УДК 621.642.2
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ
Ю.Н. РЫБАКОВ, Н.А. ВАНЧУГОВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Коняевым Е.А.
В статье рассматривается возможность применения эластичных резервуаров в качестве резервных средств хранения нефтепродуктов на топливозаправочном комплексе авиатопливообеспечения.
Ключевые слова: эластичный резервуар, топливостойкий материал, топливозаправочный комплекс, хранение нефтепродуктов.
Топливозаправочный комплекс (ТЗК) авиатопливообеспечения характеризуется наличием резервуаров большой вместимости. При этом к резервуарным паркам топливозаправочного комплекса предъявляются повышенные требования к надежной и безаварийной эксплуатации. В случае выхода аварийного резервуара с нефтепродуктом из эксплуатации необходимо иметь свободные резервуары для опорожнения емкости. Причем необходимая емкость должна обеспечить качество хранимого нефтепродукта. Отсутствие свободных объемов в резервуарном парке может привести к аварийным ситуациям и техногенным катастрофам.
Исходя из этого наличие в резервуарном парке ТЗК свободных, мобильных средств хранения может исключить возникновение нежелательных последствий. Особенно это актуально для небольших аэродромов гражданской авиации, ограниченных в площадях под резервные резер-вуарные парки.
Выходом из этой ситуации может служить использование эластичных резервуаров (ЭР). При этом они выгодно отличаются от других средств хранения по денежным затратам на их приобретение и сокращению необходимых площадок для их хранения. При наличии обученного персонала развертывание ЭР может быть осуществлено в минимальные сроки.
В настоящее время научными сотрудниками ФАУ «25 Г осНИИ химмотологии Минобороны России» ведутся работы по созданию ЭР для хранения нефтепродуктов.
Основными характеристиками эластичных резервуаров, отличающими их от существующих аналогов, являются:
- модельный ряд экспериментальных образцов от 2 м3 до 250 м3;
- компактность и малый вес (0.2 - 1 кг/м3);
- прочность на разрыв, раздир и прокол;
- химическая стойкость;
- непроницаемость для паров и газов;
- стойкость к влаге, низкой (до - 60 С°) и высокой (до + 70 С°) температурам.
Эластичный резервуар для хранения нефтепродуктов в ТЗК авиатопливообеспечения должен состоять из поддона, на котором размещена с возможностью фиксации (за счет сил тяжести и трения) замкнутая оболочка, состоящая из топливостойкого, светозащитного и силового слоев. Все слои, в том числе и светозащитный, соединены в области горловины.
Для апробации предложенной конструкции на первом этапе были изготовлены и испытаны макетные образцы ЭР (рис. 1).
Рис. 1. Макетные образцы ЭР
Так, максимальная проницаемость автобензина Премиум-95 при температуре (23±2)0С через внутреннюю оболочку составила 5 г/м2 сут., а при (50±2)0С не превышает 10 г/м2 сут. Испытания по определению среднесуточной проницаемости при повышенной температуре проводились по ГОСТ 27896-88 [1].
На макетных образцах отрабатывалась технология сварки внутренней оболочки из топливостойкой многослойной пленки, сборки внутренней и наружной оболочек, крепления технологического оборудования.
На втором этапе были изготовлены опытные образцы внутреннего топливостойкого вкладыша ЭР вместимостью 4 м3 с наружным силовым слоем из полипропиленовой ткани (рис. 2).
Рис. 2. Опытный образец ЭР- 4: а - внутренняя топливостойкая оболочка из многослойной пленки; б - наружная силовая оболочка из полипропиленовой ткани
В качестве топливостойкого слоя была использована пленка полимерная многослойная ТУ
2245-001-52186250-2005, ООО «Технопак», г. Санкт-Петербург, толщиной 80 мкм с массой 20 0,3 кг/м , разрывной нагрузкой 405 Н, температурой хрупкости ниже минус 50 С, проницаемостью
10 г/м сут.
Для силового слоя использовалась фальцованная светостойкая полипропиленовая ткань с поверхностной плотностью 200±20 г/м2 и количеством нитей на 10 см ткани по основе и по утку 54±2 и 50±2 соответственно.
Выполняя силовой слой как самостоятельный и размещая его снаружи, было достигнуто снижение материалоемкости за счет использования более тонкого топливостойкого слоя, трудозатрат на изготовление ЭР, повышение прочности, удобство свертывания и развертывания.
Таким образом, в условиях ужесточения требований к снижению загрязнения окружающей среды, высоким требованиям по пожаробезопасной эксплуатации резервуарных парков, использование эластичных резервуаров в ТЗК аэропортов ГА в качестве резервных средств хранения нефтепродуктов является перспективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 27896-88. Резины, полимерные эластичные материалы, прорезиненные ткани и ткани с полимерным эластичным покрытием. Методы определения топливопроницаемости. - М., 1988.
APPLICATION OF ELASTIC TANKS ON OBJECTS OF FUELLING COMPLEX OF AIR
Rybakov Y.N., Vanchugov N.A.
In clause the opportunity of application of elastic tanks is considered as reserve means of storage of mineral oil for fuelling complex of air.
Key words: the elastic tank, steady against fuel a material, a fueling complex, storage of mineral oil.
Сведения об авторах
Рыбаков Юрий Николаевич, 1961 г.р., окончил РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (1983), кандидат технических наук, начальник отдела технологии складов горючего ФАУ «25 Г осНИИ химмотологии Минобороны России», автор более 160 научных работ, область научных интересов - нефтепродукто-обеспечение складов и баз, полимерные материалы.
Ванчугов Николай Александрович, 1981 г.р., окончил Ульяновский филиал ВАТТ (2004), научный сотрудник ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», автор 20 научных работ, область научных интересов - нефтепродуктообеспечение складов и баз, полимерные материалы.