Научная статья на тему 'Применение электронных учебников на уроках математики'

Применение электронных учебников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронных учебников на уроках математики»

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

129

■ Программа презентаций Microsoft Office Power Point. Данная программа позволяет создавать динамичные и эффективные презентации, которые используются на уроках для изучения новых тем и закрепления пройденного материала. Проведение интегрированных уроков русского языка и информатики в старших классах разрешает проводить самостоятельную работу по составлению учащимися тематических презентаций, что способствует практическому применению компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе и создает условия для компенсации моторных и речевых затруднений.

Введение компьютерных технологий в учебный процесс несет в себе много положительных моментов, но данный процесс должен проходить с оценкой разумности использования той или иной программы на каждом конкретном уроке. Необходимо помнить что сказал С. Пайперт: «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать». Нужно помнить, что компьютер не решит всех проблем, он только может быть добрым помощником в умных руках.

Литература

1. Кравцов, С.С. Методические требования к проведению занятий с отстающими учащимися с применением программ, разработанных на базе технологии мультимедиа / С.С. Кравцов. - ИТО-99, М., 1999.

2. Сборник материалов учебно-методической конференции «Современные информационные технологии в учебном процессе» ч. 2, тезисы докладов 26-27 апреля 2001 г. - Ростов н/Д, РГУ.

Применение электронных учебников на уроках математики

Е.Ю. Завалишина (zavalishina-elena@rambler.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т.А. Александровой г. Йошкар-Олы»

Важнейшей задачей школы, в том числе и преподавания математики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании личности. Одной и главных задач образования становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Использование электронных учебников решает эту проблему и существенно облегчает работу. На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п.

В лицее № 11 г. Йошкар-Олы активно используется образовательный комплекс «1С: Школа. Геометрия, 8 кл.», «1С: Школа. Геометрия, 7 кл.», предназначенный для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по геометрии для 7, 8-го класса, «1С: Школа. Математика, 5-11 классы. Практикум». Материалы комплекса поддерживают все виды учебной деятельности и предназначены как для самостоятель -ной работы дома, так и для использования в классе под руководством учителя.

Компьютерный курс «1С: Школа. Геометрия, 8 кл» соответствует программе курса математики для общеобразовательных учреждений России и рекомендован Министерством образования России в качестве учебного пособия для средних школ. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся к предмету. В этом, на наш взгляд, значительное преимущество продукции фирмы «1С» по сравнению с другими фирмами. Теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых выражений. Режим работы электронного учебника предполагает многовариантность. Например, его можно использовать при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером), электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала.

Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых выражений.

Однако наряду с достоинствами этой программы есть и небольшие недостатки:

1. Есть некорректные формулировки заданий в разделе «Аксиомы параллельных прямых».

130

ИТО Марий Эл - 2009

2. Презентации открываются только во внешнем приложении, что не позволяет организовать индивидуальную работу учащихся при ограниченных правах доступа к некоторым дискам компьютера.

Использование ИКТ на уроках математики повышает интерес к предмету и стимулирует деятельность уча -щихся на уроке. Позволяет оперативно производить контроль знаний, умений, навыков (ЗУН). В заключение надо отметить, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для учителя.

Использование средств ИКТ

на уроках литературного чтения в начальной школе

А.В. Зорина, Т.М. Смирнова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Йошкар-Ола

Творчество - это постоянное стремление вперед, к более совершенному, к новому и осуществление возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня - вот девиз творчески работающего учителя.

Л.В. Занков

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны. При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях и т.д. В настоящее время у учащихся слабо развивается культура чтения, что отрицательно сказывается на их общем развитии. Трудно переоценить значение уроков литературного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только в начальной школе. Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от постановки классного чтения у младших школьников. Уроки чтения для младших школьников - это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое. Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием. В обучении, сегодня, особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь. Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстра-тивный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. При ознакомлении с творчеством писателей мы используем Интернет-ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукопис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.