Научная статья на тему 'Применение динамических прогнозов в задаче оперативного управления парком порожних вагонов'

Применение динамических прогнозов в задаче оперативного управления парком порожних вагонов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Корюхина Т. Н., Положишников В. Б., Соболев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение динамических прогнозов в задаче оперативного управления парком порожних вагонов»

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ В ЗАДАЧЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРКОМ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ

Корюхина Т.Н., Положишников В.Б., Соболев А.В.

(ГУП Российский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и

связи, Москва) asobolev@,ous.css-mps. ru

Введение

В настоящее время регулирование парка порожних вагонов базируется на месячном плане передислокации, который, по сути, является результатом решения транспортной задачи в статической постановке.

Такой подход, несомненно, сокращает порожний пробег вагонов и, при этом, позволяет удовлетворять потребности грузоотправителей, но не способен адекватно учитывать динамику образования порожних вагонов в пунктах выгрузки, а также колебания плана погрузки.

Применение динамических оптимизационных моделей в оперативном регулировании парка порожних вагонов позволит наиболее полно учесть эту динамику и повысит эффективность управления порожняком. Одна из таких оптимизационных моделей базируется на динамической транспортной задаче с задержками, описанной в [1].

В данной работе рассмотрены аспекты применения динамических прогнозов в оптимизационной модели оперативного управления парком порожних вагонов. Предлагается методика вычисления функции образования порожняка методом прогнозирования по текущей дислокации груженых и порожних вагонов. Данные о текущей дислокации вагонов извлекаются из автоматизированной системы пономерного учета, контроля дислокации и регулирования вагонного парка на железных дорогах России - сокращенно ДИСПАРК.

1. Прогнозирование зарождения порожняка на отделениях железных дорог

По каждому вагону с уникальным номером k имеется информация о состоянии, станции дислокации gk, станции назначения

gk и момента времени tk последней операции с этим вагоном. Функция образования порожних вагонов а. (t) может быть вычислена как

(1) a(t) = Wi (у,у,т'Хi = 1,..., n,

где n - число отделений на рассматриваемой сети железных дорог. Образование порожних вагонов на такте t складывается из:

• образовавшихся в течение такта t порожних вагонов aГр (t),

которые на момент запроса информации о дислокации находились в груженом состоянии;

• порожних вагонов в движении арег (t), которые поступят в течение t на станции назначения;

• для пограничных отделений - из возвращенных порожних

вагонов а’"° (t) из-за границы.

Таким образом,

(2) a (t) = a? (t) + аГ (t) + an (t).

Время подготовки вагона к регулировке - это время, которое проводит на грузовой станции вагон после прибытия на станцию назначения и до момента, когда этот вагон перейдет в порожнее состояние и будет готов к регулировке. При этом вагон может поступить на станцию либо в груженом состоянии и выгрузиться на путях общего пользования/подъездных путях предприятия, либо поступить уже в порожнем состоянии. Прогнозирование образования порожних вагонов из груженых аГР (t) проводится с учетом

г- ~ ^ /Л max

максимальных выгрузочных способностей отделений Q , которые также могут быть определены по данным информационного хранилища. При прогнозировании поступления на отделения погрузки порожних вагонов арег (t), находящихся в движении, прогнозируется также прохождение ими дорожных стыковых пунктов. Прогнозирование образования порожних вагонов ведется отдельно 82

по каждому роду подвижного состава. Вагоны, двигающиеся в кольцевых маршрутах, исключаются из рассмотрения. Прогноз образования порожняка ai (Ї) вычисляется на глубину 10 суток,

что соответствует максимальному количеству тактов Td хода

груженого вагона по сети с последующей подготовкой к регулировке (Табл. 1).

Таблица 1

Форма результатов прогноза освобождения порожних вагонов

отделения номера вагоно в количество вагонов

отправл ения назнач ения груженых порожних

Временной такт 0

1

Ґ

і І К} /'-'к рт І

Т d

Расшифровка обозначений в таблице следующая: i - отделение дислокации, ] - отделение назначения; } - массив соответствующих учетных номеров вагонов, - количество груженых

вагонов, находящихся на такте t на отделении i и двигающихся на отделение у вариантом маршрута к, - количество порожних

вагонов находящихся на такте t на отделении i и двигающихся на отделение у вариантом маршрута т .

В данной работе время освобождения вагонов вычисляется с некоторыми допущениями. Считается, во-первых, что порожние вагоны, прибывшие на станцию назначения готовы к регулировке сразу после расформирования поезда. Во-вторых, порожние ваго-

ны, образовавшиеся в результате выгрузки и возвращения с грузовых фронтов на станцию, считаются готовыми к регулировке с момента возвращения на станцию.

2. Основные результаты

Времена хода и подготовки порожних полувагонов к регулировке были вычислены по данным информационных хранилищ за февраль 2004 г. Данные по фактическому освобождению были взяты за следующий месяц. Ниже, на рисунках 1-4 представлена проверка прогноза освобождения вагонов из груженых.

3. Заключение

Решение многих задач оперативного управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте всецело зависит от точности прогнозных моделей. В статье рассматриваются проблемы применения динамических прогнозов в задаче оперативного управления парком порожних вагонов. Новизна разработки состоит в привлечении ретроспективных детальных данных, описывающих движение вагонов, для исследования потоков грузовых вагонов и вычисления параметров разрабатываемой модели.

Дата образования порожних вагонов

Фактическое освобождение Прогнозное освобождение

Рис. 1. Проверка прогноза. Дорога освобождения Московская, глубина прогноза 2 суток

333333333333333333333333

оооооооооооооооооооооооо

Дата образования порожних вагонов [—♦—Фактическое освобождение —и—Прогнозное освобождение

Рис. 2. Проверка прогноза. Дорога освобождения Московская, глубина прогноза 3 суток

Дата образования порожних вагонов

| ♦ Фактическое освобождение —»—Прогнозное освобождение-

Рис. 3. Проверка прогноза. Дорога освобождения СевероКавказская, глубина прогноза 4 суток

33333333333333333333333

ооооооооооооооооооооооо

ооооооооооооооооооооооо

Дата образования порожних вагонов

| —♦— Фактическое освобождение —ш— Прогнозное освобождение |

Рис. 4. Проверка прогноза. Дорога освобождения СевероКавказская, глубина прогноза 5 суток

Количественное сравнение прогнозных освобождений полувагонов инвентарного парка МПС с фактическими показывает неплохую работу прогноза на реальных данных. Проверка также показала отслеживание моделью прогноза динамики освобождений вагонов. Поэтому данная модель прогноза может применяться в составе динамической оптимизационной модели оперативного управления парком порожних вагонов.

Литература

1. КОЗЛОВ П.А., МИЛОВИДОВ С П. Оптимизация структуры транспортных потоков в динамике при приоритете потребителей // Экономика и математические методы. 1982. Т. 18. Вып. 3. С. 521 -531.

2. ТИШКИН Е.М. Автоматизация управления вагонным парком. -М.: Интекст, 2000. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.