Научная статья на тему 'Применение дистанционных образовательных технологий при формировании навыков аудирования на уроках английского языка в инновационных образовательных заведениях'

Применение дистанционных образовательных технологий при формировании навыков аудирования на уроках английского языка в инновационных образовательных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SOFTWARE / LISTENING / INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО / АУДИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедгаджиева А.М., Алипулатова Н.С., Магомедова А.Д., Умаров Р.А.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения образования детьми, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном образовании. Для массовой школы дистанционные технологии в ближайшие годы будут наиболее существенны в реализации профильного обучения и в иных формах предоставления учащимся доступа к индивидуальному содержанию образования и углубленного изучения тех или иных предметов, как инструмент взаимодействия учащихся с профессионалами в предметной области (вузовскими профессорами, научными работниками). На наш взгляд, инновационный подход к преподаванию позволит существенно повысить мотивацию и заинтересованность учащихся. Данная статья посвящена использованию дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка при формировании навыков аудирования с использованием программного средства Skype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедгаджиева А.М., Алипулатова Н.С., Магомедова А.Д., Умаров Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FORMATION OF LISTENING SKILLS AT ENGLISH LESSONS IN INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Education with the use of distance learning technologies significantly expands the opportunities for children to receive education, allows in many cases to ensure the development of students of the basic education program in full education. For mass school the distance learning technologies in the coming years will be the most significant in the implementation of specialized training and in other forms of providing students with access to the individual contents of education and in-depth study of certain subjects, as a tool of interaction of students with professionals in the subject area (university professors, researchers). In the authors’ opinion, the innovative approach to teaching will significantly increase the motivation and interest of students. The article makes an emphasis on the use of distance learning technologies in English lessons in the formation of listening skills using Skype software.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционных образовательных технологий при формировании навыков аудирования на уроках английского языка в инновационных образовательных заведениях»

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения образования детьми, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном образовании. Для массовой школы дистанционные технологии в ближайшие годы будут наиболее существенны в реализации профильного обучения и в иных формах предоставления учащимся доступа к индивидуальному содержанию образования и углубленного изучения тех или иных предметов, как инструмент взаимодействия учащихся с профессионалами в предметной области (вузовскими профессорами, научными работниками). На наш взгляд, инновационный подход к преподаванию позволит существенно повысить мотивацию и заинтересованность учащихся. Данная статья посвящена использованию дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка при формировании навыков аудирования с использованием программного средства Skype.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, программное средство, аудирование, инновационные образовательные учреждения.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это именно технологии, применение которых не приводит к появлению новых форм образования, видов образовательных учреждений и т. д., но приводит к возможностям радикального изменения педагогических технологий, уклада школы.

В соответствии с основными подходами существуют следующие массовые или охватывающие определенные категории учащихся модели общеобразовательного процесса с использованием ДОТ: общее и дополнительное образование детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать школу по состоянию здоровья; обучение детей зарубежных соотечественников; подготовка команд предметных олимпиад; помощь отстающим из социально незащищенных семей (в модели школы полного дня); подготовка к сдаче Единого государственного экзамена всех выпускников региона.

Образование, полученное с использованием дистанционных технологий, ничем не уступает традиционному. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо. В зависимости от успехов ученика может применяться гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы [1, с. 51].

Например, методика и технология использования программы Skype для проведения дистанционного урока позволяет видеть собеседника, а при проведении аудиоконференции мы можем добавлять до четырех-пяти участников. В Skype мы можем пересылать друг другу прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом можно проводить групповой урок. У данной программы еще есть плюс - можем одному участнику предоставить свой экран во время урока. Учитель может использовать дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео и аудио сюжеты, выделив цветом, шрифтом, то есть при применении специальных технологий стираются различия между обучением в очной и дистанционной форме.

Основной формой реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является on-line урок. Проведение таких уроков осуществляется с помощью электронных средств связи (Skype) и средств образовательного ресурса, созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle (среда, предназначенная для создания дистанционных курсов), который представляет собой комплект дидактических материалов к уроку [2, с. 120].

Содержание образовательного ресурса предметной области «Английский язык» представлено электронными курсами. Каждый курс состоит из количества дидактических единиц, соответствующих программному материалу по предмету и учебному плану образовательной организации. Также в каждый курс может входить электронный учебник, рабочая программа по предмету, материалы по здоровье сбережению. Каждая дидактическая единица курса имеет следующую структуру: теоретический материал; практический материал; материалы для проведения контроля знаний. Теоретический и практический материал может быть представлен различными способами: в виде видеоролика, флэш-анимации, текстового материала, презентации и др. Каждый из способов представления материала имеет свои достоинства и недостатки. Например, представление в виде видеоролика позволяет обеспечить высокий уровень наглядности, но информация не зафиксирована (трудно выделить основные моменты); а текстовый материал является более привычным способом восприятия информации, но материал не всегда структурирован [3, с.103].

Аудирование - очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения.

Методисты определяют следующие задачи обучения аудированию в начальной школе:

1. Сформулировать механизмы аудирования:

2. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию, эмоциональную поддержку.

3. Научить понимать высказывание в полном объеме.

4. Развивать механизмы аудирования.

5. Научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее.

6. Научить понимать сообщения учителя и реагировать на них.

Обучение аудированию и развитие умений это поэтапное формирование

рецептивных аудивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом. Большинство методистов подразделяют аудивные упражнения на подготовительные и речевые.

Подготовительные упражнения направлены на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонации, грамматическую форму слова. Речевые упражнения выполняются на уровне законченного речевого целого и зависят от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).

Аудирование - единственный вид речевой деятельности, при которой от лица её выполняющего, почти ничего не зависит. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Так, например, в 5 классе учащиеся через аудирование овладевают словами big, small, short, long, round, square и так далее в структуре This is a big (small...) box. Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет или тогда, когда дает краткий ответ. Таким образом осуществляется и обучение пониманию структур разного типа: утвердительных, вопросительных, отрицательных. В тоже самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.

Таким образом, очевидно, что аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль на начальном этапе в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служат эффективным средством обучения английскому языку в школе.

Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (ре-чедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. При аудировании зрительный анализатор значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.

Значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением внутренних помех) она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать.

На начальной ступени обучения внутренняя речь протекает особенно интенсивно, и её можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутой ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, её редукция, что объясняется прочным объединением речедвигательного слухового и зрительного анализаторов в единую систему. Это, в свою очередь, влияет на восприятие и понимание речи.

Коррелирующий характер взаимоотношений между анализаторами и законы внутренней речи свидетельствуют о тесной взаимосвязи аудирования с другими видами речевой деятельности.

Особую трудность для учащегося представляет то, что в иностранных языках имеют смыслоразличительное значение такие качества звука, как долгота и краткость, открытость и закрытость. В русском языке эти качества не являются различителями фонем, а только оттенками одной и той же формы.

В потоке речи знакомые слова меняют привычное звучание под влиянием прогрессивной или регрессивной ассимиляции.

Также большое затруднение вызывает ритмико-мелодический рисунок английского языка, например, предложение в английском языке всегда начинается

с нисходящего тона, а в конце тон либо понижается, либо повышается, и только тогда становится ясным какое это предложение: вопросительное, восклицательное или утвердительное.

Что касается интонации, то в английском языке она меняется для общего вопроса, но и здесь она является второстепенным средством, так как решающее значение для выражения вопроса имеет порядок слов. Неполный стиль произношения, характерный для устной речи, при котором одинаковые значения приобретают разные слова, также вызывает немалые затруднения при слушании устной речи, например:

They will. He is.

They'll . He's.

They shall . He has.

К числу лексических трудностей нужно прежде всего отнести наличие в английском языке омонимов (hour - our) и омофонов. Большое затруднение вызывают также слова, близкие по звучанию, особенно паронимы (economic-economical), слова выражающие парные понятия (answer - ask, give-take, westeast), слова, имеющие одинаковую сочетаемость, или просто впервые встретившиеся рядом, - иначе говоря все то, что можно перепутать.

Понимание устной речи очень осложняется наличием морфологических омонимических форм. Так, например, различные части речи в английском языке очень часто совпадают по форме: to work-work, to answer-answer.

Аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения иностранному языку, участвует при протекании других видов речевой деятельности. Так, во время чтения как вслух, так и «про себя» человек пользуется речью, причём в последнем случае - внутренней. Она позволяет ему контролировать себя и правильность своих высказываний.

Библиографический список

Во время интерактивного урока с использованием техники преподаватель превращается в комментатора. Практика показывает, что основным источником информации в этом случае должен служить именно аудиовизуальный технический комплекс. Это позволит слушателям курса лучше сосредоточиться и, следовательно, больше запомнить [4, с. 153].

На наш взгляд, для решения перечисленных выше трудностей, уместно организовывать уроки с элементами аудио прослушиваний, обмениваться опытом с учащимися других школ как города, так и стран, говорящих на иностранных языках.

Примером является организация во время прохождения педпрактики студентами-практикантами 5 курса (факультет математики, физики и информатики и факультет иностранных языков) видеоконференции с тремя школами нашей республики: гимназия «Сахаб» (с углубленным изучением английского языка), гимназия №38 (многпрофильная) и школа с.Кубачи (с углубленным изучением основ кубачинского искусства) Дахадаевского района. Цель конференции - проблемы формирования навыков аудирования на уроках английского языка. Активность педагогов и учащихся была высокая, дети делились своими знаниями, а педагоги - опытом.

Дистанционные образовательные технологии предоставляют возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения [5, с. 343].

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии соответствует качественно новому содержанию обучения и развития талантливого ребёнка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Обучение проводится с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения (Интернет-проекты, сетевые образовательные программы), телеконференций, опУпе-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских.

1. Белозубов A.B., Николаев Д.Н. Система дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. Москва, 2007.

2. Магомедгаджиева AM, Пайзулаева РК., Османова С.Н. Формирование ИКТ-компетентности при обучении математике детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Сборник материалов I Республиканских Ханмагомедовских педагогических чтений. Махачкала: ДИРО, 2018: 119 - 125.

3. Веревкина A.A., Еремина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г Казань, май 2015 г). Казань: Бук, 2015: 103 - 106.

4. Магомедова A.ft, Магомедгаджиева AM, Aлипулатова Н.С. Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка на базовом уровне языкового образования в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. Горно-Aлтайск, 2016; № 1(56): 152 - 153.

5. Магомедгаджиева AM, Османова С.Н., Рамазанова Т.О. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении математике детей - инвалидов Модернизация системы непрерывного образования. Сборник материалов IX Между-народной научно-практической конференции. 29 июня - 1 июля 2018 года, г Дербент, Республика Дагестан. Под общей редакцией профессора Т. Г Везирова. Махачкала: AЛЕФ, 2018: 343 - 345.

References

1. Belozubov A.V., Nikolaev D.N. Sistema distancionnogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2007.

2. Magomedgadzhieva A.M., Pajzulaeva R.K., Osmanova S.N. Formirovanie IKT-kompetentnosti pri obuchenii matematike detej-invalidov s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Sbornik materialov I Respublikanskih Hanmagomedovskih pedagogicheskih chtenij. Mahachkala: DIRO, 2018: 119 - 125.

3. Verevkina A.A., Eremina N.V. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij na urokah matematiki. Innovacionnyepedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2015 g.). Kazan': Buk, 2015: 103 - 106.

4. Magomedova A.D., Magomedgadzhieva A.M., Alipulatova N.S. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii na urokah anglijskogo yazyka na bazovom urovne yazykovogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; № 1(56): 152 - 153.

5. Magomedgadzhieva A.M., Osmanova S.N., Ramazanova T.O. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v obuchenii matematike detej - invalidov Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Sbornik materialov IX Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 29 iyunya - 1 iyulya 2018 goda, g. Derbent, Respublika Dagestan. Pod obschej redakciej professora T.G. Vezirova. Mahachkala: ALEF, 2018: 343 - 345.

Статья поступила в редакцию 21.01.19

УДК 796/799

Mitrokhin E.A., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia); senior lecturer of Department of Physical Education and Sports,

Siberian Institute of management, branch of Russian Academy (Novosibirsk, Russia), E-mail: mig3672@mail.ru

PHYSICAL EDUCATION IN MIXED GROUPS AS A FORM OF IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION AND THE CONDITION OF INTEGRATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES. In the modern society, more and more attention has been paid to the conditions of education of persons with disabilities (hereinafter HIA), while in society there is a perception that because of inclusive education will deteriorate the quality of education of healthy students. It should be noted that the main idea of the quality of education is to train personnel, according to the state standard, while it applies to all categories of citizens, based on the educational strategy for the formation and development of human capital in the education system at different levels. Accordingly, there is a problem of improving the quality of education not only for healthy students, but also for students with disabilities in an inclusive education. Successful integration in society depends not only on mental abilities and knowledge, communication skills, but also physical abilities or adaptation of the body to external conditions, taking into account physical limitations. In this article, the integration of students with health disabilities will be considered on the example of joint classes in the disciplines of physical culture in the Siberian Institute of management - a branch of Ranepa. The analysis of the effectiveness of joint classes in physical education shows the readiness of healthy students for the inclusive education and the positive atmosphere of relationships in the experimental group.

Key words: quality of education, integration, inclusive education, students with disabilities, joint activities, physical education, training at university.

Е.А. Митрохин, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул; доц. каф. физического воспитания и спорта

Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: mig3672@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.