Применение эксплуатируемых зеленых покрытий (на примере микрорайона Северное Чертаново)
О)
о
см
см
О!
о ш т
X
<
т О X X
Попов Алексей Владимирович
канд. арх., доц. кафедры «Архитектура», НИУ МГСУ
Сарвут Татьяна Олеговна
ст. преп. кафедры «Архитектура», НИУ МГСУ
Слепченко Алена Николаевна
магистрант, НИУ МГСУ
Современный город - перенасыщенное пространство, которое ограниченно в экстенсивном развитии. В центральных частях городов, а часто даже и в периферийных районах существует острая проблема дефицита территории. Недостаток городских территорий для удовлетворения потребностей горожан можно устранить посредством широкого внедрения эксплуатируемых зелёных покрытий в структуру современного города. Данное решение было предложено ещё 1970-ых годах прошлого века, когда был спроектирован экспериментальный микрорайон Северное Чертаново. Данный микрорайон представляется особенно интересным в настоящее время, когда так остро стоит вопрос разделения людских и транспортных потоков на селитебных территориях. Архитекторы проекта постарались полностью вывести из пешеходной зоны дороги и автомобили, построив специальную галерею-тоннель, оторванную от городской среды природным ландшафтом.
Объект исследования - эксплуатируемые зелёные покрытия.
Предмет исследования - применение эксплуатируемых зелёный покрытий над сетью городских улиц и дорог. Задачи исследования:
- анализ применения эксплуатируемых покрытий над улич-но-дорожной сетью микрорайона Северное Чертаново,
- анализ и сравнение с микрорайоном Северное Чертаново других проектов эксплуатируемых покрытий в России и за рубежом,
- определение перспектив применения эксплуатируемых зеленых покрытий в практике проектирования.
В результате исследования:
Произведен анализ опыта применения эксплуатируемых зелёных покрытий в экспериментальном микрорайоне Северное Чертаново в г. Москве. Рассмотрены примеры использования эксплуатируемых покрытий для организации пешеходных связей в России и за рубежом. Сделаны выводы о перспективах применения подобных сооружений в архитектурно-градостроительной практике. Ключевые слова: эксплуатируемые зелёные покрытия, зеленая архитектура, галерея-тоннель, пешеходный бульвар, улично-дорожная сеть, дефицит пространства, подземное пространство.
В последнее столетие облик городов кардинально изменился. Так до появления автомобилей городские улицы были ориентированы, в основном, на пешеходное движение и были как местом, предназначенным перемещения людей и грузов, так и местом неспешных прогулок, общения и рекреации. С ростом автомобилизации, пространство для пешеходов на улицах городов неуклонно сокращалось до узких тротуаров вдоль магистралей с активным движением транспорта. Городская улица потеряла существенную часть своих функций.
Помимо усугубляющегося дефицита рекреационных, спортивных и других пространств неизбежный рост длины и площади улично-дорожной сети современных городов влечёт также и приближение такого источника вредных веществ и шума как автомобиль к жилищу (Рис.1) [1].
Рис.1 Жилой дом на пересечении Балаклавского проспекта и Чертановской улицы (микрорайон Северное Чертаново, г. Москва)
Создание эстетически ценной среды - среды обитания человека в городе является частью задач устойчивого развития. Улучшение типично городского ландшафта, его переход к городскому ландшафту с включением элементов приро-
ды может идти по разным направлениям. Как представляется, решить проблему изоляции автомобильного движения от общественных зон и жилища, а также получения новых пространств в городе можно за счет внедрения в его структуру эксплуатируемых зелёных покрытий [10]. Покрытия сооружений и некоторых зданий возможно использовать для организации пешеходных и транспортных связей между зданиями, рекреационными зонами, учреждениями обслуживания, остановочными пунктами общественного транспорта и основными центрами притяжения [6, 9].
Устройство пешеходных связей повышает доступность городской среды для маломобильных групп населения и способно значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов [7].
Общая архитектурно-пространственная структура городских территорий экспериментального микрорайона Северное Чертаново, расположенного в Южном административном округе г. Москвы вблизи Битцевского лесопарка, у пересечения Балаклавского проспекта и Чертановской улицы, позволила включить эксплуатируемые покрытия в городскую среду. Микрорайон обладает высоким архитектурным и градостроительным потенциалом за счет компонентов ландшафта: естественный перепад высот (~ 30м) позволил архитекторам реализовать эффективное зонирование пространства и взаимосвязи внутри жилого микрорайона, рассчитанного на 20 тысяч жителей, общей площадью 77 га в сочетании с привлекательностью пограничных зеленых территорий (Рис. 2).
Рис. 2 Пример устройства галереи-тоннеля над городской улицей с созданием на ее покрытии пешеходного бульвара (микрорайон Северное Чертаново, г. Москва)
Верхний ярус отведён полностью для пешеходов и велосипедистов, а под ним, в нижнем ярусе, проложены полуподземные участки улиц и проезды для движения автотранспорта. Так же в подземном пространстве, по всей площади микрорайона, кроме инженерно-
эксплуатационных сооружений всех видов, спроектированы подземные гаражи (общей вме-
стимость около 3 000 машиномест), складские и подсобные помещения обслуживающих предприятий. Система сбора мусора также располагается в подземном пространстве и представлена инновационной для своего времени сетью пневматических труб-мусоропроводов, связывающих дома с компрессорной станцией мусо-роудаления. Сама станция мусороудаления расположена на юго-западной границе микрорайона и скрыта зелеными насаждениями.
Аналогично перепад высот ландшафта был учтён и при возведении зданий и сооружений. На верхней террасе веерообразно возведены жилые дома, а на нижней - общественные торговые учреждения. Естественной границей между этими двумя зонами внутри жилого микрорайона служит парадная прогулочная аллея, под которой проложена полуподземная галерея-тоннель - основная инженерно-транспортная артерия микрорайона. Движение одностороннее, против часовой стрелки. Высота тоннеля в свету - 3,8м.
Результатом проектирования эксплуатационных и основных транспортных сооружений в подземном пространстве и создание над ними благоустроенной зелёной территории являются: эффективное разделение в разных уровнях пешеходных и транспортных потоков;
высокая плотность застройки - 5700 м2/га; высокие показатели озеленения территории застройки - около 14 м2 на человека;
эффективное использование селитебной территории застройки -43 га с размещением систем обслуживания инженерного обеспечения, коммуникаций, транспорта;
благоустройство на вновь образованных пространствах площадей, устройство на них общественных зон, спортивных, детских площадок [4].
Уровень акустического комфорта в зданиях и дворовых территориях достигается путем снижения шума на пути его распространения или его изоляции. Традиционные методы борьбы с шумом - шумозащитные экраны и иные конструкции [5] - не дают значимого эффекта. Снижение уровня шума шумозащитными экранами происходит в результате образования за ними, так называемой акустической тени. Однако, даже в защищенной такими экранами (до 100 м от проезжей части) зоне, добиться снижения уровня шума более чем на 15 дБ крайне сложно из-за частичного огибания звуковыми волнами препятствия и явления дифракции (рис. 3) [1].
Подобный пример организации пешеходных связей и озеленения на искусственных эксплуатируемых покрытиях не единственный. Рассмотрим некоторые другие примеры из отечественной и зарубежной практики.
Концепция вертикального зонирования была реализована в одном из проектов архитектора
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 2
М О
Максима Атаянца при проектировании жилого комплекса «Солнечная система» в городском округе Химки Московской области. В проекте застройки территории запланировано два яруса: нижний (на уровне земли) для движения автомобильного транспорта и зон парковок и верхний (на 7-8 м выше) для пешеходов (Рис.4). Для разделения пешеходных и транспортных потоков разработаны специальные платформы и пешеходные мостики от двора к двору [3] .
юна дгфракцни
руемое покрытие - обширный пешеходный живописный парк (площадь озеленения - 60 000 м2) [8].
Рис.5. Транспортно-пересадочный узел в Гаосюне.
о>
о
см
см
О!
О Ш
т
X
3
А
т О X X
. проезда часгьг
прямое юанем ств« шума
э[>на дифракции,-^*"
пряиоо воздействие шума
Рис. 3. Схема проникновения звуковых волн в область за шумозащитным экраном (ИШ - источник шума, РТ - расчетная точка) [1].
Рис.4 Жилой комплекс «Солнечная система» в городском округе Химки Московской области
Опыт создания подобных объектов с эксплуатируемыми пешеходными покрытиями над улично-дорожной сетью имеется в ряде зарубежных стран таких как Канада, Япония, Китай и др. Одним из наиболее интересных, по мнению авторов, является проект, реализуемый в городе Гаосюн на юго-западе Тайваня (дата окончания строительства - 2024 г.) (Рис.5). Многоярусная структура накроет объекты транспортной инфраструктуры, средние уровни предназначены для общественные зон и коммерческих предприятий, а завершается вся конструкция озелененным пологом, которых проникает внутрь структуры и забирается на ее эксплуати-
В условиях современного города, когда шумовое, световое, пылевое и газовое загрязнение увеличивается с каждым днём, недостаток территорий для организации пешеходного и велосипедного движения и хранения автомобилей приобретает все большую актуальность, решение можно найти в размещении инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности города, на нижних уровнях многоярусных сооружений, внедряя в городскую среду эксплуатируемые зелёные покрытия. Современный зеленый подход позволит организовать на поверхности удобные, комфортные, а главное, безопасные зелёные пространства для жителей города, а также повысить эстетическую привлекательность городской среды в целом. Широкое применение подобных решений представляется особенно перспективным в крупнейших городах России в целом и в городе Москве в частности, где очень высока плотность застройки, наблюдается острый дефицит территорий и в ряде случаев характер улично-дорожной сети и рельеф благоприятен для строительства подобных объектов.
Литература
1. Айрбабамян С.А., Бугарёв Е.А. Виды шу-мозащитных экранов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 4. № 1 (15). С. 134-138.
2. Архсовет Москвы По вертикали: дворы без машин. Часть 2. ЫРЬ: http://archsovet.msk.ru/article/aktualno/po-vertikali-dvory-bez-mashin-chast-2, 2014г.
3. Гейл Я. Город для людей / издательство КРОСТ, Москва, 2012г. 276 с.
4. Дюбек Л. Образцово перспективный жилой район в Северном Чертаново // Архитектура, Строительство, Дизайн №02 (47) 2007 г.
5. Попов А.В., Слепнев М.В. Повышение экологических параметров архитектурно-градостроительной среды посредством применения фито-металлических конструкций // Экология урбанизированных территорий. 2018. № 3. С. 114-117.
6. Алексеев Ю.В. Проблемы функционально-планировочной организации зданий московских общежитий и пути их решения / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов, Н.Г. Старостина, А.В. Попов // Жилищное строительство. 2013. № 4. С. 8-11.
7. Родионовская И.С. Жилая среда для инвалидов. озеленение внутриквартирного пространства // Строительные материалы. 1999. № 7-8. С. 52.
8. Старостина А. Ушли под землю . URL: https://archi.ru/world/69697/ushli-pod-zemlyu
9. Popov A.V., Ecological optimization of the architectural environment of higher education institutions in Moscow. The use of phyto-metal structures // Advanced Materials Research. 2014. Т. 869-870. С. 162-166.
10. Popov A.V., Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 2526-2536.
The use of exploited green surfaces (on the example of the
residential district North Chertanovo) Popov A.V., Sarvut T.O., Slepchenko A.N.
Moscow State University of Civil Engineering (National Research
University) (MGSU) The modern city is a supersaturated space, which is limited in extensive development. In the central parts of cities, and often even in peripheral areas, there is an acute problem of a shortage of territory. The lack of urban areas to meet the needs of citizens can be eliminated through the widespread introduction of green coatings in the structure of the modern city.
This solution was proposed as far back as the 1970s of the last century, when an experimental microdistrict of Northern Chertanovo was designed. This microdistrict is particularly interesting at the present time when the issue of separation of human and transport flows in residential areas is so acute. The project architects tried to completely remove the roads and cars from the pedestrian zone by building a special gallery-tunnel, separated from the urban environment by the natural landscape.
Subject: exploited green coatings.
Research objectives: -the use of green coatings operated over
a network of city streets and roads. Research objectives
- analysis of using the exploited coatings over the street-road
network of the Northern Chertanovo microdistrict,
- analysis and comparison with the Northern Chertanovo mi-
crodistrict of other projects of used coatings in Russia and abroad,
- determination of the prospects for the use of green coatings in
use in design practice. Results:
The analysis of the experience of using green coatings in the experimental neighborhood of Northern Chertanovo in Moscow was made. Examples of the use of exploited coatings for the organization of pedestrian connections in Russia and abroad are considered. Conclusions about the prospects for the use of such structures in architectural and urban planning practice. Key words: green spaces, green architecture, gallery-tunnel, pedestrian boulevard, street-road network, lack of space, underground space. References
1. Ajrbabamyan S.A., Bugaryov E.A. Vidy' shumozashhitny'x
e'kranov // Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta MAMI. 2013. T. 4. № 1 (15). S. 134-138.
2. Arxsovet Moskvy' Po vertikali: dvory' bez mashin. Chast' 2.
URL: http://archsovet.msk.ru/article/aktualno/po-vertikali-dvory-bez-mashin-chast-2, 2014r
3. Gejl Ya. Gorod dlya lyudej / izdatel'stvo KROST, Moskva,
2012g. 276 s.
4. Dyubek L. Obrazczovo perspektivny'j zhiloj rajon v Severnom
Chertanovo // Arxitektura, Stroitel'stvo, Dizajn №02 (47) 2007 g.
5. Popov A.V., Slepnev M.V. Povy'shenie e'kologicheskix parametrov arxitekturno-gradostroitel'noj sredy' posredstvom primeneniya fito-metallicheskix konstrukcij // E'kologiya urbanizirovanny'x territorij. 2018. № 3. S. 114117.
6. Alekseev Yu. V. Problems of functional-planning organization
of buildings of the Moscow hostels and ways of their solution / Yu. V. Alekseev, G. Y. Somov, N. G. Starostin, A. V. Popov // Housing construction. 2013. No. 4. Pp. 8-11.
7. Rodionovskaya I.S. Zhilaya sreda dlya invalidov. ozelenenie
vnutrikvartirnogo prostranstva // Stroitel'ny'e materialy'. 1999. № 7-8. S. 52.
8. Starostina A. Ushli pod zemlyu . URL: https://archi.ru/world/69697/ushli-pod-zemlyu
9. Popov A.V., Ecological optimization of the architectural environment of higher education institutions in Moscow. The use of phyto-metal structures // Advanced Materials Research. 2014. T 869-870. a 162-166.
10. Popov A. V., Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 2526-2536.
X X О го А С.
X
го m
о
ю 2
M О
to