Научная статья на тему 'Применение экспертного метода для оценки некоторых показателей качества чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром»'

Применение экспертного метода для оценки некоторых показателей качества чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром» Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
845
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мелехова Л. В., Авеличева С. Н.

Приводятся результаты оценки качества упаковки чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром», проведенной экспертным методом. Впервые определены наиболее важные и весомые показатели качества упаковки чистящих паст, рассчитаны комплексные и интегральные показатели, выявлены чистящие пасты, соответствующие наиболее оптимальному соотношению «качество/цена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение экспертного метода для оценки некоторых показателей качества чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром»»

Товароведение

Л.В. МЕЛЕХОВА, С.Н. АВЕЛИЧЕВА

Применение экспертного метода для оценки некоторых показателей качества чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром»

Приводятся результаты оценки качества упаковки чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром», проведенной экспертным методом. Впервые определены наиболее важные и весомые показатели качества упаковки чистящих паст, рассчитаны комплексные и интегральные показатели, выявлены чистящие пасты, соответствующие наиболее оптимальному соотношению «качество/цена».

Потребителям в быту часто приходится сталкиваться с проблемой множественных загрязнений различных поверхностей, которые отрицательно влияют на внешний вид, качество и безопасность сантехники, кафеля, плит и т.д. Для ухода за различными поверхностями необходимы чистящие средства - препараты, которые удаляют тонкий слой окислившегося металла и органических загрязнений с поверхности твердых и мягких изделий, восстанавливают блеск, лоск и свежесть.

В последнее время наблюдается качественно новый этап в производстве и расширении ассортимента чистящих средств. Использование в их составе новых ингредиентов способствует расширению ассортимента этих товаров и является резервом повышения их качества и безопасности.

Увеличившийся в последние годы на рынке ассортимент чистящих средств зарубежного производства затрудняет для покупателей выбор качественных отечественных товаров из-за отсутствия навыков в определении их потребительской ценности. Поэтому роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации отечественных чистящих средств по результатам объективных оценок очень важна.

Для проведения комплексной оценки качества чистящих средств и более полного удовлетворения требований покупателей в число показателей качества целесообразно включать результаты социологиче-

ских исследований, отражающие мнение потребителей о качестве чистящих средств [1, 2].

Социологические исследования авторов показали, что большое значение для потребителей имеет качественная упаковка, которая должна быть привлекательной и содержать необходимую информацию согласно ГОСТ Р 51696-2000.

В настоящей работе проводятся данные оценки качества упаковки чистящих паст «Суржа», «Ландыш», «Восточная», «Сияние», «Домашняя», «Приморская», «Хозяюшка», «Санита», «Свежесть», «Универсальная», производимых предприятием ОАО «Дальхимпром» (г. Владивосток), продукция которого занимает наибольший удельный вес в общем объеме реализации чистящих средств на рынке химических товаров г. Владивостока. При оценке качества вышеназванных товаров применялся экспертный метод, основанный на решениях, принимаемых экспертами для определения численных значений показателей качества [3]. Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Определение наиболее важных показателей качества чистящих паст.

2. Выбор экспертами наиболее весомых показателей качества чистящих паст из совокупности предложенных показателей (на основе вычисления коэффициента весомости).

3. Расчет комплексного показателя качества по результатам балльной оценки, данной экспертами.

Менеджеры по продажам и квалифицированные продавцы ЧП «Красовицкий», ЧП «Буцык», ЧП «Попова», магазина «1000 мелочей» и ОАО «Торговый дом “Владивостокский ГУМ”» стали экспертами по выявлению наиболее важных с точки зрения потребителей показателей качества эстетических, эргономических свойств и маркировки чистящих паст производства ОАО «Дальхимпром».

Эстетические свойства чистящих средств проявляются в особенностях их упаковки и художественно-полиграфическом оформлении. При оценке качества упаковки сделан акцент на целостности композиции, цвете и форме упаковки, обусловливающих ее внешний вид. Целостность композиции определяется соблюдением таких параметров, как правильное пространственное строение формы, пропорциональность и ритмичность элементов, художественная осмысленность конструкции и материалов.

Показатели эргономических свойств обеспечивают оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта от применения чистящего средства, и характеризуют удобство в обращении.

Качество маркировки включает такие важные показатели, как полнота и доступность информации на упаковке чистящего средства. Полнота информации определяется наличием указания, для каких поверхностей это средство предназначено, подробной инструкцией по применению, характеристикой его полного состава, адресом предпри-

ятия-изготовителя или дистрибьютора, штрих-кодом, датой производства, сроком годности. Доступность информации выражается в понятном изложении для массового потребителя на русском языке.

Степень значимости каждого свойства оценивалась коэффициентом весомости показателей, для расчета которого нами был использован метод ранговой оценки значимости свойств. Сущность этого метода заключается в том, что эксперты проставляли ранг каждого показателя, определяя его место среди других [3].

Коэффициент весомости каждого показателя рассчитывался как отношение суммы рангов, присвоенных ему всеми экспертами, к общей сумме рангов всех показателей:

*■ = , (1)

X X а

где gi - коэффициент весомости каждого показателя, а, - ранги /-го показателя качества, п - количество показателей качества, т - количество экспертов.

Для оценки согласованности мнений экспертов определяли коэффициент согласованности (конкордации) ':

(2)

т (п - п)

т

где = X - сумма ранговых оценок экспертов по каждому пока-

]=1

зателю, « - средняя сумма рангов для всех показателей, т - число экспертов, п - число показателей.

Для расчета комплексного показателя сначала рассчитывали среднюю оценку показателя:

- X Б..

Б, =^~, (3)

т

где Б1 - средняя оценка показателей, X Бу - сумма баллов по каждому показателю, т - количество экспертов.

Затем рассчитали средневзвешенную оценку показателя:

Б^1 = Б1 х gi, (4)

где Б^1 - средневзвешенная оценка показателя, Б1 - средняя оценка показателя, gj - коэффициент весомости показателей.

Комплексный показатель складывается из всех средневзвешенных:

К =X (Б^), (5)

где К - комплексный показатель, X (Бigi) - сумма средневзвешенных оценок показателей.

Результаты ранжирования экспертами предложенных показателей качества для определения наиболее весомых, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что наиболее весомыми являются полнота информации на упаковке, ее цвет, целостность композиции, а также эргономичность и эффект от применения.

Таблица 1

Результаты ранжирования показателей качества, балл

Чистящая паста

«Свежесть» «Универсальная» «Приморская» «Сияние» «Домашняя» «Восточная» «Хозяюшка» «Санита» І а £ «Ландыш» Сумма рангов Шкала порядка ё,

Показатель эстетических свойств: внешний вид упаковки: - цвет 7 4 5 4 3 5 4 6 7 4 49 2 0,17

- форма 1 2 1 3 4 4 2 4 3 5 29 6 0,10

- целостность композиции 4 3 7 5 2 7 1 2 6 3 40 3 0,14

Показатель качества маркировки: - полнота информации 6 7 6 7 5 3 6 5 4 1 50 1 0,18

- доступность информации 3 6 3 6 7 1 3 7 1 2 39 4 0,14

Показатель эргономических свойств: - удобство обращения 2 5 2 2 1 6 5 1 2 7 36 5 0,13

- эффект от применения 5 1 4 1 6 2 7 3 5 6 40 3 0,14

Сумма рангов 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 283

Для оценки согласованности мнений экспертов по формуле (2) был рассчитан коэффициент конкордации с использованием данных табл. 2.

Таблица 2

Данные для расчета коэффициента конкордации

Показатель £ У - 5 і (5, - 5 )2

Цвет упаковки 49 9 81

Форма упаковки 29 11 121

Целостность композиции 40 0 0

Полнота информации 50 10 100

Окончание табл. 2

Показатель £ 5, - 5 (5, - 5 )2

Доступность информации 39 1 1

Удобство обращения 36 4 4

Эффект от применения 40 0 0

5 = 40 Е = 319

№ = 12 х 319 = ЯЮ = 0 (6)

100(73 - 7) 33600

Считается, что чем ближе Ж к 1, тем лучше согласованность мнений экспертов. Показатель конкордации, равный 0,11, говорит о том, что мнения экспертов не согласованы и необходимо провести второй тур опроса.

Повторно было проведено ранжирование наиболее значимых свойств: цвет упаковки, целостность композиции, полнота информации, эффект от применения. При повторном ранжировании коэффициент конкордации (Ж) составил 0,90. Значимость Ж принято оценивать по критерию Пирсона (X2):

X2 = Жm (п — 1).

Если Х2факт. > Х2табл., то W значим. Сведения о Х2табл приведены в табл. 3.

Таблица 3

Табличные значения критерия Пирсона (Х2)

а* Х табл. при П-1, равном

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0,01 6,6 9,2 11,3 13,3 15,1 16,8 18,5 20,1 21,7 23,2

0,05 3,8 6,0 7,8 9,5 11,1 12,6 14,1 15,5 16,9 18,3

* а - вероятность проведенных исследований.

В данном примере Х2 факт. = 0,90 х 10 (4 — 1) = 27, а Х2 табл.0,01 = 11,3. Отсюда следует, что коэффициент согласованности (W = 0,90) значим с надежностью 0,99. Новые коэффициенты весомости составили: ml — цвет упаковки (0,279); m2 — целостность композиции (0,257); m3 — полнота информации (0,214); m4 — эффект от применения (0,250).

На основании оценок экспертов (Б) и коэффициентов весомости (т,) по формуле (3) рассчитали комплексные показатели для чистящих паст, приведенных в табл. 4.

Как только у человека возникает необходимость что-либо купить или продать, он сталкивается с таким экономическим показателем, как цена. Каждый товар имеет цену, которая включает в себя за-

траты на производство данного товара и доведение его до покупателя. Каждый покупатель хочет приобрести товар как можно более высокого качества за меньшую цену. Интегральный показатель «качество/цена» приведен в табл. 4.

Таблица 4

Результаты расчета комплексного и интегрального показателей качества чистящих паст

Наименование Комплексный показатель Интегральный показатель Место

«Ландыш» 3,748 16,2 х 10-2 3

«Свежесть» 3,530 17,6 х 10-2 2

«Универсальная» 3,481 14,5 х 10-2 5

«Приморская» 3,568 16,2 х 10-2 3

«Сияние» 3,671 16,6 х 10-2 3

«Домашняя» 3,613 15,7 х 10-2 4

«Восточная» 3,687 16,7 х 10-2 3

«Хозяюшка» 3,568 16,2 х 10-2 3

«Санита» 3,530 17,6 х 10-2 2

«Суржа» 4,301 20,3 х 10-2 1

Анализ результатов расчета комплексного и интегрального показателей качества показал, что лидирующее положение по интегральному показателю качества у чистящей пасты «Суржа». «Свежесть» и «Санита» занимают 2-е положение, что объясняется наименьшим значением комплексного показателя по полноте информации, пасты «Ландыш», «Приморская», «Сияние», «Восточная» и «Хозяюшка» - 3-е, пасты «Домашняя» и «Универсальная» заняли 4-е и 5-е положение. У этих чистящих паст отмечен наименьший показатель по цвету и форме упаковки, доступности информации и эффекту от применения.

Таким образом, в результате исследования было установлено, что чистящие пасты «Суржа», «Свежесть» и «Санита» производства ОАО «Дальхимпром» соответствуют наиболее оптимальному для потребителя соотношению «качество/цена».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 1998. - С. 14-17.

2. Евдокимова О.В. Социологические методы исследования в товароведении / О.В. Евдокимова, Т.И. Иванова. - М.: ОЦПКРТ, 2006. - 101 с.

3. Смолейчук И.М. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты / И.М. Смолейчук, С.Н. Авеличева, Г.Ф. Гарбузова [и др.]. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2003. - 140 с.

© Мелехова Л.В., Авеличева С.Н., 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.