Научная статья на тему 'Применение электронных учебных материалов для формирования информационной компетенции студентов технических вузов'

Применение электронных учебных материалов для формирования информационной компетенции студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ / COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / SYSTEM OF SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS / ELECTRONIC TEXTBOOK / INTERACTIVE LABS / VIRTUAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герчес Н.И.

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего профессионального образования формированию информационной компетенции студентов технических вузов. Рассмотрен один из возможных подходов к формированию информационной компетенции через использование электронных учебных материалов. Показана роль внедренной в образовательный процесс системы поддержки учебного процесса Educon в формировании информационной компетенции выпускника технического вуза. Актуальность статьи связана внедрением в производство новейших информационных технологий и современных технических средств, с использованием информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и, как следствие, с необходимостью формирования у выпускников технических вузов информационной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герчес Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF E-LEARNING MATERIALS FOR THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to one of the key problems of the system of higher professional education the formation of information competence of students of technical universities. Considered one of the possible approaches to formation of information competence through use of e-learning materials. We showed the role of the supporting system of the educational process “Educon” in the forming of the information competence of the graduate of the technical university. The relevance of the article is related with introduction into production the latest information technologies and modern technical means, also with the professional usage of ICT and as a result with the necessity of forming of information competence.

Текст научной работы на тему «Применение электронных учебных материалов для формирования информационной компетенции студентов технических вузов»

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-63-69

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Герчес Н.И.

Тюменский индустриальный университет, Тобольский индустриальный институт (филиал), г. Тобольск, Российская Федерация

Статья посвящена одной из ключевых проблем системы высшего профессионального образования — формированию информационной компетенции студентов технических вузов. Рассмотрен один из возможных подходов к формированию информационной компетенции через использование электронных учебных материалов. Показана роль внедренной в образовательный процесс системы поддержки учебного процесса Ейисоп в формировании информационной компетенции выпускника технического вуза. Актуальность статьи связана внедрением в производство новейших информационных технологий и современных технических средств, с использованием информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и, как следствие, с необходимостью формирования у выпускников технических вузов информационной компетенции.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; информационная компетенция; система поддержки учебного процесса; электронный учебник; интерактивные лабораторные работы; виртуальные приборы.

THE USE OF E-LEARNING MATERIALS FOR THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Gerches N.I.

Tyumen industrial university,

Tobolsk industrial institute (branch), Tobolsk, Russian Federation

The article is devoted to one ofthe key problems ofthe system of higher professional education — the formation of information competence of students of technical universities. Considered one of the possible approaches to formation of information competence through use ofe-learning materials. We showed the role ofthe supporting system ofthe educational process "Educon " in the forming of the information competence of the graduate of the technical university. The relevance of the article is related with introduction into production the latest information technologies and modern technical means, also with the professional usage ofICTand as a result with the necessity of forming of information competence.

Keywords: competence; information competence; the system of support of educational process; electronic textbook; interactive labs; virtual instruments.

В концепции модернизации образования записано, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по направлению подготовки на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В данной ситуации информационную компетенцию студентов инженерных направлений целесообразно рассматривать как одну из составляющих результативно-целевой основы образования в техническом университете.

Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется компетентностью специалиста. Информационная компетентность инженера обозначается нами как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области [1, с. 8]. На наш взгляд, важнейшей составляющей профессиональной компетентности инженера является именно информационная компетенция. Систематизация компетенций у разных разработчиков проектов ФГОС ВО существенно различается, а информационная компетенция как ключевая компетенция отдельно не выделяется. Так, в проектах ФГОС ВО по различным направлениям подготовки, информационная компетенция относится к общепрофессиональным и реализуется за счет дисциплин «Информатика», «Инженерная и компьютерная графика», «Информационные технологии в системах автоматизации», «Вычислительные машины, системы и сети», «Компьютерные телекоммуникационные сети», «Компьютерные технологии в автоматизации и управлении» и др. В данном контексте она определяется как «способность и готовность использовать современные информационные технологии, технику, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности», а в рамках формирования профессиональной компетенций она определяется как «способность собирать и анализировать информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и е качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования» [3, с. 131].

Мы полагаем, что информационная компетентность - это инте-гративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генери-

рования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализо-вывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. А информационная компетенция - обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области [4, с. 76]. В связи с этим проблема формирования информационной компетенции студентов технических вузов в современных условиях является весьма актуальной.

Возможности формирования информационной компетенции студентов технических направлений подготовки определяются содержанием, предусмотренных учебным планом, компьютерных дисциплин. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у студентов системного профессионального мышления, которое позволяет выпускнику решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, подходить к анализу и решению стоящих проблем комплексно, системно. На наш взгляд, формирование информационной компетенции может осуществляться, в первую очередь, в результате информационно-компьютерной подготовки бакалавра, которую мы определяем как совокупность всех условий возникновения и развития информационной компетенции будущего инженера. Рассмотрим возможности формирования информационной компетенции через применение различных видов электронных учебных материалов.

Как одна из возможностей формирования информационной компетенции при преподавании вышеуказанных дисциплин с использованием различных видов электронных учебных материалов, на наш взгляд, может быть применена система поддержки учебного процесса Е(1исоп, назначением которой является:

1) объединение образовательных ресурсов, проведение виртуальных лабораторных практикумов в одной образовательной

системе, поддержка дистанционного обучения, в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг;

2) систематизация статистических показателей обучения;

3) организация процесса обучения путем совместного решения учебных задач, взаимообмен знаниями между преподавателем и студентом;

4) обширные возможности для коммуникации;

5) возможности применения таких видов электронных учебных материалов, как электронный учебник, электронная лекция (презентация), обучающие видеоролики, интерактивные лабораторные работы, виртуальные приборы, тесты.

Особенностью системы Ес1исоп является возможность варьирования преподавателем различных элементов курса, структуризация изучаемого материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных видам занятий, а также использование международного стандарта ЗСОКМ, позволяющего защитить учебные материалы от несанкционированного копирования и использования, гарантировать востребованность учебных материалов в будущем и возможность обмена учебного материала с другими системами предоставления образовательного контента [2, с. 11]. Внешний вид системы (Рис. 1).

Рис. 1. Внешний вид системы Educon

Информационная компетенция включает в себя освоение четырех типов опыта: 1) опыта познавательной деятельности в области ин-

форматики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов - знаний; 2) опыта осуществления известных способов информационной деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач с использованием информационных технологий в указанных сферах) - в форме умения действовать по образцу; 3) опыта творческой деятельности в сфере профессионально-ориентированных технологий - в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; 4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, - в форме личностных ориентаций.

Рис. 2. Постер электронного учебного пособия

На наш взгляд, освоение 2 и 3 типов опыта возможно реализовать изучая прикладное программное обеспечение профессиональной направленности. В этой связи актуальным является создание электронных учебных пособий для решения инженерно-технических задач для студентов различных направлений подготовки. Например, в профессиональной деятельности выпускника направления подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника приходится решать задачи, связанные с расчетами параметров электрических систем, выбором необходимого оборудования, построением электри-

ческих схем и т.д. Данная работа отнимает значительное количество времени, поэтому весьма целесообразным следует считать изучение соответствующих программ прикладного характера (Рис. 2).

Таким образом, основными видами профессионально-ориентированной деятельности студентов технических вузов являются учебные задания и практико-ориентированные исследования, выполняемые в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин. При этом изучение дисциплин информационной подготовки, являющихся неотъемлемой частью профессиональной подготовки, и нацеленных на углубление образования и развитие практических навыков в области информационных технологий, должно быть непосредственно связано с профессиональной инженерной деятельностью. В соответствии с целью, задачами и содержанием курсов информационной подготовки, для их изучения используются различные методы и средства обучения. Освоение учебного материала по предмету строится на основе использования всего арсенала учебно-информационных ресурсов и дидактических средств, к числу которых относятся электронные учебные материалы, с помощью которых эти ресурсы превращаются в знания и у выпускников технических вузов формируется информационная компетенция.

Список литературы

1. Ангеловский A.A. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф., Уфа, июнь 2011 г. Уфа: Лето, 2011. С. 7-13.

2. Герчес Н.И. Система поддержки учебного процесса и ее роль в формировании информационной компетенции выпускника технического вуза // Межд. журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 10-14.

3. Нечаев H.H. Высшее образование: сопряжение противоречивого // Избранное. Работы разных лет. М.: ООО Логос-Принт, 2013. С. 140-155.

4. Самойлова Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров. Диссертация кандидата педагогических наук: дис. ...канд. пед. наук. Казань, 2007. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.