Научная статья на тему 'Применение дирижаблей в интересах МЧС и других силовых ведомств'

Применение дирижаблей в интересах МЧС и других силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
435
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение дирижаблей в интересах МЧС и других силовых ведомств»

Таблица 2

Средние ошибки прогноза параметра аномальности К!

Ошибки Изоба рические поверхности, гПа

1000 850 700 500 300 200 100

5 0,54 0,49 0,42 0,35 0,54 0,61 0,67

Анализ таблицы свидетельствует о том, что наиболее успешными оказались прогнозы в том случае, когда в качестве предиктора использована интенсивность циркуляции на высоте 500 гПа, на которой наблюдается минимальная ошибка (5 =0,350).

Полученные результаты свидетельствуют об успешности прогноза температуры с использованием интенсивности атмосферной циркуляции и могут использоваться в качестве прогноза при возможном развитии чрезвычайных ситуаций над ЕТР.

Список использованной литературы

1. Багров Н.А. Некоторые характеристики аномалии средних месячных температур воздуха / Н.А. Багров, Н.Н. Мякишева // Тр. ММЦ, 1966. Вып. 9. -С. 53-63.

2. Педь Д.А. Некоторые климатические особенности циркумполярного вихря Северного полушария // Тр. ГМЦ, 1973. Вып. 115. - С. 25-44.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИРИЖАБЛЕЙ В ИНТЕРЕСАХ МЧС И ДРУГИХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

В.Н. Загребаев, профессор, к.воен.н., доцент,

Д.В. Власов, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

А.Н. Зайцев, доцент, к.п.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Для решения задач по мониторингу окружающей среды и по доставке крупногабаритных грузов в труднодоступные районы страны наиболее эффективны дирижабли.

При решении этих задач дирижабли имеют преимущества, как перед авиацией, так и перед спутниками:

- дирижабли чрезвычайно экологичны, причем не только в плане загрязнения воздуха, но и в плане очень низкого уровня шума;

- они весьма экономичны;

- они могут быть чрезвычайно грузоподъёмными, значительно

грузоподъёмнее самых больших транспортных самолетов;

- они не требуют больших и дорогостоящих взлетно-посадочных полос, а могут садиться практически на любую относительно ровную поверхность;

- время их нахождения в воздухе может достигать суток и недель, иногда речь идет даже о месяцах и годах. Кроме того, они способны висеть на одном месте, причем тоже очень долго;

- подготовить пилота дирижабля гораздо проще, чем пилота самолета или космонавта [1].

При этом, дирижабли гораздо дешевле в эксплуатации: месяц эксплуатации беспилотного разведывательного дирижабля, по оценкам американских экспертов, обойдется казне всего в 25 тысяч долларов, при том, что только один час работы беспилотного летательного аппарата «Predator» обходится в 5 тысяч долларов, а «Global Hawk» - 25 тысяч долларов [2].

Эра нового дирижаблестроения в России открылась благодаря аппаратам А. Кирилина, который в 1994 году по заказу минобороны создал аэростат «Аэростатика-01», затем «Аэростатика-2». Появление дирижабля «Аэростатика-2» на авиасалоне МАКС-95 стало заметным событием в мире авиации (рис.).

12 сентября 2000 года аэростат «Аэростатика-2» установил рекорд продолжительности полета для аэростатов этого типа - 18 ч, пролетев при этом 650 км [3]. Всего за последние 20 лет российская компания «Авгуръ -РосАэроСистемы» создала 6 (не считая «Аэростатики») газовых дирижаблей мягкой схемы.

В 2003 году был разработан дирижабль Au-12M - двухместный аппарат объемом 1290 м3 и длиной 34 м, который может двигаться со скоростью до 70 км/час. Основное назначение дирижабля - мониторинг окружающей среды, поэтому его разработчики обеспечили отличный обзор и комфорт в кабине пилотов. В его конструкции реализованы основные концепции современного дирижаблестроения - возможность взлета и посадки как вертикально, так и с укороченным разбегом. Для его обслуживания не требуется аэродром или специальная площадка, достаточно установить передвижную или стационарную причальную мачту [3].

Рис. Аэростат «Аэростатика-2»

Дирижабль AU-30, разработанный в 2007 году, имеет объем оболочки 5065 м3 и длину 54 м, массу полезной нагрузки - до 1500 кг. Он оснащен двумя двигателями «LOM Прага» по 170 л.с., скорость - 110 км/ч, продолжительность полета при крейсерской скорости в 70 км/ч - сутки, а дальность полета - 1600 км, команда - 2 человека.

На каждом дирижабле устанавливаются два комплекса, позволяющих проводить дистанционное сканирование поверхности на основе восьми различных методов. Общий вес оборудования - 370 кг. Дирижабль имеет возможность вертикального взлета, а навигационное оборудование этого аппарата позволяет эксплуатировать его в любое время суток.

AU-30 отвечает всем самым современным стандартам дирижаблестроения: его оболочка выполнена из композитного материала, он очень экономичен с точки зрения расхода дорогого гелия: во-первых, он летает, не расходуя подъемного газа, во-вторых, естественная утечка газа минимальна, может взять на борт восемь человек, в то же время, сжигает в 20 раз меньше топлива, чем вертолет Ми-8.

Второй дирижабль AU-30 из находящихся на базе «Киржач», будет модифицирован в летающую лабораторию - «Атлант-6». В его задачу будут входить испытания узлов, агрегатов и систем, которые в дальнейшем будут установлены на сверхсовременном летательном аппарате «Атлант».

«Атлант» сможет поднимать на борт до 250 тонн груза, перевозя их на расстояние до 5000 км. Разработчики говорят, что этот аппарат будет сочетать в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета и судна на воздушной подушке, и иметь возможность взлета и посадки с любой поверхности, включая водную.

«Росатом» планирует в ближайшие годы запустить для ряда своих задач беспилотный дирижабль линзу, размером 50 метров в диаметре. Уже на данный момент построен прототип этого дирижабля, который получил ласковое название «Анюта».

Сейчас проходят испытания лётных характеристик данного воздушного судна. Форма линзы выбрана не случайно, по данным учёных, это позволит уменьшить влияние воздушных потоков со всех сторон на дирижабль.

Основные задачи будущего корабля: контролирование воздушного пространства, земной и морской поверхности, ведение разведки и многого другого.

Проведена значительная часть работ по проектированию дирижабля «линзообразной» формы ДП-70Т, который предназначен для транспортировки грузов с круглогодичной эксплуатацией во всех климатических зонах. На конструктивной основе этого дирижабля проработаны варианты дирижабля с грузоподъёмностью 200-400 т.

17 марта в Госдуме по инициативе комитета по обороне прошел круглый стол «Вопросы законодательного обеспечения развития аэростатических летательных аппаратов в интересах обороны страны и безопасности государства».

Участники круглого стола обсудили вопросы безопасности и обороноспособности страны, уделив большое внимание созданию всесезонной

инновационной транспортной системы для труднодоступных регионов РФ. По их мнению «перспективными для применения можно считать три типа летательных аппаратов, использующих аэростатическую подъёмную силу это: привязные аэростаты, стратосферные беспилотные дирижабли и гибридные дирижабли».

Результатом работы круглого стола стал ряд рекомендаций Правительству РФ, Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Роскосмосу, Минтрансу, Минприроды, Минрегиону, Росавиации и Межгосударственному авиационному комитету Российской Федерации. Им предлагается рассмотреть ряд вопросов связанных с научно-техническим развитием, финансовой и юридической поддержкой развития отечественной дирижаблестроительной и воздухоплавательной отрасли [4].

Список использованной литературы

1. Кирилин А. Перспективы развития дирижаблестроения. Воздухоплаватель №3 (17), 1999. - С. 32-37

2. Страницы истории отечественного воздухоплавания / Ю.О. Дружинин [и др.]. - М.: Русское авиац. о-во (РУСАВИА), 2013. - 512 с: ил.

3. Бендин С. Штрихи к портрету современного российского дирижаблестроения. Воздухоплаватель № 1 (23), 2011. - С.30-33.

4. Барановский А. В Госдуме рассмотрели вопросы воздухоплавания. 19.03. 2014 г. Aviation EXplorer.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЕРИФИКАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОСОБОВ ПРОГНОЗА ВНУТРИМАССОВЫХ ГРОЗ

В.П. Закусилов, доцент, к.г.н., доцент, Т.Н. Задорожная, старший научный сотрудник, к.г.н., доцент,

П.Э. Искандеров, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Одной из причин возникновения лесных пожаров является своеобразная и многосценарная система поджогов растительности молниевыми разрядами. Особенно это характерно для «сухих» гроз во время продолжительной засухи. На долю лесных пожаров от гроз на территории России в среднем приходится 1015 % случаев от общего их числа [1, 2]. Характерно, что такие возгорания возникают вдали от населенных пунктов или возможных наблюдателей и, как правило, обнаруживаются довольно поздно, а потому площади грозовых пожаров превышают общие площади антропогенных пожаров. В связи с этим актуальной является проблема эффективного прогнозирования гроз для конкретного региона.

Гроза представляет собой комплексное явление, которое связано с развитием кучево-дождевых облаков и сопровождается электрическими разрядами в виде молнии и звуковым эффектом, называемым громом. Различают фронтальные и внутримассовые грозы. В данной работе рассматриваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.