Научная статья на тему 'Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
16
3
Поделиться
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галкина Вера Михайловна

Решается проблема обеспечения качественного индивидуализированного образования учащихся с ОВЗ через систему дистанционного обучения. Рассматриваются методы и приёмы обучения детей, повышающие познавательную активность, развивающие творческие способности, которые активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Галкина Вера Михайловна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Application of remote sensing technology and modern approaches in working

with children with disabilities Galkina V. (Russian Federation) Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Галкина В. М. (Российская Федерация)

Галкина Вера Михайловна / Galkina Vera — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное учреждение Гимназия № 77, г. Тольятти

Аннотация: решается проблема обеспечения качественного индивидуализированного образования учащихся с ОВЗ через систему дистанционного обучения. Рассматриваются методы и приёмы обучения детей, повышающие познавательную активность, развивающие творческие способности, которые активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность.

Abstract: the problem of providing quality individualized education to students with HIA through a system of distance learning. The methods and techniques of teaching children, increase cognitive activity, developing creative abilities, which actively involve students in the educational process, stimulate self-employment.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный подход, коррекция.

Keywords: distance education, children with disabilities, individual approach, the correction.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе [2]. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И. В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения.

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения [3].

В своей профессиональной деятельности приходится решать проблему обучения детей с ОВЗ - это, дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Мой опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т. к. решает проблему обеспечения качественного индивидуализированного образования учащихся с ОВЗ через систему дистанционного обучения, которое способствует повышению мотивации, работоспособности, самостоятельности и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо, по любому предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а также вести обучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу, нужно только дать заявку и подключиться к ресурсу. Разработанные занятия содержат разнообразный материал, включающий актуализацию знаний, открытие детьми нового знания, задания на закрепление нового материала, повторение пройденного; разработаны в интересной форме с выполнением тестов, проверочных работ, множеством развлекательных (заинтересовывающих) и познавательных материалов и др. [1].

Считаю, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Работая в этом направлении, я разработала дистанционные уроки по математике (5 уроков, http://moodle.tgl.net.ru/). Дистанционные технологии предполагают: работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ; использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми, имеющими ОВЗ; оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски; применение текстового редактора как средства развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ [1].

Общие принципы и правила коррекционной работы: индивидуальный подход к каждому ученику; предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки, проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение дистанционных технологий, активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Результативность: применение дистанционных технологий и активных методов и приёмов обучения детей с ОВЗ обеспечило повышение эффективности образовательного процесса: 1) повышение уровня мотивации [4] (анкета Н. Г. Лускановой «Скрининговые оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов»). Уровень мотивации таких детей повысился в 3 и 4 кл. соответственно на 12% и 16%; 2) повышение уровня предметных результатов. Качество обученности учащихся возросло от 1 до 5% в зависимости от предмета; 3) повышение уровня сформированности метапредметных УУД.

Литература

1. Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. М.:ИНФО, 2006. 76 с.

2. Быков Д. А. Дети с ограниченными возможностями и общество. Дополнительное образование, 2006. № 3. С. 36-43.

3. Федеральный закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт 5.

4. Галкина В. М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5 (35). С. 96-99.