Научная статья на тему 'Применение электронного тахеометра Pentax r-325nx при топографо-геодезических работах'

Применение электронного тахеометра Pentax r-325nx при топографо-геодезических работах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
368
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронного тахеометра Pentax r-325nx при топографо-геодезических работах»

УДК 528:528.531

К.Б. Хасенов, Ю.Д. Гусаренко

ВКГТУ, Усть-Каменогорск, Казахстан

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТАХЕОМЕТРА PENTAX R-325NX ПРИ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ

В мае 2006 года Восточно-Казахстанским государственным техническим университетом совместно с Сибирской Государственной Геодезической Академией для кафедры «Геодезия, землеустройство и кадастр» было приобретено два электронных тахеометра PENTAX R-325NX.

Основные технические характеристики прибора приведены в таблице.

Таблица

Основные технические характеристики электронного тахеометра PENTAX R-

325NX

Техническая характеристика Величина

Точность измерения углов 5"

Диапазон измерений: - в безотражательном режиме - с пленочным отражателем - с миниотражателем 1,5 - 200 м до 600 м до 1100 м

Точность измерения длин линий на одну призму: - на отражатель и на пленку - без отражателя ± (2 + 2ppm*D) мм ± (5 + 3ppm*D) мм

Опробование приборов состоялось при выполнении топографической съемки и профилирования соединительного и внутризаводских железнодорожных путей АО «Бухтарминская цементная компания».

Для выполнения работ АО «Бухтарминская цементная компания» представило планы железнодорожных путей масштаба 1: 500, выполненные Сибирской проектно-изыскательской организацией (СИБНИИ), и планы масштабов 1: 1000 и 1: 5000, выполненные Каз. ГРЭ в 1974 - 1978 гг.

Анализ представленных материалов и рекогносцировка местности показали существенные изменения в плановом и высотном положении существующих внутризаводских и соединительных железнодорожных путей, появление новых железнодорожных веток.

Было принято решение создать плановое обоснование снимаемой территории в условной системе координат путем проложения замкнутых теодолитных ходов, а высотное - тригонометрическим нивелированием.

Тахеометрическая съемка производилась одновременно с проложением вершин углов теодолитного хода и охватывала территорию с шириной полосы отвода 120 м.

В некоторых местах были проведены контрольные измерения характерных линий хода стальной компарированной 50-метровой рулеткой. При этом расхождения между вычисленными и измеренными результатами длин линий не превысили 1 - 2 мм.

Информация о съемочных пикетах заносилась в память электронного тахеометра, позволяющего хранить информацию до 16000 пикетов. Наряду с сохранением данных на каждой станции составлялся абрис.

Съемка ситуации вдоль внутризаводских железнодорожных путей в местах отсутствия видимости выполнялась способом линейных засечек лазерной рулеткой И1ЬТ1, с обязательным отображением в абрисе.

Для выполнения профилирования с помощью 50-метровой компарированной рулетки была произведена разбивка пикетажа железнодорожных путей. Пикеты и плюсовые точки фиксировались на краях головок рельс масляной краской.

Тригонометрическое нивелирование пикетов и плюсовых точек производилось с вершин теодолитного хода в прямом и обратном направлениях. Для контроля нивелирования внутризаводских путей все нивелирные ходы были связаны между собой перемычками. Для удобства была составлена схема нивелирования, где фиксировались соответствующие отсчеты по электронному тахеометру.

Камеральная обработка полевых материалов была выполнена в соответствии с действующими нормативными документами и показала следующее:

1. Угловая невязка теодолитного хода составила 3".

2. Невязка в превышениях составила 12 мм.

При уравнивании сети теодолитных ходов и тригонометрического нивелирования, полученная точность планово-высотного обоснования удовлетворяла требованиям технического задания и соответствовала в плане 4 классу полигонометрии.

После выполнения всех съемочных работ, информация о съемочных пикетах импортировалась в компьютер.

После импорта данных с помощью программы Аи1:оСАВ 2006 была произведена графическая обработка съемочных материалов.

Результатами выполненных работ явились:

1. Топографические планы внутризаводских и соединительных железнодорожных путей масштабов 1: 1000 и 1: 2000.

2. Продольные и поперечные профили внутризаводских и соединительных железнодорожных путей масштабов 1: 1000.

3. Расчеты ведомостей прямых и кривых по результатам измерений углов поворота железнодорожных путей, с подбором радиусов вписываемых круговых кривых, а также главных элементов кривых.

В заключение хочется отметить, что выполнение съемочных работ с применением электронных тахеометров отличается высокой оперативностью, существенной экономией времени, простотой работы с меню панели управления приборов, совместимостью формата сохраненных данных для работы с графическими программами.

© К.Б. Хасенов, Ю.Д. Гусаренко, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.