Научная статья на тему 'Применение двухтопливных двигателей WÄRTSILÄ DF на судах'

Применение двухтопливных двигателей WÄRTSILÄ DF на судах Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение двухтопливных двигателей WÄRTSILÄ DF на судах»

Применение двухтопливных двигателей WARTSILA DF на судах

Тулубенский Дмитрий Александрович

магистрант ИСМАРТ САФУ E-mail: Iumenarh2212@qmail.com

Вяртсиля является многопрофильным концерном, в деятельности которого судостроение и смежные производства (электрические машины и аппараты, рулевые устройства и тл.) занимают основное место. Естественно, фирма стремится предлагать заказчикам комплексные решения, включающие указанные компоненты, устанавливаемые на судах собственной или сторонней постройки, а также двигатели собственного производства. При этом на судне может быть установлен один или несколько двигателей из указанной выше номенклатуры, в том числе разных моделей.

Так, в декабре 2014 г. был подписан контракт на поставку трех буксиров сопровождения для норвежской компании 0з1епз]0 Кес1еп (рисунок 78), где в качестве главных используются двигатели \Л/АРГГ311_А 340Е Буксиры будут обслуживать терминал Ме1к0уа фирмы 31а1оП вблизи порта НаттегТеэ! (Норвегия).

Рисунок 7 — Буксир сопровождения

Двигателями Вяртсиля будут оснащены землечерпалки нового поколения класса Antigoon под названием Scheldt River, строящиеся на верфи Royal IHC (IHC) в Голландии (рисунок 10. Контракт был подписан в июле 2015 года. На каждой землечерпалке длиной 104 с объемом бункера 8000 кубометров будут установлены два двигателя WÄRTSILÄ 34DF — один 9-цилиндровый и один 12-цилиндровый. Месяцем раньше был подписан контракт на поставку оборудования (включая двигатели WÄRTSILÄ DF) для одной из крупнейших в мире самоходных землечерпалок, строящейся в Китае.

Рисунок 8 — Землечерпалка Scheidt River

Портовый буксир длиной 29 м будет построен для компании Drydocks World (Дубай) согласно контракту, подписанному в ноябре 2014 года. В числе другого оборудования от Вяртсиля (винторулевые колонки WST-18 и др.) на нем будет установлен двигатель WÄRTSILÄ 20DF. Это будет первый на Ближнем Востоке портовый буксир, работающий на газовом топливе. Буксир будет первым из девяти аналогичных буксиров, построенных для компании Drydocks World (DDW) в рамках «зеленой инициативы» правительства Дубая, которая открывает программу устойчивого экологического

развития в регионе.

Рисунок 9 — Портовый буксир — пожарное судно

В марте 2014 года подписан контракт на поставку оборудования Вяртсиля для первого в мире ледокола, работающего на природном газе. Ледокол будет построен на верфи Arctech Helsinki Shipyard по заказу Министерства Транспорта Финляндии (Finnish Transport Agency). На нем будут установлены два 9-цилиндровых двигателя WARTSILA 34DF, два 12-цилиндровых двигателя WARTSILA 34DF и один 8-цилиндровый двигатель WARTSILA 20DF. Ледокол рассчитан на преодоление ледового покрова толщиной до 1.2 м на скорости 6 узлов. Его эксплуатационная скорость на чистой воде — не менее 16 узлов. Судно может не только работать в качестве ледокола, но и принимать участие в круглогодичных операциях по сбору разливов нефтепродуктов и по срочной буксировке судов в условиях Балтийского моря.

Рисунок 10 — Портовый ледокол

В марте 2012 года вступило в строй судно снабжения Viking Prince, построенное на верфи Kleven Verft AS, Norway, и почти целиком оборудованное фирмой Вяртсиля. Гребные электродвигатели получают питание от двух генераторов, приводимых 6-цилиндровыми рядными двигателями WARTSILA 34DF, а в качестве вспомогательных используются два генератора с 6-цилиндровыми рядными двигателями WARTSILA 20DF. Судно водоизмещением 5321 т предназначено для работы в арктических морях. Оно имеет усиленный корпус следовым подкреплением.

Рисунок 11 — Судно снабжения для буровых платформ

Существует еще ряд реализованных проектов судов снабжения для буровых платформ, оборудованных двухтопливными двигателями Вяртсиля. Конфигурация их энергетических установок показана на следующем рисунке.

V; 439 РЗу ш С. гаас^пегу 4411 Р$у О Г, тасЬтегу 2и 441 г Р5V С^, т «Ь1 пе гу г*

4412 р|: Аг(1С. таеЫпегу ига й 4402 Р5У р Р.. та с Ьтегу 2 к 2 к и;Ы14 й Р * 2 к О Р И*91.20ОГ

Рисунок 12 — Суда снабжения буровых платформ с двухтопливными двигателями Вяртсиля

Мощные двигатели \Л/АРТ311_А 5(ЮР нашли применение преимущественно на газовозах, где перевозимый продукт используется в качестве топлива. Вступивший в строй в 2006 году газовоз Ргоуа1уз емкостью 154000 м3 является крупнейшим в мире газовозом, приводимым в движение двухтопливными двигателями. Четыре двигателя \Л/АРТ311_А 500Р (три 12-цилиндровых и один 6-цилиндровый) развивают суммарную мощность 39.9 МВт. Газовоз с электродвижением наглядно демонстрирует такие преимущества газового топлива, как снижение расхода топлива и вредных выбросов.

Рисунок 13 — Газовоз LNG Provalys емкостью 154000 м3

В 2013 году фирма Вяртсиля осуществила поставку 6 генераторов с двигателями WARTSILA 50DF, предназначенными для нефтепромысловой платформы Р-63 FPSO, принадлежащей бразильской промышленной группе QUIP. Установка водоизмещением 323000 т представляет собой плавучую платформу для добычи, хранения и первичной обработки нефти и газа, переоборудованную из танкера BW Nlsa 1983 года постройки. Она имеет три энергетических модуля, каждый из которых включает в себя два генератора с двигателями WARTSILA 50DF общей мощностью более 100 МВт.

Рисунок 14 — Плавучая платформа Р-63 FPSO стремя энергетическими модулями

В 2013 году было принято в эксплуатацию судно Viking Grace — первый в мире грузопассажирский паром (Ro-Pax), оснащенный двухтопливными двигателями. Паром водоизмещением 57000 тонн, принадлежащий Viking Line, работает на линии Турция-Стокгольм. Он приводится в движение четырьмя двигателями WARTSILA 50DF. Аналогичной силовой установкой будет оснащен новый скоростной паром Destination Gotland, который строится для шведского оператора Rederi АВ Gotland.

Рисунок 15 — Грузопассажирский паром Viking Grace 1.5 Система управления UNIC 3 фирмы WARTSILA

Современные двигатели, оснащенные последними достижениями техники, такими как, например, система впрыска common rail, новейшие турбокомпрессоры, турбина с регулируемым сопловым аппаратом, нуждаются в управлении множеством рабочих параметров.

Это, в свою очередь, приводит к постоянному усложнению систем управления и мониторинга.

В настоящий обзор включена зарубежная система управления двухтопливными двигателями, сведения о которой удалось обнаружить в доступных источниках. Эта система является электронной, поскольку сложность такого объекта как двухтопливный двигатель не позволяет обойтись чисто механическими средствами. Помимо регулирования и управления, она может реализовать функции аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, самотестирования, регистрации параметров и связи с удаленными системами управления и контроля.

Как правило, таким системам свойственно модульное исполнение, что придает им значительную гибкость и позволяет использовать их на объектах самой различной конфигурации и самых различных назначений. Они создаются на микропроцессорной основе, и имеют большое количество аналоговых и цифровых входов, на которые поступают сигналы от датчиков и управляющие сигналы. Аналоговые и цифровые выходы предназначены для управления исполнительными устройствами и формирования сигналов, поступающих к устройствам аварийно-предупредительной сигнализации и защиты. Кроме того, имеются входы и выходы для связи с системами управления более высокого уровня (общесудовыми).

Система UNIC СЗ может быть установлена на всех главных судовых и вспомогательных двигателях Wartsila, работающих на газе — с искровым зажиганием и двухтопливных. Ею оборудовано уже более 6000 двигателей. Она включает в себя набор из нескольких модулей, что существенно сокращает необходимую номенклатуру запчастей. Система устанавливается как на вновь строящиеся двигатели, так и взамен аналогичных устаревших систем в порядке модификации двигателей, находящихся в эксплуатации.

Рисунок 24

— Установка системы UNIC СЗ на двигателе

Рисунок 25 — Шкаф системы UNIC СЗ — вид изнутри

Рисунок 26 — Модули системы UNIC СЗ

На рисунках 24-26 показаны отдельные фрагменты системы UNIC СЗ.

Функции UNIC СЗ

Управление двигателем: управление пуском и остановом, включая пусковую последовательность операций, дефорсировка, максимальная и минимальная уставки термостата, управление перепускной заслонкой и байпасом. Управление скоростью и нагрузкой с помощью электронного контроллера в различных рабочих режимах. Управление зажиганием и EFIC (Electronic Fuel Injection Control — электронное управление впрыском топлива).

Защита двигателя: (аварийно-предупредительные сигналы, останов, аварийный останов, снижение нагрузки), включая защиту от разноса (резервную) с полностью фиксированным монтажом, защиту по давлению смазочного масла, по температуре охлаждающей воды, а также включаемую по сигналам внешних устройств.

Улучшение динамических характеристик двигателя

Под улучшением динамических характеристик двигателя подразумевается сокращение времени реакции двигателя при изменении его рабочего режима, в том числе при плавном и ступенчатом нагружении, при сбросе нагрузки, при пуске и т.п. В частности, в целях улучшения динамических характеристик в систему UNIC введены следующие функции:

Cold Cylinder Operation™ (работа с холодным цилиндром). В случае любого отказа какого-либо из цилиндров двигатель сможет работать (до 15 часов) на частичной нагрузке, при этом подача газа к аварийному цилиндру будет отключена. За это время оператор сможет подготовить агрегат к отключению и заранее спланировать объем необходимых ремонтных работ.

Функция Multispark обеспечивает срабатывание формирование одного или нескольких разрядов свечи зажигания для более надежного воспламенения смеси. Функция Multispark используется также при работе двигателя при сниженной нагрузке. В пусковой период функция Multispark обеспечивает

очистку свечей зажигания от окислов и других загрязнений.

Выравнивание работы цилиндров. При пуске двигателя цилиндры с неустойчивым воспламенением получают дополнительные импульсы с использованием функции «wake up», которая поддерживает температуры по цилиндрам на стороне выхлопа в допустимых пределах.

В период пуска обеспечивается оптимальное значение коэффициента избытка воздуха в форкамере. Подача пилотного топлива по цилиндрам настраивается более тонко путем регулируемого усиления управляющего сигнала электропневматическими клапанами. Тем самым снижается риск отказа клапанов и повышается надежность пуска.

Более надежная и сбалансированная работа достигается с помощью усовершенствованных алгоритмов регулирования давления наддувочного воздуха

Контроль детонации: на возникновение детонации система отреагирует быстро и настроит параметры таким образом, чтобы обеспечить поддержание оптимальных рабочих условий. Более эффективный контроль детонационных характеристик повышает быстродействие и общее качество системы управления двигателем.

Снижение нагрузки: при возникновении чрезмерной детонации функция улучшенного контроля детонации и функция быстрого снижения нагрузки автоматически восстанавливает нормальную работу двигателя. Электроагрегат будет работать при пониженной нагрузке до тех пор, пока проблема не будет устранена. Если чрезмерная детонация не прекращается, защита останавливает двигатель.

Выравнивание нагрузки по цилиндрам: адаптивная система выравнивает нагрузки по цилиндрам для повышения эффективности работы двигателя. Продвинутый алгоритм управления уменьшает износ деталей и повышает безопасность двигателя за счет подавления крутильных колебаний и снижения вредных выбросов. Дальнейшее повышение эффективности выравнивания нагрузки по цилиндрам возможно при использовании сигнала по пику давления в цилиндрах (опция).

Устанавливаемый на двигателе блок с локальным графическим дисплеем (LDU) обеспечивает мониторинг параметров и поиск неисправностей без какого-либо дополнительного оборудования.

Интегрированный дисплей диагностики и регистрации событий, возможность настройки и загрузки программ в сменные модули — все это значительно облегчает обслуживание двигателя.

Система включает шлюз Ethernet, работающий по протоколу TCP/IP-Modbus, что позволяет передавать данные измерений (события, аварийно-предупредительные сигналы) локальным системам PLC или HMI. Данные могут сопровождаться отметками времени через ОРС-сервер для облегчения анализа и поиска неисправностей.

Система UNIC СЗ отличается высокой надежностью. Это достигается специальными мероприятиями по обеспечению резервирования, отказоустойчивости и конструктивных решений в части механики и электротехники. Все аппаратное обеспечение проходит проверку и сертификацию по программе интенсифицированных испытаний в целях обеспечения надежной работы в особо тяжелых условиях.

Объем комплектации включает:

— аппаратные модули, включая интерфейс местного пульта управления;

— архитектуру программного обеспечения с улучшенной функциональностью;

— приборы с гибкими выводами;

— устройство для комплексного обслуживания (WECSplorer).

нагрухи

[Cthtfntl

Рисунок 27 — Функциональная схема системы UNIC СЗ

Упрощенная функциональная схема системы UNIC СЗ показана на рис. 27.

Она включает в себя следующие основные компоненты:

Блок локального графического дисплея (LDU) имеет следующие элементы и функции:

— внешние соединения Ethernet;

— локальный дисплей для вывода параметров;

— настройка параметра двигателя.

Модуль защиты двигателя (ESM) выполняет следующие функции:

— функции защиты;

— останов с блокировкой;

— преобразование сигналов.

Главный модуль управления (МСМ) выполняет следующие функции:

— управление скоростью / нагрузкой;

— управление работой двигателя.

Распределительный модуль (PDM) выполняет следующие функции:

— фильтрация сигналов;

— защита;

— выявление дефектов заземления.

Модуль управления цилиндрами (ССМ) выполняет следующие функции:

— управление впрыском;

— измерения параметров внутри цилиндра;

— измерения быстроменяющихся величин (индикаторы детонации, давления). Модуль входов/выходов (ЮМ) имеет свободно конфигурируемые входы/выходы для:

— mA, V, ТС, РТ100, сигнала по частоте.

Использование UNIC СЗ подразумевает модификацию автоматики судовой силовой установки и человеко-машинного интерфейса (HMI) с учетом всех новых функций и данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.