Научная статья на тему 'Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба'

Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3792
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СПОРТА / ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ / SPORTS ECONOMY / FOOTBALL CLUB / INCOME APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE FOOTBALL CLUB / FORECASTING REVENUES AND EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солнцев Илья Васильевич

Автором статьи рассматривается футбольный клуб как коммерческая структура или бизнес-проект. Анализируются проблемы, возникающие при использовании методов доходного подхода к оценке российских футбольных клубов, структура доходов и расходов таких клубов и особенности их прогнозирования. Анализ подкреплен статистическими данными из западной и российской практики. Обосновывая возможность использования доходного подхода к оценке футбольного клуба, автор полагает, что нивелировать присущие этому подходу ограничения можно посредством применения методов сравнительного и затратного подходов, в которых предполагается использование фактических данных рынка и данных о стоимости активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING INCOME APPROACH FOR EVALUATION OF FOOTBALL CLUB

The author of the article explores the football club as a commercial entity or a business project. The problems arising from the use of methods of the income approach to the assessment of Russian football clubs, the structure of income and expense of such clubs and especially their forecasting. The analysis supported by statistical data from Western and Russian practice. In justifying the use of the income approach to the assessment of the football club, the author believes that neutralize the inherent limitations to this approach can be through the application of comparative and cost approaches that included the use of evidence and data on the market value of assets.

Текст научной работы на тему «Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба»

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Применение доходного подхода к оценке футбольного клуба*

И.В. Солнцев

доцент кафедры оценки и управления собственностью Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)

Илья Васильевич Солнцев, [email protected]

Итак, мы коротко рассмотрели основные доходы футбольного клуба. Однако, как в любом другом бизнесе, в футболе также есть дополнительные возможности для заработка. В первую очередь такие возможности предоставляет собственный стадион, где, помимо домашних матчей, могут проводиться «неспортивные» мероприятия, например выставки и концерты. Кроме того, сегодня в состав каждого современного стадиона обязательно входят объекты коммерческой недвижимости: офисы, торговые центры и гостиницы. Согласно исследованию компании Sport+Markt [22] в среднем за год на европейском футбольном стадионе проходят 26 матчей, 2-3 концерта, 2-5 соревнований по другим видам спорта и около 14 прочих мероприятий (выставки, съезды и т. д.). При этом основная «спортивная» деятельность приносит стадиону 64 процента от выручки. На 40 процентах стадионов Европы есть рестораны и бары, 30 процентов сдают площади под офисы, 27 открывают магазины атрибутики, 25 - фитнес-центры, 25 - музеи клубов, которые играют на стадионах, 10 процентов арен отводят помещения для развлечений. Интересно, что на 12 процентах стадионов есть своя часовня (например Камп Ноу в Барселоне).

Еще один источник дохода собственного стадиона - титульное спонсорство спортивных арен. Согласно исследованию Sport+Markt [23] в 2011 году европейские стадионы должны были заработать на про-

даже прав наименования около 87 миллионов евро. Однако возможность заработать на названии стадиона во многом зависит от популярности и успехов команды, которая будет на нем играть. Также нужно учитывать довольно жесткое отношение к названиям стадионов со стороны Европейского футбольного союза: УЕФА попросту запретил использование коммерческих названий в своих официальных документах. Вследствие этого в чемпионате Англии «Арсенал» играет на Emirates Stadium, а соперников по Лиге чемпионов принимает на Arsenal Stadium. Тем не менее опыт лондонского клуба следует признать наиболее удачным - за 10 лет он заработал 100 миллионов фунтов стерлингов, а название арены прочно укоренилось в футбольном обиходе.

Как правило, договоры о продаже права наименования заключаются еще на стадии строительства стадиона. Во многом это объясняется непростым согласованием с болельщиками, которые часто выступают против коммерциализации названия. В первую очередь это касается проектов реконструкции, когда речь идет о смене наименования арены.

В этом смысле иллюстративен пример «Ньюкасла», который не один год пытался продать название домашней арены «Сент-Джеймс Парк», каждый раз встречая яростное противодействие своих преданных фанатов. В конце 2011 года стадион все-

* Окончание. Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 7.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

таки был переименован в «Спорт-Директ Арена». Однако осенью 2012 года новый титульный спонсор «Ньюкасла» компания Wonga объявил о возвращении домашнему стадиону клуба старого названия. Таким образом компания решила завоевать доверие болельщиков.

Фанаты дортмундской «Боруссии» в 2005 году протестовали против переименования «Вестфаленстадион» в честь страховой компании Signal Iduna (сроком на 15 лет за 20 миллионов евро). Договориться с ними удалось лишь после того, как одной из улиц близ арены было присвоено название старого стадиона.

Если продать право наименования стадиона не получается, то можно предложить потенциальным спонсорам альтернативные варианты. Известны примеры, когда стадион устраивал аукцион по продаже права разместить свое имя на табло арены и ее официальном сайте сроком на один день (FleetCenter). Также были попытки продать права на наименования отдельных трибун арены (Giants and Jets football stadium, The Cleveland Browns stadium).

Существенную долю дохода стадиону может приносить реклама. В этом случае решающим фактором будет эффект, который сможет обеспечить площадка стадиона для рекламодателя с учетом специфики аудитории футбольных матчей. Кроме того, придется учитывать законодательные ограничения для рекламы отдельных товаров. Наиболее яркий пример таких ограничений - запрет на рекламу пива на российских стадионах, хотя «пивные деньги» могут приносить стадиону большой доход.

Нельзя не отметить тот факт, что многие клубы, строящие собственную арену, также стремятся заработать на коммерческой и жилой недвижимости. Так, владелец московского «Спартака» Леонид Федун планирует застроить 226 гектаров, прилегающих к новому стадиону клуба в Тушино. Рядом с ареной появится мини-город на 28 тысяч

жителей. Помимо жилья, здесь построят 304 тысячи квадратных метров офисной недвижимости, порядка 200 тысяч квадратных метров торговых площадей, 41 тысячу квадратных метров займут отели и апартаменты. Также должен появиться спортивный кластер из 7 спортивно-оздоровительных комплексов общей площадью 212 тысяч квадратных метров, куда войдет 6 футбольных полей, теннисные корты, бассейн, 2 ледовых дворца, 3 спортивных комплекса. На территории мини-города будут построены трех- и четырехзвездочные гостиницы на 450 номеров, а также апарт-отель на 160 номеров. Помимо этого, по проекту предполагается развитие двух рекреационных зон площадью

49,6 гектара (создание парка и обустройство набережной) и объектов социальной инфраструктуры, а также нового транспортного пересадочного узла в районе выхода новой станции метро «Спартак». Наконец, на территории «Тушино 2018» расположатся новый офис и тренировочная база футбольного клуба «Спартак». Строительство будет осуществляться поэтапно, окончание работ намечено на 2020 год. Общие инвестиции составят около 140 миллиардов рублей1.

Стоит отметить, что строительство арены, в свою очередь, требует огромных вложений, что соответствующим образом снизит и доходы клуба, особенно если деньги на строительство придется занимать. Что касается затрат, то исходя из опыта последних лет в среднем стоимость строительства одного места современного европейского стадиона обходится в 4 000 евро [12]. Не стоит забывать и об эксплуатационных расходах на поддержание работы арены: коммунальные расходы, безопасность и т. д.

Также клубы могут зарабатывать на собственной популярности через бизнес в сфере обслуживания за пределами собственной арены, а именно открывать фирменные рестораны, клубы, фитнесс-центры. В этом плане иллюстративен пример лондонского «Челси» (см. рис. 8).

1 URL: http://realty.rbc.rU/news/15/03/2013/562949986232284.shtml

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Фитнес-

клуб

CjAPKOBKA^

Рис. 8. Структура холдинга Chelsea FC PLC

Наконец, очень серьезные деньги клубу может приносить участие в Еврокубках. На рисунке 9 показано, как распределялись премиальные Лиги Чемпионов в сезоне 2011/2012 год.

Рис. 9. Распределение премиальных за участие в играх Лиги Чемпионов, в евро

Итак, главным активом любого футбольного клуба являются его болельщики. Даже количество денег, которые можно получить от спонсоров и рекламодателей, во многом

зависит именно от числа фанатов (перспективных клиентов). Соответственно, для прогнозирования будущих доходов оценщику необходимо знать хотя бы приблизительное количество болельщиков, которые будут ходить на домашние матчи, покупать атрибутику и т. д. Однако получить эту цифру довольно сложно.

Любые социологические исследования, как правило, серьезно завышают их число за счет неоднозначных допущений и экстраполяции. Кроме того, вызывают сомнения результаты исследований, проведенных по заказу конкретных клубов и, соответственно, оплаченных ими. Например, согласно исследованию аналитической компании Nielsen, проведенному в 2011 году2, самым популярным клубом России оказался «Зенит», который и оплатил эту работу. После опроса 19 000 человек в 38 крупных городах России выяснилось, что «Зенит» поддерживают 12,6 миллиона человек, московский «Спартак» - 8,2; «ЦСКА» - 6,7; «Рубин» -2,3; столичные «Динамо» и «Локомотив» -

1,8 миллиона человек.

В 2010 году исследовательская компания Sport+Markt опросила 10 900 болельщиков в Европе в возрасте от 16 до 69 лет и получила результаты, представленные на рисунке 10. Однако едва ли им можно дове-

2 См., например, URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/navosha/230753.htm

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I —^-|

О

CD

т

X

го

Рис. 10. Самые популярные в Европе клубы [38]

рять и уж тем более использовать при прогнозировании доходов, скажем, от продажи атрибутики.

Наиболее точный результат можно получить, если подсчитать количество официальных членов фан-клубов. Например, в фан-клубе португальской «Бенфики» зарегистрировано 226 000 человек, и, помимо Португалии, они живут еще в 70 странах мира. Причем взрослые болельщики платят за членство 12 евро в месяц за себя и по 3 евро за своих несовершеннолетних детей. За это они получают скидки на приобретение сезонных абонементов и разовых билетов, а один раз в год все члены клуба имеют право посетить один из матчей «Бенфики» всего за 5 евро. Также по всей Португалии насчитывается около 900 магазинов, в том числе сетевых, где болельщики по предъявлении членской карты клуба могут получить скидки при приобретении одежды, бытовой техники и других товаров3.

«Справедливым», например, можно счи-

тать подсчет болельщиков по данным объединения болельщиков «Манчестер Юнайтед» (MUST - Munchester United Supporters Trust), поскольку на сайте MUST установлен счетчик зарегистрировавшихся членов, по показаниям которого в январе 2013 года было зарегистрировано почти 190 000 человек4. Наконец, можно использовать данные о численности официальных групп фанатов футбольного клуба в социальных сетях. На подобные цифры уже можно полагаться с большой степенью уверенности.

Теперь, когда мы рассмотрели все возможные источники дохода футбольного клуба, можно перейти к расходной части. Даже для людей, не увлекающихся футболом, не секрет, что главная затратная составляющая любого клуба - его игроки.

По расчетам ФИФА, оборот денег на трансферном рынке за сезон 2011/2012 год составил 2,6 миллиарда евро (зимнее трансферное окно 2011 и летнее окно 2012 года). Больше всех, 106 миллионов евро,

3 URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/rma/379347.html

4 URL: http://action.joinmust.org/index.php/blog

62 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

потратил французский «Пари Сен Жермен», который продолжил активно скупать игроков и в 2012 году: клуб купил у «Милана» Златана Ибрагимовича и Тиаго Сильву за 70 миллионов евро. Владелец «Челси» Роман Абрамович израсходовал 102 миллиона евро и обошел своего главного конкурента шейха Мансура и его «Манчестер Сити». Дэн Кинг из The Sun подсчитал, что всего Абрамович уже потратил на «Челси» более 2 миллиардов фунтов стерлингов5. Наиболее «дорогие» трансферы представлены в таблице 4.

Кроме самой стоимости игроков, продолжают увеличиваться и их заработные платы. Согласно исследованию французского издания France Football6 больше всех в сезоне 2012/2013 год заработает Дэвид

Бекхэм, подписавший краткосрочный контракт с «Пари Сен-Жермен». Причем его заработная плата составит всего 5 процентов от общей суммы доходов (36 миллионов евро). На втором и третьем местах значатся Лионель Месси и Криштиану Роналду, которые заработают 35 и 30 миллионов евро соответственно. Интересно, что Месси подписал с «Барселоной» новый контракт, по которому будет получать 12 миллионов евро за сезон. В зависимости от результатов эта сумма может увеличиваться каждый год еще на 4 миллиона евро. Кроме того, контрактом предусмотрен бонус в размере 1 миллионна евро за каждый выигранный Месси «Золотой мяч». Между тем футболист не согласился на предложение клуба увеличить сумму отступных, котоТаблица 4

Наиболее дорогие трансферы в сезоне 2011/2012 год [34]

Игрок Покупатель Продавец Стоимость, млн евро

Криштиано Роналду «Реал» «Манчестер Юнайтед» 94

Зинедин Зидан «Реал» «Ювентус» 73,5

Златан Ибрагимович «Барселона» «Интер» 69,5

Кака «Реал» «Милан» 65

Фалькао «Монако» «Атлетико Мадрид» 60

Луиш Фигу «Реал» «Барселона» 60

Фернандо Торрес «Челси» «Ливерпуль» 58,5

Неймар «Барселона» «Сантос» 57

Халк «Зенит» 6 I— CL О С 55

Эрнан Крсепо «Лацио» «Парма» 55

Жанлуиджи Буффон «Ювентус» «Парма» 54,2

Гаиска Мендьета «Лацио» «Валенсия» 48

Фалькао «Атлетико Мадрид» 6 I— CL О С 47

Андрей Шевченко «Челси» «Милан» 46

5 URL: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/sport/football/4184308/Sun-probe-Roman-Abramovich-spent-2billion-on-Chelsea.html

6 URL: http://www.championat.com/business/news-1483355-v-spiske-samykh-bogatykh-futbolistov-jetoo-ustupil-lish-bekkhjemu-messi-i-ronaldu.html

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

рая в предыдущем соглашении составляла 250 миллионов евро. Новый контракт будет действовать до 30 июня 2018 года7.

Не отстают от своих подопечных и тренеры. Годовой доход главного тренера мадридского «Реала» Жозе Моуринью составляет 14 миллионов евро. На втором месте - итальянский наставник «Пари Сен-Жермен» Карло Анчелотти, зарабатывающий 12 миллионов евро в год, а на третьем - его соотечественник, наставник китайского «Гуанчжоу Эвергранд» Марчелло Липпи, который получает 11 миллионов евро в год.

Отметим, что в топ-20 оказались сразу три специалиста, работающие в России. Наставник «Анжи» Гус Хиддинк занимает 4-е место, его годовой доход - 10,8 миллиона евро в год. Главный тренер сборной России

итальянец Фабио Капелло с годовым доходом в 9,2 миллиона евро занимает седьмое место, а его соотечественник Лучано Спал-летти, тренирующий «Зенит», находится на 12-м месте, его доход - 5,5 миллиона евро в год 8.

С точки зрения анализа затрат на заработные платы интересно посчитать, хватает ли клубу доходов на покрытие зарплатной ведомости. Например, у «Манчестер Сити» показатель «Зарплата к выручке» составляет 114 процентов (см. рис. 11), что говорит о том, что фактически клубу не хватает собственных доходов и его расходы покрываются акционерами.

Однако стоит учитывать, что дорогостоящие игроки могут и серьезно увеличить доходы клуба по нескольким направлениям. Первое и самое очевидное - это успешная

120

100

80

60

40

20

0

л

I-

X

CD

а-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о.

і і зарплата игроков, млн фунтов стерлингов ----соотношение зараплаты игроков и выручки клуба, %

Рис. 11. Суммарные заработные платы игроков различных клубов за сезон и их соотношение с сезонной выручкой клуба [17]

7 URL: http://www.kommersant.ru/doc/2122352

8 URL: http://www.championat.com/business/news-1483473-kapello-khiddink-i-spalletti--v-top-20-samykh-vysokooplachivaemykh-trenerov.html

^64^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

игра, приносящая победы, которые формируют экономический эффект. Вторая статья доходов, связанная не опосредовано, а напрямую с игроком, - продажа именных футболок, что особенно актуально для таких звезд, как Дэвид Бекхем или Лео Мессии. Наконец, покупка популярных футболистов может может осуществляться с целью выхода на рынки регионов, которые эти игроки представляют. Так, покупка Платини позволила «Ювентусу» увеличить продажи во Франции, Торрес привлек внимание испанцев к английской Премьер-лиге, а Хонда стимулировал интерес японцев к российскому первенству. Однако больше всех в этом преуспел мадридский «Реал», укомплектованный звездами со всего континента и тем самым обеспечивший себе поддержку (в том числе финансовую) во многих странах мира. Иногда одного игрока для завоевания новых рынков оказывается недостаточно, и для достижения нужного результата клуб целенаправленно делает соответствующий акцент в трансферной политике. Однако, разумеется, главной целью приобретения того или иного футболиста должно быть укрепление команды и лишь во вторую очередь - продажа футболок с его фамилией.

В отношении выхода на международные рынки можно привести еще один любопытный пример: в октябре 2012 года «Реал» в сотрудничестве с клубом «Гуанчжоу Эвер-гранде» открыл в Китае самую большую футбольную школу в мире.

Все это в конечном итоге направлено на увеличение числа болельщиков и, как следствие, на рост доходов. Также нужно принимать во внимание выручку от непосредственной эксплуатации объектов. Кстати, западные клубы не забывают и о России. Так, летом 2013 года голландский «Аякс» планирует открыть детскую тренировочную футбольную базу в Истре.

Вернемся к разговору о расходах. Футбольные клубы, как и любая другая компа-

ния, несут операционные расходы:

• на аренду офиса;

• на заработную плату административного персонала;

• на оплату консалтинговых услуг (как спортивных, так и финансовых, включая страхование);

• на содержание второй команды;

• на содержание детской академии;

• на обеспечение безопасности во время матчей (к этой статье также могут относиться денежные санкции за противоправное поведение болельщиков);

• на перелеты и проживание членов команды;

• на аренду стадионов и тренировочных баз (в том числе на время сборов).

Что касается расходов на содержание детской академии, то, к примеру, португальская «Бенфика» вложила в ее строительство 19,8 миллиона евро и ежегодно тратит на ее содержание еще 4 миллиона евро. При этом в контракте одного из воспитанников академии Нельсона Оливейры прописаны отступные (30 миллионов евро), и если он будет продан за эту сумму, то одна только эта сделка сразу покроет все расходы академии за несколько лет работы. Футбольная школа приносит своему клубу доходы не только от продажи игроков: у академии есть спонсоры, которые работают с ее командами, причем у команд разных возрастов спонсоры не одни и те же. Кроме этого, академией подписан договор с общим титульным спонсором, выкупившим право присвоить академии свое имя. Сейчас она официально называется Академия Caixa по названию крупного банка в Португалии Caixa Geral De Depositas9. Это неплохой пример того, что эффективные и продуманные расходы рано или поздно начинают приносить доход.

Еще один вид затрат, которые несут не все клубы, но доля которых может быть довольно существенной, - обслуживание дол-

9 URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/rma/384940.html

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

налоговые капитальные платежи, 2%

погашение процентов, 44%

Рис. 12. Структура расходов «Манчестер Юнайтед» [17]

говых обязательств. Например, в структуре расходов «Манчестер Юнайтед» за 20092012 годы на выплату процентов по кредитам и облигациям в среднем приходилось 44 процента, а на погашение задолженности приходилось направлять 33 процента от средств клуба (рис. 12).

Итак, мы рассмотрели типовую структуру доходов и расходов футбольного клуба. Этому было отведено довольно много места в силу того, что именно анализ этой структуры и станет базой для применения доходного подхода к оценке клуба. В таблице 5 представлена структура выручки крупнейших в настоящее время клубов Европы.

Несколько лет назад, базируясь на структуре выручки, некоторые специалисты выделяли несколько управленческих моделей, например, «немецкую», в которой предусматривается, что большую часть дохода приносит коммерческая деятельность, «итальянскую», в которой делается акцент на доходы от продажи прав телетрансляций, и т. д. Однако такие подходы едва ли имеют право на существование. В первую очередь это объясняется тем, что структура доходов абсолютно каждого клуба может меняться ежегодно, поскольку выручка футбольного клуба очень сильно зависит от спортивных успехов - в одном сезоне команда может выиграть домашнее первенство и добить-

66 Подписка в любое время по минимальной цене (495) !

ся успеха на международных турнирах, а в другом показать куда более слабые результаты. Достижения клуба влияют на все источники дохода: победы стимулируют продажу клубной атрибутики, привлекают новых болельщиков на стадионы и к экранам телевизоров, заставляют спонсоров быть более щедрыми. Иначе говоря, возникает некая цепная реакция, позволяющая клубу в одном случае увеличить выручку, в другом - получить более скромные результаты или вообще понести убытки. К тому же, нужно помнить, что в рейтинг (см. табл.

5) вошли лишь крупнейшие представители национальных чемпионатов, и сводные результаты по лиге могут выглядеть иначе. Следовательно, выводы можно делать лишь по результатам анализа выручки конкретного клуба или лиги за несколько лет.

Единственная однозначная тенденция последних лет - это рост значимости доходов от продажи прав телетрансляций, и это совсем не придает стабильности структуре доходов. Во-первых, новые контракты оказываются дороже предыдущих. Во-вторых, схема распределения этих доходов между клубами всегда будет вызывать споры, которые рано или поздно отразятся в цифрах.

Однако правильно структурировать доходы и расходы - это только полдела. Основная сложность в применении доход-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Таблица 5

Структура выручки крупнейших футбольных клубов Европы за сезон 2011/2012 год [1]

Клуб Выручка клуба Продажа права телетрансляции игр Поступления от коммерческой деятельности

за сезон за один матч

млн евро млн евро % млн евро % млн евро %

«Реал» 512,6 126,2 25 199,2 39 187,2 37

«Барселона» 483,0 116,3 24 179,8 37 186,9 39

«Манчестер Юнайтед» 395,9 122 31 128,5 32 145,4 37

«Бавария Мюнхен» 368,4 85,4 23 81,4 22 201,6 55

«Челси» 322,6 96,1 30 139,4 43 87,1 27

«Арсенал» 290,3 117,7 41 107,7 37 64,9 22

«Манчестер Сити» 285,6 38,1 13 109 38 138,5 48

«Милан» 256,9 33,8 13 126,3 49 96,8 38

«Ливерпуль» 233,2 55,9 24 78,2 34 99,1 42

«Ювентус» 195,4 31,8 16 90,6 46 73 37

«Боруссия Дортмунд» 189,1 31,4 17 60,4 32 97,3 51

«Интер» 185,9 23,2 12 112,4 60 50,3 27

«Тоттенхэм» 178,2 50,8 29 76,1 43 51,3 29

«Шальке» 174,5 43,1 25 38 22 93,4 54

«Наполи» 148,4 24,6 17 85,8 58 38 26

«Марсель» 135,7 18,1 13 70,6 52 47 35

«Лион» 131,9 17,7 13 71,6 54 42,6 32

«Гамбург» 121,1 40 33 23 19 58,1 48

«Рома» 115,9 14,7 13 64,4 56 36,8 32

«Ньюкасл» 115,3 29,5 26 68,7 60 17,1 15

Итого 4 840 - - - - - -

Min - 14,7 - 23 - 17,1 -

Max - 126,2 - 199,2 - 201,6 -

Среднее - 55,82 22 95,555 42 90,62 36

* Проценты в таблице вычислены по отношению к сезонной выручке клуба. ного подхода заключается в прогнозирова- конкурентов;

нии доходов. В качестве базы для прогноза • интервью с акционерами и менед-традиционно используются: жментом (в том числе из средств мас-

• ретроспективная отчетность; совой информации).

• бизнес-план и стратегия развития; Прогнозирование деятельности футболь-

• прогноз состояния отрасли, анализ ного клуба серьезно затруднено зависимо-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

стью ее результатов от спортивных достижений, которые очень трудно предсказать даже для грандов мирового футбола. Однако это не должно стать поводом для отказа от применения доходного подхода. Можно сформулировать следующие принципы прогнозирования:

1) ограничение прогнозного периода тремя годами;

2) использование ретроспективных показателей только при наличии явной тенденции, подтвержденной прогнозными заявлениями представителей клуба;

3) максимально возможное использование независимой аналитики, подкрепляющей либо опровергающей предпосылки, закладываемые в модель (к примеру отчеты Deloitte, The Swiss Ramble, Soccernomics Agency, The andersred blog, Forbes, УЕФА, sports.ru);

4) учет региональной экспансии клуба (в части мерчендайзинга и медиаправ) и планов по расширению/реконструкции/ строительству стадиона;

5) «пессимистичный» подход к прогнозированию доходов и «оптимистичный» -к прогнозированию затрат. При этом в части расходов должны приниматься во внимание правила финансового fair play;

6) проверка полученных результатов с точки зрения здравого смысла (иногда полученные значения, несмотря на кажущуюся логичность, представляются нереалистичными в силу текущих обстоятельств).

Отдельно стоит отметить, что в расчетах и обосновании тех или иных допущений могут использоваться данные, приведенные ранее в статье. Именно в силу важности этих маркетинговых и статистических показателей им было уделено такое серьезное внимание.

Непосредственно денежный поток чаще всего рассчитывается для всего инвестированного капитала (FCFF - Free Cash Flow to Firm):

FCFF = EBIT (1 - T) + Амортизация -- Капитальные вложения ± Потребность /

/ Избыток СОК,

68 Подписка в любое время по минимальной цене (495) і

где EBIT - показатель операционной прибыли;

T - налог на прибыль;

СОК - собственный оборотный капитал.

Показатель операционной прибыли (EBIT), как правило, берется по данным отчетности. Однако для российских футбольных клубов более объективные результаты могут быть получены путем детального расчета каждой статьи доходов и расходов с учетом их базовой структуры, рассмотренной в статье ранее. Так, например, доходы от продажи билетов можно рассчитать, зная календари игр Премьер-лиги, Кубка России и Еврокубка, среднюю посещаемость матчей и ценовые категории билетов. Учитывая закрытость отечественного футбола, в качестве информационной базы можно использовать интервью акционеров и менеджеров клуба, мнения экспертов и зарубежный опыт. Безусловно, подобный метод расчетов будет обладать высокой степенью условности, однако при отсутствии достоверной отчетности такой подход представляется вполне оправданным.

Что касается амортизации и капитальных вложений, то здесь для футбольного клуба существует определенная специфика, связанная с учетом футболистов. Дело в том, что, приобретая игрока, клуб покупает не футболиста, а контракт, который заключается на определенный срок и является нематериальным активом. В течение срока контракта футболист работает на клуб, является его активом, средством для достижения спортивного результата и заработка. В связи с этим сумма контракта амортизируется или распределяется равномерно по сроку контракта. Стоимость игрока на балансе клуба постепенно падает с течением контракта и равняется остаточной амортизации. В том случае если игрок контракт продляет, оставшаяся амортизация (или стоимость по балансу) делится равномерно на срок нового соглашения. Однако если игрока продают, то прибыль считается не по полученным от покупателя деньгам, а

-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

по схеме «полученные деньги - балансовая стоимость игрока». Эти правила приводят к тому, что трансферные траты клубов учитываются в неналичном расходе - ежегодной общей амортизации. В связи с этим клубы не терпят огромные убытки даже после больших покупок, а прибыль от продажи идет прямо в доходную часть бюджета, причем целиком. При этом нужно учитывать, что игрок, пришедший в клуб из собственной академии, по балансу не стоит ничего. Это приводит к тому, что в случае его продажи клуб получает 100-процентную прибыль. Причем, когда клуб публикует свой баланс, получается, что воспитанники академии как активы не учитываются вообще. Все эти тонкости, разумеется, нужно учитывать и при оценке, хотя в первую очередь они найдут отражение в рамках затратного подхода.

Собственный оборотный капитал с позиции бухгалтерского учета представляет собой сумму, на которую текущие активы превышают текущие обязательства. Однако при оценке определяется реальная потребность в оборотном капитале, и делается это, как правило, на базе выручки: при росте выручки растет и потребность в оборотном капитале. Таким образом, изменение оборотного капитала может быть посчитано на базе информации о доле оборотного капитала в выручке оцениваемого клуба (по ретроспективе), либо можно использовать данные публичных клубов Европы (например «Аякс», «Рома», «Ювентус», «Лацио», «Бешикташ», «Фенербахче», «Галатасарай», «Боруссия Дортбунд», «Селтик», «Порто», «Бенфика», «Спортинг», «Милу-олл», «Манчестер Юнайтед», «Лион»).

После расчета прогнозного денежного потока его будет необходимо продискон-тировать, причем ставка дисконтирования должна учитывать специфику деятельности футбольного клуба и присущие ему риски. Для этого при расчете ставки дисконтирования необходимо учесть следующие особенности:

1) для модели CAPM коэффициент в не

стоит брать для компаний сектора Leisure/ Hospitality. Более целесообразным представляется рассчитать его для публичных футбольных клубов, а затем скорректировать на уровень заемного капитала;

2) чтобы учесть в ставке дисконтирования все возможные риски, к стандартной модели CAPM нужно применить премию за риск инвестирования в футбольный клуб. Рассчитать эту премию можно по балльной системе, классифицировав все риски по следующим разделам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• руководство клуба;

• история и размер клуба;

• финансы;

• спортивные достижения;

• состав команды.

Подробно все аспекты расчета ставки дисконтирования для футбольного клуба рассмотрены в работе автора настоящей статьи [13].

Итоговая стоимость собственного капитала футбольного клуба может быть получена по следующей формуле:

V = 1 DCF + DVterm - D ± WC,

где Y.DCF - сумма дисконтированных денежных потоков;

DVterm - продисконтированная терминальная стоимость, посчитанная по модели Гордона;

D - долгосрочная задолженность на последнюю отчетную дату;

WC - фактический оборотный капитал на последнюю отчетную дату;

«+» - избыток, «-» - недостаток.

Мы рассмотрели общую модель доходного подхода, однако на практике ее применение связано с определенными нюансами.

Во-первых, российские футбольные клубы исторически были убыточны и существовали на деньги акционеров и муниципальных властей. Только самые крупные из них становятся прибыльными в последние годы. Концептуально доходный подход не используется для оценки компаний с отрицательными денежными потоками. Это

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

№ 8 (143) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

объясняется тем, что прогнозный денежный поток строится на базе ретроспективных показателей (с учетом данных рынка) и при наличии отрицательного денежного потока в течение длительного периода для его изменения в прогнозный период требуются серьезные основания.

Во-вторых, доходы любого футбольного клуба во многом зависят от спортивных результатов, что делает его показатели крайне нестабильными и серьезно затрудняет прогнозирование даже в среднесрочной перспективе. Эта проблема станет особенно заметна при расчете постпрогнозной (терминальной) стоимости. Ведь предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы. Едва ли такое допущение применимо для футбольного клуба, будь то мадридский «Реал» или ярославский «Шинник».

Наконец, футбол всегда был одной из самых закрытых сфер, причем не только в России, но и в Европе. Даже клубы, акции которых размещены на бирже, регулярно публикующие аудированную отчетность, в состоянии скрыть нежелательную информацию и тем самым исказить истинное положение дел. В итоге оценщик вынужден использовать информацию из открытых источников, не подтвержденную самим клубом, и делать большое число допущений, что не добавляет точности расчетам.

Отдельной проблемой может стать расчет ставки дисконтирования, а именно учет всех рисков, присущих футбольному клубу, и присвоение каждому из них конкретного процентного значения. Итоговая стоимость бизнеса во многом будет определяться именно значением ставки дисконтирования.

В любом случае инвестору важно понимать, какие денежные потоки бизнес генерирует в текущий момент и на что можно рассчитывать в перспективе. Вот почему отказываться от применения доход-

70 Подписка в любое время по минимальной цене (495) !

ного подхода, несмотря на существующие ограничения, не стоит. Нивелировать эти ограничения можно методами сравнительного и затратного подходов, применение которых предполагает использование фактических данных рынка и стоимость активов соответственно. Применение этих подходов к оценке футбольного клуба будет рассмотрено в отдельной статье.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Fan Power. Football Money League // De-loitte, 2012.

2. С красной строки. Как ведутся дела в «Ливерпуле». URL: http://www.sports.ru/tri buna/blogs/rma/387669.html

3. URL: http://www.championat.com/busi-ness/article-144856-kluby-prinjali-skhemu-raspredelenija-tv-dokhodov.html

4. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ businessfoot/431921.html

5. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 2130599

6. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ rma/389959.html

7. Академики без тросточек. Как растят футболистов в академии «Бенфики» : Министерство образования. URL: http://www. sports.ru/tribuna/blogs/rma/384940.html

8. Европейские стадионы - 2011. Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов в Европе : исследование KPMG (март 2012 года). URL: http:// www.kpmg.com/UA/en/IssuesAndInsights/Ar ticlesPublications/Documents/European-Stadi um-Insight-2011-rus.pdf

9. Если бы «Бенфика» переехала в Москву, то всегда собирала бы полный стадион : Министерство образования. URL: http:// www.sports.ru/tribuna/blogs/rma/379347.html

10. Ландшафт европейского футбола : исследование УЕФА (февраль 2012 года). URL: http://ru.uefa.com/uefa/footballfirst/ protectingthegame/clublicensing/news/new sid=1744703.html

11. Сколько стоят права на трансляции в европейских футбольных лигах // Money

-1950, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Talks. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ moneytalks/343204.html

12. Солнцев И. В. Оценка стоимости больших спортивных арен. LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG (Саар-брюккен, Германия), 2012.

13. Солнцев И. В. Расчет ставки дисконтирования в оценке футбольного клуба // Финансы и бизнес. 2013. № 1.

14. Сравнительный отчет о лицензировании европейских футбольных клубов за 2011 финансовый год / УЕФА (февраль 2013 года). URL: http://ru.uefa.com/uefa/ footballfirst/protectingthegame/clublicensing

15. Финансы футбольных клубов. «Амортизация», или Как учитываются трансферы игроков. Футбольная арифметика. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ footballfinances/380644.html

16. Capitans of Industry. Football Money League 2013 // Deloitte (январь 2013 года).

17. In The Premier League, The Sun Always Shines On TV, The Swiss Ramble - «usually writes about the business of football». URL: http://swissramble.blogspot.com

18. Key performance indicators for football clubs // Deloitte & Touche and the Football Association, 2002.

19. King D. £2 billion - shock cost of Rom’s Chelsea reign // The Sun. URL: http:// www.thesun.co.uk/sol/homepage/sport/foot ball/4184308/Sun-probe-Roman-Abramovich-spent-2billion-on-Chelsea.html

20. Managing sport facilities, second edition, Gil Fried, University of New Haven, 2010.

21. European Football Kit Supplier Report // Sport+Markt. 2012.

22. International Stadia operations survey // Sport+Markt. 2011.

23. Naming Rights Report 2011 //

Sport+Markt. 2011.

24. The UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations. URL: http://www.uefa. com/uefa/footballfirst/protectingthegame/finan cialfairplay/index.html

25. Value creation and sport management, Sandalio Gomez, Kimio Kase, Ignacio Urrutia. Cambridge University Press, 2010.

26. URL: http://www.footballeconomy.com/ content/sponsorship-deal-stores-problems-psg

27. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 2131312

28. URL: http://atleticomadrid.ru/interesting/ 4497-blagodarya-azerbaydzhanu-atletiko-otkazalsya-ot-prodazhi-veduschih-igrokov. html

29. URL: http://realty.rbc.ru/news/ 15/03/2013/562949986232284.shtml

30. URL: http://action.joinmust.org/index.

php/blog

31. URL: http://www.championat.com/ business/news-1483355-v-spiske-samykh-bogatykh-futbolistov-jetoo-ustupil-lish-bekkhje mu-messi-i-ronaldu.html

32. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 2122352

33. URL: http://www.championat.com/busi-ness/news-1483473-kapello-khiddink-i-spall etti--v-top-20-samykh-vysokooplachivaemykh-trenerov.html

34. http://www.transfermarkt.de

35. Manchester United Initiation Coverage Report (4 сентября 2012 года).

36. Бизнес потратил на спонсорские контракты в мировом футболе $4,5 млрд // Ведомости. URL: http://www.vedomosti. ru/companies/news/12479901/gol_na_45_ mlrd?from=newsletter-editor-choice

37. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/ navosha/230753.html

38. URL: http://www.soccer.ru/news/ 200117.shtml

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.