к концу исследования.

Так, согласно полученным данным конструкторское мышление у обследованных детей не изменялось. Показатели творческого воображения существенно увеличились на 0,6 баллов. Показатели сенсорных эталонов также претерпели изменения, по таким показателям, как форма и величина, данные достоверно увеличились на 0,6 баллов. Возможно, следствием существенного увеличения вышеуказанных показателей явилось проведение коррекционной работы, что привело к общему улучшению психомоторного развития обследованных детей, в частности сенсорного развития,

которое является основой для совершенствования практической

деятельности человека, создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, кинестетического, кинетического и других видов ощущений.

За период исследования средние показатели сенсорного развития по творческому воображению (2,6±0,19), форме (1,6±0,19) и величине (2,4±0,19*) достоверно увеличились. Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов представлен на рисунке 1.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

баллы

13

Эксперимент

12,5

i2

11,5

11

10,5

10

Констатирующий Формирующий

Рисунок і.

Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов

Таким образом, включение в содержание программы реабилитации детей с церебральным параличом блока занятий «Войлоковаляние», улучшает сенсорное восприятие детей, в частности таких сенсорных элементов, как форма, величина и творческое воображение. Проведение занятий обеспечивает: знакомство с историей

развития ремесла валяния шерсти, с его традициями и развитием его на современном этапе, с технологией художественного

валяния из шерсти. У детей развиваются навыки работы с различными инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из шерсти; формируются творческие способности в процессе создания художественного образа в технике войлоковаляния. Воспитывается уважение к традициям национальной культуры и труду народных мастеров, трудолюбие и усидчивость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник

Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 3. - С. 24-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Асанова Б. Казахский художественный войлок как феномен кочевой культуры. - Алматы, 2008.

3. Динмухамедова А.С., Габдулхаева Б. Б., Кабиева С.Ж., Резник Л.В., Даржуман Г.К.

Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 5-13.

4. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным

уровнем умственной недостаточности. - СПб.: Сотис, 2002. - 256 с.

5. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. - М.:

Просвещение, 1967.- 70 с.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

6. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным

параличом в семье: Кн. для родителей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. -64 с.

7. Мукатаева Ж. М. Морфофункциональная характеристика сельских детей и подростков разного

пола северного Казахстана // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2013.- № 2.- С. 70-79.

8. Пушкарёва Е.А., Судоргина Л.В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы

личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 4. - С. 80-87.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© A. S. Dinmuhamedova, B. B. Gabdulhaeva,

S. Zh. Kabieva, L. V Reznik, G. K. Darzuman

UDC 391/395+376+159.91

USING ELEMENTS OF THE NOMADIC CULTURE (VOYLOKOVALYANIYA) IN THE SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

A. S. Dinmuhamedova, B. B. Gabdulhaeva, S. Zh. Kabieva, L. V. Reznik,

G. K. Darzuman (Pavlodar, Kazakhstan)

The article discusses the features of the remedial work with children with cerebral palsy.

It is shown that the inclusion of content rehabilitation unit classes "Voylokovalyanie " leads to a general improvement in psychomotor development of children surveyed, in particular sensory development, which creates the necessary preconditions for the formation of mental functions, kinesthetic, kinetic and other sensations. The block of training allows children to develop skills in a variety of instruments and appliances for the manufacture of products made of wool to form creativity in the process of creating an artistic image of the technique voylokovalyaniya, foster respect for the traditions of national culture and the work of craftsmen, hard work and perseverance.

Key words: voylokovalyanie, sensory development in children, fine motor skills, tactile sensitivity, stimulation of creativity, national culture, national craft.

REFERENCES

1. Aizman R. I. Health of teachers and schoolchildren is a key problem of modem school //

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2012. - № 3. - PP. 24-35.

2. Asanov B. Kazakh art as a phenomenon felt nomadic culture. Almaty - 2008.

3. Dinmuhamedova A. S., Gabdulhaeva B. B., Kabieva S. Zh., Reznik L. V., DarzumanG. K.

Features of lexical structure of speech in children with general underdevelopment of speech // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2013.-№ 2. - pp. 5-13.

4. Ekzhanova E. A. Expressive activity in the education and training of pre-school children with

different levels of mental deficiency. - St.: Sothis, 2002. - 256p.

5. Cossack A., Wenger L., Zinchenko V. P., Ruza A. G.Perception and action. - MA: Education,

1967. - 70 seconds.

6. Ippolitova M. V., Babenkova R. D., Mastyukova E. M. Educating children with cerebral palsy

in the family: Book. for parents. - MA: Education.- 1993. - 64 p.

7. Mukataeva Zh. M. The morfofunctional characteristic of rural children and teenagers of the

different sex of northern Kazakhstan // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2013.- № 2.- PP. 70-79.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

8. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4. -PP. 80-87.

Dinmuhamedova Aigul Salimzhanovna- candidate of biology sciences, the associate professor of faculty of anatomy, physiology and defectology, Pavlodar State Pedagogical Institute.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Gabdulhaeva Bakitzhamal Bakustarovna- candidate of biology sciences, the associate professor of faculty of anatomy, physiology and defectology, Pavlodar State Pedagogical Institute.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Kabieva Saltanat Zhumabaevna- candidate of biology sciences, the associate professor of faculty of anatomy, physiology and defectology, Pavlodar State Pedagogical Institute.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Reznik Lyailya Vahitovna- associate professor of faculty of anatomy, physiology and defectology, Pavlodar State Pedagogical Institute.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

Darzuman Gulsara Kanatovna- candidate of biology sciences, the associate professor of faculty of anatomy, physiology and defectology, Pavlodar State Pedagogical Institute.

E-mail: anatomy_olimp@ppi.kz

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.