ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Д.В. ПРОТАС,
доцент кафедры экономики и планирования в организации Московского государственного
индустриального университета, кандидат технических наук Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected] Научный консультант: доктор экономических наук О.Н. Герасина
Аннотация. Применительно к условиям России в соответствии с приоритетом наукоемкого индустриального роста изложена авторская модель развития системы денежно-финансовых отношений экономики в соответствии с критерием экологизации-синергетизации.
Ключевые слова: денежно-финансовые отношения, экономический анализ, экономика народного хозяйства.
APPLICATION NEW METHODS FOR PERFECTION OF MONETARY-FINANCIAL RELATIONS OF NATIONAL ECONOMY SYSTEM
D. V. PROTAS,
senior lecturer of Moscow State Industrial University PhD
Annotation. This article contains the author's model of monetary-financial relations of national economy system with reference to conditions of Russia according to a priority of the high technology industrial growth. Keywords: monetary-financial relations, economic analysis, national economy.
Теоретико-научные подходы к ведению экономики могут стать основой для разработки действенной программы реформирования современной экономики, поскольку указывают пути оптимального использования ресурсов, ограниченных на каждый момент времени, между альтернативными способами их применения и их экономической оценки как ориентиров для принятия оптимальных экономических решений как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных объектов. Исходя из национально-государственных интересов страны, можно создать рациональную систему хозяйствования, в которой в глобальную экономику вливается не вся экономика страны, а только внешнеэкономический контур. Такой системе хозяйствования будет соответствовать рациональная система денежно-
финансовых отношений, отвечающая национально-государственным интересам России (рис.).
Элемент А — максимальная прозрачность (открытость) системы. Эта система предполагает гармонизацию процессов распределения и обмена в общественном воспроизводственном процессе с учетом того, что система денежно-финансовых отношений призвана обеспечить опосредованную денежными измерителями (ценами) и денежно-финансовыми потоками гармонизацию актов обмена и распределения в масштабе национальной экономики в разрезе ее уровней [1].
Элемент Б — организация, управление и планирование системы государством. Рациональная система денежно-финансовых отношений в масштабе всей экономики не может быть создана стихийно игрой ры-
Максимальная прозрачность (открытость системы)
Ж
А
Организация, управление и планирование системы государством
Ориентация системы на выполнение стратегического плана развития нар. хоз-ва, базирующегося на индустриальном росте
Рациональное использование системы для денежно-финансового обеспечения гос. программ инвест проектов, выполнение государством своих функций
Сочетание стабильности и гибкости системы
Ж
Ш
Преодоление инфляции
Ж
Ч
Отказ от внешних заимствований на уровне государства и субъектов хозяйствования
Ж
ц
Мобилизация свободных средств населения для развития
ш-
ж
Монополия государства на внешнеэколо-гические расчеты, контроль за вывозом капитала
Ж
Ф
Рациональная система денежных потоков
ж
Валютная политика в русле нар. хоз. плана при недопущении резкого разрыва валютного курса и ППС
Ж
Госрегулирование кредита и страхования в соответствии с миссией системы
Ж
С
Оптимизация уровня, структуры и адресности налогообложения
Ж
Создание системной благоприятных денежно-финансовых условий для развития общественно-
полезного предпринимательства
г
Д
Активное задействование си стемы для повыше ния эффективности хозяйствования на всех уровнях экономики на базе индустриального роста
Ж
Рациональная система денежно-финансовых отношений народного хозяйства, ориентированная на индустриальный рост
Миссия системы — радикальное денежно-финансовое
обеспечение общественного воспроизводственного процесса в натуре, концентрируемого на индустриальном росте
Планомерное использование системы для рационального распределения денег между государством, субъектами хозяйствования, населением
П
Действенное стимулирование системой О высокоэффективного общественно-полезного труда
М
Оптимизация структуры денежной массы в системе особенно между «длинными» и «короткими» деньгами
Н
Оптимизация денежной массы в системе в динамике пропорционально товарной массе и производственным мощностям
Ж
М
Базирование системы на ценах, близких к своей объективной основе, способных достаточно точно измерять затраты и результаты воспроизводственного процесса
Л
Средство реализации
миссии системы: радикальные организации и использование этой системы государством в русле
его соц.-эконом. стратегии и на базе госрегулирования в его широком значении
ЗЕ
Активное задействование
системы для обеспечения эффективного функционирования социально-трудовой сферы
Активное задействование системы для обеспечения системной экологизации воспроизводственного
процесса, в т.ч. индустриального роста
И
Наложение на систему ограничения
и требований в связи с обеспечением комплексной национальной безопасности страны
Вмонтирование в систему мощного антидеформационного блока
Б
В
Г
Е
З
Р
Рис. Комплекс основных параметров рациональной системы денежно-финансовых отношений экономики, ориентированной на обеспечение высокоэффективного индустриального роста в соответствии с критерием экологизации-синергетизации
ночных сил. Она должна быть создана государством, находясь под постоянным его контролем. Подобное управление должно быть ориентировано на развитие в русле стратегической перспективы.
Элемент В — ориентация системы на выполнение стратегического плана развития экономики, определяющего основные параметры индустриального роста. Плановый характер рациональной системы денежно-финансовых отношений, проявляющихся и внутри ее, и в процессе ее функционирования, предполагает активное использование потенциала системы, ее параметров как для стратегического планирования экономики как всех его уровней, так и для денежного учета и финансирования стратегических планов.
Элемент Г — рациональное использование системы для денежно-финансового обеспечения государственных программ, инвестиционных проектов в их рамках, выполнения государством присущих ему функций. Государственный стратегический план развития экономики должен конкретизироваться и воплощаться в реальность при помощи пакетов (комплексов) государственных программ на федеральном и региональном уровнях, а эти программы, в свою очередь, должны реализовываться через инвестиционные проекты, осуществляемые в их рамках [2].
Элемент Д — создание системой благоприятных денежно-финансовых условий для развития обще-ственнополезного предпринимательства, особенно в индустриальной сфере. Интегрированная система хозяйствования включает в себя в качестве подсистемы рыночно-капиталистический комплекс хозяйствования в преобразованном виде, ориентированном на прибыль и накопление денежного капитала исключительно в рамках удовлетворения экологически отфильтрованных потребностей общества и его граждан.
Элемент Е — активное вовлечение системы для повышения эффективности хозяйствования на всех уровнях экономики, особенно в связи с индустриальным ростом. Оптимальным представляется сочетание как можно более точного измерения в этой форме затрат и результатов на всех участках и стадиях воспроизводственного процесса с бескомпромиссным закрытием всех каналов предпринимательской активности, направленных в антиобщественное русло.
Элемент Ж—активное задействование системы для обеспечения эффективного функционирования социально-трудовой сферы. Рациональная система денежно-
финансовых отношений, помимо решения других задач, должна быть активно вовлечена в процесс обеспечения эффективного функционирования социально-трудовой сферы, что предполагает предоставление гарантий социальной защиты на уровне не просто прожиточного минимума, а сохранения достигнутого эффективным трудом.
Элемент З — активное участие системы в обеспечении системной экологизации воспроизводственного процесса, прежде всего на уровне индустриального роста. Это предполагает движение к системной экологизации, охватывающей реализацию в системном ключе объективных требований законов экологии не только природы [3, 4], но и человека и общества.
Элемент И — влияние на систему ограничений и требований в связи с обеспечением комплексной национальной безопасности. Обеспечение на должном уровне финансирования всех видов национальной безопасности страны, а также построение такой денежно-финансовой системы, которая отвечала бы строгим критериям внутренней и внешней безопасности, — залог успеха рациональной системы.
Элемент К — вмонтирование в систему мощного антидеформационного блока. Составными частями этого блока должны быть меры, не допускающие разрастания спекулятивно-посреднической сферы.
Элемент Л — базирование системы на ценах, близких к своей объективной основе, способных точно измерять затраты и результаты воспроизводственного процесса применительно к конкретным видам продукции. Должны быть обеспечены четкие ориентиры эффективности хозяйствования на базе объективно обусловленных цен при освобождении процесса ценообразования от всевозможных искажений.
Элемент М — оптимизация количества денежной массы пропорционально динамике товарной массы и производственных мощностей. Оптимальное соотношение денежной массы с товарной массой, а также имеющимися производственными мощностями должно быть непрерывно, поскольку современная экономика отличается высокой динамичностью, что предполагает перманентную оптимизацию соотношения денежной и товарной массы [5].
Элемент Н — оптимизация структуры денежной массы, особенно между «длинными» деньгами (вкладываемыми в качестве инвестиций в развитие сферы производства) и «короткими» (обслуживающими текущий товарно-денежный оборот).
Элемент О — действенное стимулирование системой высокоэффективного общественнополезного труда. Достойная оплата общественно полезного труда в соответствии с его реальными результатами предполагает наличие цен, близких к своей объективной основе (элемент Л), а также бескомпромиссную борьбу с финансовой спекуляцией.
Элемент П — планомерное использование системы для рационального распределения денег между государством, субъектами хозяйствования, населением. Рациональная система денежно-финансовых отношений предполагает постоянную, динамично поддерживаемую пропорциональность в распределении денежных средств между государством, субъектами хозяйствования, населением, но при этом сама эта система не может и не должна определять, планировать пропорции распределение денег в обществе.
Элемент Р — оптимизация уровня, структуры и адресности налогообложения с учетом приоритетности высокоэффективного индустриального роста. Центральный элемент системы, в котором она задействована как активное действующее начало, хотя и не самоуправляющее, но направляемое государством исходя из определения им стратегии социально-экономического развития страны, основных параметров экономического планирования, программирования и регулирования.
Элемент С — госрегулирование кредита и страхования в соответствии с миссией системы. Кредит и страхование должны быть подчинены не цели частных собственников, владеющих банками и страховыми компаниями, состоящей в накоплении денежного капитала, а миссии этой системы, заключающейся в рациональном денежно-финансовом обеспечении общественного воспроизводственного процесса в натуре.
Элемент Т — валютная политика в русле экономического плана при недопущении резкого разрыва валютного курса и паритета покупательной способности (ППС). Величина валютного курса национальной денежной единицы должна быть производной от экономической политики государства, находящей развернутое выражение в экономическом плане. При этом она может сознательно отклоняться от ППС, в частности вниз, когда государству нужно стимулировать экспорт.
Элемент У — рациональная система денежных расчетов. Формирование, функционирование и развитие системы расчетов является сложной технической про-
блемой, однако в настоящее время эта предметная область активно разрабатывается.
ЭлементХ — мобилизация свободных средств населения для развития. Этот важный финансовый ресурс, направляемый на цели развития национальной экономики, для населения является способом накопления денег на разного рода капитальные расходы, предстоящие в будущем.
Элемент Ц — отказ от внешних заимствований на уровне государства и субъектов хозяйствования. Денежные средства могут и должны быть эмитированы государством под его ресурсы, обеспечивающие товарное покрытие эмитированных денег как на начальной стадии их использования, так и на последующих стадиях в виде создаваемых товаров и оказываемых услуг.
Элемент Ч — преодоление инфляции. В рациональной системе денежно-финансовых отношений инфляция должна не просто подавляться государством до минимального уровня (0,5—1,5% в год), а искореняться с реализацией целевой установки создать дефляционную экономику.
Элемент Ш — сочетание стабильности и гибкости. Только достаточно гибкая система, своевременно адекватно и безболезненно для самосохранения реагирующая на изменения внутри страны и за ее пределами, может быть стабильной.
Миссия рациональной системы денежно-финансовых отношений состоит в рациональном денежно-финансовом обеспечении воспроизводственного процесса в натуре, концентрируемого на индустриальном росте, а средство — как организация и использование этой системы государством в русле реализации своей социально-экономической стратегии, в особенности стратегии индустриального роста.
Литература
1. Алиев А.Г. Развитие теоретических основ ценообразования в условиях эволюции социально-экономических отношений. М., 2003.
2. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М., 2003.
3. Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии. СПб., 2003.
4. Ехлакова Е.А. Собственность и труд — оптимизация воздействия государства по критерию повышения качества жизни. М., 2009.
5. Формирование национальной финансовой стратегии России / кол. авт. под рук. В.К. Сенчагова. М., 2004.